Научная статья на тему '«Лисуведение» как строгая Наука'

«Лисуведение» как строгая Наука Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИСУ / ИСТОРИЯ ТИБЕТО-БИРМАНСКИХ НАРОДОВ / ДРЕВНИЕ МИГРАЦИИ / ИСТОРИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / LISU / TIBET-BURMAN PEOPLES / ANCIENT MIGRATION / HISTORY / ETHNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комиссаров Сергей Александрович

В статье даётся краткое этнографическое описание этноса лису. Эта этническая группа проживает в наши дни в провинции Юньнань (Китай) и на сопредельных территориях Бирмы (Мьянмы), Таиланда и Индии. По своим культурным характеристикам она очень близка к современным тибетцам и, вероятно, принимала участие в их долгом продвижении с севера на юг. Специалисты по истории и культуре лису объединили все полученные материалы в рамках особой науки «лисуведение», исследования в рамках которой помогут понять пути миграций древних и средневековых народов на обширных территориях Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Lisulogy” as a real science

The paper presents a brief ethnographical description of Lisu ethnos. Lisu ethnic groups are living nowadays in Yunnan Province of China, and in the neighboring territories of Burma (Myanmar), Thailand and India. According to their cultural characteristics they are quiet close to Tibetans, and probably took part in their long-time moving from north to south. Specialists in the history and culture of Lisu join all the materials in the special science (“Lisulogy”) intended to help us understand the ways of migrations of ancient and medieval tribes within Central, East and South-East Asia

Текст научной работы на тему ««Лисуведение» как строгая Наука»

С.А. Комиссаров* «Лисуведение» как строгая наука1

АННОТАЦИЯ: В статье даётся краткое этнографическое описание этноса лису. Эта этническая группа проживает в наши дни в провинции Юньнань (Китай) и на сопредельных территориях Бирмы (Мьянмы), Таиланда и Индии. По своим культурным характеристикам она очень близка к современным тибетцам и, вероятно, принимала участие в их долгом продвижении с севера на юг. Специалисты по истории и культуре лису объединили все полученные материалы в рамках особой науки «лисуведение», исследования в рамках которой помогут понять пути миграций древних и средневековых народов на обширных территориях Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: лису, история тибето-бирманских народов, древние миграции, история, этнография.

Народ лису (самоназвание — «люди с чёрной костью») относится к многочисленной общности тибето-бирманских народов, проживающих в пограничных районах Китая, Бирмы, Таиланда и Индии. Наибольшее число их (702 839 чел. по Шестой Всекитайской переписи населения [14]) проживает на территории КНР в верхнем течении рек Нуцзян (Салуин) и Ланьцанцзян (Меконг), в основном в Нуцзян-Лисуском авт. округе и Вэйси-Лисуском авт. уезде на северо-западе

* Комиссаров Сергей Александрович, к.и.н., доц., с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, проф. Кафедры востоковедения Гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (ГФ НГУ), директор Центра языка и культуры Китая (Класса Конфуция) ГФ НГУ, эл. почта: sergai@mail.ru

© Комиссаров С.А., 2016

1 Работа выполнена в рамках проекта РНФ № 14-28-00045.

149

пров. Юньнань. Кроме того, заметные группы лису живут на северо-востоке Мьянмы (не менее 157 тыс. чел. в штатах Качин и Шан), северо-западе Таиланда (ок. 16 тыс. чел. в провинциях Чианграй, Чианг-май, Мэхонгсон, Так, Сукхотхай, Кампхэнгпхет) (см.: [10]) и северо-востоке Индии (2,4 тыс. чел. в штате Аруначал-Прадеш). По другим оценкам, общая численность лису превышает 1,1 млн. чел. Они делятся на собственно лису, включающих северных (лонэ, лову, «чёрные лису»), центральных (щящя, «цветочные лису») и южных (лошы, «жёлтые лису»); близких между собой липо и лолопо на востоке Юньнани и др. Они говорят на языках лису и лолопо, относящихся к центральной подгруппе лоло-бирманской языковой ветви. На языке лису в Китае издаётся пресса, ведётся радиовещание. В 1915 г. миссионером Дж. У. Фрезером на основе центрального диалекта лису создан алфавит на латинской графике. До середины XX в. употреблялось также письмо Полларда, созданное для мяо, и спорадически — слоговое письмо, созданное в 1922 г. крестьянином Ван Жэньпо (св. 1 тыс. знаков, с элементами иероглифики). После 1957 г. в КНР пытались внедрить латинизированный алфавит, основанный на пиньине, пока в 1992 г. статус официальной письменности лису не получил алфавит Фрезера [11]. На бытовом уровне население использует языки соседних народов: китайский, качинский, тибетский, бай и наси. Благодаря интенсивной деятельности миссионеров лису подверглись значительной христианизации [15]; по некоторым данным, доля протестантов и католиков достигает 50% от всего народа, но в повседневной жизни устойчиво сохраняются традиционные верования.

В историографии происхождение лису связывают с племенами ди-цян, проживавшими на территории Восточного Тибета; впервые под названием лису этот народ упоминается в сочинении Мань шу, составленном в IX в. Фань Чо, есть свидетельства об их связях с предками йи (ицзу) и государством Наньчжао. В УШ-ГХ вв. вместе с йи мигрировали на юг, в Юньнань. В середине XVI в., спасаясь от набегов наси, многие лису под руководством вождя Му Бибо переселились в долину р. Нуцзян. С середины XIX в. из-за репрессий цинских властей против участников Тайпинского восстания лису расселялись в Мьянме и Таиланде (см.: [8; 12]).

Традиционное занятие в низинах — пашенное земледелие (заливной рис), на горных склонах — подсечно-огневое (кукуруза, гаолян, чумиза, гречиха, пшеница, овёс, конопля, батат, бобы). Разводят свиней, крупный и мелкий рогатый скот, кур. Из шерсти чёрных коз изготовляют сукно, из конопли — ткани, окрашенные в чёрный цвет или с чёрно-белым набивным рисунком. До 2-й половины XX в.

150

сохраняли значительный вес в хозяйстве охота (с использованием самострела, отравленных стрел из бамбука, колчанов из обезьяньей или медвежьей шкуры) и собирательство. Жилище в горах строили сруб-ное, в долинах — каркасное свайное, в две комнаты с очагами в центре, в задней комнате находился алтарь предков. Основная пища — каша из кукурузы, риса, гаоляна, гречихи (часто в смеси), приправленная чёрным перцем. Охота добавляла в рацион жареную дичь, бортничество — дикий мёд и личинки пчёл (в сыром, варёном и жареном виде). К праздничным блюдам относились свиные ножки с кашей, молочный поросёнок. Много пьют хмельного напитка типа браги из кукурузы, гаоляна или ежовника (последний считается наилучшим). В знак дружбы одновременно выпивают из одной чаши, подняв её переплетёнными руками. У тибетцев заимствован обычай готовить чёрный чай с маслом и солью. Используется также отвар из семян конопли с добавлением соли или сахара по вкусу, обладающий слабым наркотическим действием. И женщины, и мужчины жуют бетель, который добавляют к табаку. Традиционная одежда у женщин — короткая правозапашная куртка, плиссированная юбка, ожерелье из цветных бус, замужние женщины сооружают сложный головной убор из белых раковин, красных бус и медных колечек. Мужчины носят длинную рубашку без воротника, с запахом посредине, штаны до колен, повязку на голове, слева на поясе широкий нож, справа (до недавних пор) — колчан для арбалетных стрел (см.: [2; 5; 7; 14; 17]). Сохранились названия более 20 родов долины р. Нуцзян и окрестностей (род тигра, медведя, барана, курицы, рыбы, бамбука, инея, огня, мёда и т.д.), связанных с тотемизмом; от них произошли современные фамилии. Помимо легенд о происхождении каждого рода существует общий этногенетический миф, где предком лису представлена обезьяна, которая выносила и взрастила первого человека [16]. Вероятно, это общая мифологема для тибето-бирманских народов (см.: [3]).

Родовая организация играла важную роль в организации общественной жизни [6]. Деревню возглавлял старейшина из доминирующего рода, но его власть не была наследственной. Практиковался обычай кровной мести. Покойников хоронят на родовых кладбищах, в грунтовых могилах с насыпью; во время похорон из уважения к покойному не используют в пищу перец. Семья — малая, брак — патрилокальный. В случае развода по инициативе жены имущество и дети оставались в доме супруга; если же по инициативе мужа, то девочки оставались с матерью, а мальчики — с отцом. Распространены кросс--кузенный брак (в Таиланде патрилатеральный), полигиния,

151

брачный выкуп, левират. Местами наблюдается брачный обмен между родами. Молодёжь, а также вдовы и вдовцы собирались в общих домах, где рассказывали героические легенды. Допускалось свободное общение между полами; юноши и девушки устраивали песенные состязания. Интересен обряд ложных похорон: 4-5-го числа первого месяца нового года молодые люди шли на берег реки, где «хоронили» своих партнёров в песке, оплакивая их и исполняя погребальные песни и танцы. Считалось, что так проверяются чувства и уничтожаются «духи смерти», что обеспечивает долголетие. Почитали лису духа-создателя У Са и множество духов леса, деревьев, предков, солнца и луны. В каждой деревне есть храм духа-покровителя, куда запрещён вход женщинам; ему приносят жертвы после сбора осеннего урожая, а богу охоты — перед началом промысла. Высокий ранг занимал колдун, изгонявший злых духов из людей и жилищ [4].

Традиционный календарь делил год на 10 «сезонов» в соответствии с естественной фенологией и хозяйственной деятельностью («месяц раскрывающихся цветов», «месяц поющих птиц», «месяц винокурения», «месяц охоты» и т. п.). Основной праздник — Новый год. Во время празднования первые пампушки предлагают собаке, которая, согласно мифам, принесла людям пять злаков; их также подносят быку в благодарность за работу в поле. Завершает новогодний цикл обряд в честь военного министра при династии Мин — Ван Цзи, которого лису считают своим героем: специальные танцоры пляшут босиком по горящим углям и залезают на лестницу из 36 клинков [1]. Из музыкальных инструментов распространены варган-магэ, местный вид лютни, тростниковая свирель, духовой инструмент из нескольких бамбуковых трубок (губной орган). У лису чрезвычайно развито песенное творчество (охотничьи, «строительные», свадебные песни) и коллективные танцы, копирующие движения животных и трудовые процессы.

При Юньнаньском университете национальностей создан Центр по изучению лису, учёные которого активно разрабатывают особую науку — «лисуведение». Она, по сути, является разделом китайской этнографии, направленным на комплексное исследование одного из так называемых малочисленных народов [9]. Центр издавал свой журнал «Исследования по лисуведению» (Лисусюэ яньцзю); поддерживает информационно-аналитический сайт «Чжунхуа лисусюэ ван» (www .lisuxue.com). Выделение именно лису в качестве объекта изучения определяется исключительным богатством и хорошей сохранностью традиционной культуры этого этноса, в значительной степени благодаря развитому фольклору, а также созданию и освоению

152

собственных систем письменности. Проживание лису в разных странах даёт хорошие возможности для сопоставительного анализа. Это позволяет использовать этнографические и лингвистические данные по лису для обсуждения проблемы происхождения и расселения тибето-бирманских народов и их взаимодействия с другими этносами в огромном регионе, охватывающем большую часть Восточной, Юго-Восточной (а отчасти Центральной и Южной) Азии.

Литература

1. Комиссаров С., Войтишек Е. -- ШШ^. Вверх по лестнице из клинков // Институт Конфуция: (Санкт-Петербург; Пекин). 2014, № 2. С. 32-37.

2. Комиссаров С.А., Дзибель Г.В. Лису // Большая российская энциклопедия. М.: БРЭ., 2010. Т. 17. Лас-Тунос — Ломонос. С. 598-599.

3. Кузнецов Б.И. Тибетская легенда о происхождении человека от обезьяны // Докл. по этнографии. Л.: ГО СССР, 1966. Вып. 6. С. 26-32.

4. ЛамаралеХ. Доброжелательные лису // Вокруг света. 1990, № 2. С. 9-11.

5. Решетов А.М. Лису // Народы Восточной Азии. М.; Л.: Наука, 1965. С. 557-563.

6. Решетов А.М. Община у лису в первой половине XX в. // Община и социальная организация у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Л.: Наука, 1967. С. 49-63.

7. Чеснов Я.В. Лису // Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: БРЭ, 1998. С. 291.

8. Лисуцзу цзяньши ШШ^Ш^ (Краткая история народа лису). Куньмин: Юньнань жэньминь чубаньшэ, 1983. 138 с.

9. Лу Цзяньбяо #ШШ. Лисусюэ чуанцзянь юй лисуцзу фачжань ШШ^ ФШ^ШШ^^Ж (Создание лисуведения и развитие народа лису). Луси: Дэхун миньцзу чубаньшэ, 2009.

10. Пан Хайхун ШЩИ. Тайгодэ лисуцзу (Народ лису в Таиланде) // Сымао шифань гаодэн чжуанькэ сюэсяо сюэбао

(г. Сымао). 2010. Т. 26, № 4. С. 60-63.

11. Сюй Линь ШШ. Лису вэнь ШШ^ (Письменность лису) // Чжунго да-байкэ цюаньшу: Миньцзу Ф й^ (Бол. Кит. энцикл.: Этносы). Пекин; Шанхай: Чжунго дабайкэ цюаньшу чубаньшэ, 1986. С. 242-243.

12. Цинь Хэпин Ш^П^. Лисуцзу цзяньши ШШ^Ш^ (Краткая история народа лису). Пекин: Миньцзу чубаньшэ, 2008. 227 с.

13. Чжунго 2010 нянь жэнькоу пуча цзыляо: 2-1 цюаньго гэминьцзу фэнь няньлин, синбе дэ жэнькоу ФШ 2010 2-1 ^Ш^й^ ^Мч Й^ШАП (Материалы Всекит. переписи населения 2010 г.: (Табл.) 2-1. Деление населения разных этносов по возрасту и полу) // Сайт Нац. бюро статистики КНР. URL: http://www. stats. gov.cn/tj sj/pcsj/rkpc/6rp/indexch.htm (дата обращения 01.03.2015).

14. Чжунго лисуцзу Ф ШШШ^ (Народ лису Китая) / Под ред. Оу Гуан-мина И^^Щ. Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 2012. 401 с.

153

15. Шэнь Цзянь Цзидуцзяо юй Юньнань Нуцзян лисуцзу шэхуй

(Христианство и общество лису в районе р. Нуцзян, пров. Юньнань) // Лиши цзяосюэ вэньти. 2006. № 1. С. 13-19. _

16. Ян Цзе ffifa, Цзя Лифэнь Ж Лисуцзудэ тутэн юй синши ШШ^

К (Тотемы и роды у народа лису) // Юньнань миньцзу сюэюань сюэбао: Чжэсюэ шэхуй кэсюэ бань (Куньмин) ¿SK^^^^fe: (ЩВД). 2001. № 4. С. 74-76.

17. Ян Юйцай ШШЛ- Лисуцзу ШШ^ (Народ лису) // Чжунго дабайкэ цюаньшу: Миньцзу. Ф (Большая Кит. энцикл.: Этносы). Пекин; Шанхай: Чжунго дабайкэ цюаньшу чубаньшэ, 1986. С. 243-245.

S.A. Komissarov* "Lisulogy" as a real science

ABSTRACT: The paper presents a brief ethnographical description of Lisu ethnos. Lisu ethnic groups are living nowadays in Yunnan Province of China, and in the neighboring territories of Burma (Myanmar), Thailand and India. According to their cultural characteristics they are quiet close to Tibetans, and probably took part in their long-time moving from north to south. Specialists in the history and culture of Lisu join all the materials in the special science ("Lisulogy") intended to help us understand the ways of migrations of ancient and medieval tribes within Central, East and South-East Asia.

KEYWORDS: Lisu, Tibet-Burman peoples, ancient migration, history, ethnography.

Komissarov Sergey Aleksandrovich, PhD (History), docent, senior researcher of the Institute of Archeology and Ethnography of the Siberian Branch of RAS, prof. of the Chair of Oriental Studies of the Humanitarian Faculty of Novosibirsk State University, director of the Center of Language and Culture of China of GF NSU; E-mail: sergai@mail.ru

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.