Научная статья на тему 'Лирические сюжеты хороводных песен в русских селах волжской дельты Астраханской области'

Лирические сюжеты хороводных песен в русских селах волжской дельты Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
237
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА / АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ДЕЛЬТА ВОЛГИ / ХОРОВОДНАЯ ПЕСНЯ / ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / ЭКСПЕДИЦИЯ / ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ / МУЗЫКИ И ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Ольга Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению одной из разновидностей песенного жанра, бытующих в русских селах Дельты реки Волга Астраханской областихороводной песне. Исследуется специфика проявления в хороводных песнях лирического сюжета как системы событий и действий, определяющих драматургию хороводного действия. Отмечается, что сюжет в фольклоре отражает коллективное сознание, свершающиеся процессы в жизни. В качестве примеров используются материалы фольклорных экспедиций, собранные автором статьи от информантов в Володарском, Камызякском и Лиманском районах Астраханской области. Предпринята попытка комплексного изучения данного явления, основным методом которого стал анализ экспедиционных материалов и их приведение в единую систему. Данные материалы подвергнуты аналитическому осмыслению впервые, что диктует актуального проведенного исследования и представленной статьи. В качестве вывода определяются основные жанровые признаки хороводной песни в целом в контексте хороводных песен, созданных на лирический сюжет: наличие рефрена, наличие цепного запева, исполнение песен с шаговым или плясовым движением, использование песенных образцов в календарных обрядах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лирические сюжеты хороводных песен в русских селах волжской дельты Астраханской области»

Лирические сюжеты хороводных песен в русских селах волжской дельты Астраханской области

Иванова Ольга Анатольевна

заведующая секцией, Астраханская государственная консерватория 4140000, Россия, г. Астрахань, ул. Советская, 23

И nofany4@mail.ru

Статья из рубрики "Музыкальная этнография и фольклор"

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одной из разновидностей песенного жанра, бытующих в русских селах Дельты реки Волга Астраханской области — хороводной песне. Исследуется специфика проявления в хороводных песнях лирического сюжета как системы событий и действий, определяющих драматургию хороводного действия. Отмечается, что сюжет в фольклоре отражает коллективное сознание, свершающиеся процессы в жизни. В качестве примеров используются материалы фольклорных экспедиций, собранные автором статьи от информантов в Володарском, Камызякском и Лиманском районах Астраханской области. Предпринята попытка комплексного изучения данного явления, основным методом которого стал анализ экспедиционных материалов и их приведение в единую систему. Данные материалы подвергнуты аналитическому осмыслению впервые, что диктует актуального проведенного исследования и представленной статьи. В качестве вывода определяются основные жанровые признаки хороводной песни в целом в контексте хороводных песен, созданных на лирический сюжет: наличие рефрена, наличие цепного запева, исполнение песен с шаговым или плясовым движением, использование песенных образцов в календарных обрядах.

Ключевые слова: фольклор, традиционная музыка, Астраханская область, дельта Волги, хороводная песня, лирический сюжет, синтез искусств, экспедиция, жанровые признаки, музыки и текст

DOI: 10.7256/2453-613X.2017.2.25040

Дата направления в редакцию: 19-12-2017

Дата рецензирования: 22-12-2017

Обращаясь к изучению хороводной песни как к категории жанра и художественной ценности, нами было проанализировано ряд песенных образцов низовья Астраханской области, собранных в ходе музыкально-этнографических экспедиций разных лет, как автором, так и другими исследователями. Песенные образцы включают в себя разные жанры, среди которых встречается и жанр хороводной песни. Таких образцов зафиксировано немного, но все они отвечают специфическим параметрам интересующего нас жанра. Каждая из хороводных песен несет свою смысловую нагрузку, выполняя определенную функцию в обряде, отображает жанровые признаки хороводной песни, а также, с помощью поэтического текста передает традиционные

картины народной культуры. Такие «картины» мы рассмотрим далее и будем именовать их сюжетом.

Известно, что сюжет представляет собой развивающиеся по определенным правилам события и действия, по которым можно определить характеры действующих лиц, жизненные явления, взаимодействие персонажей и обстоятельств. Сюжет реализуется из ряда событий, по-разному относящихся к фактам действительности. Прежде, чем перейти к рассмотрению сюжетов в хороводных песнях русских переселенцев низовья Астраханской области, необходимо определить, как трактуется понятие сюжет в разных науках.

Сюжет в литературоведении подразумевает наличие взаимосвязанных событий, рассматривает его виды существования и образования. Например, известна идея исследователей о заимствовании сюжетов. Ей способствовало наличие одних и тех же

тем у разных народов на территориях достаточно отдаленных друг от друга [1, 300~307"". Так или иначе, сюжет строится из ряда взаимосвязанных событий. События же невзаимосвязанные называют фабулой. За единицу сюжета принимается деталь. Детали, в свою очередь, могут носить разные характеры действия (сопоставление, повторение), благодаря которым реализуется конфликт, который проходит три этапа: экспозицию как ожидание конфликта, завязку как обнаружение событийных проблем, развязку как поиск выхода из трудной ситуации. Неотъемлемой частью произведения является конфликт, при наличии которого принято говорить о драматизме как цепи событий, развивающихся по определенным правилам. Конфликты с подобным развитием В.Я. Пропп определил как

локальные и переходящие [2, 44~73"", доказав их наличие на примере анализа поведения героя в сказке. В.Е. Хализев выделяет еще один вид конфликтов — устойчивый конфликт, являющийся неразрешимым в рамках описываемой жизненной ситуации.

Исключительно под понятием «тема» сюжет применяется в живописи (в переводе с французского языка sujet — тема, предмет). В данном виде искусства сюжет передает внутреннее переживание, настроение, эмоции героя или особенности действия в целом. Наряду с эстетической и воспитательной функцией живопись несет еще и историческую значимость. Например, с помощью наскальных росписей человечество до сих пор узнает о сфере деятельности человека в древности, о его представлениях окружающего мира. В традиционной культуре человек с помощью изображений оградить свое жилище и пограничные места рядом с ним от злых сил или недобрых людей. Помимо этого, в качестве оберега выступали орнаменты на одежде. В каждый регион отдавал предпочтение определенным темам. В севернорусском регионе на традиционной одежде вышивают птиц и животных, в западнорусском и южнорусском — растительность. Также региональную специфику имел цвет. В севернорусском и западнорусском регионах

вышивка красная, а в южнорусском черная Вышивали не только то, что человек видел, например, зверя, птиц или цветы, но и представлял — высшие силы, мифологию. Так, на вышивке изображены солярные знаки, репей, богиня плодородия Макошь (Мокошь) и многое другое.

В музыкознании сюжет также трактуются как элементы, способные передать различные настроения автора или целого народа, даже эпохи. Как известно, музыка может различаться по разным признакам: по типу содержания — лирическая, эпическая, драматическая; по виду исполнения — вокальная, инструментальная; по сочетанию с другими видами искусства — театральная, танцевальная, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словом.

Сюжеты народной музыки представляют собой зарисовки жизни народа, природы, исторические сюжеты и другие. По замечанию Б.Н. Путилова, «С понятием сюжета в собственном смысле слова следует связывать не схемы (хотя приходится иногда излагать сюжет схематично), но конкретное содержание конкретного, данного произведения (также и в совокупности вариантов) во всем многообразии релевантных

подробностей, мотивов, характеристик и в структурной сложности» с- 1891. Сюжет в фольклоре отражает коллективное сознание, свершающиеся процессы в жизни. Рассматриваемые в литературе два понятия — фабула как ход событий и сюжет как характер изложения — в фольклоре не являются актуальными. Применительно к сюжету народной песни А.Н. Веселовский использует такое понятие как «образный

параллелизм»или психологический параллелизм в разных его вариантах [4, с 1011. По мнению Веселовского, закрепившаяся в традиции параллель становится символом или определенным понятием. Так, например, образный или психологический параллелизм прослеживается в песне с распространенным сюжетом на ряде территорий русских региональных традиций «Вдоль по морю» воронежских переселенцев села Караванное Лиманского района. В начале песни рассказывается о лебединой стае, в котором плывет лебедушка. Далее описывается ее красота с точки зрения поведения повадок птицы: «Ана плывёт не всколышится, / с-пад ней вада не вазмутица» (все образцы, записанные нами в фольклорных экспедициях даны здесь и далее курсивом; информантами выступили: В.И. Бужорова, М.Н. Калинина, Т.И. Кузьмина, М.А. Кутузова - жительницы сел Успех, Житное, Тишково, Караванное). В завершении песни говорится о девице, которая готовится к замужеству и собирает приданное к свадьбе: «Сбирала пух красна-девица своему дружку на пиринушку». Образы молодца и красной-девицы развиваются параллельно. Сюжет здесь представляет собой совокупность всех элементов от поверхностных значений, которые описываются доступным словом, до внутренних, предполагающих знание языковых особенностей народного текста.

Признаки локальных и переходящих конфликтов, описанные В.Я. Проппом, встречаются в ряде жанров песенного фольклора, где реализуется определенная последовательность действий. Отличия фольклорной поэтики от литературной в самой общей форме могут быть сведены к двум основным пунктам: с одной стороны фольклорные произведения характеризуются относительной простотой, с другой — устойчивой стадиальностью. Примером выступают, величально-поздравительные песни обхода дворов с припевами «коляда», «авсень», «баусень», «таусень», «щедрый вечер», «виноградье красно-зелёное», в которых существует зачин, повествующий о долгой дороге до адресата: «Мы хадили, мы хадили по праулочкам, / мы искали, мы искали государев двор». Далее прославление хозяев дома и пожелание им благополучия на будущий год: «Дай, Бог тому, / кто в этом дому». В завершении поздравительного текста звучит угроза, в том случае, если колядовщики игнорируются или не получают угощения: «Кто не даст пирога, / мы корову за рога».

Каждый сюжет следует рассматривать в отдельности и соотносить его с жанровыми системами, в которых он реализуется. Так, в жанре хороводной песни русских переселенцев Низовья Астраханской области можно выделить следующие типы сюжетов: лирические, свадебные, бытовые. В данной статье рассмотрим лирические сюжеты жанра хороводной песни.

Итак, лирика отражает личностные чувства автора, его настроение и объекты окружающего мира; соответственно, она может быть субъективной и объективной. Субъективная лирика выражает эмоциональное состояние исполнителя, где сюжет повествует о тяготах сложившейся ситуации, расставании с любимым человеком и

несостоявшемся личном счастье. Примером такого сюжета выступает лирическая песня тамбовских и пензенских переселенцев села Житное Икрянинского района «Двенадцать часов ночи, пора идти домой / Чего я буду говорить я мамычки родной» . Объективная лирика, в свою очередь, представляет собой подробное описание окружающей действительности с перечислением деталей объекта. Например, во фрагменте лирической песни нижегородских переселенцев села Тишково Володарского района «Катенька Катюша — купецкая дочь»описывается количество парусов на судне, а также их цветовая гамма: «бежит судно с моря при двух парусах, один парус белый другой голубой»; помимо этого следует описание предмета в руках у «размилого» на самом судне — «по палубе ходит раздушечка мой, он платочком машет, платок именной», такое название платка «именной» означает, что на нем вышиты инициалы молодого человека его возлюбленной.

В целом лирическая народная песня — это, прежде всего, выражение переживаний, чувств и настроений рассказчика, реализовать которые помогают средства народной поэтики. Она служит своему главному назначению — усилению эмоциональной выразительности. Как высказывался С.Г. Лазутин, лирическая песня должна «...как можно глубже выразить то, или иное идейно-эмоциональное содержание, как можно

правдивее и ярче передать мысли и чувства ее лирических героев» [5, с- 38°1. Ученый выделял такие формы композиции лирической песни, как монолог и диалог. Монолог видится как прямое высказывание чувств и переживаний. Диалог представляет собой вопросно-ответную форму и находит применение в хороводных песнях: «А мы просо сеяли», «Бояре, мы к вам пришли» (распространена на территории расселения восточных славян).

Основным объектом данной статьи, являются хороводные песни с лирическим сюжетом. Прежде всего, хотелось бы отметить, что благодаря реализации лирического текста в жанре хороводной песни, он обогащается дополнительными чертами и функциями. Так, при взаимодействии лирического сюжета и хороводного жанра можно отметить, что сюжет подчиняется жанровой специфике и реализуется с учетом следующих признаков: 1) наличие рефренов (как «алилёшных», так и «не алилёшных»), 2) наличие цепного запева, когда последняя строчка или слово является началом следующего куплета, 3) исполнение этих песен с шаговым или плясовым движением, 4) использование песенных образцов в календарных обрядах. Например, от воронежских переселенцев села Караванное Лиманского района был зафиксирован один образец хороводной песни с лирическим сюжетом — «Как посею своё горе», где черты хороводной песни сюжет приобретает благодаря повторяющимся фразам в каждой строчке: «Как пасею сваю горю, как пасею сваю горю, / Па чистыму полю, па чистымо полю». У нижегородских переселенцев лирический сюжет немного больше употребителен в жанре хороводной песни и представляет собой вид припевок на гулянии молодежи: «1.Через речку перходила на ней тоненький ледок, / целовал меня милёнок губы слатки как медок. / 2. Целовал меня милёнок губы сладки как медок, / Голубые глазёнычки, вы не стойте предо мной. / Разобьёте моё серца, ни затушите вадой». В данном примере раскрывается любовные чувства девушки к парню — милому, предостережения от несчастной любви. В селе Тишково также встречается реализация лирического сюжета жанра хороводной песни в виде веселой песни, исполняющейся преимущественно на свадьбе — «Что ж ты, Маша, приуныла»:«Я бывало Маша распевала, / Как во саде соловей, / А типерь я приуныла, / Не слыхать твоих речей /... / Полно, Машенька, тужить, / Я готов тибя любить». Исполнители отмечают, что исполнение этого примера на свадьбе объясняется наличием игривого сюжета: «Чисто ходишь, чем берёшь, да / Дай расписку с кем живёшь. / Я расписку ни даю, / С кем гуляю, расскажу. / Я гуляю с

молодцом. / Со тишковским рыбаком» (записано от М.Н. Калининой). Помимо этого в песне используется цепной запев. В селе Ж итное Икрянинского района в жанре хороводной песни реализуется песни с лирическим сюжетом — «Сама садик я садила». Данный песенный образец относится к жанру позднетрадиционной лирики, начало песни, ее символический зачин, придает черты архаичности: «Сама садик я садила, / сама буду паливать. / Сама милава любила, / сама буду забывать» (записано от Т.И. Кузьминой).

В селе Успех Камызякского района Астраханской области от русских переселенцев из Румынии было записано значительное количество песен с лирическим сюжетом. К хороводному жанру эти песни могут относиться по нескольким признакам, которые мы выявили ранее. Например, хороводная песня на Масленицу «Зайди, зайди, молодец» повествует о двух моделях поведения девушки по отношению к парню. В первой — девушка приглашает парня зайти в хоровод и присесть в середину, затем сбивает с его головы шапку, рвет его рубашку, пачкает сапоги, после чего с позором выпроваживает из хоровода, парень подходит к матери и жалуется на несчастную судьбу; во второй — девушка вновь приглашает парня зайти в хоровод и присесть, затем она совершает противоположные действия — шапку надевает, рубашку зашивает, сапожки вытирает, после чего они вместе подходят к матери парня и он благодарит мать за счастливую судьбу. Реализуясь в хороводном жанре, сюжет приобретает рефрен «ой, лёшеньки-лёшеньки», а также повторение второй части каждой первой строки куплета: «Зайди, зайди, молодец, / зайди в хараводик. / Ой, лёшеньки-лёшеньки, зайди в хараводик» (записано от В.И. Бужоровой). Также благодаря хороводному жанру исполнение этой песни, как и следующей, осуществляется в строго фиксированное время года — на Масленицу. Как мы уже сказали, исполнение хороводной песни на лирический сюжет «Против каменных ворот» приходится на Масленицу и разворачивается следующим образом. Парень решает обратить на себя внимание понравившейся ему девушки, заходит в хоровод и наступает ей на ногу. В ответ девушка, приняв его поступок за неуважение к ней, ударяет его по щеке. Парень отвечает ей тем же в силу несдержанного характера. Влияние хороводной песни наблюдается: во-первых, — в наличии цепного запева в структуре куплета: «1. Против каменных варот / девки водют харавод, / ходит парень дыжалкуеть / вон ни знает как и быть. / 2. Вон ни знаит как и быть / в харавод к девкам зайти, / памаленичку ишёл, / панемножка ваступал» (записано от В.И. Бужоровой); во-вторых, — в реализации с учетом соответствующих хороводных движений (по часовой стрелке), и в-третьих, — в строгой обрядовой и календарной закрепленности (исполнение на Масленицу, когда все жители села выходят на большое пространство для возможности участия в хороводе всех представителей липованской общины). В плясовой песне «Прилетает к нам голубчик» сюжет реализуется следующим образом: «голубчиком» именуется молодой человек — поручик, который пришел в гости к девушке; она его напоила чаем и стала расспрашивать про любовь: «Вот чаёчкам угастила, / пра любовь спрасила». На что молодой человек стал хвастаться своей красотой: «Расхвалился мой милёнак / чёрными бравами»; девушка же, в свою очередь, начала говорить о своих поклонниках: «А я ему девчоначка / прежними друзьями». В результате молодому человеку не понравился такой разговор, он обиделся и ушел: «Ножкой топнул, дверью хлопнул, / зеркальце упала». В песне «Шла девочка проулочком домой», рассказывается о том, что, увидев на улице молодую девушку, парень стал с ней заигрывать; девушка стеснялась его ухаживаний, опасаясь неодобрения своей матери: «Не щипай, парень, за белае лицо. / Маё личика разгарчистыя, / мая маменька дагадливая». В этих двух примерах наблюдается наличие цепного запева — когда последняя строчка является началом следующего куплета: «1. Прилетает к нам галупчикиз палка паручик / он варкуить, галыбуить, дивчонычку будит.

2. Он варкуить, галыбуить, дивчонычку будит, / дивчонычка испугалась, к акну падбижала», «1. Ой, и шла девычка праулычкам дамой, / наустречу идёт парень маладой. / 2. Ой, наустречу идёт парень маладой, / стал он шутачки пашутывать са мной». Песня «И вдевылывыла, и вговаривала» представляет собой припевки плясового характера во время различных празднеств. В них говорится о молодости и радости гулять на улице с милым: «Против милава стаяла, / разгаваривала», а также любви молодой девушки к молодым парням и отвращение к старым ухажерам: «Перид мальчиками / хажу пальчиками, перид вами стариками / хажу босыми нагами» (записано от М.А. Кутузовой). В данном образце каждая строчка повторяется дважды, а это, как мы рассматривали выше, одна из разновидностей стиховой организации народной песни и к тому же повторяющаяся строчка несет в себе значение рефрена, что относится к одному из признаков хороводной песни. Сюжет песни «Как на горке калина», заключается в основном в описании трудовой деятельности девушки: на горке растет калина, по этой горке ходила девушка, она ломала калину, в пучочки ее вязала, край дорожки бросала; далее появляется другой герой «афицерик», с которым девушка хочет отправиться вместе, чтобы избавиться от трудной работы: «Афицерик маладой, / ты вазьми меня с сабой. А я тибе дагажу, / пастель мягку пастелю». В песне зафиксировано наличие рефрена «Ну, что ж каму дела», что говорит о ее принадлежности к жанру хороводной песни. В следующей песне «Как на горке на крутой» разворачиваются два сюжета: первый — на горке стоит дуб, под этим дубом стоят девушка с молодцем, далее идет описание работы во дворе: «А што ж эта за трава / умаём саду расла / я ни знала чем палить, / я ни знала, чем накрыть. Паливала я расой, / накрывала кисяёй»; после чего начинается реализация второго сюжета о тяготах семейной жизни и измены мужа: «Чужая жена — / лебёдушка белая, а свая-та жена — / палынь горькая трава». Наличие рефрена «ой, ли, ой, лё-ли» характеризует данный образец как хороводную песню. В песне «Топориком рубят» реализуется сюжет песни о сватовстве не по любви, а по необходимости, поскольку подошло время, девушке выходить замуж. Девушка уезжает из родного дома навсегда и с сожалением высказывается о своей дальнейшей судьбе: «Матирь, мая матирь, / для каво расла? / И с брадягай — пьяницей / пад винец пашла» (эти и все последующие цитированные экспедиционные материалы были записаны в селе Успех Камызякского района в течении 2004-2010 годов). Благодаря реализации данного сюжета песня приобретает дополнительные, усиливающие функции — дважды повторяется вторая часть каждой строчки, а также присутствует устойчивый рефрен в каждом куплете: «Тапорикам рубют, денежки берут. / В шинок заезжают, всю ночушку пьют. / Врай-врай, врай-врай. / В шинок заезжают, всю ночушку пьют». А вот в песне «Как на горке цыгане стояли» присутствует устойчивый рефрен, который переходит из куплета в куплет: «стаяла думала / цыганачка малада, стаяла думала / цыганачка малада,/ цыганычка малада». Здесь сюжет заключается в выборе пары для дальнейшей семейной жизни — «1. Вот на горке цыгане стаяли. 2. Адин цыган ни пьёт ни гуляит. 3. Он цыганку сибе выбираит. 4. Ты цыганка будь маей служанкай». В плясовой песне «Ехал милый из дороги» лирический сюжет реализовывается во второй части песни: «На вулице скрипка граеть, миня мамка не пускаеть. Пусти, пусти меня, мать, на вулицу пагулять». Помимо этого в песне присутствует рефрен — «Ай, дари-дари-думба-думба, ай, дари-дари, думба-дай», а также хороводный жанр реализуется с помощью цепного запева, благодаря чему, структура куплета выглядит следующим образом: «1. На вулицу пагулять / и с мальчишкай пастаять. / Ай, дари-дари-думба-думба, / ай, дари-дари, думба-дай. / Ай, дари-дари-думба-думба, ай, дари-дари, думба-дай. / 2. И с мальчишкай пастаять, / слова два яму сказать. / Ай, дари-дари-думба-думба, / ай, дари-дари, думба-дай. / Ай, дари-дари-думба-думба, ай, дари-дари, думба-дай».

Итак, на примере рассмотренных песенных образцов русских сел Волжской дельты Астраханской области можно выделить следующие жанровые признаки хороводной песни на лирический сюжет, характерные для хороводной песни как жанра в целом:

1) наличие рефрена (как «алилёшного», так и «не алилёшного»): «Как посею своё горе»

— село Караванное Лиманского района, «Зайди, зайди, молодец», «И вделывала, и вговаривала», «Как на горке калина», «Как на горке, на крутой», «Топориком рубят», «Как на горке цыгане стояли» — село Успех Камызякского района,

2) наличие цепного запева: «Тишковские припевки», «Что ты, Маша приуныла» — село Тишково Володарского района, «Против каменных ворот», «Прилетает к нам голубчик», «Шла девочка проулочком домой» — село Успех Камызякского района,

3) исполнение песен с шаговым или плясовым движением: «Что ты, Маша приуныла» — село Тишково Володарского района, «Сама садик я садила» — село Житное Икрянинского района, «Зайди, зайди, молодец»», «Против каменных ворот», «Прилетает к нам голубчик», «Шла девочка проулочком домой», «Как на горке, на крутой» — село Успех Камызякского района,

4) использование песенных образцов в календарных обрядах: «Что ты, Маша приуныла»

— село Тишково Володарского района, «Зайди, зайди, молодец»», «Против каменных ворот», «И вделывала, и вговаривала», «Как на горке, на крутой» — село Успех Камызякского района.

Отсюда следует, что, сочетая в себе характерные черты жанра хороводной песни, все рассмотренные песенные образцы лирического сюжета русских переселенцев, населяющих Низовье Астраханской области, становятся жанрово зависимыми и находят свое неоднократное воплощение в песенных образцах.

Библиография

1. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 405 с.

2. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура / Монография. СПб.: Наука, 1994. 464 с.

3. Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С. 380-393.

4. Пропп В.Я. Морфология сказки / Гос. ин-т истории искусств. Л.: Academia, 1928. 152 с.

5. Сысоева Г.Я. Песенный стиль Воронежско-белгородского пограничья. Воронеж: ГУПВО «Воронежская областная типография», 2011. 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.