DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-216-221 УДК 343.34
Ларина Любовь Юрьевна
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
лишение права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством за совершение преступления как средство обеспечения транспортной безопасности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00658
В статье рассматривается наказание в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами в качестве средства обеспечения транспортной безопасности. Такое наказание часто назначается за совершение преступлений при управлении транспортными средствами. При этом судебная практика применительно к различным статьям Особенной части УК РФ складывается по-разному. Автором проанализированы приговоры и другие судебные акты по уголовным делам о преступлениях, совершаемых при управлении транспортными средствами. На основе обобщения теоретического материала и судебной практики по рассматриваемой проблеме автором сформулированы предложения по изменению действующего законодательства и рекомендации для правоприменителя. В статье обосновывается необходимость обязательного обсуждения судом возможности назначения наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами во всех случаях совершения преступления при управлении транспортом. Предлагается закрепить в УК РФ новую меру уголовно-правового характера (запрет заниматься определенной деятельностью), применяемую по преступлениям, совершенным при управлении транспортным средством, при освобождении от уголовной ответственности. Срок применения меры пресечения в виде запрета управления транспортным средством необходимо засчитывать в срок отбытия наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами.
Ключевые слова: транспортная безопасность, наказание, лишение права, управление транспортным средством, преступление
Информация об авторе: Ларина Любовь Юрьевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9366-1291, кандидат юридических наук, доцент, директор юридического института Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, г. Рязань, Россия
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 04.10.2020
Для цитирования: Ларина Л.Ю. Лишение права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством за совершение преступления как средство обеспечения транспортной безопасности // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 4. С. 216-221. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-216-221
Lyubov' Yu. Larina
Yesenin Ryazan State University
the prohibition of driving a vehicle for committing a crime as a means
of ensuring transport security
The reported study was funded by RFBR, project number 19-011-00658
The article deals with the penalty of deprivation of the right to engage in vehicle management activities as a means of ensuring transport security. This penalty is often imposed for crimes committed while driving vehicles. At the same time, judicial practice in relation to various articles of the special part of the criminal code of the Russian Federation develops in different ways. The author analyses sentences and other judicial acts in criminal cases on crimes committed while driving vehicles. Based on the generalisation of theoretical material and judicial practice on the problem under consideration, the author formulated proposals for changing the current legislation and recommendations for law enforcement. The article substantiates the needfor mandatory discussion by the court of the possibility of imposing a penalty in the form ofdeprivation of the right to engage in activities for driving vehicles in all cases of committing a crime while driving.
Keywords: transport security, punishment, disqualification, driving, crime
Information about the author: Lyubov' Yu. Larina, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9366-1291, Candidate of Jural Sciences, Associate Professor, Director of the legal Institute of Yesenin Ryazan State University, Ryazan, Russia
E-mail: [email protected]
Article received: October 04, 2020
For citation: Larina L.Yu. The prohibition of driving a vehicle for committing a crime as a means of ensuring transport security. Vestnik ofKostroma State University, 2020, vol. 26, №2 4, pp. 216-221 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-216-221
216
Вестник КГУ .J № 4, 2020
© Ларина Л.Ю., 2020
Йля обеспечения транспортной безопасности используются различные правовые средства, в том числе поло-ловного законодательства. Ученые разных стран озабочены состоянием преступности в транспортной сфере. Одни обращают внимание на необходимость обеспечения безопасности на отдельных видах транспорта, например железнодорожном [Pawlik] или общественном [Situational prevention: 29], другие - на вопросы безопасности отдельных категорий лиц на транспорте [Smith], третьи - на предпринимаемые меры в этой области [Fear of crime]. Обеспечение транспортной безопасности средствами уголовного закона не ограничивается нормами Особенной части УК РФ. Значительную роль в соответствующем механизме играют нормы института уголовного наказания. Одним из наказаний, которое выполняет указанную роль, является лишение права заниматься определенной деятельностью.
Такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотрен санкциями норм об ответственности за различные преступления, затрагивающие транспортную безопасность (например, ст. 263, 263.1, 264, 264.1 УК РФ). В то же время данный вид наказания может назначаться в качестве дополнительного наказания даже в тех случаях, когда это не предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ. Это позволяет судам реализовать принцип индивидуализации уголовного наказания.
В санкциях ст. 264 УК РФ до изменений, внесенных 31 декабря 2014 года1, встречался такой вид наказания, как лишение права управлять транспортным средством. При этом в научной литературе обоснованно отмечалось, что такое наказание не соответствует требованиям общей части УК РФ [Бадамшин, Козун, Поезжалов: 35]. Тем не менее проведенный нами анализ судебной практики показывает, что такое наказание, как лишение права заниматься определенной деятельностью, применительно к преступлениям, связанным с транспортной безопасностью, наиболее часто судами назначается в виде «лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами»2 либо «лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами»3. Несмотря на внешнюю схожесть данных формулировок, вторая гораздо шире по смыслу, поскольку включает не только деятельность по управлению транспортными средствами, но и иную (например, деятельность диспетчеров, штурманов, шкиперов). Поэтому при назначении наказания в виде лишения права необходимо обращать особое внимание на его формулировку. В отдельных случаях судами назначалось наказание в виде «лишения права заниматься деятель-
ностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств»4. На наш взгляд, такое наказание целесообразно назначать лишь в случае, когда совершенное преступление связано с нарушением правил эксплуатации транспортных средств.
В санкциях статей главы 27 УК РФ лишение права заниматься определенной деятельностью как дополнительное наказание встречается достаточно часто. Верховный суд РФ разъяснил, что в случае указания на обязательный характер дополнительного наказания «его неприменение судом допускается либо при наличии условий, предусмотренных статьей 64 УК РФ, либо в силу положений Общей части УК РФ о неприменении соответствующего вида наказания»5. Однако, учитывая, что в ст. 47 УК РФ не содержится никаких ограничений для назначения данного вида наказания, то его неприменение возможно только при установлении судом указанных в ст. 64 УК РФ исключительных обстоятельств. Аналогичные разъяснения даются Верховным судом РФ применительно к транспортным преступлениям6.
На сегодняшний день в судебной практике однозначно решен вопрос о том, что лишение права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами назначается вне зависимости от того, имеется ли у лица полученное в установленном законом порядке удостоверение на право управления каким-либо транспортным средством. Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку позволяет не допускать к управлению транспортом лиц, допустивших нарушения, повлекшие преступные последствия. Тем самым данное наказание направлено на обеспечение транспортной безопасности.
Проведенный нами анализ 86 приговоров и иных судебных актов по уголовным делам о преступлениях, совершенных при управлении транспортным средством, показал, что только в 9 % случаев судами обсуждался вопрос о назначении дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством. Так, например, рассматривая уголовное дело в отношении В., который, управляя маломерным судном, не обеспечил безопасность его пассажиров при следовании на данном судне, что повлекло смерть пассажира, суд при вынесении приговора даже не обсудил вопрос о назначении дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством7. Такая ситуация не отвечает задачам обеспечения транспортной безопасности, а также не соответствует такой цели уголовного наказания, как предупреждение преступлений. Сохранение за такими лицами права управления транспортными средствами может повлечь за собой совершение аналогичного преступления. Поэтому в каждом случае совершения преступления при управлении транспортным средством суду надлежит рассма-
тривать вопрос о целесообразности назначения наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством. Такую рекомендацию нужно, на наш взгляд, закрепить на уровне постановления Пленума Верховного суда РФ.
Одним из сложных вопросов относительно лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами является определение круга транспортных средств, в отношении которых действует запрет. В судебной практике нет единства по этому вопросу. Так, апелляционным постановлением Вологодского областного суда разъяснено, что приговор суда первой инстанции «в части лишения права заниматься определенной деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года 6 месяцев, не распространяется на лишение осужденного Кудрявцева И.А. занимать должность помощника машиниста и лишение права управления электровозом на указанный срок»8. Вместе с тем Верховный суд РФ занял иную позицию, указав, что наказание в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами касается всех видов транспорта9. Некоторые авторы критикуют такой подход высшей судебной инстанции со ссылкой на нарушение принципа справедливости [Беларева: 27]. Представляется, что далеко не во всех случаях необходимо лишать права управлять абсолютно всеми видами транспорта. Существенную роль здесь могут сыграть обстоятельства совершения преступления и причины совершения преступления. Так, например, если пилот самолета в силу малого опыта вождения автомобиля совершит преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, то нет никаких оснований лишать его права управления воздушным транспортом. Иное касается управления транспортом в состоянии опьянения. В последнем случае целесообразно лишать права управления всеми видами транспортных средств.
На практике возникают сложности, касающиеся соотношения уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством и административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством. Согласно позиции Верховного суда РФ, если за те же действия, которые вменяются как преступление, лицо уже в административном порядке лишено права управления транспортным средством, то отбытый им срок лишения права управления транспортным средством подлежит зачету в срок назначенного по уголовному делу дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами6. В научной литературе такой подход справедливо подвергается критике ввиду разной правовой природе данных наказаний [Половинко: 255]. Соглашаясь
с такой критикой, мы, однако, считаем, что при определении срока уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством суд должен учесть отбытый к моменту вынесения приговора срок лишения в административном порядке права управления транспортным средством. Иными словами, исполнение части административного наказания становится основанием для смягчения уголовного наказания.
Еще одна сложность, возникающая на практике и требующая разрешения на законодательном уровне, связана с тем, что в случае освобождения от уголовной ответственности по нереабилитиру-ющим основаниям и прекращении уголовного дела лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние, не лишается права управления транспортным средством, поскольку наказание ему не назначается. Как правило, такие лица не могут быть привлечены и к административной ответственности, как минимум из-за истечения сроков давности. Складывается парадоксальная ситуация: лица, совершившие преступления и освобожденные от уголовной ответственности, оказываются в более привилегированном положении, чем лица, совершившие административные правонарушения. В таких случаях налицо нарушение закрепленного в ст. 6 УК РФ принципа справедливости и создание угрозы транспортной безопасности.
Для решения данной проблемы можно ввести новую меру уголовно-правового характера - запрет совершения определенных действий. Применительно к рассматриваемой проблеме эта мера может заключаться в лишении права управления транспортным средством на определенный срок. Эта мера должна будет применяться в случае освобождения от уголовной ответственности за преступления, совершенные при управлении транспортными средствами.
В литературе высказываются мнения о недостаточности максимального размера данного вида наказания [Силкин: 273] и предложения относительно увеличения максимального срока дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами за преступления, предусмотренные ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ, до двадцати лет [Бохан: 68]. На наш взгляд, такие предложения не должны быть приняты. Во-первых, указанные преступления, как правило, являются неосторожными и судимость за них при рецидиве не учитывается. Во-вторых, столь долгий срок лишения права не соотносится с общественной опасностью указанных преступлений.
Не меньший интерес вызывают случаи обеспечения транспортной безопасности средствами уголовно-процессуального законодательства. В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ суд во
218
Вестник КГУ № 4, 2020
время расследования и рассмотрения уголовного дела может возложить запрет управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Исходя из формулировки, указанный запрет касается запрета управления только механическими транспортными средствами и применяется только при нарушении правил дорожного движения. В этом проявляется достаточно серьезное ограничение применения такого запрета. К примеру, при совершении преступления, связанного с нарушением правил вождения водного, воздушного или железнодорожного транспорта, такой запрет применить нельзя. Это существенным образом снижает уровень законодательного обеспечения транспортной безопасности. Нет никаких оснований ограничивать применение данной меры процессуального принуждения исключительно в отношении обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 264-264.1 УК РФ. Поэтому в целях обеспечения транспортной безопасности необходимо расширить применение данного запрета на все преступления, совершаемые при управлении транспортными средствами.
Кроме того, встает вопрос о возможности зачета времени установленного запрета в срок отбытия наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством. В научной литературе в связи с этим обоснованно ставится вопрос о внесении изменений в ст. 72 УК РФ. Так, М.Х. Гельдибаев, А.В. Кафиатулина предложили включить в ч. 5 ст. 72 УК РФ норму о том, что «время запрета определенных действий также может влечь смягчение основного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» [Гельдибаев, Кафиатулина: 6]. Соглашаясь с самой необходимостью корректировки ст. 72 УК РФ, мы не можем согласиться с высказанным предложением. Авторы предлагают установить правило смягчения наказания, в то время как перечень смягчающих наказание обстоятельств регламентируется в иной главе УК РФ и имеет несколько иную правовую природу. Применение мер уголовно-процессуального принуждения, схожих по своей сущности с уголовным наказанием, традиционно рассматривается в уголовном праве основанием для зачета срока применения таких мер в срок отбытия наказания. Поэтому представляется необходимым включить в ст. 72 УК РФ часть 6, в которой закрепить правило о зачете срока запрета управления транспортным средством в срок отбытия наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами.
Стоит отметить, что изложенное в настоящей статье в полной мере можно отнести к другому «транспортному» наказанию - лишению права
заниматься деятельностью по управлению движением транспортных средств. Преступления, совершаемые при осуществлении такой деятельности, встречаются гораздо реже, но также затрагивают сферу транспортной безопасности.
Таким образом, лишение права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством за совершение преступления как средство обеспечения транспортной безопасности с учетом сформулированных предложений может иметь различные проявления:
- применение уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами;
- применение меры пресечения в виде запрета управления автомобилем или иным транспортным средством с последующим зачетом в срок отбытия уголовного наказания;
- применение запрета управления транспортными средствами как иная мера уголовно-правового характера.
Примечания
1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 528-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.01.2015. № 1 (часть I). Ст. 81.
2 Приговор Кораблинского районного суда Рязанской области от 13 июля 2016 г. по делу 1-34/2016. URL: https://korablinsky--riz. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=doc&number=6401529&delo_ id=1540006&new=0&text_number=1 (дата обращения: 10.08.2020); Приговор Шарыповского городского суда Красноярского края от 22 августа 2019 г. по делу № 1-159/2019. URL: https://sudact. ru/regular/doc/TdzhEOKxRZJQ/ (дата обращения: 10.08.2020).
3 Апелляционное постановление Московского городского суда от 8 июня 2020 года по делу № 10-5337/2020. URL: https://www.mos-gorsud.ru/ mgs/cases/docs/content/9825fe57-f46f-4ece-b567-28c9d0ea31d8 (дата обращения: 10.08.2020); Апелляционное постановление Московского городского суда от 13 июня 2019 г. по делу № 10-9840/2019. URL: https://www.mos-gorsud.ru/mgs/cases/docs/ content/73fa4014-68b4-45c8-9883-f65f4a24319e (дата обращения: 10.08.2020).
4 Обобщение практики рассмотрения судами Курской области уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст. 264.1 УК РФ. URL: http://oblsud.krs.sudrf.ru/modules. php?name=docum_sud&id=757 (дата обращения: 10.08.2020); Приговор Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 5 февраля 2020 г.
по делу № 1-22/2020. URL: https://tahtamukaysky--adg.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=doc&number=9191786&delo_ id=1540006&new=0&text_number=1 (дата
обращения: 10.08.2020).
5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 г. № 58 (ред. от 18.12.2018) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.08.2020).
6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 г. № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.08.2020).
7 Апелляционное постановление Судебной коллегии по уголовным делам суда Ненецкого автономного округа от 31 марта 2014 г. по уголовному делу 22-14/2014. URL: https://sud--nao.sudrf.ru/ modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_ op=case&case_id=60663&case_uid=dc04a5c4-f3db-493f-a275-4322134b44bb&delo_id=4&new=4 (дата обращения: 10.08.2020).
8 Апелляционное постановление Вологодского областного суда от 18 апреля 2016 г. по делу №10-25/16. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ mGzOdH2sINmC/ (дата обращения: 10.08.2020).
9 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 марта 2017 г. № 56-КГ16-46 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.08.2020).
Список литературы
Бадамшин И.Д., Козун А.В., Поезжалов В.Б. Законодательная конструкция уголовно-правовой санкции за нарушение правил дорожного движения и проблемы ее совершенствования // Правовое государство: теория и практика. 2011. № 1 (23). С. 33-36.
Беларева О.А. Сущность лишения права заниматься определенной деятельностью как наказания за преступление, предусмотренное ст. 2641 УК РФ // Вестник Кузбасского института. 2019. № 2 (39). С. 23-29.
Бохан А.П. К вопросу о пожизненном лишении права управлять транспортным средством // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2015. № 5. С. 64-69. С. 67-68.
Гельдибаев М.Х., Кафиатулина А.В. Актуальные проблемы назначения уголовного наказания в виде лишения прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в судебной практике // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 48-4. С. 5-7.
Половинко Д.С. О некоторых особенностях назначения наказания в виде лишения права зани-
маться деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами // Преступление, наказание, исправление: материалы IV Междунар. пенитенциарного форума и круглых столов, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России. Рязань, 2019. С. 254-255.
Силкин В.П. О размерах уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний в России и за рубежом: сб. материалов круглого стола междун. науч.-практ. конф. Вологда, 2018. С. 270-274.
Natarajan M., Clarke R., Carcach C. et al. Situational prevention and public transport crime in El Salvador. Crime Sci, 2015, vol. 4, s. 29.
Pawlik M. Rail Transport Systems Safety, Security and Cybersecurity Functional Integrity Levels. In: Siergiejczyk M., Krzykowska K. (eds) Research Methods and Solutions to Current Transport Problems. ISCT21 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 1032, рр. 317-329.
N. Power, M. McManus, R. Lynch, et al. Fear of crime on the rail networks: Perceptions of the UK public and British Transport Police. Crime Prevention and Community Safety, 2016, vol. 18, № 2, pp. 91104.
Smith MJ.Addressing the Security Needs of Women Passengers on Public Transport. Security Journal, 2008, № 15, рp. 117-133.
References
Badamshin I.D., Kozun A.V, Poezzhalov VB.
Zakonodatel'naia konstruktsiia ugolovno-pravovoi sanktsii za narushenie pravil dorozhnogo dvizheniia i problemy ee sovershenstvovaniia [Legislative structure of the criminal-legal sanction for violation of traffic rules and problems of its improvement]. Pravovoe gosudarstvo: teoriia ipraktika [Legal state: theory and practice.], 2011, № 1 (23), pp. 33-36. (In Russ.)
Belareva O.A. Sushchnost' lisheniia prava zanimat'sia opredelennoi deiatel'nost'iu kak nakazaniia za prestuplenie, predusmotrennoe st. 2641 UK RF [The essence of deprivation of the right to engage in certain activities as a punishment for a crime under article 2641 of the criminal code of the Russian Federation]. Vestnik Kuzbasskogo institute [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2019, № 2 (39), pp. 23-29. (In Russ.)
Bokhan A.P. K voprosu o pozhiznennom lishenii prava upravliat' transportnym sredstvom [On the issue of life deprivation of the right to drive a vehicle]. Intellektual'nye resursy - regional'nomu razvitiiu [Intellectual resources for regional development], 2015, № 5, pp. 64-69. (In Russ.)
Gel'dibaev M.Kh., Kafiatulina A.V. Aktual'nye problemy naznacheniia ugolovnogo nakazaniia v vide lisheniia prav zanimat' opredelennye dolzhnosti ili
220
Вестник КГУ .J № 4, 2020
zanimat'sia opredelennoi deiatel'nost'iu v sudebnoi praktike [Current problems of assigning criminal penalties in the form of deprivation of rights to hold certain positions or engage in certain activities in judicial practice]. Tendentsii razvitiia nauki i obrazovaniia [Trends in the development of science and education], 2019, № 48-4, pp. 5-7. (In Russ.)
Polovinko D.S. O nekotorykh osobennostiakh naznacheniia nakazaniia v vide lisheniia prava zanimat'sia deiatel'nost'iu, sviazannoi s upravleniem transportnymi sredstvami [About some features of sentencing in the form of deprivation of the right to engage in activities related to driving vehicles]. Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie: mater. IV mezhdunarodnogo penitentsiarnyi foruma i kruglogo stola, k 140-letiiu ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossii i 85-letiiu Akademii FSIN Rossii [Crime, punishment, correction: materials of IV international
penitentiary forum and round tables dedicated to the 140th anniversary of the Russian penal system and the 85th anniversary of the Academy of the Federal penitentiary service of Russia], Riazan' Publ., 2019, pp. 254-255. (In Russ.)
Silkin V.P. O razmerakh ugolovnogo nakazaniia v vide lisheniia prava zanimat' opredelennye dolzhnosti ili zanimat'sia opredelennoi deiatel'nost'iu [On the amount of criminal punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities]. Problemy naznacheniia i ispolneniia ugolovnykh nakazanii v Rossii i za rubezhom: Sb. mater. kruglogo stola mezhdun. nauch.-prakt. konf. [Problems of appointment and execution of criminal punishments in Russia and abroad: Sat. mater. round table Intern. scientific-practical conf.]. Vologda, 2018, pp. 270-274. (In Russ.)