Научная статья на тему 'Лирическая ситуация в лирическом сюжете'

Лирическая ситуация в лирическом сюжете Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лирическая ситуация / лирический сюжет / сюжет в лирике / лирическое событие / лирический субъект / lyrical situation / lyrical plot / plot in lyricism / lyrical event / lyrical subject

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Виктория Я. Малкина

Основной целью данной статьи является терминологическое определение лирической ситуации как одной из главных составляющих лирического сюжета. Для достижения цели в статье решаются следующие задачи. Во-первых, анализируется литература вопроса, от «Эстетики» Гегеля до современных трудов по сюжетологии и поэтике лирики (Б.В. Томашевский, В.М. Жирмунский, Л.Я. Гинзбург, Т.И. Сильман, Ю.М. Лотман, В.А. Грехнев, В.И. Тюпа, Н.Д. Тамарченко и др.). Во-вторых, формулируется собственное определение лирической ситуации как статического состояния внутреннего мира лирического стихотворения. В-третьих, показывается связь ситуации с другими важными составляющими лирического сюжета. Это пространственно-временная структура, во многом определяющая лирическую ситуацию, а также категория события, которое связано (или противопоставлено) ситуации по принципу динамики/статики. В-четвертых, доказывается соотношение лирической ситуации и заглавия стихотворения, в тех случаях, когда оно есть. Наконец, делаются выводы о месте лирической ситуации в лирическом сюжете стихотворения, понимаемом как система событийноситуативных элементов лирического произведения, данная с позиции лирического субъекта в процессе развертывания его рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lyrical situation in the lyrical plot

The article aims mostly to define terminologically the lyrical situation as one of the main components of the lyrical plot. To achieve the intent, the article addresses the following objectives. First, analyzing the earlier writings on the subject, from “Aesthetics” by Hegel to modern works on the plotology and poetics of lyricism (B.V. Tomashevsky, V.M. Zhirmunsky, L.Ya. Ginzburg, T.I. Silman, Yu. Lotman, V. Grechnev, V.I. Tiupa, N.D. Tamarchenko and others). Secondly, formulating our own definition of the lyrical situation as a static state of the inner world of a lyric verse. Third, showing the relationship of the situation with other important components of the lyrical plot. It is a spatiotemporal structure, which largely determines the lyrical situation, as well as the category of event, which is connected (or opposed) to the situation on the principle of dynamics / statics. Fourth, proving the correlation between the lyrical situation and the title of the poem. Finally, conclusions are drawn about the place of the lyrical situation in the lyrical plot of the poem, understood as a system of event-situational elements of the lyrical work, given from the position of the lyrical subject in the process of his reflection deployment.

Текст научной работы на тему «Лирическая ситуация в лирическом сюжете»

УДК 82-14

Б01: 10.28995/2686-7249-2023-3-313-324

Лирическая ситуация в лирическом сюжете

Виктория Я. Малкина Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, poetika@gmail.com

Аннотация. Основной целью данной статьи является терминологическое определение лирической ситуации как одной из главных составляющих лирического сюжета. Для достижения цели в статье решаются следующие задачи. Во-первых, анализируется литература вопроса, от «Эстетики» Гегеля до современных трудов по сюжетологии и поэтике лирики (Б.В. Томашевский, В.М. Жирмунский, Л.Я. Гинзбург, Т.И. Сильман, Ю.М. Лотман, В.А. Грехнев, В.И. Тюпа, Н.Д. Тамарченко и др.). Во-вторых, формулируется собственное определение лирической ситуации как статического состояния внутреннего мира лирического стихотворения. В-третьих, показывается связь ситуации с другими важными составляющими лирического сюжета. Это пространственно-временная структура, во многом определяющая лирическую ситуацию, а также категория события, которое связано (или противопоставлено) ситуации по принципу динамики/статики. В-четвертых, доказывается соотношение лирической ситуации и заглавия стихотворения, в тех случаях, когда оно есть. Наконец, делаются выводы о месте лирической ситуации в лирическом сюжете стихотворения, понимаемом как система событийно-ситуативных элементов лирического произведения, данная с позиции лирического субъекта в процессе развертывания его рефлексии.

Ключевые слова: лирическая ситуация, лирический сюжет, сюжет в лирике, лирическое событие, лирический субъект

Для цитирования: Малкина В.Я. Лирическая ситуация в лирическом сюжете // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 3. Ч. 3. С. 313-324. Б01: 10.28995/2686-72492023-3-313-324

© Малкина В.Я., 2023

Lyrical situation in the lyrical plot Victoria Ya. Malkina

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, poetika@gmail.com

Abstract. The article aims mostly to define terminologically the lyrical situation as one of the main components of the lyrical plot. To achieve the intent, the article addresses the following objectives. First, analyzing the earlier writings on the subject, from "Aesthetics" by Hegel to modern works on the plotol-ogy and poetics of lyricism (B.V. Tomashevsky, V.M. Zhirmunsky, L.Ya. Ginz-burg, T.I. Silman, Yu. Lotman, V. Grechnev, V.I. Tiupa, N.D. Tamarchenko and others). Secondly, formulating our own definition of the lyrical situation as a static state of the inner world of a lyric verse. Third, showing the relationship of the situation with other important components of the lyrical plot. It is a spatiotemporal structure, which largely determines the lyrical situation, as well as the category of event, which is connected (or opposed) to the situation on the principle of dynamics / statics. Fourth, proving the correlation between the lyrical situation and the title of the poem. Finally, conclusions are drawn about the place of the lyrical situation in the lyrical plot of the poem, understood as a system of event-situational elements of the lyrical work, given from the position of the lyrical subject in the process of his reflection deployment.

Keywords: lyrical situation, lyrical plot, plot in lyricism, lyrical event, lyrical subject

For citation: Malkina, V.Ya. (2023), "Lyrical situation in the lyrical plot", RSUH/RGGU Bulletin. Series "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies", no. 3, part 3, pp. 313-324, DOI: 10.28995/2686-7249-2023-3-313-324

Понятие «лирическая ситуация» (или просто слово «ситуация» применительно к лирическому стихотворению) в современном литературоведении используется достаточно часто. Можно указать, например, несколько работ последних лет [Д оманский 2021; Калашникова 2019; Кулагин 2020; Юхнова 2017], хотя на самом деле их гораздо больше. Значительно реже делаются попытки строгого терминологического описания данной категории, из-за чего лирическая ситуация рассматривается то как часть сюжета, то как часть композиции, то просто как синоним образа, мотива или темы.

С нашей точки зрения, лирическая ситуация является одним из элементов лирического сюжета. Отсюда основная цель данной статьи: определить место лирической ситуации в сюжетной структуре лирического стихотворения. Для этого мы, во-первых, попро-

буем определить данное понятие, во-вторых, рассмотреть место ситуации в лирическом сюжете, в-третьих, соотнести ее с другими понятиями сюжетологии, в-четвертых, исследовать формы ее репрезентации в стихотворении и варианты анализа.

Подробное описание ситуации применительно к художественному произведению впервые было проделано Г.В.Ф. Гегелем. Ситуация, пишет он,

...представляет собой среднюю ступень между всеобщим, неподвижным в себе состоянием мира и раскрывшимся в себе для акции и реакции конкретным действием1.

То есть это уже некая определенность, конкретная (а не всеобщая) картина мира, но еще не действие, не движение как таковое: ситуация сама по себе статична, лишь развиваясь и видоизменяясь, она может привести к коллизии или событию. Говоря о ситуации применительно к лирическому произведению, Гегель различает ситуацию внешнюю (изображение внешнего по отношению к субъекту мира) и внутреннюю (соответственно, изображение внутреннего состояния субъекта):

. ситуация, в которой изображает себя поэт, не обязательно должна ограничиваться только внутренним миром как таковым - она может явиться и как конкретная, а тем самым и внешняя целостность, когда поэт показывает себя как в субъективном, так и в реальном своем бытии2.

В дальнейшем понятие ситуации стало связываться преимущественно с сюжетом. Так, в «Литературной энциклопедии» ситуация определяется как «распределение всех действующих лиц произведения в их взаимоотношении к развитию действия»3. Б.В. То-машевский называет ситуацией «взаимоотношения персонажей в каждый данный момент времени»4. Н.Д. Тамарченко также пишет о сюжетной ситуации, разграничивая ситуацию всеобщую, которая представляет собой «временное равновесие противоположных сил, действующих как в изображенном мире, так и в герое и определяю-

1 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М.: Искусство, 1968. С. 208.

2 Там же. Т. 3. М.: Искусство, 1971. С. 501.

3 Г.Б., R.S. [Шор Р.] Ситуация // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 10. М.: Худ. лит., 1937. Стлб. 757.

4 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 1996. С. 180.

щих развитие сюжета» и частную, т. е. «положение героя в момент, когда он не проявляет инициативы и/или обстоятельства не вынуждают его к немедленной реакции»5. Однако в обоих случаях ситуация (как и у Гегеля) является статикой в противовес динамике события, т. е. ситуация представляет собой временное статическое положение действующих лиц6. Таким образом, в эпике (где теория сюжета разработана достаточно хорошо) ситуация, наряду с событием, является элементом сюжета; следовательно, и в лирике имеет смысл рассматривать ее аналогичным образом.

К лирике понятие ситуации также применялось, хотя и не всегда связывалось с сюжетом, поскольку иногда сюжет в лирике вообще отрицался как явление. Так, В.М. Жирмунский, говоря о стихотворении А. Фета «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне...», отмечает, что

...погружение поэта в свои эмоциональные переживания, в лирическое состояние позволяет сократить сюжет до минимума, даже, в сущности, его полностью исключить, - имеется только ситуация, в которой зарождаются такие-то мысли, такие-то чувства7.

В отличие от В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотман рассматривал ситуацию как основу сюжета в лирике [Лотман 1996, с. 89]. Также считает и В.А. Грехнев. Он пишет, что лирическая ситуация - это «отдельное, относительно завершенное положение, "сцена" в картине сюжета» [Грехнев 1997, с. 159], при этом лирика чаще всего «замыкает сюжет пределами ситуации» [Грехнев 1997, с. 153]. Аналогичной точки зрения придерживается и В.И. Тюпа. Анализируя сюжет в лирике, он говорит, что «вместо квазиреальной цепи событий здесь - единичная квазиреальная ситуация (реже - некоторая последовательность таких ситуаций)8.

Наиболее подробно теоретические аспекты лирической ситуации были разработаны в работах А.В. Радионовой. Опираясь на Э. Фромма, она определяет ситуацию как систему обстоятельств

5 Тамарченко Н.Д. Ситуация сюжетная // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. С. 233.

6 Тамарченко Н.Д. Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. М.: Академия, 2004. С. 90.

7Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т, 1996. С. 375.

8 Тюпа В.И. Анализ художественного текста: Учеб. пособие. М.: Академия, 2009. С. 104.

вокруг субъекта в определенной точке пространства и времени [Радионова 2019, с. 22]. Лирическую ситуацию исследовательница считает «структурной единицей лирического сюжета», которая «включает в себя ряд мотивов, как-то связанных, и является фрагментом сюжета, смысловым блоком»:

. ситуация в лирике - смысловой блок, включающий ряд минимальных мотивов, связанных некоторыми из следующих параметров: единые время, пространство, функционально-смысловой тип, последовательность и единство действий или состояний, единство субъекта [Радионова 2019, с. 25].

То есть вопрос о лирической ситуации, так или иначе, связан с лирическим сюжетом. Поэтому оговорим, что лирический сюжет мы понимаем как процесс развертывания рефлексии лирического субъекта. Эта рефлексия разворачивается от ситуации к событию, которое, в свою очередь, понимается нами как переход определенной границы9. Лирическая ситуация (реже - несколько сменяющих друг друга ситуаций) очерчивает эти самые границы, а точнее, структуру и состояние художественного мира. Так, в стихотворении А. Галича «Засыпая и просыпаясь» начальную лирическую ситуацию можно обозначить как перед сном. Это предполагает указание и на время (январь, вечер), и на место (дом, внутреннее пространство, противопоставленное внешнему), и на положение в мире лирического субъекта, который готовится заснуть: «Я усну, и мне приснятся запахи / Мокрой шерсти, снега и огня»10.

Таким образом, можно сформулировать определение интересующего нас понятия. Лирическая ситуация - это статическое состояние внутреннего мира лирического стихотворения.

Ситуация определяет условия, в которых разворачивается лирический сюжет, т. е. рефлексия лирического субъекта. Важно, что ситуация (как статика) соотносится либо противопоставляется событию как динамике: ситуация может обозначить наличие границы, но только событие является переходом этой границы, буквальной (пространственной) или семантической. Так, в стихотворении А. Кушнера «Питер де Хох оставляет калитку открытой.» лирическую ситуацию можно обозначить как рассматривание картины. Она не меняется: лирический субъект находится перед картиной

9 См.: Тамарченко Н.Д. Событие сюжетное // Поэтика: Словарь актуальных терминов. С. 239.

10 Галич А. Песня об Отчем Доме: стихи и песни с нотным приложением / Сост. и подг. текста А.Н. Костромина. М.: Локид-Пресс, 2003. С. 227.

как в начале, так и в конце стихотворения. Это и определяет основную границу в стихотворении: мир картины/мир за ее пределами. Событием в тексте оказывается размывание и переход данной границы: мир картины оказывается миром самого лирического субъекта, и в то же время граница между мирами оказывается легко переходимой. В последней строфе граница между изображенным на картине и изображаемым в стихотворении миром оказывается, в дополнение, границей между жизнью и смертью:

Скоро и мы этот мир драгоценный покинем,

Что же мы поняли, что мы расскажем о нем?

Смысл в этом желтом, - мы скажем, - кирпичном и синем,

И в белокожем, и в лиственном, и в кружевном!11

Для лирического субъекта смысл жизни оказывается заключен в видении и осязании, и именно живопись и восприятие картин помогает ему этот смысл понять. Два мира сливаются, граница между ними размыта, восприятие и понимание картины и жизни оказываются аналогичны и невозможны одно без другого. Постепенное осознание этого и составляет лирический сюжет стихотворения.

Не обязательно ситуация описывается подробно (чаще всего как раз не описывается). Она только обозначается, в основном при помощи отдельных деталей. Можно считать, что это констатация, своего рода установка фундамента для построения художественной реальности. Так, в стихотворении В.Я. Брюсова «Зодчество церквей старинных» лирическую ситуацию можно определить как на улице, и она создается при помощи пространственных визуальных образов первой строфы:

Зодчество церквей старинных, Современный прихотливый свод, Много зданий - высоких, длинных, Улицы неуверенный поворот12.

Обратим внимание, что здесь нет целостного описания улицы или ее фрагмента, всего лишь несколько деталей. Общую картину должно дорисовать читательское воображение. Картина эта статична (неподвижность возникает, разумеется, и за счет отсутствия глаголов). Динамика появляется во второй строфе, вместе с появ-

11 Кушнер А.С. Времена не выбирают. М.: Эксмо, 2014. С. 393.

12 Брюсов В.Я. Собр. соч. В 7 т. Т. 1: Стихотворения, поэмы: 1892-1909. М.: Худ. лит., 1973. С. 174.

лением собственно движения, времени (памяти) и людей. Там же можно говорить и о лирическом событии, когда визуальное/невизуальное, прошлое/будущее начинают соотноситься между собой, как для лирического субъекта, так и для читателя.

Лирическая ситуация отвечает на вопросы «что? где? когда», но не «что происходит» (потому что это уже событие), а «что есть». Можно считать ситуацию своего рода «точкой отсчета» в стихотворении, о которой писала Т.И. Сильман. По ее концепции, в стихотворении можно выделить две части: эмпирическую (определяющую пространственно-временные условия протекания сюжета) и обобщающую. Эмпирическая часть включает в себя «точку отсчета» и может быть соотнесена с лирической ситуацией, а обобщающая часть - с лирическим событием [Сильман 1977, с. 7-10]. Так, в стихотворении Н. Заболоцкого «Ночное гулянье» ситуация обозначена заглавием: лирический субъект смотрит на «веселье и праздник в саду»13. Указано время («нынче ночью») и пространство («расступились на площади зданья»). Это - точка отсчета, от которой начинает развиваться рефлексия лирического субъекта. Эмпирическая часть, как это обычно и бывает, здесь занимает большую часть стихотворения: наблюдение за фейерверком, ярко взрывающимся, но быстро гаснущим, противопоставляется поэтическому творчеству и приводит к обобщению (лирическому событию) в конце: «Вечно светит лишь сердце поэта / В целомудренной бездне стиха».

Ситуация может выступать в роли мотива в случае ее повторяемости (в рамках одного произведения, творчества того или иного поэта либо национальной культуры / культуры в целом). Но ситуация никак не может быть образом, так как является частью сюжетной, а не образной структурой произведения.

Наиболее тесно ситуация связана с пространством и временем в лирическом стихотворении. Ю.В. Подковырин, на примере произведений М.Ю. Лермонтова и А.Е. Крученых, показывает, что «пространство и время семантически артикулируют частную жизненную ситуацию» [Подковырин 2022, с. 172]. О том, что «пространство и время - обязательные характеристики ситуации», пишет и А.В. Радионова [Радионова 2019, с. 22].

По сути, ситуация как раз и определяет пространственно-временное измерение внутреннего мира стихотворения, в тот момент, пока оно еще (или уже) неподвижно; также она может показать особенности устройства или удвоения реальности в стихотворении (например, ситуация сна или воспоминания).

13 Заболоцкий Н.А. Стихотворения и поэмы. М.; Л.: Советский писатель, 1965. С. 132. (Библиотека поэта)

Лирическая ситуация может быть условно-объективной, когда есть конкретные указания на течение времени (время года, время суток, час и т. п.) или конкретное пространство (дом, лес, дорога, реальные географические обозначения и проч.). Или она может быть субъективной, т. е. связанной с положением лирического субъекта в художественной реальности (прошлое/будущее, вчера/ сегодня, внутри/снаружи, там/здесь и т. п.).

Начальная и конечная ситуации могут изменяться, их (ситуаций) вообще может быть несколько. Но для того, чтобы возможно было говорить о смене лирической ситуации, должна произойти смена времени и/или пространства. Так, в уже упомянутом стихотворении А. Галича «Засыпая и просыпаясь» можно выделить три лирических ситуации: перед сном, во сне и после сна. Переход границы от сна к пробуждению связан и с переходом семантической границы, т. е. событием: изменением взгляда на мир лирического субъекта.

В канонических жанрах лирическая ситуация является типической и определяется жанром, так что можно говорить, например, об элегической или идиллической ситуации. В неканонической лирике ситуация будет индивидуализирована.

Лирическая ситуация напрямую связана с заглавием стихотворения, в том случае, когда оно есть. Если заглавие жанровое, то лирическая ситуация в данном стихотворении так или иначе соотносится с типической для данного жанра (не обязательно она воспроизводится, может, наоборот, разрушаться). В случае же, когда заглавие лирического стихотворения не носит характер жанрового определения, оно демонстрирует его лирическую ситуацию в свернутом виде. Н.А. Веселова пишет, что «и заглавие и первая строка играют роль, аналогичную роли темы в музыке, служат отправной точкой лирической медитации» [Веселова 1998, с. 213]. А отправной точкой («точкой отсчета») в лирическом сюжете как раз и является лирическая ситуация, показывающая нам, как (в каких условиях) будет разворачиваться сюжет. Кроме того, в зависимости от того, что именно обозначено в заглавии, мы понимаем, какой фактор оказывается определяющим для лирической ситуации, а значит, внутреннего мира стихотворения: пространство, время, персонаж, историческое событие или лицо, другое произведение (литературное, живописное, музыкальное) и пр., поскольку заглавие - «имя текста», имеющее значение для «концепции всего произведения»14.

В случае отсутствия заглавия, а также для дальнейшего анализа лирической ситуации и ее соотношения с сюжетом, ключевым ока-

14 Орлицкий Ю.Б. Заглавие // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. С. 73.

зывается лексико-грамматический уровень, определяющий, в свою очередь, структуру пространства и времени в стихотворении.

Рассмотрим для примера стихотворение А. Городницкого «Горящий Нотр-Дам». Здесь заглавие указывает одновременно и на пространство, и на время, и на реальное историческое событие: пожар в Соборе Парижской Богоматери 15 апреля 2019 г. И именно это определяет лирическую ситуацию: взгляд на горящий Нотр-Дам в тот момент, когда происходит пожар. Лирический субъект, вместе со всей Европой, смотрит видео («видя кадры зловещие эти»15): грамматически в стихотворении преобладает настоящее время, причем большинство глаголов - несовершенного вида, т. е. пожар все еще длится (фраза «Над Парижем горит Нотр-Дам» повторяется пять раз в четырех строфах). Обращение к прошлому присутствует на лексическом уровне, в памяти и рефлексии лирического субъекта. В стихотворении дважды подчеркивается, что в огне гибнет то, что хранилось много веков:

Над Парижем горит Нотр-Дам, Что сохранен был восемь столетий. <...>

Превращается в серую пыль То, что прежде стояло веками.

Неслучайно и упоминание Виктора Гюго: как мы помним, в его романе собор - не просто место действия, это основа философии истории. Архитектура в «Соборе Парижской Богоматери» является языком целой эпохи, в ней запечатлены культура и история средневековой европейской цивилизации. В центре романа - смена культурных эпох, переломный период в истории человечества, при этом акцент делается на взаимосвязи между прошлым и настоящим. Все это очень близко и к позиции лирического субъекта в анализируемом нами стихотворении. Горящий Нотр-Дам сопоставляется тут с сожжением Храма в Иерусалиме, которое привело к гибели города и государства и стало началом двухтысячелетнего периода рассеяния еврейского народа. Отсюда и финал песни:

Разрушенье суля городам, Вызывая испуганный ропот, Над Парижем горит Нотр-Дам -Поминальной свечой для Европы.

15 Городницкий А.М. Мою маму зовут Рахиль: стихи и песни. СПб.: [б. и.], 2020. С. 154.

Заглавный образ горящего Собора Парижской Богоматери оказывается воплощением целого комплекса мотивов. Он представляет собой соединение истории, искусства и культуры, памяти, времени, исторической трагедии, повторяемости событий как синтеза случайности и закономерности, наконец, это событие, которое оказалось важным и для европейской истории, и для лирического субъекта. Лирический сюжет является осмыслением происходящего в настоящем события через историческое прошлое; при этом заданная заглавием лирическая ситуация является и начальной, и конечной.

Подведем итоги. Мы понимаем лирическую ситуацию как статическое состояние внутреннего мира лирического стихотворения. Лирическая ситуация определяет пространственно-временную структуру произведения и положение в нем лирического субъекта, являясь точкой отсчета либо (если ситуаций несколько) узловой точкой для развития лирического сюжета.

Литература

Веселова 1998 - Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста (Онтология и поэтика): Дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 1998. 236 с.

Грехнев 1997 - Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: Книга для учителя. Нижний Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1997. 200 с.

Доманский 2012 - Доманский Ю.В. Там, где не бывает атеистов и пессимистов: Об одной ситуации в двух лирических контекстах (стихотворение Евгения Винокурова «Быть славно пессимистом на Монмартре...» и песня Егора Летова «Про дурачка») // Замок Филфанто: К юбилею В.Я. Малкиной: Сб. научных и ненаучных сочинений. М.: Эдитус, 2021. С. 10-15.

Калашникова 2019 - Калашникова А.Л. Душа и море: Функционирование лирической ситуации в поэзии Ф.И. Тютчева 1850-1860-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 59. С. 155-168.

Кулагин 2020 - Кулагин А.В. Стихи о железной дороге: Типология лирических ситуаций // Поэтический Петербург Александра Кушнера: Монография; статьи; эссе. Коломна, 2020. С. 308-337.

Лотман 1996 - Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПб, 1996. 848 с.

Подковырин 2022 - Подковырин Ю.В. Пространственность и временность художественного смысла // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 6. Ч. 2. С. 172-181.

Радионова 2019 - Радионова А.В. Лиро-философский метатекст в русской литературе. Смоленск: Смоленский гос. ун-т, 2019. 412 с.

Сильман 1977 - Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л.: Советский писатель, 1977. 224 с.

Юхнова 2017 - Юхнова И.С. Лирическая ситуация прощания в лирике М.Ю. Лермонтова // Проблема авторства стихотворения «Прощай, немытая Россия» с точки зрения современной филологической науки: Сб. материалов междунар. круглого стола. Пятигорск: Пятигорский гос. ун-т, 2017. С. 246-251.

References

Domansky, Yu.V. (2012), "Where atheists and pessimists never occur, About one situation in two lyrical contexts (Evgeny Vinokurov's poem 'Nice to be a pessimist in Montmartre...' and Egor Leto's song 'About the fool')", Zamok Filfanto [The Castle of Philfanto. On the anniversary of V.Ya. Malkina, Collection of scientific and non-scientific essays], Editus, Moscow, Russia, pp. 10-15.

Grekhnev, V.A. (1997), Slovesnyi obraz i literaturnoe proizvedenie [Verbal Image and Literary Work], Nizhegorodskii gumanit. tsentr, Nizhny Novgorod, Russia.

Kalashnikova, A.L. (2019), "Soul and Sea: the functioning of a lyrical situation in Fyodor Tyutchev's poetry of the 1850-1860s.", Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Filologiya / Tomsk State University Journal of Philology, no. 59, pp. 155-168.

Kulagin, A.V. (2020), "Poems about the railway, Typology of lyrical situations", Poeticheskii Peterburg Aleksandra Kushnera [Poetic Petersburg of Alexander Koushner, Articles, essays], Kolomna, Russia, pp. 308-337.

Lotman, Yu.M. (1996), O poetakh i poezii [About Poets and Poetry], Iskusstvo-SPb, Saint Petersburg, Russia.

Podkovyrin, Yu.V. (2022), "Spatiality and temporality of artistic meaning", RSUH/ RGGU Bulletin. "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 6, part 2, pp. 172-181.

Radionova, A.V. (2019), Liro-filosofskii metatekst v russkoi literature [Lyro-philo-sophical Metatext in Russian Literature], Smolenskii gos. universitet, Smolensk, Russia.

Silman, T.I. (1977), Zametki o lirike [Notes on Lyrics], Sovetskii pisatel', Moscow, Russia.

Veselova, N.A. (1998), Title of the Literary and Artistic Text (Ontology and Poetics) Ph.D. Dissertation, Tver, Russia.

Yukhnova, I.S. (2017), "Lyrical farewell situation in the lyrics of M.Yu. Lermontov", Problema avtorstva stikhotvoreniya "Proshchai, nemytaya Rossiya" s tochki zreniya sovremennoi filologicheskoi nauki [Authorship issue of "Farewell, Unwashed Russia" from the point of view of modern philological science], Proceedings of the International Round Table, Pyatigorskii gos. universitet, Pyatigorsk, Russia, pp. 246-251.

Информация об авторе

Виктория Я. Малкина, кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; poetika@gmail.com

Information about the author

Victoria Ya. Malkina, Cand. of Sci. (Philology), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; poetika@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.