0,054 и 0,005 мг/кг выход хромосомных аберраций достаточно высок и разница с контролем достоверна. Наибольшая часть хромосомных аберраций приходится на хромосомные мосты. Количество их увеличивается с уменьшением числа других типов хромосомных перестроек. Вместе с тем доза ОС К и ОФК 0,0025 мг/кг не вызывала изменений митотического индекса и увеличения количества аберрантных клеток костного мозга у экспериментальных животных по сравнению с контрольными. Данные подострого и хронического опытов позволяют предположить, что мутагенное действие ОС К и ОФК в дозах выше порога хронического действия, по-видимому, реализуется через токсический эффект действия этих соединений на клетку. Однако результаты нашего исследования не позволяют сделать заключение о механизме мутагенного действия данных соединений.
Выводы
1. Результаты исследования показали, что большие дозы ОС К и ОФК в хрони* ческом эксперименте способны вызывать функциональные и морфологические повреж" дения семенников у белых крыс. Дозы ОС К 0,13 мг/кг и ОФК 0,054 мг/кг не ока" зывают гонадотоксического действия и совпадают с недействующими в токсикологи' ческом хроническом опыте.
2. Полученные данные позволяют считать, что ОСК в дозах от 117 до 0,013 мг/кг и ОФК в дозах от 48,8 до 0,005 мг/кг в хроническом эксперименте на белых крысах дают мутагенный эффект. Генетически недействующей является доза ОСК и ОФК 0,0025 мг/кг (0,05 мг/л).
3. Порог патогенетического действия ОСК и ОФК, выявляемый анафазным методом в эксперименте на белых крысах, ниже действующих доз в хроническом опыте
ЛИТЕРАТУРА
Боков А. Н., Гуськова С. И., Гуськов Е. П. — Гиг. и сан., 1977, № 7, с. 38—41. Каган Ю. С., Штабский Б. М. — Там же № 6, с. 75—78.
Нуждин Н. И., Шапиро Н. М., Полиранцева М. Д. и др. — Ж. общей биол., 1959,
т. 20, № 3, с. 8—11. Пирс Э. (Pearse Е.). Гистология. Теоретическая и прикладная. М., 1962. Чесноков А Н.— Гиг. и сан., 1978, № 4, с. 102—103.
Поступила 20/XII 1978 г.
УДК 615.917*269.311.032.2.07:[в 16.153.915 + 616.153.269.11-074
Л. А. Коннова, В. П. Тимофеев, Т. М. Соколовская, О. С. Морозова
ЛИПИДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ТИОЛДИСУЛЬФИДНЫЕ ГРУППЫ КРОВИ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ ИНГАЛЯЦИОННОЙ ЗАТРАВКИ ДИМЕТИЛДИСУЛЬФИДОМ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Первичные механизмы действия метилсернистых соединений, таких, как диме-тилдисульфид (ДМДС), при ингаляционном пути поступления в организм практически не изучены. Тем не менее этот вопрос представляет несомненный интерес в связи с тем, что на современных предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности в ряде цехов воздух постоянно загрязнен подобными соединениями (В. П. Тимофеев; Б. Б. Шугаев).
В проведенных нами исследованиях получены следующие результаты. Со стороны фосфолипидов мембран эритроцитов через 20 дней от начала затравки наблюдалось уменьшение содержания прочно связанной фракции и одновременное возрастание «лабильно связанной» фракции (Р<0,001). На 40-й день фосфолипиды подопытных кроликов практически не отличались от контроля. Однако к 60-му дню у животных 3-й группы вновь, как и у животных 1-й группы, наметилось снижение уровня прочно связанной и повышение уровня лабильной фракции. Прекращение затравки приводит к нормализации количества фосфолипидов, что видно по 4-й группе, где контрольные и опытные показатели оказались почти одинаковыми.
Изменения со стороны холестерина эритроцитов в процессе затравки кроликов ДМДС имели противоположную по сравнению с фосфолипидами направленность: на 2-й день возрастало содержание прочно связанной и снижалось количество лабильной фракции холестерина (Р<0,001). Однако к 40-му дню так же, как и со стороны фосфолипидов, данные опыта практически не отличались от контрольных. На 60-й день происходило достоверное снижение уровня прочно связанной и повышение уровня ла-
1 Для такого вывода требуется более полное изучение генетической активности.—
Ред.
бильной фракции (Я<0,001). Прекращение затравки нормализовало показатели. У крыс в отличие от кроликов изменения количества фосфолипидов появлялись не на 20-й, а на 40-й день от начала затравки, но были идентичны: повышалось содержание прочно связанной фракции и снижалось количество лабильной. Спустя 20 дней после прекращения затравки картина нормализовалась.
Уровень холестерина мембран эритроцитов крыс имел ту же направленность сдвигов, что и у кроликов в процессе затравки ДМДС, с той лишь разницей, что у крыс они сохранялись после прекращения затравки.
Таким образом, длительная ингаляционная затравка парами ДМДС вызывает у кроликов и белых крыс однонаправленные изменения со стороны фосфолипидов и холестерина мембран эритроцитов с разницей в сроках появления эффекта со стороны фосфолипидов и необратимостью изменений количества холестерина у крыс.
Электрофореграммы и денситограммы липопротеидов (ЛП) плазмы крови кроликов в норме и при действии ДМДС показали, что у интактных животных имелись две полосы, соответствующие ЛП высокой плотности (ЛПВП) и ЛП низкой плотности (ЛПНП), при этом первые составляли 70%, а вторые — 30%. Необходимо отметить, что довольно часто у интактных кроликов в плазме имелось небольшое количество (5—7%) ЛП очень низкой плотности (ЛПОНП). Воздействие ДМДС в течение 20 дней не приводило к изменению спектра ЛП плазмы крови, однако к 40-му дню затравки наблюдалась тенденция к возрастанию суммы ЛПНП и ЛПОНП, которая уже равнялась 42% от общего количества ЛП. К 60-му дню затравки эти изменения были уже достоверны (/><0,001), и соотношение фракций сдвигалось в сторону преобладания ЛПНП+ЛПОНП, на долю которых приходилось уже 56%. Прекращение затравки полностью нормализовало липопротеидный спектр плазмы крови кроликов.
При исследовании плазмы крови белых крыс в процессе затравки ДМДС обнаружены аналогичные нарушения со стороны ЛП, но менее выраженные — достоверные изменения наблюдались лишь к 60-му дню от начала затравки. Прекращение воздействия так же, как и у кроликов, приводило к нормализации спектра. Следует отметить, что в норме у белых крыс ЛП плазмы несколько отличаются от таковых у кроликов, поскольку ЛПНП составляют лишь небольшую часть — от 8 до 12% (в сумме с ЛПОНП) от общих ЛП. Тем не менее длительное действие ДМДС приводило к возрастанию этих комплексов до 40%.
Содержание ББ-и БН-групп в плазме крови кроликов достоверно изменялось к 60-му дню затравки, когда количество ББ-группы возрастало почти вдвое — с 46,6 + ±15,6 до 86,7+24,2 мкмоль на 100 мг белка, в то время как уровень БН-групп снижался почти на 10%, составляя 61,3+4,7 мкмоль вместо 74,5+10,3 мкмоль. Через 20 дней после прекращения затравки данные опыта не отличались от контрольных. У крыс со стороны тиолдисульфидных групп крови подобные изменения наблюдались уже к 40-му дню, когда количество ББ-групп возрастало с 70,7+26,0 до 82,1 + +23,0. Снижение уровня БН-групп в плазме крови у крыс не отмечалось, однако после прекращения затравки показатели оказались значительно выше контрольных — 46,4+11,9 и 28,8+8,9 ммоль соответственно, в то время как количество ББ-группы было в пределах нормы.
Изменения ББ- и БН-групп в гемолизате эритроцитов недостоверны и практически в пределах контроля, но все же у крыс к 60-му дню количество БН- групп снижалось почти на 30%.
Выводы
1. ДМДС при ингаляционном пути поступления в организм приводит к изменению прочности связи липид — белок в мембранах эритроцитов.
2. Длительное поступление в организм ДМДс сопровождается изменением спектра ЛП плазмы крови в сторону преобладания ЛП низкой и очень низкой плотности на фоне достсверного повышения количества ББ-групп и снижения количества БН-групп.
3. Полученные данные при учете того, что ДМДС содержит реакционно-способные дисульфидные группы, позволяют предполагать, что ДМДС вступает во взаимодействие с БН-группами апопротеиновой части липопротеиновых комплексов мембран эритроцитов, что может быть причиной изменения конформации и ослабления прочности связи липид — белок.
4. При ингаляционной затравке животных парами ДМДС в концентрации 9,5 мг/м8 все наблюдавшиеся изменения со стороны липидного и тиолдисульфидного •бмена крови были обратимы и полностью исчезали спустя "20 дней ¿после прекращения затравки.
ЛИТЕРАТУРА
Тимофеев В. Д. Санитарно-гигиеническая и токсикологическая характеристика ме-
тнлмеркаптана и диметилдисульфида. Автореф. дне. канд. Л., 1968. Шугаев Б. Б. — В кн.: Научная сессия по химии и технологии органических соединений серы и сернистых нефтей. 12-я. Тезисы докл. Рига, 1971, с. 472—473.
Поступила 31/1 1979 г.