УДК / UDC 32:17 Т. И. Пороховская,
кандидат философских наук, доцент кафедры этики философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Россия, Москва, e-mail [email protected]
Tatyana Prokhorovskaya,
PhD in Pedagogics, associate at the Chair of Ethics of the Philosophy Department, Moscow State University named after Mikhail Lomonosov, Russia, Moscow, [email protected]
ЛИТЕРАТУРА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА LITERATURE AS PRACTICAL ETHICS
В статье раскрывается проблема сокращения объема преподавания дисциплин гуманитарного цикла, обеспечивающего формирование моральных норм.
The paper reveals the problem of shortening the volume of humanitarian disciplines that provide formation of ethic norms.
Ключевые слова: литература, этика, моральные нормы.
Key words: literature, ethics, ethic norms.
Один из самых досадных и недальновидных, на мой взгляд, шагов по реформированию современного образования - сокращение объема преподавания дисциплин гуманитарного цикла, прежде всего литературы, в школе. При всей важности профессиональной ориентации образования без многих специальных естественнонаучных знаний люди обходились и обходятся, но никому еще не удавалось избежать нравственных проблем, задачи самоопределения, самоидентификации и прожить без знаний о том, как следует выстраивать отношения с другими людьми, как жить, чтобы иметь основания уважать себя. Конъюнктурные реформаторы под злобу дня «выкраивают» часы то под «Этику семейной жизни», то под «Православную этику», между тем как грамотно подобранные литературные тексты дают возможность предметно поговорить и о проблемах семейной жизни, и о вопросах религии и веры, и о межнациональных отношениях, и о многих других актуальных проблемах. Если же умению жить среди людей и быть достойным человеком не учат в семье и школе, человек находит (если находит) ответы на волнующие его вопросы на улице, в неформальных организациях, на телевидении, в Интернете, и что он там для себя найдет, предположить сложно. Во всяком случае, тревожные сигналы о росте инфантилизма, безответственности среди профессионалов раздаются все чаще, что свидетельствует о разрыве
между уровнями профессиональной подготовки и нравственной состоятельности специалистов.
Школа - это единственный институт, на который можно возложить задачу целенаправленного, системного нравственно-этического воспитания подрастающего поколения. Это воспитание, по моему представлению, должно быть «вплетено» в образовательный процесс, в преподавание конкретных дисциплин. Причем не только гуманитарных. Геккелевские фальсификации ставят вопрос об интеллектуальной честности в науке и жизни, а открытие периодической системы Д. И. Менделеева многие связывают не только с профессионализмом ученого, но и с его стремлением к порядку во всем, начиная с частной жизни. Драматическая история науки содержит исключительно богатый материал для нравственно-этических размышлений, которые должны стать компонентом преподавания любой школьной дисциплины. Ведь и в жизни нравственность не существует в виде специализированного вида деятельности, а является аспектом любого другого вида деятельности, затрагивающего интересы других людей.
Однако особое место в нравственном воспитании принадлежит литературе. Литература
- это совокупность культурных текстов, система образов и символов, на основе которых происходит моделирование единого коммуникативного пространства, общего культурного, ценностного поля, формирующего национальную идентичность. Литературные сюжеты - это художественное описание того многообразия ситуаций жизненного, морального выбора, перед которыми может оказаться каждый человек, своего рода «кейсов» (от англ. «case» - случай), вокруг которых и должно выстраиваться обсуждение нравственных, философско-этических, культурологических проблем в школе. Это - тот вторичный социальный опыт, который дополняет, расширяет ограниченный индивидуальный жизненный опыт учащегося и тем самым увеличивает диапазон его потенциального экзистенциального
выбора. В литературе социальный опыт представлен в легко воспринимаемой наглядно-образной форме, в виде разнообразных моделей поведения. Как игра формирует навыки ребенка, так и литература позволяет «примерить» ситуацию на себя и тем самым способствует самопознанию и саморазвитию, формирует нравственные чувства и ценностные ориентации.
Моральные знания в литературных текстах, как и в жизни, содержатся имплицитно, их еще следует «извлечь», оценить, чему и способствует их нравственно-философское осмысление. Философия в целом является практически ориентированным знанием. Этику же А. А. Гусейнов называет «одним из основных каналов выхода философии в практику» [1, с. 45]. Философия теоретически осмысливает природу, сущность человека, а этика оценивает образ жизни человека и способ обустройства жизни общества с точки зрения смысла человеческой жизни и идеала человека и общества (Ю.Хабермас назвал нравственный идеал общества «обществом с позиции этики вида»).
Мораль - это то, что объединяет людей, делает возможной социальную кооперацию, ее предпосылка. Потребность в морали и ее незаменимость в общественной жизни становятся очевидными при доказательстве методом «от противного»: коммуникация не может состояться, если люди будут друг другу лгать, не выполнять взятых на себя обязательств; совместные действия людей невозможны без взаимной поддержки, помощи; обществу будет угрожать самоистребление, если не будет существовать запрета на причинение вреда друг другу и убийство себе подобных. Благодаря моральным нормам, писал А. А. Гусейнов, люди могут взаимно полагаться друг на друга.
Моральное регулирование - это упорядочивание общественной жизни, прежде всего с помощью нравственных ценностей. Ценностный мир человека неоднороден, он имеет сложную структуру. Очень чуткий к специфике морали, И. Кант обратил внимание на то, что моральные ценности и нормы занимают особое место в системе человеческих целей. Если цель счастья задана человеку, обусловлена его желаниями и склонностями, то нравственная мотивация имеет иную природу. Факты бескорыстного, а иногда и с риском для жизни, служения благу других людей, факты отречения от счастья, удовольствий или пользы по нравственным мотивам, свидетельствуют о том, что моральные и иные ценности человеческой жизни - не рядоположенные. В морали человек смотрит на себя с точки зрения рода: я должен поступать так, как должен поступать человек. Мораль совмещает, гармонизирует частные
интересы и интересы общества в целом, доводит до конкретного выбора, конкретного поступка человека общественный интерес. Эта миссия морали осуществляется путем введения наряду с критериями эффективности, выгодности, полезности нравственных критериев (гуманности, справедливости, прав человека и др.) в качестве обязательных параметров выбора.
Ориентация на ценности морали - это ме-танормативная регуляция, детерминация поведения будущим, желаемым должным. Ценности
- это иное измерение действительности, с высоты которого судится настоящее, осознается несовершенство существующих отношений. Об одной из отличительных особенностей морали А. А. Гусейнов пишет так: «Мораль претендует на абсолютность, на то, чтобы быть последней ценностной опорой человеческого существования» [2, с. 581]. С точки зрения моральных критериев могут быть пересмотрены, отвергнуты или, наоборот, одобрены, санкционированы иные неморальные цели человеческой жизни, а также средства их достижения. Нравственные ценности, таким образом, выполняют интегрирующую функцию по отношению к другим нормативно-регулятивным системам: они проникают во все сферы общественной жизни, объединяя их единообразным пониманием добра, справедливости, чести, достоинства и т. д., организуют, координируют все иные ценности и цели человека. Моральные ценности выполняют роль «маяков», интеллектуальных опор, системы координат в выборе решения. Поэтому моральный кризис переживается не просто как недостаток вежливости, милосердия, справедливости, а как утрата общезначимых критериев, превращающая организованную общественную жизнь в хаос.
Особенностью моральной нормы является ее абстрактность, очень общий характер морального предписания. Для субъекта морального выбора это означает, что он в большей или меньшей мере свободен в своих решениях, что на нем лежит ответственность по реализации ценностного содержания моральной нормы, а степень реализации ценностного содержания во многом зависит от творческих способностей, нравственной культуры личности.
Большинство ситуаций в морали имеют стандартизированные решения, которые лишь в определенных случаях могут пробле-матизироваться. Но и к стандартизированным моделям поведения от человека требуется осмысленное отношение: слепо следовать им -значит жить чужой жизнью, нести ответственность за кем-то принятые решения. В морали же человек несет личную ответственность за ценностное содержание своего выбора, своей жизни: выбирая свои жизненные ценности, он
Professional Education in Russia and abroad 3 (7) 2012
111
сам определяет границы своей личной моральной ответственности и, следовательно, меру нравственной свободы, сам может своей волей раздвигать эти границы, расширяя сферу своей нравственной ответственности. Поэтому, писал И. Кант, можно сказать человеку: «Будь нравственным!», но нельзя приказать ему быть счастливым, здесь, в отличие от морали, не все зависит от желания, воли человека.
Мораль ориентирует на то, чтобы человек уже сейчас, в нынешних - несовершенных - условиях по мере своих человеческих сил воплощал морально должное в своем поведении. А поскольку реализация личностных моральных идеалов осуществляется в общении, то, преобразуя себя по меркам морально должного, человек совершенствует и окружающий мир, стремится достроить, гармонизировать его. Мораль, таким образом, является единственным регулятором, который для решения общественных проблем подключает ресурсы личностного самосовершенствования. В этой функции - функции средства самоорганизации общества - мораль ничем заменена быть не может. Поэтому вытеснение возвышающих человека моральных ценностей прагматическими Ф. Ницше назвал «фальсификацией ценностных таблиц». Утилитарные, прагматические цели в принципе не могут выполнять те функции в культуре, в общении людей, которые выполняют нравственные.
В повседневной жизни мы чаще всего принимаем решения по наитию, интуитивно отыскивая вариант, более нас устраивающий, но до конца не отдаём себе отчёт в том, почему предпочли именно этот вариант. В то время как в этике процесс выбора рационализируется, решение обосновывается, аргументируется. Потребность в таком «развёртывании» процесса принятия решения возникает не часто, да в этом и нет необходимости, но оно важно в трудных ситуациях, так как помогает избежать ошибки. Этика разрабатывает дополнительные и более строгие аргументы, благодаря чему способна решать и те ситуации, перед которыми нравственное сознание, не вооружённое этическим знанием, пасует. Справедливости ради следует заметить, что и для этики многие из ситуаций представляют проблему и по поводу нравственно оправданного решения этих ситуаций в этике продолжаются споры.
В реальной жизни конкретное решение обусловлено не только нормами и ценностями морали, но и зависит от контекста - реальных условий, сознания, мировоззрения тех, кто принимает решение и т. д. Поэтому в одном коллективе может сложиться консенсус, согласие относительно одного решения, в другом - относительно другого, и это нормально, если не изби-
рается явно морально недозволенное действие. Этика же ставит задачу нахождения оптимального для данной ситуации и данных конкретных людей варианта решения, воплощающего максимум добра. Для этого она систематизирует разные типы аргументации (владение этой ар-гументативной базой важно, когда необходимо отстаивать свою точку зрения или убеждать в чём-то других), рассматривает и оценивает возможные отдалённые последствия решения и т. д. Конкретное рассмотрение нравственных проблем во всей их сложности в курсе литературы позволяет рассмотреть моральные решения в двух регистрах: с точки зрения допустимости решения и с точки зрения его оптимальности. Речь идёт не только о моральных, то есть морально мотивированных действиях (их квалификация представляет меньшую трудность), но и о действиях, которые собственно моральными не являются, но имеют моральное значение (например, некоторые управленческие решения).
Нравственно-философский анализ в курсе литературы, возможно, потребует дополнительной философско-этической и методической подготовки учителей литературы и, безусловно, некоторой перестройки процесса преподавания. В частности этический, философско-аналитический подход к анализу текста должен потеснить литературоведческий подход. Например, не «образ народа в войне 1812 г.», а «истоки патриотизма народа в войне 1812 г.», не образ того или иного героя, а сравнительный анализ и оценка различных типов отношения к жизни, различных систем ценностей, носителями которых являются герои произведения. Обсуждение нравственных проблем в большей мере, чем это обычно принято, должно носить проблемный характер, а преподаватель, играющий роль модератора, ставящего проблемы, фиксирующего решения и поддерживающего порядок дискуссии, должен быть готов аргументировать свою позицию или возражение. Специально подобранные примеры могут проложить «мостик» от литературного материала к современным проблемам. В рамках кейс-метода, метода ситуационного анализа, акцент с овладения готовым знанием переносится на его выработку в процессе совместного творчества преподавателя и учащихся, а итогом являются не только знания, но и навыки их практического применения.
1. Гусейнов А. А. «„Надо понять не только то, в чем состоит прикладной характер современной этики, но ещё и то, почему она, несмотря ни на что, остаётся этикой» // Ведомости. Вып. 35, специальный: Парадигмы прикладной этики. / Под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. -Тюмень: НИИ ПЭ, 2009.
2. Гусейнов А. А. Этика // Этика: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2001.