Научная статья на тему 'Основные пути формирования инновационных систем в странах с развитой рыночной экономикой'

Основные пути формирования инновационных систем в странах с развитой рыночной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INNOVATION SYSTEMS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / COMPETITIVENESS OF ECONOMIC POTENTIAL / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION ACTIVITY TRENDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрин С.В.

В данной статье рассматривается проблема поддержания конкурентоспособности экономического потенциала стран в условиях глобализации на основе использования достижений научно-технического развития и формирования своих национальных инновационных систем. Выявляются тенденции развития инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problem of maintaining the competitiveness of the economic potential of countries in the context of globalization through the use of scientific and technological development and the formation of their national innovation systems. The trends of the development of innovative activities in countries with developed market economies are showed.

Текст научной работы на тему «Основные пути формирования инновационных систем в странах с развитой рыночной экономикой»

Юрин С.В.

канд. экон. наук, доцент,

Уральский государственный университет путей сообщения knovok@mail.ru

мировое инновационное

развитие

основные пути формирования инновационных систем

в странах с развитой рыночной экономикой

_Аннотация

В данной статье рассматривается проблема поддержания конкурентоспособности экономического потенциала стран в условиях глобализации на основе использования достижений научно-технического развития и формирования своих национальных инновационных систем. Выявляются тенденции развития инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.

Ключевые слова: инновационные системы, конкурентоспособность экономического потенциала, инновационная политика, тенденции инновационной деятельности.

В последние годы страны с развитой рыночной экономикой предпринимают конструктивные меры по приведению темпов и масштабов инновационной деятельности в соответствии с требованиями глобальной экономики. Убедительным примером здесь являются США. В феврале 2006 г. в США был принят комплекс специальных мер по поддержке инновационного развития национальной экономики в рамках специальной программы по поддержке ее конкурентоспособности. По существу, это меры по государственной поддержке инновационной деятельности, включающие существенное увеличение бюджетных

средств на инновации. В частности в 2 раза возросли расходы соответствующих федеральных агентств. Были расширены налоговые льготы для частного бизнеса, относящиеся к науке и инновациям, Представляемые при этом преференции, по расчетам американских статистиков, позволят за 9 лет получить чистую экономию в 86,4 млрд. долларов США (1),

Лиссабонская стратегия реформ

В целях повышения конкурентоспособности западноевропейских стран на глобальных рынках их правительствами и Евросоюзом в целом были разработаны специальные меры по

в 2005 г. в качестве главной задачи в Евросоюзе было провозглашено повышение темпов экономического роста и снижение безработицы

активизации инновационной деятельности как основы обеспечения экономического роста. На заседании Европейского сообщества в марте 2000 г в Лиссабоне страны-участники, исходя из признания того, что Европа не сможет стать самой динамичной экономикой в мире к 2010 г и обогнать США и Восточную Азию, заявили о коллективном стремлении сделать «экономику Евросоюза самой конкурентной, динамичной и инновационной в мире», Для осуществления этого был разработан специальный инструмент - Лиссабонская стратегия реформ, В 2005 г. в качестве главной задачи в Евросоюзе было провозглашено повышение темпов экономического роста и снижение безработицы. Результатом реализации такого программного документа, согласно данным Еврокомиссии, предусматривалось повышение ВВП на 12-23% и увеличение уровня занятости на 11% по сравнению с тогдашним уровнем. Одновременно как результат формирования соответствующей инновационной политики стала предметом обсуждения концепция создания национальной инновационной системы. Лиссабонской стратегией предусматривалось довести объем расходов на НИОКР по отношению к ВВП с 1,9% в 2000 г. до 3% в 2010 г.

Концепция единого Европейского

исследовательского

пространства

Важным документом, определившим контуры, направления и стратегию развития национальных инновационных систем для западноевропейских стран, стала Концепция единого Европейского исследовательского пространства, сформированная на Лиссабонском саммите. В качестве одной из главных задач в ней было определение перспектив развития Европейского Союза на период до 2021 года и преодоление основных вызовов XXI века. Они включали:

• преодоление отставания от США и Японии в финансировании НИОКР;

• устранение разрыва между уровнем фундаментальных исследований и коммерческим использованием результатов научных исследований и разработок;

• усиление стимулов к нововведениям;

• преодоление фрагментарности в использовании ресурсов и научно-технической политики.

Необходимость такой концепции была обусловлена тем, что 27 стран Европейского Союза отстают от США и Японии по уровню финансирования НИОКР. Эти страны направляют на НИОКР 1,7% ВВП по сравнению с 2,6% США и 3.3.% Японией (2). Наблюдается также недостаточное участие частного бизнеса в финансировании НИОКР В европейских странах частный бизнес берет на себя только 60% всех расходов, тогда как в Японии - 70%, в США - 68% (2). Очевидно и значительное отставание европейских стран от США и Японии по показателям инновационной активности, производительности труда и по удельному весу на мировых рынках новых продуктов. Концепция исходила из необходимости формирования еди-

реативная экономика, 2010, № 6

ного инновационного пространства со свободным переливом финансовых и человеческих ресурсов, а также технологий.

Зеленая книга «Европейская исследовательская сфера. Новые перспективы»

Конкретное воплощение этой концепции нашло свое выражение в представленной в 2007 г. Зеленой книге «Европейская исследовательская сфера. Новые перспективы». В ней были определены шесть основных направлений интеграции и развития европейских НИОКР. Понятно, что превращение Европы в «наукоемкое экономическое пространство» сопровождается резким увеличением финансовых расходов. Только на фундаментальную науку предполагается израсходовать 7,4 млрд. евро. При этом главные усилия направлены на привлечение научных кадров, дефицит которых оценивается в 700 тыс. человек (3). В Западной Европе получила развития особая институциональная форма, в рамках которой задействованы механизмы регионального и межрегионального развития. Это, так называемые, агентства развития, выполняющие функции центров по распространению инноваций и бизнес - центров. Они становятся на региональном уровне катализаторами развития сетей, связывающих местных субъектов хозяйственной деятельности с правительством региона, и осуществляющих работу по привлечению иностранного капитала в регион.

Центры по распространению технологий

Самостоятельным видом таких организаций являются центры по распро-

странению технологий, независимые консультативные организации в сфере технологий и бизнеса. Будучи независимыми, они нередко получают помощь от Европейской комиссии по предпринимательству. При этом специальные фонды Европейского Союза финансируют создание инновационной инфраструктуры в основном в отсталых по развитию регионах.

В настоящее время такого рода специализированных посреднических организаций насчитывается 68 в 30 странах с банком данных по более чем 13 основным технологиям. Эти агентства /или центры / сами образуют сеть, в рамках которой обеспечивается участие 220 различных европейских организаций. Такого рода посредники рассматриваются как «окно» в Европу, открывающее возможности научно-исследовательским организациям осуществлять трансферт технологий с другими организациями.

В частном секторе также функционирует сеть центров по инновациям, призванных оказывать поддержку предпринимательству и инновациям, содействовать инновационному развитию. Уже действует 150 такого рода центров в 20 европейских странах (4).

в европейских странах частный бизнес берет на себя только 60% всех расходов, тогда как в Японии - 70%, в США - 68%

Китай как мировой инновационный лидер

Согласно публикуемому Форсайт прогнозу, к 2020 г. предполагается сделать Китай инновационным лидером, а к 2050 г. - мировым лидером в сфере технологии и науки. Об успешном продвижении к такой цели свидетельствует быстрый рост наукоемкой продукции в китайской экономике, доля которой с 5% в начале 90-х годов возросла до 30% в 2005 г. (5).

В условиях экономического кризиса правительством Китая уделяется особое внимание развитию приоритетных отраслей преимущественно на современном техническом уровне с использованием достижений отечественной науки.

В январе 2009 г. премьер Госсовета КНР Вэн Цзябао призвал к досрочному выполнению государственной программы развития науки и техники, рассчитанной до 2020 г. В соответствии с этим Академия наук КНР осуществляет разработку плана действий по осуществлению прорыва по 10 приоритетным направлениям. Среди них на первом месте выдвигаются космические и информационные технологии, производство современных материалов (6).

превращение Европы в «наукоемкое экономическое пространство» сопровождается резким увеличением финансовых расходов

Основные тенденции развития инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой

Обобщая все вышесказанное, необходимо охарактеризовать основные тенденции в организации инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.

1. Государства берут на себя ответственность за создание в стране наиболее благоприятного правового и институционального климата для активизации инновационной деятельности, сохранения и наращивания интеллектуального потенциала, создания благоприятных условий для воспроизводства знаний и превращения их в конкурентоспособные продукты и технологии.

2. Особое внимание государства уделяют совершенствованию механизмов финансового обеспечения развития науки и инновационной деятельности, а также национальных образовательных систем, непосредственно участвующих в наращивании научно-технического потенциала своих стран и в воспроизводстве высококвалифицированных кадров.

3. Государствами создаются все необходимые условия для вовлечения бизнеса в инновационную деятельность, для подключения частного капитала к инновационным процессам в основном на стадии предпроизводственного и промышленного освоения новшеств, когда минимален риск и есть все предпосылки для успешной коммерциализации новшеств в экономике.

Литература

1. Якунин В. И. Наука и власть. Актуальные российские реалии./ Наука и власть: Проблемы коммуникаций. Мат-

тивная экономика, 2010, № 6

лы Всерос. науч. конференции 26 сентября 2008 года. М.: Научный эксперт. 2009. - С 28.

2. Шелюбская Н.В. Создание единого Европейского научного пространства и роль государства./ Наука и власть: Проблемы коммуникаций. Мат-лы Всерос. науч. конференции. (Москва 26 сентября 2008г.) М.; Научный эксперт, 2009. - С 315.

3. Дублянская Г.Ю. Глобальные императивы социально-инновационного раз-вития./Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции: Междун. конф. Москва 23-25 апреля 2008г.: Сб. ст. Т.1./ МГУ им М.В.Ломоносова. Экон. фак.; Под ред. Колесова В.П., Тутова Л. А. -М.: МАКС Пресс, 2008. - С. 55.

4. Движение регионов России к инновационному развитию./Гранберг А.Г., Валентей С.Д., Одинцов А.В. и др.; РАН Ин-т экономики. М.: Наука, 2006. - С. 59.

к 2020 г. предполагается

сделать Китай инновационным лидером, а к 2050 г. - мировым лидером в сфере технологии и науки

5. Дынкин А., Иванова Н. Инновационная динамика. Глобальные тенденции и Россия./Проблемы теории и практики управления. 2008. - №5. - С. 17.

6. Новоселова Л. КНР: инвестиции в преодоление кризиса. (О концепции и направлениях реализации антикризисной политики.)/Российский экономический журнал. 2009. - № 1-2. - С. 71.

Yurin S.V.

Cand. of Econ. Sci, associate professor, Ural State University of Railways

The basic ways of building innovation systems in countries with developed market economies

_Abstract

This article discusses the problem of maintaining the competitiveness of the economic potential of countries in the context of globalization through the use of scientific and technological development and the formation of their national innovation systems. The trends of the development of innovative activities in countries with developed market economies are showed.

Keywords: Innovation systems, competitiveness of economic potential, Innovation policy, innovation activity trends

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.