ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОИ «НОВОГО ФОЛЬКЛОРА»
© Лапина Е.В.*
Оренбургское Президентское кадетское училище, г. Оренбург
В статье предпринята попытка рассмотреть характер и специфические особенности ценностных ориентиров лирического героя русской рок- и рэп-поэзии. Автор не только анализирует собственно поэтические тексты, но и рассматривает возникновение новых направлений в общекультурном контексте.
Ключевые слова: рок- и рэп-поэзия, мелодекломация, лирический герой, система ценностей.
Еще в 1987 году в журнале «Знание - сила» появилась статья одного из самых интересных рок-журналистов Ильи Смирнова [6]. Называлась она «Фольклор новый и старый». Смирнов пишет: «Интересно, что наша новая волна породила самобытный национальный рок как бы против собственной воли: подражая волне англосаксонской, она, естественно, перенимала и ее эстетику, а вместе с новой эстетикой в песни входил и новый герой - человек с улицы, с улицы ленинградской, московской, потом уфимской или архангельской, но никак не лондонской».
Другое музыкальное направление - рэп, как и рок, пришло к нам с запада. Основой Рэпа является читка, особый речитатив. Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текста. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому главное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации.
В отличие от многих музыкальных направлений и предпочтений, появление рэпа не было изначально спланировано музыкальной индустрией или интересами бизнеса. Он появился прямо из центра городских кварталов как оригинальное отражение надежд, убеждений и стремлений чёрной молодёжи в последней четверти XX столетия. Рэп - это уличный жанр. Более того, своего рода предком рэпа является традиция устного рассказа, которая зародилась в Африке много веков назад. Примером этой традиции может служить западноафриканский гриот или трубадур, рассказчик. Под аккомпанемент барабана гриоты развлекали и поучали аудиторию, пересказывая истории племени и текущие события. Их выступления часто сопровождались сатирическими отступлениями, поговорками, молитвами и насмешками» [2].
Преподаватель кафедры Русского языка и литературы.
Классическая филология
31
Наибольшее влияние на развитие стиля оказали не коммерческие рэпзаписи, а фристайл, который рождался на улице. Это игры жителей городских кварталов, которые соревновались друг с другом в искусстве воображения и умения рифмовать. Позже практика подобных соревнований дала основу такому явлению, как фристайл-баттл.
Фристайл - это импровизированная читка текста, который придумывается на ходу, возможны некоторые домашние заготовки, несколько готовых строчек, но вообще, все должно происходить спонтанно, по ходу действия. Правда, в последнее время многие рэперы стали готовить весь текст заранее, такой баттл - простая читка заготовленного текста под незаготовленную музыку. В настоящее время баттлы организуются через Интернет, и исполнители состязаются уже не в умении импровизировать, поскольку в течение заданного (пусть и небольшого) промежутка времени высылают на суд специалистов готовые треки. Во время баттла рэперы соревнуются в складности и остроте своих текстов.
В Россию и страны СНГ Хип-Хоп пришёл в середине восьмидесятых годов через людей, которые имели выход за границу и везли оттуда самые новые веяния. Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло в Куйбышеве (Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Текст первого речитатива был таким:
«С текстом все предельно сложно», -твердят уж много лет,
Что это просто невозможно -на русском делать рэп.
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой,
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма... [1].
Изучая мнения о рэпе на форумах сети Интернет, мы обнаружили, что большая часть русскоязычных пользователей Интернета, увлекающихся рэпом, выделяют такую категорию, как русский рэп, отличая его от своего западного собрата. Если тексты западного рэпа сконцентрированы на современном африкано-американском жизненном опыте, а музыка, хотя и не вся, ориентирована только на африкано-американскую молодёжь, то русский рэп - это отражение российский действительности, способ самопознания и самопредставления современной молодежи. Если у американцев рэповые хиты затрагивают такие темы, как секс, отношения полов, расизм и преступления, то темы русского рэпа гораздо разнообразнее и охватывают практически все стороны жизни молодого человека.
Как утверждают Михаил Вершинин и Евгения Макарова [1], «русский рэп» очень своеобразен. В России он появился как интернациональная куль-
32
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
тура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.
Итак, обратившись к истории возникновения рока и рэпа, мы можем заметить, что некогда и рок, и рэп были выражением протеста определенной части общества. Обе субкультуры были заимствованы с запада, однако русифицировались, трансформировавшись в специфическое образование -русский рок, русский рэп. На форумах Интернета многие подчёркивают свою любовь именно к русскому року или русскому рэпу. Они менее агрессивны по сравнению с западными аналогами и отличаются большим вниманием к звучащему слову.
На наш взгляд, сейчас рок перешел из разряда модного молодежного течения в классическое, отдав свои права владения молодежными сердцами рэпу. С каждым годом все меньше молодежи, формируя свой музыкальный вкус, отдают предпочтение року. Сегодня рокпоэзия - это уже не молодежная субкультура. Это музыка сорокалетних, и проблема противостояния рока и рэпа - это отчасти и проблема отцов и детей.
Не жди меня мама, хорошего сына,
Твой сын не такой, как был вчера...
Вчера я был рокер...
Вчера я был рэйвер...
А сегодня - хип-хоп нам делать пора...
(Ленинград)
Любое творчество - это, на самом деле, путь к себе - попытки понять, что есть я, что я люблю, что я ненавижу, для чего я пришел в этот мир и каким мир увидит меня.
Посмотрим, насколько отличаются ответы на эти вопросы у представителей рок- и рэп-культуры.
На одном из форумов прозвучала мысль, что рок находится в состоянии декаданса. Мы не думаем, что декаданс возможен в отдельно взятой прослойке культуры. Однако, познакомившись с творчеством таких рок-поэтов, как Михаил Антипов, Сергей Калугин («Оргия праведников»), Дмитрий Ре-вякин («Калинов мост»), Егор Летов («Гражданская оборона»), Андрей Макаревич («Машина времени»), мы обратили внимание на то, что это, как правило, поэзия надрыва, внутреннего раскола, трагическая поэзия:
А на пальцах кривых Вся добыча моя,
И печалится май Поцелуем молвы.
Ни кола, ни двора -Только клочьями шерсть,
И поругана честь Очи вновь затворять.
(Д. Ревякин)
Классическая филология
33
Иллюзия свободы и маска свиньи -Вот награда за выслугу лет.
Душа рыдает навзрыд
(М. Антипов)
Лирический герой ощущает себя греховным. При этом он помнит свое грехопадение, и в нем сильна ностальгия по Свету:
Я когда-то был молод - так же, как ты,
Я ходил Путем Солнца - так же, как ты,
Я был Светом и Сутью - так же, как ты,
Я был Частью Потока - так же, как ты!
(С. Калугин)
Свет, Солнце - ключевое слово в рок-поэзии. С ним ассоциируется святость, чистота души, гармония. Так, в стихотворении Егора Летова «Он увидел солнце» показан человек, который ощущает себя пленником. Но даже в этом состоянии человек может почувствовать себя счастливым, когда он видит солнце:
А день был счастливым - как слепая кишка,
А он увидел солнце...
Поэтому жизненный путь лирического героя - это путь к солнцу. Путь этот нелегкий - через долгую борьбу с самим собой, иногда через смерть. Однако вернуться к «себе настоящему» - одно из несбывшихся заветных желаний:
Выпорхнуть из силка через страхи,
Нить в куски порвать -И увидеть себя в одном:
Я так хотел быть светлым!
(Д. Ревякин)
Вообще, в творчестве рассмотренных поэтов тема смерти - одна из основных. Причем смерть не страшит и не пугает. Она - освобождение от земной неволи, выход за пределы, она приносит чувство легкости и радости.
Радость моя, вот и все,
Боли отныне не будет.
Золотом плавятся горы И вспыхнули реки -Осанна! -И солнце взошло.
Поэтизация смерти, которая была характерна для одного из направлений рока - «панк-рока». «Жизнь коротка - умри молодым», - сегодня под этим лозунгом готовы подписаться не только панки.
34
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Итак, внутренний мир лирического героя рок-поэзии расколот. Он, подобно романтическому герою, видит трагизм жизни, чувствует ее боль. Вся его жизнь - это борьба, причем борьба с самим собой, борьба как путь к Свету, к гармонии. Но прорваться к свету зачастую возможно только через смерть. С романтизмом рок роднит и густая символика: Солнце, Луна, Пропасть, Крест.
Герой рэпа в мире ощущает себя иначе. Он более уверен в себе. Он осознает свою ценность, даже избранность:
Сотни групп хотят быть, как я, рифмовать, как я,
Но я не вижу до сих пор другого такого, как я.
(Стим)
И хотя подобные реплики осознаются и поющим (читающим), и слушающим как поза, игра в самолюбование, не лишенная и некоторой самоиронии, лирический герой знает себе цену. Здесь нет рефлексии и самобичеваний:
Я не папенькин сынок и не продюсерский проект.
Мой успех - моя заслуга, я синоним слова «рэп».
То, о чем боялись думать, я сказал на всю страну.
(Стим)
Не случайно именно в рамках рэпа появилось такое направление, как баттл. Сама ситуация соревнования провоцирует стремление сравнить себя с другими, гордо заявить: «Я лучше». Заметим, что в текстах рока мы не обнаружили попыток сравнить героя с окружающими его людьми. Там герой представлен в иной структуре отношений: Я и Свет, Я и Тьма, Я и Вселенная. Рэп проще и реалистичнее, может быть, поэтому он и привлекает молодежь, стремящуюся к простым понятиям и ясным целям:
В моих треках всё без фальши, хожу твердо, не по краю.
Гордо, в городе, родном мне, его статус поднимаю.
Как укусы леопарда, мои рифмы точно в цель.
Довожу я до инфаркта, отправляю в колыбель.
(Из баттлов)
Однако баттлы - только разбег, стартовая площадка для рэпера, как широкие штаны - только внешний атрибут, признак определенной философии. На проблему, которую Михаил Антипов в роке выразил словами «Мы слишком принимаем себя всерьез», эта философия отвечает просто. Лирический герой, безусловно, сильная личность.
Однако герой отказывается от того образа жизни, который считается образцовым, от ценностей, которые общеприняты - дом, семья, работа, материальное благополучие, он не сажает дерево, не растит сына и не строит дом, испытывая сожаление по этому поводу лишь на какое-то мгновение, поскольку знает, что все эти ценности преходящи:
Классическая филология
35
Я не знаю правил той игры, в которую играю.
Я не знаю даже того дня, в который доиграюсь...
Герой рока также отвергает общепринятые ценности, не принимает то, что в быту называется «жить нормально». (Обратим внимание, мы говорим «общепринятые ценности» - это не то же самое, что обычно называют ценностями «общечеловеческими», «общепринятые» - то есть обывательские, ценности толпы).
Взаимодействуя с окружающим миром, герой задумывается о социальных проблемах, социальном зле. Рок в определенные годы рассматривался как выражение социального протеста. Да и сейчас многие рок-фестивали несут социальную и даже политическую нагрузку. Например, «Наутилус Помпилиус» начинал с песен, направленных против общественного строя.
В любом случае, с социумом герой готов вступить в борьбу, пусть и понимает безнадежность этой борьбы, но именно в борьбе он является самим собой - в этом рок и рэп солидарны:
Как легко решить, что ты слаб Чтобы мир изменить,
Опустить над крепостью флаг И ворота открыть.
Что они противопоставляют обывательским ценностям этого мира?
В роке - это свобода, свобода, прежде всего, внутренняя, свобода быть самим собой:
Я проскачу мимо всех вас на сумасшедшей скакалке,
Смеясь над этим миром до слез.
(М. Антипов)
Итак, сравнив особенности образа лирического героя в текстах рока и рэпа, мы видим, что в двух этих направлениях совершенной различное представление о человеке, о собственном «Я». Герой рока - это романтический герой - непонятый, одинокий, находящийся в вечной борьбе с миром и с самим собой. Он стремится к Свету, к Солнцу, но путь этот нелегок, зачастую он лежит через смерть. В рэпе лирический герой уверен в себе, в своей нравственной позиции, в понимании того, что живет правильно, даже несмотря на то, что другие не принимают его путь. В отображении социальных проблем рок и рэп тоже соотносятся, как реализм и романтизм. Рокер противопоставляет себя миру, выступая воином в вечной борьбе Света и Тьмы. В рэпе же и Свет, и Тьма обретают вполне реальные очертания. Здесь нет абстрактного зла - есть предавший друг, изменившая любимая, затягивающий алкоголизм или наркомания; раны, полученные в сегодняшних горячих точках; грязь и нищета подземных переходов и т.д. Объединяет рок и рэп то, что в стихах лучших представителей этих направлений герой готов быть борцом,
36
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
готов дарить своей поэзией надежду. Ценности, которые проповедуют лирические герои - общечеловеческие, но не обывательские ценности - творчество, свобода, любовь, дружба.
Список литературы:
1. Вершинин М., Макарова Е. Современные молодежные субкультуры: рэперы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/rap.htm.
2. Козлов А. Рок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/ CULTURE/MU SIC/KOZLOV/rock.txt.
3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: «Искусство-СПБ», 1998.
4. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - С. 687.
5. Сельский А. Философия в российской и советской рок-музыке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.proza.ru/texts/2001/04/11-61.html.
6. Смирнов И. Фольклор новый и старый //Знание - сила. - 1987. - № 3.