Научная статья на тему 'Лирика Сергея Дружинина: субъектная сфера, способы выражения'

Лирика Сергея Дружинина: субъектная сфера, способы выражения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИКА / ПОЭТИЧЕСКАЯ ФРАЗА / АССОЦИАТИВНОСТЬ СТИХА / ОБРАЗ АВТОРА / LYRICS / POETIC PHRASE / VERSE ASSOCIATIVITY / IMAGE OF THE AUTHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сеферова Фера Асановна

С. Дружинину исполнилось 60 лет. Поэт, переводчик, автор поэтических сборников таков диапазон его разностороннего дарования, его своеобразного светлого и доброго таланта. В статье рассматривается субъектная сфера лирики С. Дружинина с точки зрения наиболее выраженных в ней категорий образа автора, лирического героя. Исследованы такие глубинные «параметры» его поэзии, как концепция мира и человека, жизненная позиция поэта-гражданина, философское осмысление человеческого бытия.S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Druzhinin has been turned 60 years. Poet, translator, author of poetry collections this is the range of his versatile genius, his peculiar bright and kind talent. The article deals with the subject sphere of S.Druzhinin's lyric poet from the point of view of the categories of the image of the author, the lyrical hero, most expressed in it. Such deep “parameters” of his poetry as the concept of the world and man, the life position of the poet-citizen, and the philosophical understanding of human existence have been studied.

Текст научной работы на тему «Лирика Сергея Дружинина: субъектная сфера, способы выражения»

Сеферова Фера Асановна1 E-mail: fera-sef@ukr.net

Лирика Сергея Дружинина: субъектная сфера, способы выражения

УДК 82.512.145. «19» [17+111.852].

Аннотация. С. Дружинину исполнилось 60 лет. Поэт, переводчик, автор поэтических сборников - таков диапазон его разностороннего дарования, его своеобразного светлого и доброго таланта. В статье рассматривается субъектная сфера лирики С. Дружинина с точки зрения наиболее выраженных в ней категорий образа автора, лирического героя. Исследованы такие глубинные «параметры» его поэзии, как концепция мира и человека, жизненная позиция поэта-гражданина, философское осмысление человеческого бытия.

Ключевые слова: лирика, поэтическая фраза, ассоциативность стиха, образ автора.

Lyrics by Sergey Druzhinin: Subject Area, Expression Methods

Summary. S. Druzhinin has been turned 60 years. Poet, translator, author of poetry collections - this is the range of his versatile genius, his peculiar bright and kind talent. The article deals with the subject sphere of S.Druzhinin's lyric poet from the point of view of the categories of the image of the author, the lyrical hero, most expressed in it. Such deep "parameters" of his poetry as the concept of the world and man, the life position of the poet-citizen, and the philosophical understanding of human existence have been studied.

Keywords: lyrics, poetic phrase, verse associativity, image of the author.

Начало концептуально-аналитическому направлению в изучении творчества С. Дружинина положено работой Г. Темненко. Исследователь, анализируя

влияние крымского культурного социума на формирование личности поэта, обращает внимание на «строгую форму и отточенную лексику», «ощущение произвольности поэтической игры в фантастическом мире» [2, с. 3]. Л. Юнусова в ряде работ, отмечая богатство освоения С. Дружининым традиций средневековой крымскотатарской поэзии, приходит к выводу о том, что «переводы С. Дружинина являются на сегодняшний день единственным образцом поэтических опытов Менгли Герая I» [5, с. 86]. О характере обращения С. Дружинина с литературной цитатой и, более широко, с крымскотатарской литературной традицией в целом, также существуют наблюдения. Так исследователь Н. Абдульвапов отмечает, что глубине понимания «поэтических успехов Гераев» содействовало появление книги «Грёзы любви. Поэзия крымских ханов и поэтов их круга» в переводе С. Дружинина» [1, с. 19]. Нам же представляется интересным проанализировать экзистенциальный потенциал дружининских произведений, осмысление новаторства его поэтической системы. Поскольку сам поэт оставил не так уж много собственных свидетельств о своём прошлом, не вёл дневников, судить о его взглядах мы можем исходя из стихотворений, переводов и воспоминаний его близких и друзей.

Отметим, что читателю, тяготеющему к поэзии, изображающей только внешние проявления жизни, к прямой констатации фактов, лучше отложить произведения С. Дружинина в сторону, ибо чтение этих стихотворений предпо-

1 Сеферова Фера Асановна, к.филол.н., доцент кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУВО РК КИПУ (Симферополь, Крым).

Лирика Сергея Дружинина: субъектная сфера, способы выражения

лагает определённой подготовки, знания секретов поэтического языка, который не прост для понимания, осложнён введением «вторичных» ассоциативных рядов, требующих знакомства с античными и библейскими сюжетами, с множеством фактов общечеловеческой истории и культуры (тут и знаменитая «Федра», и завещание готского Топарха, не говоря уже о Шекспире, О. Мандельштаме, поэзии Саади и Хайяма). Может быть, именно поэтому творчество С. Дружинина, на первый взгляд, может показаться «ассоциальным», оторванным от насущных проблем сегодняшнего дня, погружённым в философские глубины Времени и Пространства, в поэтические красоты «вечной» природы и «нетленного» искусства, а то и просто в самолюбование мастерской игрой слов, звуков, метафор.

Главный поэтический принцип С. Дружинина, на наш взгляд, точно определён самим автором: «чтение Книги Бытия, листая ветхие страницы, В той Книге отыщи себя, как слово в длинной веренице таинственного Словаря» [3, с. 24]. Его мир и герой, созидающий этот мир, достаточно сложны, и о многом предпочитают говорить намёком, как бы незначащими словами, наполняющимися смыслом в живой плоти стиха. Так, в ст. «Мост-невидимка» автором использован мотив «былого» - верх и «будет» - низ. Что принесёт миру пренебрежение, забвение старинных традиций, жизненного уклада? Что будет с тем «кто несмотря на век и нравы, перчатку бросит подлецу?» [3, с. 66]. Этот вопрос повисает в воздухе.

Вот стихотворение «Молодая луна» -казалось бы непритязательная пейзажная зарисовка. Однако явно иронична «луна молодая в сравнении со срезанным ногтем, а звёзд со стаей собак ...» [3, с. 7]. Недоговорённость создаёт паузы, в которых вольно плещется подтекст, расковывая сжатую лирическую структуру. «НЕ ДО.», «К диспуту», «В зеркалах», «Одинокий странник» - из стихотворений именно такого плана. Сознательная цель поэта - любить, но та «таинственная нить» ему не даётся. Точно так же, вызывая у читателя сопоставления, максимально расширяя смысл данного текста, - пишет С. Дружинин обо всём, о «<сумраке,

что искажает почерк, о тяжелой ноше, которую порывается сбросить, не торопясь сойти на нет тропой растаявших горошин; не забывая, что он - поэт и в этот мир не зря заброшен [2, с. 20].

Вместе с тем в лирике С. Дружинина возможны и скороговорки, оборванные, по внешней сути вроде бы ничего не обозначающие словесные сгустки. Он, например, может закончить стихотворение так: «<Прошу вас, люди, ради Бога, поймите, что не звери вы...» [2, с. 93] или же «...он в шахматы играет лихо, и лихо ставит шаху «шах» [3, с. 47], или «(Любимый друг, я так ждала тебя, как ждёт дождя засохшая земля» [2, с. 117].

Поэтические сборники С. Дружинина помимо стиха, общности главных художественных принципов (музыкально поэтической фразы, ассоциативность стиха и др.), объединяет и ещё одно качество, связанное уже не столько с поэтикой, сколько с философской концепцией жизни. Это постоянное ощущение Человека во времени. Не случайно книги поэта называются «Утро», «Вечер», «Ночь». Время у С. Дружинина - это и нечто реальное, вещное - его можно попробовать на ощупь, оно «(словно шёлк», «(время как нарост» («Прости меня»), как «(тихий океан», как «(работник в лёгких рукавицах» («Бракосочетание времён»), попробовать на вкус, как «(запах кофе, и глоток мадеры» («Мгновенья вечности») Это и понятие отвлечённо философское «с печалью утренней реки». Оно может быть «мажорным, минорным», «злым или добрым», оно может «улетать с визгом». Время - это «рассвет» и «закат» человеческой жизни, в которых с годами радостный и светлый мотив, как это мы видим в ст. «Утро», «Острова», закономерно уступает место теме осени, увяданья («Фламенко заката», «Фанданго»), и даже весенние «Капли» полнятся трагическим ощущением конечности всего живого («Муседдес», «Серенада смерти», «Элегия») Так в ст. «Фанданго» поэт пишет: «(Фанданго рассвета, фламенко заката, Как песня поэта и песня аббата, Как рондо о счастье и рондо о горе, Как хондо о чаше и хондо о море. Одно - о любви, что нежнее агата, Другое - о смерти, что тайной объята. Одно - о восторгах, Всевышнему

вторя, Другое - с восторгами споря. И оба сливаются в море легато» [4, с. 21]. И действительно, лучшие стихотворения С. Дружинина - это причудливый «кураж» образов, где сложность формы подчёркивает, неоднозначность содержания, где читатель участвует в постижении поэтической истины. Он «постигает пламенную суть бытия»: мы - незабудки у дороги. Лишь оглянись и не забудь цветы, что растворились в Боге» [3, с. 31].

Лирику С. Дружинина трудно разделить на отдельные, удобно используемые цитаты. Стихотворения упорно сопротивляются разъятию - они целостны и могут существовать только в своём исконном естестве. Поэтому (просто нет другого выхода) придётся цитировать их, как они того требуют, целиком. Вот произведение, трактующее любимую тему С. Дружинина - слово как высшая ценность. Интересно проследить, как разбегается и крепнет от строфы к строфе этот мотив, как каждая новая строчка естественно занимает своё место, скрепляя и поддерживая целое текста. Мы убеждаемся, как прочно связано это целое с любой входящей в него частицей, каким она здесь органична:

Есть в Словаре слова-рубины, / Они как вице-короли: Слова войны, слова любви. И есть слова аквамарины:

Слова-друзья, слова-дельфины, / Что провожая корабли, / Собою скрашивают дни, Освобождая их от тины; / И есть слова как изумруд, / Слова-ян-тарь, слова-корунд, / Слова-руда, слова как лава / С глазами мёртвыми опала, / Слова-песок, слова-акант. / И есть одно как бриллиант [4, с. 71].

Магия Дружининского слова выявляется в разнообразных аспектах: композиции, образах, органических связях с фольклором.

Одним из опорных образов является образ сада. Он возникает в самых раз-

личных поэтических контекстах, служит образным эквивалентом самых разных понятий. Это и «внутренний сад I», в который «осень пришла босиком, липы украсив мельком в тёплый осенний наряд» [3, с. 58], это «сумрачный старый сад» [3, с. 60], это «меланхолический сад» [2, с. 31], это наконец, «сад поэзии». Этот образ означает и философский осенний сад Жизни, в котором остались «взоры несказанных слов, опыт несделанных дел, слёзы непрошенных слов, шёпот непонятых тел» [3, с. 31].

Другим опорным образом является образ города. Он неоднозначен - как неоднозначно восприятие С. Дружининым самой жизни. Город может быть и «вариацией Гранады, как привиденье, как кураж», а может быть и садом, в котором «среди чинар и абрикосов по ночам поют сверчки». Чаще же всего «город» у Дружинина тот город, который ждёт мистических поэтов и ждёт мистической весны [2, с. 32]. Однако поэт уверен, «тот город был, тот город будет, и это вовсе не мечта, и утром муэдзин разбудит его поющие уста...» [2, с. 141].

Таким образом, творчество С. Дружинина - поэта, переводчика, явление заметное в истории современной культуры. Стихотворения С. Дружинина тщательно проработаны в деталях. Внешне они вполне реальны, но эта реальность наполнена ощущением таинственности, тревоги и несёт в себе информацию с античными и библейскими сюжетами, с множеством фактов общечеловеческой истории и культуры. Сборники стихотворений и переводов «Утро» (2000), «Вечер» (2003), «Ночь» (2004) - это воспринимаемые в своём единстве одна книга поэта, книга цельная, дающая представление о творческом развитии поэтического таланта С.Дружинина, о направленности его художественных поисков.

Литература:

1. Грёзы любви. Поэзия крымских ханов и поэтов их круга / пер. С. Дружинин; сост., комментарии и послесловие Н. Абдульвап. - Симферополь, 2003. - 71с.

2. Дружинин С.А. Вечер / С.А. Дружинин. - Запорожье: Тафалар юрт, 2003. - 112 с.

3. Дружинин С. А. Ночь / С.А. Дружинин. - Запорожье: Тафалар юрт, 2004. - 108 с.

4. Дружинин С.А. Утро / С.А. Дружинин. - Запорожье: Тафалар юрт, 2000. - 115 с.

5. Юнусова Л.С. Крымскотатарская литература / Л.С. Юнусова - Симферополь: Доля, 2002. - 343 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.