Бытовой сюжет хороводных песен русских сел волжской дельты
Иванова Ольга Анатольевна
заведующая секцией, Астраханская государственная консерватория 4140000, Россия, г. Астрахань, ул. Советская, 23
Статья из рубрики "Музыкальная этнография и фольклор"
Аннотация. Объектом исследования в данной статье является жанр хороводной песни, бытующий на территории русских сел волжской дельты Астраханской области. Рассматривается его отдельная содержательная константа — бытовой сюжет, проявляющийся в большинстве записанных в ходе экспедиционной работы музыкально-песенных образцов. Особое внимание уделяется соотношению текста и музыки с обрядовой стороной хоровода как знакового для российского фольклора действа. Бытовой сюжет, как правило, включает в себя рассказ, передающийся пением, о нелегкой судьбе простого народа или отдельного человека. Примерами стали образцы, записанные в Камызякском и Лиманском районах Астраханской области. В статье предпринят комплексный подход к изучению хороводной песни, при котором сам объект исследования изучается с разных методологических сторон; основным же методом, используемым в работе, стал метод анализа музыкально-песенного материала. Актуальность и новизну определяет не рассматриваемый ранее экспедиционный материал, расшифрованный автором статьи самостоятельно и внедренный в репертуар некоторых фольклорных ансамблей. Примечательно, что во всех образцах присутствуют все характерные для хороводной песни как жанра жанровые признаки, среди которых главными являются: наличие рефрена, цепного запева, шаговое движение во время исполнения, функциональная закрепленность каждой песни за определенным обрядом — календарным или свадебным.
Ключевые слова: фольклор, традиционная музыка, Астраханская область, дельта Волги, хороводная песня, бытовой сюжет, синтез искусств, экспедиция, жанровые признаки, музыки и текст
DOI: 10.7256/2453-613X.2017.1.24974
Дата направления в редакцию: 12-12-2017
Дата рецензирования: 16-12-2017
«Нельзя сомневаться в том, что фольклор существует с незапамятных времен» —
говорил Н.П. Андреев [1, с 64]. Но вместе с тем, на разном историческом этапе своего развития он видоизменялся и обогащался в соответствии с эпохой. Рассматривая авторское литературное творчество, Н.Г. Чернышевский говорил, что «Поколение народной поэзии заботится о том, чтобы литература проникалась своеобразным
содержанием. Народная поэзия принадлежит специально младенческому периоду народной жизни. Только там являлась народная поэзия, где масса народа волновалась сильными и благородными чувствами, где совершались силою народа великие события»
[2, с- 21]. Он также говорил об умственной и нравственной жизни человека, а также о возвышенной, благородной настроенности духа в патриархальном укладе общества. Именно с патриархальным, а не с варварским и цивилизованным бытом Чернышевский связывает развитие народной поэзии. С точки зрения современности в устоях патриархального общества однообразными и, тем самым, скудными считаются существующие образы, например, образы красной девицы или доброго молодца. В цивилизационном обществе наибольшее предпочтение отдается индивидуальным особенностям характера отдельного героя, его переживаниям. И все же литература подчиняется времени и является его отражением. Как отмечал Ф.И. Буслаев, «Не жизнь идет по литературным теориям, а литература изменяется сообразно с направлением жизни» [3, с 42].
Отражение действительности находит свое воплощение не только в виде наглядных форм — картин, представлений, спектаклей и т.д., но и в виде песенного творчества. Рассматриваемый В.Е. Гусевым художественный метод фольклора представляется
автором «...как специфический способ познания действительности» с- 99]. По мнению ученого, художественный метод является способом выражения художественного мышления народа, а его создание и дальнейшее развитие происходит под воздействием человеческой практики. Помимо этого, Гусев указывает на принадлежность к конкретной эпохе, о которой можно узнать, исходя из содержания. Но, со временем факты могут изменяться путем привнесения новых элементов окружающей действительности, событий и быта. Так, Н.П. Андреев в статье «Фольклор и его история» на примере былины о Владимире и наступление татар показывает столкновение фактов разных веков: «Еще тут князь Владимир да не ослушался, / А нахватил он ведь кунью шубочку соболью, /
Обувал же калоши да на босу нагу, / А побежал да по кружалу государеву» с- 64]. Исходя из примера, очевидно, что рассказ о князе Владимире включает в себя элементы разных эпох: во-первых, упоминание о татаро-монгольском нашествии относится к XIII веку, во-вторых, «кружало государево», то есть кабак является объектом ХУ1-ХУП веков, и, в-третьих, калоши — предмет быта Х1Х-ХХ веков. Этот пример свидетельствует о том, что творчество находится в неразрывной связи с историей и временем. О богатстве внутреннего мира народа говорит многообразие жанрового воплощения песенных форм и сюжетов.
Сюжеты фольклора могут отражать не только художественные образы, но также и картины быта, в которых описываются различные жизненные ситуации. Произведения народного творчества пропитаны реалистичностью, правдивостью событий поэтому и являются настолько значимыми для народа. Народ мыслит свое творчество как часть себя. Например, достаточно распространены сюжеты о нелегкой доле молодой девушки, которую выдали замуж за старого или нелюбимого мужа. В песнях описывается желаемое разрешение ситуации, то есть случайная, безвременная смерть ненавистного мужа. Такой предстает песня «Умная-разумная девица» села Россошь Репьёвского района Воронежской области, в которой рассказывается, что девица напоила своего старого мужа вином, положила посреди двора на солому, подожгла ее; сама же вышла на улицу и стала сокрушаться, кричать, оповещать всех соседей плачем, где рассказывала, что налетала буря с громом и молнией; молния ударила в землю рядом с тем местом, где муж лежал, от этого солома загорелась и супруг сгорел. Данный песенный пример реализовывается в форме протяжной песни, о чем свидетельствуют ее
характерные признаки — внутрислоговые распевы, структурные вставки, словообрывы. О распространенности бытового сюжета свидетельствует его воплощение и в форме плясовой песни. Конечно, в приведенном примере на уровне сюжета более желаемого, нежели действительного: скорее, это выражение психологического состояния девушки, выступающее в качестве напутствия, а также предостережения молодых девушек от нелегкой судьбы.
Рассматриваемый нами жанр хороводной песни русских сел Волжской дельты Астраханской области также реализуется с использованием бытового сюжета. В таких песнях описываются взаимоотношения между невесткой и родственниками мужа — свекром, свекровью, деверем, золовкой и т.д. Например, в качестве предостережения молодой невестки в новой семье существует картина взаимоотношения с деверем, когда молодая жена обращает внимание на брата своего супруга, на что тот злится; жена вынуждена просить у деверя защиты от гнева супруга: «если будет целовать, ты прочь ступай, а как бить будет, так на помощь беги»; в результате действия деверя были следующими: «целовал, миловал он тут стоял, а как бить начал, так тот прочь побежал». Подобный сюжет встречается в селе Успех Камызякского района «А в нас ноня не такие времена»: «А в нас ноня не такия вримяна. / А в девиря не вкарысныя жина. / Палюбила нивестушка дивиря. / Девирь скажит я с тобою. / Я с табою женой маладою» (все материалы записаны нами и С. Тарнавчик в экспедициях 2004-2017 годов). К сожалению, данный образец сохранился не в полном объеме сюжета. Или подобный вариант сюжета встречается в другой хороводной песне того же села — «Маладая бабёнычка»: «1. Маладая бабёнычка / пастель мягку стелит. / 2. Пасылала Дуню мать, / Тятюшу глидати. / 3. Бегить Дуня са дварца, / ана слезна плачить. / 4. Брасай, матка, пить, гулять, / чё батьку-та плачить. / 5. Ана упала застанала, / будто захварала. / 6. Маладова казачка, / с хаты праважала. / 7. Иди, иди, казачок, / крутыми гарами. / 8. Кто встренится, папытаит, / Хадил за валами. / 9. Маи волы чернабровы, / Как твая хазяйка». Повторяющиеся фразы в данных песенных образцах свидетельствуют о их принадлежности жанру хороводной песни. Сюжет о ревнивом муже воплощается в такой песне, как «Галымба»: «1. Как и едить мой рявнивый муж домой, / Он вязёть, вязёть гастинчик дарагой. / 2. Он вязёть, вязёть гастинчик дарагой, / Шалкавую плётычку с сабой вязёть. / 3. Шалкавую плётачку на лавачку кладёт, / А мине младу за рученьку берёть. / 4. А мине младу за рученьку берёть, / Я не думыла, не чаела за что. / 5. Я не думыла, не чаела за что, / Што в саседа на беседе пробыла. / 6. Што в саседа на беседе пробыла, / Халастому стакан пива паднисла. / 7. Халастому стакан пива паднисла, / А жанатаму стакан зелина вина». О том, что данный пример относится к жанру хороводной песни говорит также наличие цепного запева, при котором последняя строчка куплета является началом следующего
В сюжете может реализоваться ссора мужа и жены, как, например, в песне «А я пойду лугом, лугом»: «1. А я пайду лугам, / где мой милый арёть плугам / 2. Панясу ему я ести, / чи ни скажит са мной сести. / 3. Ай, напилса, тай наелса, / дай на руду пахилилса. / 4. Што, ты милый, думаешь, / са мною не гаворишь. / 5. А лижу, тай думаю, / што пагану жину маю. / 6. Я пагана, а ты гарный, / я намажу брови сажей. / 7. А падвиду я брови сажей, / тай гарныму ни уважу. / 8. Брови сажей намулюю, / тай гарнаму ни уважу. / 9. А ты мне сватыл ни у ночи, / ни вылизли тибе очи. / 10. А ты мне сватыл у денину, / Всю сабрал сваю радину». В песне жена укоряет мужа за то, что он сожалеет о выборе второй половины: «Што пагану жину маю», на что жена припоминает мужу о том, что сватовство проходило при всех родственниках и с его добровольного согласия: «Ты мне сватыл у денину, всю сабрал сваю радину». Фраза же, выступающая в песне в виде рефрена «ну да я, ну дая», относит этот пример к жанру хороводной песни. В песнях
села Успех были записаны сюжеты о плохих хозяйках, скорее всего, как предостережение молодых невесток от разгильдяйства и халатности в семейных отношениях: «Ехал милый из дороги, а я впала ему в ноги. / Что ж я, милый, наробила, я ж коровку прадала»; или «1. В воскресенье пью, / в панидельник жну, / а во вторник снапов сорак пшаниченьку жала. / 2. В середу вазила, / в четверг малатила, / в пятницу веяла, а в субботу мерила. / 3. В васкрисенья прадала, / с хлопцами прапила. / Пришла, мужу пакланилась, чем я тибе ни жина». В песне «Как на лужку, на лужку» рассказывается о достойной жизни с хозяйственным мужем: «за харошим мужиком жинка маладеит» и о нелегкой жизни с плохим: «за пршивым мужиком жинка прападаит». Обрамляется весь сюжет песни рефреном: «тира-ра, рира-ра, тира-рира, рай-ра», который причисляет данный образец к числу песен хороводного жанра. Песня «Не обессудьте, гостеньки» повествует о семейных отношениях и нормах поведения супруга с молодой женой: «1. Не бессудьте, гостеньки, за малую честь, / а я рада, радёхынька, што у мня гости есть, / а я рада, радёхынька, што у мня гости есть. / 2. А первыя гостинька — маменька радная, / а другая гостинька — миленький дружочек, / а другая гостинька — миленький дружок. / 3. А третия гостинька — братец, да сястрица, / четвёртыя гостинька — кум(ы), да кума. / Четвёртыя гостинька — кум(ы), да кума. / 4. Как и с маменткай радной ни нагаварюся, / а и с миленьким дружком век ни растаюся. / А и с миленьким дружком век ни растаюсь. / 5. А и братцем и сястрой пьяная напьюся, / а и с кумам и с кумой рана пахмелюся. / А и с кумам и с кумой рана пахмелюсь. / 6. Сею редьку, сею мак, сею-пасеваю. / Расти, редька, расти, мак, на зиму схаваю. / Расти, редька, расти, мак, на зиму схаваю. 7. Как же тибя, редька, есть, кагда ты гарченька, / как же тибя, жинка, бить, кагда маладенька. / Как же тибя, жинка, бить, кагда маладенька. / 8. Как и вдарил жену раз, она пачёрнела, / кохал её целый год да коль пабелела. / Кохал её целый год да коль пабелела». В песне дается напутствие супругу, что бить жену нельзя, она от этого «пачёрнела», но и обхаживать и нежить все время тоже плохо, она — «пабелела». Повторяющиеся фразы выполняют роль рефрена в песне и, тем самым, она приобретает черты хороводного жанра.
В селе Караванное Лиманского района было записано небольшое количество хороводных песен бытового сюжета, каждая из которых реализует свое сюжетное направление. В песне «На печи сижу, заплаты плачу» рассказывается о взаимотношениях мужа и жены, когда жена ругает мужа и просит продать хозяйство чтобы нарядиться: «прадай, муж, каровку с лашадачкаю, купи, муж, шубёнку шелковинькую»; муж сделал как просила жена, но когда пришла пора ехать за дровами вместо лошади запряг жену: «Запригайся жина да в лес пы драва», после чего жена образумилась и больше мужа не ругала: «я мужа хвалю, прихваливаю». Данный сюжет учит разумному поведению в семейной жизни. Сюжет песни «Воля-воля, волюшка» рассказывает о беззаботной жизни в отцовском доме: «1. Воля-воля, волюшка / у радимыва батюшки. / Ой, ли да, ой, да люли, / у радимыва батюшки, да / 2. Уш ты, батюшка радной, / падиржи ищё годок, / Ой, ли да, ой, да люли, / падиржиищё годок. / 3. Падиржиищё годок, / купи алинький платок, / Ой, ли да, ой, да люли, / купи алинький платок. / 4. Я платочик павижу, да, / напирёт канцы завяжу, да / Ой, ли да, ой, да люли, / напирёт канцы завяжу. / 5. Нипирёт канцы завижу, / пайду улицей прайду. / Ой, ли да, ой, да люли, / пайду улицей прайду. / 6. Я вдоль улицы прайду, да, / заиграю, запляшу. / Ой, ли да, ой, да люли, / заиграю, запляшу. / 7. Заиграю, запляшу, / рявнивых жён падражню. / Ой, ли да, ой, да люли, / рявнивых жён падражню. / 8. Как рявнивая жана / перед мужем стаяла. / Ой, ли да, ой, да люли, / перед мужем стаяла. / 9. Перед мужем стаяла, / в глаза ему глидела. / Ой, ли да, ой, да люли, / в глаза ему глидела. / 10. В глаза ему глидела, / целавать ево хатела. / Ой, ли да, ой, да люли, / целавать ево хатела». Здесь бытовой сюжет тоже реализуется в жанре хороводной песни, поскольку в
ней применяются приемы цепного запева — последняя строка является началом следующего куплета, а также в тексте присутствует алилёшный рефрен: «Ой, ли да, ой, да люли», что является одним из главных признаков жанра хороводной песни в целом. В песенном образце «Вы послушайте, донцы» разворачиваются две сюжетные линии. В первой рассказывается о службе воина вдали от дома: «Вы паслушайти, данцы, я вам песинку спаю пра службицу пра сваю. / Как три года мы служили, ни а чём ни тужили. / Стал читвёртый наступать, стали думать и гадать как бы дома пабывать. / Время страшная настала, нашему палку дамой вдоль дарошки сталбавай. / Мы ишли, ишли, ишли, к Дону речки падашли»; а во второй — как жена мужа встречала: «Здраствуй, милая жина, либёдушка белыя, чай скучала без миня. / Жила я харашо, паслужил ба год ищё. / Хоть бы годик, хоть бы два, хоть ба годик-палтара. / Хоть ба годик, палтара, я бы домик нажила». Жанр хороводной песни проявляет себя в виде цепного запева и алилёшного припева: «1. Хоть бы годик, хоть бы два, / хоть ба годик-палтара. / Люли, ой да люли, / хоть ба годик-палтара. / 2. Хоть ба годик, палтара, / я бы домик нажила. / Люли, ой да люли, / я бы домик нажила. / 3. Я бы домик нажила, / я б хазяюшкый была. / Люли, ой да люли, / я б хазяюшкый была». Песня же «Тёща для зятюшки удобрилыся» передает поведение и взаимоотношение в быту тещи и зятя, а также традиционные приготовления в определенный календарный период — на Масленицу: «1. Тёща для зятюшки удобрилыся. / 2. Купила муки на читыри рубли. / 3. Сахыру изюму на восимь рублей. / 4. Стал ей пирог ва двенацыть рублей. / 5. Тёща не думыла всем миром пирог съесть. / 6. Зятюшка пришёл, за присест он пирог съел. / 7. Тёща па горенки пахаживает. / 8. Коса на зятюшку паглядывает. / 9. Што ш тибе, зятюшка, ни розарвала. / 10. Розырви, розырви тёщу маю. / 11. Тёщу маю, да и сваячину. / 12. Прихади-ка, тёща, на Масленицу. / 13. Масленца пришла, тёща в гости пашла. / 14. Зятюшка пастрел, серет поля тёщу встрел. /15. Хаживыл, хаживал тёщу сваю. /16. Тёщу сваю да и сваячиницу. / 17. Четыри дубины асинывые. / 18. Тут тёща сырвалас и на печку взыбралас». В песне каждая строчка куплета повторяется дважды, что является одним из признаков жанра хороводной песни, а также в песне присутствует цепной запев: «1. Розырви, розырви тёщу маю, / Розырви, розырви тёщу маю. / 2. Тёщу маю, да и сваячину. / Тёщу маю, да и сваячину».
Итак, во всех песенных примерах наблюдается следующая закономерность: в хороводных песнях русских сел Волжской дельты Астраханской области бытовой сюжет имеет жанровое подчинение. Во-первых, в хороводной песне присутствуют ее жанровые признаки: наличие рефрена («алилёшного» или «не алилёшного»), цепного запева, исполнительская реализация с плясовым или шаговым движением. Во-вторых, появляется функциональная закрепленность, как в свадебном (песня «Ехал милый из дороги» села Успех), так и в календарном (песня «Теща для зятя удобрилась» села Караванное) обрядах.
Библиография
1. Андреев Н.П. Фольклор и его история // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С. 64-77.
2. Чернышевский Н.Г. Песни разных народов // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С. 20-25.
3. Буслаев Ф.И. Общие понятия о свойствах эпической поэзии // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С. 40-45.
4. Гусев В.Е. Художественный метод фольклора // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С. 99-109.
5. Иванова О.А. Система жанров песенного фольклора астраханских липован // Музыковедение. 2016. № 11. С. 30-35.