УДК 903.226(512.317)
С. А. Комиссаров
Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирский государственный университет, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)
Ю. А. Азаренко
Новосибирский государственный университет (Новосибирск, Россия)
ДОНГШОНСКИЕ ПАМЯТНИКИ ГОНКОНГА*
Дельта реки Чжуцзян в эпоху Древности являлась местом активного взаимодействия населения Южного Китая и Юго-Восточной Азии. Эта территория входила в сферу влияния донгшонской цивилизации. Одним из сюжетов в обсуждении этой версии стала находка бронзовых кинжалов с личинами в Шиби (Шек Пик) на территории Гонконг. Изображение лиц с разных сторон кинжала, интерпретированных как мужское и женское, напоминает украшения бронзовых барабанов — характерных элементов материальной культуры донгшонцев. Подобные «барабаны» изучены на территории Китая в провинции Юньнань, а также в Гуанси-Чжуанском автономном районе, где обнаружена крупная мастерская по их отливке и найдены кинжалы, сходные с гонконгскими. С прибрежным миром юэ (вьетов) «барабаны» тесно связаны через изображения лодок и других типичных для их культуры реалий. Анализ оформления бронзовых кинжалов и наверший из других регионов позволяет рассматривать возможность устойчивых контактов как вдоль западного, так и вдоль восточного меридионального пути.
Ключевые слова: донгшонская цивилизация, археология Гонконга, бронзовое оружие, охота за головами.
Обзор памятников донгшонской цивилизации показывает, что ее носители активно использовали морской и речной транспорт, она распространяла свое влияние на обширные прибрежные территории Юго-Восточной Азии, включая Южный Китай. Яркий пример таких контактов дают находки археологов на территории Гонконга (ныне — Особый административный район Сянган, КНР). Благодаря удобному географическому положению еще в эпоху позднего неолита — ранней бронзы у населения дельты реки Чжуцзян, где расположены современные Сянган и Аомэнь, сложился особый тип хозяйственной специализации, основанной на каботажной торговле и ее обслуживании. Такой вид деятельности способствовал интенсивному культурному обмену и взаимовлиянию между разными группами древнего населения, включая отдаленные регионы. В этом отношении заслуживает внимания находка в 1962 г. на территории Гонконга — в пункте Шиби (Шек Пик) на острове Даюйшань (Ланьтау) — донгшонского бронзового кинжала (рис. 1)1. Дан-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2015. № 1.
© С. А. Комиссаров, 2015
© Ю. А. Азаренко, 2015
* Статья подготовлена в рамках Плана НИР, при поддержке Программы X.100.2: От первобытности к цивилизации: этнокультурные процессы в Евразии в эпоху палеометал-ла и в Средневековье.
1 См.: Тан Чун (Дэн Цун). Предварительное суждение о бронзовых кинжалах с дугообразным перекрестьем и с
ный образец пока уникален (есть еще два кинжала из Давань и Чилицзяо, но они хуже сохранились и пока не опубликованы). Его оформление отличается значительной сложностью, что дает возможность для важных сопоставлений с памятниками донгшонско-дяньской цивилизации2. Не станем углубляться в дискуссию о характере Донгшона: культура ли это, общность культур, цивилизация или особый стиль в бронзолитейном производстве. Все эти концепции имеют смысл в рамках конкретно поставленной задачи.
Благодаря работам прежде всего вьетнамских археологов значительно удревнена хронология Донгшона, равно как и показана ее преемственность и последовательное развитие на основе местных культур позднего неолита и ранней бронзы. Сменив более ранние культуры эпохи бронзы Фунгнгуен — Донгдау — Мун, донгшон-ская культура (в археологическом смысле слова) оформилась в VIII—VII вв. до н. э., а ее предшественники существовали с конца III тыс. до рубежа II—I тыс. до н. э.3
изображением человеческого лица [на клинке] // Вэньу. 1993. № 11.
2 По такому типологически значимому признаку, как дуговидное перекрестье, он близок к кинжалам типа Д выделенным среди донгшонских находок на севере Вьетнама. См.: Ли Куньшэн, Чэнь Го. Чжунго Юньнань юй Юэнаньдэ цинтун вэньмин [Цивилизация бронзового века Юньнани (Китай) и Вьетнама]. Пекин : Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2013. С. 482.
3 См.: Археология Зарубежной Азии / Г. М. Бонгард-Левин и др. М. : Высш. шк., 1986. С. 213, 219.
Рис. 1. Бронзовый кинжал из Шиби (Шек Пик) и деталь узора на его клинке
В этническом плане создателей Донгшона связывают в первую очередь с лак-вьетами (ло юэ), предками современных вьетнамцев, хотя в ее формировании могли принимать участие мон-кхмеры и индонезийцы, а в ходе дальнейшего развития основные культурные достижения распространялись также в среде малайско-поли-незийских, тайских и тибето-бирманских народов1 . В их числе были носители дяньской культуры, которая, в свою очередь, складывалась на пересечении нескольких этнических традиций, включая донгшонскую, представленную так называемыми бронзовыми «барабанами»2.
Учитывая не только археологические, но и этнографические данные, Питер Беллвуд сформулировал наиболее принятую точку зрения о том, что стиль Донгшон распространяется из ареала культуры Донгшон на Севере Вьетнама3. Он же указал на то, что химический состав бронзы (с высоким содержанием свинца), из которой сделаны «барабаны», указывает на ограниченный очаг производства, включавший небольшое количество мастерских на территории Вьетнама. К этому же кругу, очевидно, следует отнести крупную мастерскую по отливке бронзовых барабанов (реальных) и «барабанов» (ритуальных) на территории Гуанси-Чжуанского автономного района (Гуанси) в Туншилин (уезд Бэйлю). В числе
1 См.: Чеснов Я. В. Историческая этнография стран Индокитая. М. : ГРВЛ, 1976. С. 37, 38.
2 Ван Дадао. Связи между юньнаньской культурой эпохи бронзы и культурами донгшон во Вьетнаме и банчианг в Таиланде // Каогу. 1990. № 6.
3 См.: Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана:
Юго-Восточная Азия и Океания в доисторическую эпоху /
пер. с англ. М. : ГРВЛ, 1986. С. 221.
найденных там нескольких десятков готовых изделий одно превзошло размерами ранее известные экземпляры (высотой 67,5 см, диаметр тимпана 166 см, вес около 300 кг4).
В последние 30 лет китайские археологи проделали большую работу по изучению бронзовых барабанов/«барабанов» из провинции Юньнань, которые справедливо считаются одним из важнейших этнокультурных объектов. В их типологии выделена ранняя форма, датируемая периодом от начала Чжаньго и до середины Чуньцю (дата по радиоуглероду 690 ± 90 и 400 ± 85 лет до н. э. для могильника Ваньцзяба и 400 ± 75 лет до н. э. для могильника Дабона), а предположительно — вплоть до эпохи Западное Чжоу, что, однако, не имеет материального подтверждения. Опираясь на эти данные, можно допустить происхождение начального импульса из горной Юньнани, однако дальнейшее развитие не было однолинейным. Известно, например, что среди наиболее популярных мотивов узоров на «барабанах» были изображения лодок разных размеров (вплоть до боевых, вероятно, морских кораблей)5. Они ведут нас в мир прибрежных племен юэ (вьетов), с которыми также связаны и другие этнически значимые детали в составе рисунков (свайные дома, головные уборы из перьев, ритуальное обрушивание риса).
4 См.: Тунгу ван чжи ми [Тайна «царя бронзовых барабанов»] // Бэйлю вэньши цзыляо [материалы по культуре и истории уезда Бэйлю]. На сайте «Бэйлю дицин ван» (Бэй-люское краеведение). URL: http://www.beiliu168.com/wap/ news.asp?dataID=129.
5 См. об этом: Хуан Дэжун. Изучение узора в виде лодок на бронзовых барабанах // Юньнаньшэн боугуань сюэшу луньвэньцзи [сб. науч. статей Музея пров. Юньнань]. Куньмин : Юньнань жэньминь чубаньшэ, 1989.
C. А. Комиссаров, Ю. А. Азаренко. Донгшонские памятники Гонконга
Именно на украшение бронзовых барабанов указывает стилистика узоров на кинжале из Шек Пик. Профессор Тан Чун (Дэн Цун) интерпретировал круги с двух сторон лиц, изображенных на клинке, как серьги-^зюэ, оттягивающие непропорционально удлиненные уши1. Сходные украшения отмечены еще на одном кинжале (из Му-лоцунь, уезд Люцзян, Гуанси-Чжуанский автономный район) и на бронзовом барабане из Пе-джонга в Малайзии. К этому списку можно также добавить кинжалы с хорошо моделированными рукоятями в виде женской фигуры из Донгшона2 и кинжал из чуской могилы № 1 в Шумулин (Чанша, провинция Хунань) без украшения на лезвии, но с рукоятью в форме человека в юэской стилистике3.
Известно о находках более 10 кинжалов так называемого юэского типа с антропоморфными изображениями (найденных в разных местах Гу-
анси: в Мулоцунь в 1986 г., в Шитансян, уезд Линшань в 1980 г., в Лунпинцунь, уезд Тяньян в 1989 г., на территории уезда Байсэ в 1997 и 1999 гг., в уезде Гуйсянь в 1980-х гг.; из Суюаньшань, г. Гуанчжоу в 1965 г. и др.)4. Кроме того, несколько бронзовых кинжалов с рукоятями в виде человеческих фигур выявлено в составе оружейного комплекса царства Дянь5.
Символику полового диморфизма можно видеть в оформлении очень стилизованных изображений человеческих лиц и фигур на клинках ряда однотипных бронзовых кинжалов, найденных на территории Гуанси и Гуандуна4. Например, на клинке из Мулоцунь (рис. 2) с одной стороны образ (очевидно, женский) нанесен выемчатыми (иньскими) линиями, а с другой стороны — (вероятно, мужской) — выпуклыми (янскими) лини-
ями6.
Рис. 2. Кинжал из Мулоцунь, Гуанси
Эта же идея наглядно воплощена в фигуре двуполого существа, которая оформляет скрипко-
1 Тан Чун (Дэн Цун). Обследование вновь найденных бронзовых кинжалов с дугообразным перекрестьем // Чжунго гудай тунгу яньцзю тунсюнь (г. Наньнин). 1999. № 15.
2 Van hoa Dong Son д Viet Nam / chu bien Ha Van Tan. Ha Noi: Nha xuat ban khoa hoc xa hoi, 1994, tr. 461, 463, 467, 468 ; Мухлинов А. М. Происхождение и ранние этапы этнической истории вьетнамского народа. М. : ГРВЛ, 1977. С. 107.
3 Май Инхао. Воспоминания о бронзовом оружии до-циньской эпохи, раскопанного в Сяньган // Гуанчжоу вэньши [Культурная история г. Гуанчжоу]. Гуанчжоу : Гуанчжоу чубаньшэ, 2011. Вып. 76.
видный кинжал из Наньшаньгэнь (провинция Ляонин на Северо-Востоке Китая), относящийся к культуре верхнего слоя Сяцзядянь. В некоторых изданиях его даже называют «кинжал инь-ян»
4 Цзян Тинъюй. Бронзовые кинжалы с изображением человеческих лиц и дугообразным перекрестьем из района Лин-нань // Шоуцанцзя. 2003. № 3. С. 25.
5 Дяньго цинтун ишу [Искусство бронзовых изделий царства Дянь] / отв. ред. Чжан Цзэнци. Куньмин : Юньнань мэйшу чубаньшэ ; Юньнань жэньминь чубаньшэ, 2000. С. 100, 101, 103, 290.
6 Цзян Тинъюй. Гуйлин каогу луньвэньцзи [сб. статей по археологии Гуйлин]. Пекин : Кэсюэ чубаньшэ, 2009. С. 137.
и относят к ритуальной утвари1 . Ключ к пониманию образа мы неожиданным образом находим в тексте платоновского «Пира». Там излагается этиологический миф о существовании в древности людей, у которых «тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук. И у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общей, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано»2. То, что семантика китайских и вьетнамских находок раскрывается через греческий миф, указывает на его универсальный типологический характер. В то же время включенность бронзовых кинжалов в донгшонский культурный контекст позволяет уточнить их ритуальное предназначение. Некоторые ученые связывают изображения человеческих лиц на юэских и дяньских кинжалах (к которым можно добавить и некоторые ба-шуские клинки), а также отдельные элементы узоров на бронзовых барабанах с обычаем охоты за головами, имевшим довольно широкое распространение среди народов Юго-Восточной Азии. Особого внимания в этом плане заслуживает описание одного из обычаев народности ва. К добытому черепу (как правило, мужскому) они относились как к женщине; помещали его на большой деревянный столб, на котором рисовали женские груди3. Таким образом символически восстанавливалась изначальная целостность двух стихий.
Близость сяцзядяньской находки к большому массиву юэских кинжалов и наверший в форме стоящей человеческой фигуры не только по се-
мантике, но и по стилистике изображения свидетельствует о существовании контактов между двумя регионами. На взаимодействие с северными культурами указывает и тот факт, что у одного из кинжалов с дугообразным перекрестьем, найденного в коммуне Шитан (Гуанси), навершие очковидной формы; в рудиментарном виде оно выявлено также у кинжала из Суюаньшань (Гуандун). Навершия сходного типа отмечены и у некоторых экземпляров оружия в промежуточной зоне к западу от озера Дянь, но наиболее широко — в ареале распространения ордосских культур раннего железа. Причем если наньшаньгэнь-ская находка, скорее всего, отмечает контакты с юга на север вдоль восточного меридионального пути, то шитанский кинжал фиксирует южную точку распространения степной оружейной традиции по западной вертикали4.
Важно подчеркнуть, что украшающие рукоять и клинок кинжала из Шек Пик волюты и ме-андровидные узоры относятся к местному культурному пласту, представленному как на бронзовых изделиях, так и на штампованной керамике неолита и бронзового века в пределах обширного региона Южного и Восточного Китая. В ходе обследования Шек Пик петроглифы в форме меанд-ровых штампов выявлены на скалах недалеко от морского берега5. Известно, что в глубине континента скопления петроглифы могли отмечать миграционные и торговые пути в качестве своеобразных дорожных отметок. Возможно, и здесь характерные наскальные рисунки указывали удобные бухты вдоль маршрута прибрежного плавания вьетских (юэских) мореходов, которым принадлежали и бронзовые кинжалы-кортики.
S. A. Komissarov, Y. A. Azarenko
DONGSHONSK MONUMENTS OF HONG KONG
The delta of river of Zhujiang during the late Neolithic and Paleometal periods had been an area of active interaction between the different populations in Southern China and South-East Asia. This territory was influenced by the culture of the Dongshonskaya civilization. The discovery of bronze daggers with masks in Shibi (Shek Pik) and in two other territories of Hong Kong became one of the most interesting episodes of discussion about this era. Figures on either side of the dagger (interpreted as male and female) remind of the decorations on bronze "drums" which are characteristic elements of the Dong-shonsk culture. The same "drums" have been extensively analysed and documented in the Province of Yunnan in China as well as in the Guangxi Zhuang autonomous region where a large workshop of moulded "drums" and daggers similar to Hong Kong were found. "Drums" are closely connected with the coastal world of the Ue (the Vyets) through the images of different boats and other relics, typical of their culture. The analysis of the design of the bronze daggers and a roof-shaped cover found in adjacent and more northern territories revealed the possibility of continuous contacts along western and eastern meridian lines.
Keywords: Dongshonsk civilization, archaeology of Hong Kong, bronze weapons, headhunt.
1 См., например: Сян Чуньсун. Чифэн гудай ишу [Древнее искусство Чифэна]. Хух-Хото : Нэй Мэнгу дасюэ чубань-шэ, 1999. С. 525.
2 Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М. : Мысль, 1999. С. 98.
3 См.: ЧесновЯ. В. Историческая этнография... С. 238.
4 См. также: Bredt C. South Chinese weapons: some thoughts on international connections // Тунгу хэ цинтун вэньху-адэ синь таньсо [Новые разыскания о бронзовых барабанах и культурах бронзового века]. Наньнин: Гуанси миньцзу чу-баньшэ, 1993.
5 Declared Monuments in Hong Kong — Outlying Islands: Shek Pik, Lantau Island: Rock Carving at Shek Pik // На офиц. сайте Antiquities and Monuments Office. Government of Hong Kong. URL: http://www.amo.gov.hk/en/monuments_05.php