Научная статья на тему 'Европейский опыт поддержки и регулирования инновационной деятельности'

Европейский опыт поддержки и регулирования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Навоева О.В., Комарова О.М.

Авторы статьи обобщают опыт европейских стран по поддержке и регулированию инновационной деятельности, которая может быть использована как в России, так и в странах СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский опыт поддержки и регулирования инновационной деятельности»

>| тия на локальном уровне населенных пунктов может

=г стать мониторинг состояния их социально-экономи-

^ ческого развития, что, в свою очередь, определяется

с возможностью использования научно обоснованных

о новых методик оценки потенциала развития в прак-

х тике регионального управления. Особо актуальной

т рассматриваемая проблема является для северных регионов, где территории субъектов федерации зна-

§ чительны, а населенные пункты расположены друг

ш относительно друга на больших расстояниях. При

ш этом, в случае успешного внедрения методики диф-

¡Е ференцирования населенных пунктов для целей инно-

^ вационного развития в Архангельской области, опыт

™ ее применения можно будет распространить и на

^ другие территории и субъекты федерации северных

о регионов.

о

х <

со О

Литература

1. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 г. // http://www.dvinaland.ru/ economy/strategy/.

2. Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // http://document. kremlin.ru/index.asp; Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // http://document.kremlin.ru/index.asp.

3. Постановление администрации Архангельской области от 22.09.2008 № 217—па/33 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области „Государственная поддержка отдельных населенных пунктов Архангельской области на 2009-2011 гг."» // http://www. dvinaland.ru/files/laws/p/pa217.pdf.

Европеискии опыт поддержки и регулирования инновационной деятельности

European experience in support and regulation of innovation activity

УДК 330.341(4)

О. В. Навоева

преподаватель Магаданского института экономики и управления Санкт-Петербургской академии управления и экономики 685000, г Магадан, ул. Пролетарская, д.

O. V. Navoyeva

685000, Magadan, ul. Proletarskaya, 11

О. М. Комарова

преподаватель Магаданского института

экономики и управления

Санкт-Петербургской академии

управления и экономики

685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д.

andgt@pomorsu.ru

O. M. Komarova

685000, Magadan, ul. Proletarskaya, 11; andgt@pomorsu.ru

Авторы статьи обобщают опыт европейских стран по поддержке и регулированию инновационной деятельности, которая может быть использована как в России, так и в странах СНГ.

The authors of the article generalize the experience of European countries on support and regulation of innovation activity which can be used both in Russia and CIS countries.

Ключевые слова: инновационная политика, научно-техническая политика, инновационный проект, инновационное развитие, международное сотрудничество

Keywords: innovation policy, technical and research policy, innovation project, innovation development, international cooperation

Начало XXI в. для Западной Европы характерно нацеленностью научной, промышленной, экономической, региональной и социальной политики на инновационное развитие. Европейский союз переходит к новой стратегии поддержки и стимулирования инноваций, предусматривающей увеличение расходов на НИОКР,

создание единого научного и инновационного общеевропейского пространства, расширение горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики, усиление ее региональной составляющей. В современной экономической ситуации страны Западной Европы взяли курс на ускоренное развитие инновационной экономики. Изменение характера и значения нововведений в экономике, основанной на знаниях, отставание Западной Европы от США и Японии в сфере перспективных технологий, расширение ЕС на восток — все эти факторы лежат в основе разработки новых направлений инновационной стратегии Западной Европы.

В инновационной экономике все большее значение, наряду с технологическими нововведениями, приобретают организационные и маркетинговые, а сфера НИОКР перестает быть единственным источником инноваций, хотя и остается основным. В результате одно из главных мест в инновационной политике занимают институциональные преобразования. Стратегия Евросоюза в области инноваций — это курс на созда-

ние конкурентоспособной инновационной экономики. Он был взят на саммите ЕС, состоявшемся в марте 2000 г в Лиссабоне, а в начале 2002 г в Барселоне Совет Европы сформулировал ряд конкретных задач в области стимулирования инновационного развития. Среди них — увеличение к 2010 г доли затрат на НИОКР в странах ЕС с 1,9 до 3% ВВП, прежде всего, за счет роста ассигнований частного сектора; дальнейшая вертикальная и горизонтальная координация инновационной политики; создание единого Европейского исследовательского пространства с учетом расширения Евросоюза [1].

В настоящее время ЕС в среднем направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время как США — 2,64%, Япония — 3,04% (в ряде европейских стран этот показатель выше — в Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г ЕС затратил на НИОКР в области медицинских технологий, авиации, фармацевтики и других наукоемких сфер 164 млрд евро, а США — 288 млрд евро. Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР составляет 68,2%, то в ЕС — 56,3%. Серьезно отстает ЕС по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 1990-е гг. ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.

Отставание Западной Европы от конкурентов во многом вызвано специфическими чертами этого региона, в частности высокой долей госсектора, недостаточными стимулами к предпринимательству, различиями в национальных инновационных системах, характере и степени инновационного развития государств — членов Евросоюза. В результате расширения ЕС новые члены привнесут и собственные негативные особенности научно-технического развития, сформировавшиеся в период планово-государственной экономики.

В последнее время ЕС смог добиться некоторых сдвигов в реализации стратегии инновационного развития. Ряд стран (в частности Великобритания) увеличили расходы на НИОКР или отказались от их запланированного сокращения (например, Франция), начали использовать новые механизмы стимулирования инновационной деятельности в предпринимательском секторе. Так, английское правительство поставило цель увеличить в 2003 г. за счет частного бизнеса национальные расходы на НИОКР с 1,9 до 2,8% ВВП. Этому должны способствовать такие меры, как введенный в апреле 2002 г. налоговый кредит для осуществляющих НИОКР малых и средних фирм; расширение и уточнение работ, квалифицируемых как НИОКР; отмена около 40 действовавших ранее правовых норм. По расчетам министерства финансов, в результате налогового кредита сумма экономии для малых и средних предприятий достигнет 150 млн ф. ст. в год, что составляет 1/3 расходов на НИОКР в этом секторе. Данная налоговая льгота распространится на 4500 фирм с занятостью не более 250 человек, годовым оборотом, не превышающим 25 млн ф. ст., и ежегодными расходами на НИОКР в размере не менее 25 тыс. ф. ст. На их долю приходится около 10% затрат на НИОКР в частном секторе [2].

Отсутствие серьезного прогресса в инновационном развитии, проблемы в связи с расширением Евросоюза, старение населения — все эти факторы легли в

основу предложений Еврокомиссии по новым направ- >| лениям инновационной политики. Эти предложения ^ сформулированы в документе «Инновационная поли- ^ тика: современные подходы в контексте Лиссабонской ^ стратегии», где выделены следующие приоритеты: о улучшение инновационной среды путем усиления ин- х новационной составляющей всех направлений нацио- g нальных политик и их интеграции; стимулирование g рыночного спроса на инновации и использование s концепции «лидирующих» рынков, предполагающей ^ поддержку рынков, наиболее восприимчивых к ново- ш введениям; стимулирование инноваций в госсекторе, н преодоление бюрократического консерватизма госу- m дарственной администрации; усиление региональной < инновационной политики. ш

Одно из основных мест в реализации программ □= стимулирования инновационной деятельности заняли о институциональные изменения. Были предприняты ^ усилия по формированию структурных элементов и щ механизмов осуществления инновационной полити- ° ки. Несмотря на национальные различия в подходах, ;Е можно выделить три общих аспекта:

• образование новых административных структур. Ряд стран (Великобритания, Германия) изменили функции министерств или создали новые министерства, занимающиеся вопросами инновационной политики. В Финляндии возглавляемый премьер-министром Совет по научной и технологической политике несет ответственность за стратегическое развитие и координацию этой политики, а также инновационной системы в целом. В Испании правительство сформировало в рамках Национальной инновационной программы координационную структуру в области инновационной политики под руководством премьер-министра. Внесены также изменения в механизм координации — созданы новые координирующие органы (инновационные советы) — или в компетенцию уже существующих научных советов включены вопросы инновационной деятельности;

• признание на правительственном уровне инноваций жизненно важным фактором экономического развития, проведение широкой правительственной кампании по проблемам нововведений, активизация диалога между научным сообществом, промышленностью и общественностью. Практика проведения информационных кампаний распространена в Великобритании и Германии. В Испании создан Форум информационного общества, одной из главных задач которого является стимулирование координации деятельности правительства и различных промышленных и общественных организаций при разработке Национального плана действий по созданию информационного общества;

• использование нового механизма прогнозирования и выработки приоритетов (Foresight) для формирования национальной инновационной стратегии. Его цель — определить стратегические направления исследований и инноваций, необходимые для повышения конкурентоспособности страны. Мероприятия по координации проведены также на

уровне ЕС. В Европейском совете в 2002 г произошло объединение советов по внутреннему рынку и промышленности и исследовательских советов в Совет по конкурентоспособности. В рамках Еврокомиссии проходят регулярные встречи Группы комиссаров по проблемам роста, конкурентоспособности, занятости

>| и устойчивого развития. Большое значение для коор-^ динации национальных инновационных политик имеют g мероприятия ЕС по сбору, анализу, оценке и распро-^ странению информации о состоянии инновационной О деятельности в странах-членах и наиболее успешных х примерах инновационной политики. В их числе: трен-g ды инноваций в Европе (the Trend Chart on Innovation g in Europe) — распространение успешных примеров x инновационной политики; Европейское инновационное g табло (the European Innovation Scoreboad) — ежегод-ш ные данные о состоянии науки, техники, инновационно ного поведения компаний и инновационной среды; m специальные обследования конкретных аспектов ин-< новационной политики, включая отношение компаний ш к нововведениям Иннобарометр (the Innonbarometer); □z деятельность электронной службы информации ЕС о по НИОКР и инновационной политике — CORDIS, в рамках которой предоставляются также сведения ш о возможностях использования результатов работ по ° проектам ЕС (Technology Marketplace). Все эти информационные мероприятия выходят за рамки программ НИОКР, финансируемых из фондов ЕС, и охватывают всю инновационную деятельность стран Западной и Центральной Европы.

За последние 10 лет в странах ЕС значительно возросло значение регионального научно-технического и инновационного сотрудничества. Появление новых технологий и глобализация экономики, а также ограниченность правительственных бюджетов привели к повышению роли регионов в осуществлении экономической деятельности. В результате региональные власти все шире налаживают контакты с заинтересованными кругами за рубежом на субрегиональном уровне. Одновременно региональные проблемы решаются путем тесных контактов центрального правительства и местных властей, поскольку последним лучше известны технические, экономические и социальные потребности регионов. Таким образом, в последние годы все более тесно переплетаются три уровня формирования региональной политики: политика, осуществляемая самими регионами, региональный компонент федеральной инновационной политики и наднациональной политики ЕС.

Изменение характера национальных научно-технических политик, делающих основной упор на распространение новых знаний в экономике, также повысило значение регионального аспекта инновационной политики. В результате региональная политика все в большей степени приобретает структурный, а не перераспределительный характер. Федеральное правительство играет доминирующую роль в фундаментальных исследованиях и подготовке научных кадров, а регионы все в большей степени проводят в жизнь политику распространения инноваций. В частности, в Великобритании регионы Восточного Мидленда, Северо-Востока, Уэльс и Шотландия имеют собственную инновационную стратегию и активно участвуют в инновационных программах ЕС.

Инновационная политика стала составной частью национальной региональной политики, однако, как правило, национальные правительства отдают предпочтение уже развитым в научно-техническом отношении регионам. Государство оказывает помощь отсталым регионам не столько путем прямых финансовых вливаний, сколько путем содействия в разработке инновационной политики и развитии инфра-стуктуры. Смягчение диспропорций технологического

регионального развития является преимущественно функцией ЕС. Основное место в этом направлении деятельности отводится Сети инновационных регионов (Forum of Innovation Regions) и локальной сети центров по распространению инноваций (Innovation Relay Centres — IRC).

Сети инновационных регионов представляют собой их национальные и транснациональные объединения в сфере разработки и обмена опытом в отношении инновационной стратегии. Центры по распространению инноваций имеют статус независимых консультационных организаций в области технологии и бизнеса, получающих помощь от Еврокомиссии по предпринимательству. Они оказывают помощь инновационному бизнесу по следующим направлениям: трансфер технологий; коммерциализация результатов НИОКР, включая вопросы интеллектуальной собственности; развитие адаптационных возможностей компаний к новой технологии, в том числе нахождение и сведение вместе потенциальных партнеров сотрудничества; осуществление транснациональных инновационных инициатив; распространение информации об инновационной политике ЕС. В настоящее время действует 68 центров с банком 1300 новейших технологий. Сами они представляют сеть, их членами являются 220 европейских организаций, а в работе участвуют более 1 тыс. консультантов.

Формирование Европейского исследовательского пространства началось с функционированием Шестой 5-летней Рамочной программы ЕС в области НИОКР, которая предусматривает развитие регионального инновационного сотрудничества, в частности через систему интегрированных проектов, и программу создания сети Европейского исследовательского пространства. Эта программа с бюджетом 17,5 млрд евро (увеличение на 17% по сравнению с Пятой Рамочной программой) предусматривает объединение ресурсов всех европейских государств, в том числе стран — кандидатов на вступление в ЕС, а также России, государств СНГ и прочих.

Шестая Рамочная программа НИОКР имеет две основные статьи расходов: программы ЕС по созданию ERA (16,27 млрд евро) и программы Евратома по ядерной энергетике (1,23 млрд евро). Работы по Рамочной программе пойдут в трех направлениях: интеграция исследований ЕС (13,345 млрд евро), структурирование ERA (2,605 млрд евро), укрепление основ ERA (0,32 млрд евро). В программе интеграции исследований выделено семь приоритетов, на которые предполагается затратить 11,285 млрд евро, в том числе (в млрд евро): создание информационного общества — 3,6 (включая 90 млн евро для участия России и других государств СНГ, стран Южной Европы и развивающихся стран); науки о жизни, геномика и биотехнология для здравоохранения — 2,26; нанотехнологии и нанонауки, «интеллектуальные» многофункциональные материалы, новые устройства и производственные процессы — 1,3; аэрокосмос — 1,1; качество и безопасность продуктов питания — 0,685; защита окружающей среды и создание экосистем — 2,12; население крупных городов и проблемы управления в обществе, основанном на знаниях, — 0,225.

Специальные программы предусмотрены для малых и средних фирм (предполагается повысить степень их участия в проектах с 10 до 15%). Отдельная программа посвящена стимулированию инноваций. Она направ-

лена на оказание помощи предпринимательскому сектору, а также ученым в реализации результатов исследований, трансформации их в новые инвестиции и рабочие места. Особые меры предусмотрены в таких областях, как интеллектуальная собственность, доступ к рисковому капиталу и поиск партнеров в других странах.

Выполнение предыдущих рамочных программ осуществлялось в основном путем реализации совместных проектов. Однако нередко после их окончания консорциум партнеров распадался, и в большинстве случаев проекты не достигали «критической массы», необходимой для получения реального эффекта. Поэтому в Шестой Рамочной программе предусмотрено использование и новых инструментов, в том числе интегрированных проектов, сетей по обмену опытом, совместного проведения национальных программ стран — участниц ЕС и ассоциированных государств. Цель этих нововведений — мобилизация научно-технического потенциала европейских стран.

Итогом каждого интегрированного проекта в отличие от проектов предыдущих рамочных программ должны быть конкретные результаты, т. е. инновации. Проекты должны носить в основном полидисциплинарный характер, в них могут быть задействованы, как минимум, три участника. Основное внимание уделяется малым и средним организациям [3].

Цель сетей по обмену опытом — повышение качества НИОКР путем не только объединения «критической массы» ресурсов, но и накопленного опыта. Благодаря планированию совместных работ сети призваны помочь преодолеть разрозненность и фрагментарность европейских научных исследований. Среди основных задач — ликвидация организационных, культурных и кадровых барьеров на пути долговременной интеграции научного потенциала участников сети. Хотя ст. 169 Договора об учреждении ЕС, предусматривающая совместное проведение национальных программ стран-участниц и ассоциированных государств, присутствовала и в Пятой Рамочной программе, она до настоящего времени не использовалась. Данная статья является наиболее действенным инструментом для создания единого Европейского исследовательского пространства, поскольку позволяет странам-кандидатам участвовать в Шестой Рамочной программе на тех же условиях, что и полноправным членам ЕС. Аналогичные права даны и международным организациям, представляющим европейские интересы. Кроме того, третьи страны получили доступ к направлениям, реализуемым через совместные проекты и сети по обмену опытом. Намечено финансирование и для участников программы «Международное сотрудничество» (^СО).

Создание единого Европейского исследовательского пространства предусматривает вовлечение в него не только старых, но и новых членов ЕС, а также государств, подписавших соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Евросоюзом (в 2001 г. такие соглашения подписаны с Россией, Украиной, Мальтой и Индией). Особая роль при этом отводится государствам с развивающейся и переходной экономикой. В отношении России и других стран СНГ предполагаются усилия, направленные, во-первых, на стабилизацию их научного потенциала, во-вторых, на решение представляющих взаимный интерес проблем в таких областях, как здравоохранение и обеспечение экологической безопасности (включая

ядерную), энергетика, нераспространение воору- >| жений.

<

Помощь в работе со странами СНГ окажет ряд ^ организаций, в частности Международная ассоциа- ^ ция по содействию сотрудничеству с учеными из но- о вых независимых государств бывшего СССР (INTAS), х Международный научно-технический центр в Москве g (МНТЦ), Украинский научно-технический центр в Ки- g еве (УНТЦ). В рамках программы INTAS сотрудничает s более 40 стран. Проекты и программы МНТЦ и УНТЦ ^ способствуют интеграции ученых оборонного ком- ш плекса в мировое научное сообщество на основе н многостороннего сотрудничества с Западной Европой, m США и Японией. <

Россия уже участвовала в качестве субподрядчика ш в Третьей, Четвертой и Пятой Рамочных программах, □= главным образом в фундаментальных исследовани- о ях. В ходе выполнения Пятой Рамочной программы ^ она была задействована в 122 проектах, в том числе щ по программам «Международное сотрудничество» ° (INCO2) — в 62, «Конкурентное и устойчивое разви- ^ тие» (EECD) — в 17, «Информационное общество» (IST) — в 16, «Повышение качества кадрового потенциала» (Human potencial) — в 6, «Евратом» — в 15. Среди стран-кандидатов в наибольшем числе проектов в Пятой Рамочной программе участвовала Польша (531 проект), далее следовали Чехия (439), Венгрия (400), Словения (221), Румыния (172), Болгария (156).

Программа INTAS взяла на себя роль информационного посредника между Шестой Рамочной программой НИОКР Евросоюза и научными сообществами СНГ. Вместе со службами Еврокомиссии она будет обеспечивать потенциальных участников проектов в СНГ информацией по тематическим направлениям, а также по процедурным вопросам. Обратный поток информации в Европу о потенциале российских ученых, а также специалистов из других государств будет осуществляться через так называемые национальные информационные точки в странах СНГ. Они призваны помогать потенциальным европейским партнерам лучше узнать возможности не только отдельных российских институтов, но и научных сообществ, включая промышленные лаборатории [4].

Таким образом, страны Западной Европы и Евросоюз взяли в XXI в. курс на дальнейшее углубление кооперации в сфере НИОКР и повышение эффективности инновационной деятельности. Это будет способствовать усилению их конкурентных позиций на мировом рынке современных технологий. Что касается России, то создание единого Европейского исследовательского пространства дает ей возможность активно включиться в европейское научное сообщество, а также ускорить формирование и развитие национальной инновационной системы.

Литература

1. ЭглауХ. О. Борьба гигантов: экономическое соперничество Европы, США и Японии: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Е. С. Хесина. М.: Прогресс, 2006.

2. Концепция государственной политики российской федерации в области международного научно-технического сотрудничества // Сайт Министерства иностранных дел РФ. http://www.mid.ru/.

3 Санто Б. Инновации как средство экономического развития. М.: Прогресс, 2007. 4. Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики ЕС // Инновации. 2008. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.