Научная статья на тему 'ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная политика / экономика / экономическое развитие / конкурентоспособность / innovation / innovation policy / economy / economic development / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврикова Наталия Игоревна

В данной статье автором рассматриваются вопросы трансформации методов и алгоритмов международного измерения инновационной деятельности. Подчеркивается особая значимость повышения конкурентоспособности и инновационности экономики европейских стран в рамках лиссабонской стратегии, как инструментария экономического роста в контексте регионального развития стран-членов Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LISBON TREATY AND ITS SIGNIFICANCE FOR INTERNATIONAL INNOVATION POLICY

In this article, the author examines the issues of transformation of methods and algorithms of international measurement of innovation activity. The special importance of increasing the competitiveness and innovativeness of the economies of European countries within the framework of the Lisbon strategy as a tool for economic growth in the context of regional development of the member states of the European Union is emphasized.

Текст научной работы на тему «ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 338

Лаврикова Наталия Игоревна, д.э.н., доцент (e-mail: nalavrikova@yandex.ru) Академия ФСО России, г. Орёл, Россия

ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙИННОВАЦИОННОЙПОЛИТИКИ

Аннотация. В данной статье автором рассматриваются вопросы трансформации методов и алгоритмов международного измерения инновационной деятельности. Подчеркивается особая значимость повышения конкурентоспособности и инновационности экономики европейских стран в рамках лиссабонской стратегии, как инструментария экономического роста в контексте регионального развития стран-членов Европейского союза.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, экономика, экономическое развитие, конкурентоспособность.

Глобализация социально-экономических процессов начала XXI столетия трансформировала алгоритм международного измерения инновационной деятельности. Выросла значимость транснациональных экономических объединений и применяемых ими нормативных решений, большое значение приобрели системные решения Европейского сообщества. [4]

На заре XXI века основной проблемой Европейского союза была низкая инновационность экономики и невысокий потенциал знаний, сильно ослабляющие конкурентоспособность и расширяющие дистанцию между экономическими мировыми державами. [2] Это подтверждалось расходами на деятельность НИОКР, отстающими от объемов, выделяемых на эту сферу в США или Японии: в США - около 2,7% ВВП, в Японии - более 3%, а в Европейском союзе - чуть больше 2% ВВП. Неблагоприятное положение занимала также структура финансирования деятельности НИОКР в Европейском союзе в общем объеме государственных средств: в ЕС только 50% научных работников - в частном секторе, 15% - в государственном секторе и 35% - в высшем образовании, в то время как в США 84% - в частных компаниях, 4% - в государственных и 12% - в высшем образовании. Структура расходов на НИОКР отличалась от тенденций, наблюдаемых в более развитых странах.

По сравнению с экономикой США и Японии, Европейский союз слишком большие средства направлял на фундаментальные исследования и незначительные - на прикладные, следствием чего стала низкая адаптация инноваций в экономике.

Увеличение дистанции, разделяющей конкурентоспособность и иннова-ционность экономики ЕС по отношению к экономике США и Японии, а также убывающая динамика экономического роста, стали основой для радикальных решений и действий по укреплению позиций интегрированной

Европы в глобальном масштабе экономики. Ответом на эти проблемы стала разработка Лиссабонской стратегии, принятой на саммите Европейского Совета в Лиссабоне. Она была основным инструментом реформ, структурных изменений и социального развития экономического союза.

Главной целью Лиссабонской стратегии было создание на территории ЕС самой конкурентоспособной и динамичной мировой экономики, основанной на знаниях, способной создавать новые рабочие места и обеспечить социальную сплоченность. [1] Ее преимуществом стал комплексный подход к активизация процессов развития, требующих различных взаимосвязанных элементов политики, сочетающих экономические, социальные и экологические цели.

В основе Лиссабонской стратегии лежит поступательное стремление к более эффективному использованию имеющихся ресурсов (труда, знаний, капитала, окружающей среды) и активное формирование конкурентных преимуществ европейской экономической территории. Достижение поставленных целей реализовывалось с помощью следующих шагов.

1. Переход к экономике знаний: развитие информатизации общества, повышение значимости науки, стимулирование инноваций и формирование компетенций для нужд рынка труда.

2. Либерализация и интеграция сетевых рынков и секторов (телекоммуникация, энергетика, транспорт, почта, финансовые услуги).

3. Развитие предпринимательства, формирование условий свободной конкуренции, преодоление административно-правовых барьеров, предоставление доступа компаниям и будущим предпринимателям к капиталу, знаниям и технологиям.

4. Рост занятости и перестройка социальной модели за счет повышения гибкости рынки труда, совершенствование систем образование, модернизация модели социального обеспечения, сокращение бедности и социальной изоляции.

5. Принципы устойчивого развития и сохранения естественной окружающей среды (ресурсов).

Следствием лиссабонской стратегии стала переориентация политики на технологическое сообщество и создание Европейского научного пространства European Research Area (ERA) для более эффективного использования научных исследований и достижений с целью повышения конкурентоспособности европейской экономики. Приоритетную роль в этом процессе сыграли [3]:

- стимулирование частных расходов на НИОКР (оздоровление инновационного климата сотрудничества компаний и учреждений НИОКР, налоговые льготы, венчурное развитие капитала, рост активности Европейского инвестиционного банка);

- повышение мобильности научно-исследовательских кадров;

- развитие европейской патентной системы;

- улучшение нормативной (правовой, финансовой, налоговой) среды в сфере влияния на проведение исследований и участие предприятий в инновационной деятельности;

- формирование способности предприятий внедрять инновации;

- развитие научно-исследовательского сотрудничества с США.

Также немаловажным шагом лиссабонской стратегии стало изменение координации научной политики - технологический союз, который использовал основные механизмы ее адаптации к региональным потребностям. [5] В соответствии с этим, главным принципом координации научно-технической политики на уровне сообщества было более эффективное использование потенциала НИОКР для повышения конкурентоспособности европейской экономики, где методы и инструменты научно-технологической политики реализованы через другие отраслевые политики (например, в области сельского хозяйства, охраны окружающей среды).

Стоит подчеркнуть необходимость расширения сотрудничества с экономическим сектором в сфере НИОКР. В этой области особое значение придается увеличению научно-исследовательской базы, влияющей на развитие промышленности и углубление сотрудничества между научно-исследовательскими подразделениями с целью выхода европейских товаров на международные рынки и поддержки специализации производства. Следствием принципов лиссабонской стратегии стала не только модернизация экономической и научно-технической политики, но и региональной политики.

Первая углубленная оценка последствий реализации лиссабонской стратегии показала, что, несмотря на ряд положительных эффектов, ее темп оказался недостаточным для достижения поставленных целей и существенного снижения разрывав между экономикой ЕС и США не произошло, а по ряду показателей, неравенство усилилось (например, затраты на НИОКР, размер венчурного капитала). Причины таких последствий можно рассматривать в контексте трех основных проблем. Произошло резкое замедление темпов экономического роста ЕС - на момент формулировки целей лиссабонской стратегии рост ВВП достиг 3,5% после 4 лет реализации стратегии. Кроме того, возникли трудности в выработке компромисса между странами-членами при создании многих нормотворческих решений, в том числе совместного патентного права. Также были задержки во внедрении нового законодательства на внутреннем рынке и реализации идей единого рынка (прежде всего энергетического).

Трудности и отсутствие ожидаемой динамики улучшения инновационной экономики вынудили Европейский союз в последующие годы принять ряд инициатив и оздоровительных мер: были пересмотрены цели лиссабонской стратегии и подготовлен новый документ стратегии экономического роста и занятости, в котором основное внимание было уделено следующим основным целям.

1. Экономика знаний и инновации должны стать движущей силой устойчивого экономического роста.

2. Сделать Европу более инвестиционно привлекательной.

3. Создать новые рабочие места.

В то же время страны-члены должны были разработать национальные планы достижения поставленных целей, так называемые национальные программы реформ, что привело к более активному и эффективному их участию в достижении намеченных задач.

Существенное значение для реализации лиссабонской стратегии имело расширение союза за счет присоединения новых стран-членов ЕС. В соответствующих документах этот факт, с одной стороны, был признан перспективной возможностью дать новый импульс к выполнению стратегических задач. Новые страны-члены имели более высокие темпы экономического роста в среднем по Европейскому союзу, который рассматривался как фактор динамизации роста ВВП после его расширения. С другой стороны, прогнозировалась угроза реализации лиссабонской стратегии при низком ВВП новых членов, их разная экономическая структура, высокий уровень безработицы и низкая конкурентоспособность регионов. Подавляющее большинство регионов новых стран-членов входили в группу отстающих в развития, где ресурсы знаний, инноваций и НИОКР не соответствовали вызовам современной экономики. В странах ЕС региональное неравенство в области исследований, инноваций и технологического развития свидетельствовали о больших различиях по уровню ВВП на душу населения.

Попытки предпринимательского сектора активизировать действия в рамках лиссабонской стратегии не принесли ожидаемых результатов, прежде всего в сфере создания экономики, основанной на знаниях - реструктуризации системы образования, глубоких преобразований в сфере НИОКР и улучшения инновационной экономики (не сработали механизмы ее реализации). Основной способ реализации стратегии, так называемый открытый метод координации, основанный на национальных планах реформ, реализуемыми отдельными странами-членами, оказались неполноценной формой реализации планируемых целей. Кроме того, фрагментация целей и приоритетов привела к размытию сути и значения лиссабонской стратегии.

Список литературы

1. Алиева, М. Н. Предпосылки и причины принятия Лиссабонского договора / М. Н. Алиева, З. К. Исмаилова // Закон и право. - 2023. - № 9. - С. 271-274. - Б01 10.56539/20733313_2023_9_271.

2. Воробьева, Л. М. Вопросы реформирования ЕС: этапы, проблемы, перспективы / Л. М. Воробьева // Проблемы национальной стратегии. -2020. - № 2(59). - С. 83-117.

3. Илюк, А. А. Особенности инновационной политики стран-лидеров международной передачи технологий / А. А. Илюк // Национальные эко-

номические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : сборник научных трудов, Симферополь, 10 апреля 2020 года. Том Выпуск 6. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. - С. 332-334.

4. Устенко, В. С. Глобальные вызовы - новый ориентир научно-инновационной политики? / В. С. Устенко // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 2(127). - С. 136-141. - DOI 10.34925/EIP.2021.127.2.023.

5. Чувахина, Л. Г. Инновации как важный фактор экономического развития США / Л. Г. Чувахина // Самоуправление. - 2021. - № 2(124). - С. 571574.

Lavrikova Natalia Igorevna, Doctor of Economics, Associate Professor (e-mail: nalavrikova@yandex.ru)

Russian Federation Security Guard Service Federal Academy (FSO Academy of Russia), Orel, Russia

THE LISBON TREATY AND ITS SIGNIFICANCE FOR INTERNATIONAL INNOVATION POLICY

Abstract: In this article, the author examines the issues of transformation of methods and algorithms of international measurement of innovation activity. The special importance of increasing the competitiveness and innovativeness of the economies of European countries within the framework of the Lisbon strategy as a tool for economic growth in the context of regional development of the member states of the European Union is emphasized. Key words: innovation, innovation policy, economy, economic development, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.