Научная статья на тему 'Лингвостилистические особенности интернет-комментария в СМИ'

Лингвостилистические особенности интернет-комментария в СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
746
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
influence / Internet comment / Internet communication / judgement / hostile rhetoric / self-presentation / emotional
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguostylistic features of texts belonging to both personal Internet-discourse and mediadiscourse are described based on Internet comments of the Russian socio-political edition “Novaya gazeta”. It has been determined by means of the discourse analysis method that comments of readers of the web version of this edition are characterized by the salient influencing orientation. Commenting on topical events of the public life, authors usually make an emotional judgement about them. Hostile rhetoric becomes a strategic line of the language behavior which serves as method of emotional abreaction and self-presentation.

Текст научной работы на тему «Лингвостилистические особенности интернет-комментария в СМИ»

Шхумишхова Асият Руслановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университета, Майкоп, Россия

Калашаова Аза Аскеровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университета, Майкоп, Россия

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЯ В СМИ

Abstract

Linguostylistic features of texts belonging to both personal Internet-discourse and mediadiscourse are described based on Internet comments of the Russian socio-political edition "Novaya gazeta". It has been determined by means of the discourse analysis method that comments of readers of the web version of this edition are characterized by the salient influencing orientation. Commenting on topical events of the public life, authors usually make an emotional judgement about them. Hostile rhetoric becomes a strategic line of the language behavior which serves as method of emotional abreaction and self-presentation.

Keywords: influence, Internet comment, Internet communication, judgement, hostile rhetoric, self-presentation, emotional.

В связи с появлением виртуальной реальности, обусловившей новую среду функционирования языка, на рубеже столетий возникла интернет-лингвистика, основной предмет которой - интернет-коммуникация, иначе «коммуникативное взаимодействие в глобальной компьютерной сети интернет-пользователей с различным культурным уровнем и уровнем образованности, то есть функционирование языка в интернет-пространстве и лингвистическая составляющая интернет-общения» [1, 22].

Интернет-коммуникация, предоставляющая новые возможности для вербального и невербального общения, привлекает повышенное внимание многих российских и зарубежных ученых на протяжении двух десятилетий: Е.И. Горошко, О.В. Дедова, М.А. Кронгауз, О.В. Лутовинова, И.Н. Розина, М.Ю. Сидорова, Г.Н. Трофимова, Л.Ю. Щипицына, S.Bames, S.Carton, D. Cristal, M.Heim, L.Lengel, J. Nelsen, J. Sanderson и др. «Поскольку интернет-среда формирует новый тип коммуникации, в котором новые информационные средства становятся одним из важнейших инструментов ориентации

человека в мире и взаимодействия людей друг с другом, то можно говорить о появлении нового вида коммуникации - интернет-коммуникации как отдельного феномена, заслуживающего пристального внимания» [3, 36].

Феномен интернет-коммуникации создается электронной формой, гипертекстуальностью и мультимедийностью. К важнейшим свойствам коммуникации в виртуальном пространстве относятся отсутствие визуального контакта, вызывающее стремление к эмоциональному наполнению текста, снятие жестких социальных и культурных границ и свобода общения. Весьма значимым свойством данного вида коммуникации следует считать статусное равноправие участников, которое во многом способствует популярности межличностного и межгруппового взаимодействия пользователей глобальной Сети.

Новая среда коммуникативного взаимодействия отличается наличием жанров, систематизация которых находит отражение в одном из основных направлений интернет-лингвистики - виртуальном жанроведении. «С возникновением коммуникативной интернет-среды стал актуальным вопрос о формировании речевых жанров, функционирующих в интернет-коммуникации, что является результатом изменения прагматических установок и целей интернет-коммуникантов, актуализации вопроса о становлении нового статуса языковой личности, которая через жанропорождающую среду презентует себя в интернет-коммуникации» [4, 213].

Среди различных подходов к жанровой стратификации текстов, встречающихся в интернет-пространстве, мы считаем наиболее эффективной точку зрения Е.И. Горошко. Согласно мнению этого ученого, в виртуальной среде функционируют, с одной стороны, жанры, заимствованные из традиционной, то есть несетевой коммуникации, а с другой стороны, исконно сетевые жанры [3].

Предмет нашего исследования - интернет-комментарий в СМИ - относится ко второй группе жанров, но при этом он занимает особое место, поскольку, во-первых, имеет много общего с комментарием, свойственным реальному общению, а во-вторых, отличается двойственной природой и потому может быть отнесен и к персональному интернет-дискурсу, и к медиадискурсу. Таким образом, интернет-комментарий, который считается продуктом коммуникативно-речевой деятельности частно-публичной личности, отличается от собственно сетевого жанра - коммента.

Как «гибридный жанр» интернет-комментарий обладает большими функциональными возможностями. Прежде всего, автор интернет-комментария реализует потребность в выражении собственного мнения и соответственно - личностной оценки. Существенную роль в продуцировании комментариев пользователей Сети, читателей онлайн-версий СМИ, также играет потребность в общении (фатическая цель), поиск единомышленников и, конечно, самопрезентации. Последняя особенно актуальна для отправителя сообщения, который не испытывает на себе воздействия каких-либо ограничений и строит свое коммуникативное взаимодействие с другими личностями в условиях анонимности и свободы выражения.

Среди прагматических параметров жанра интернет-комментария, постоянных структурных элементов, которые во многом определяют его лингвостилистические особенности, следует обратить особое внимание на никнейм - сетевое имя пользователя, помогающее составить какое-либо представление о виртуальной языковой и коммуникативной личности.

В работах, посвященных исследованию интернет-коммуникации, никнейм рассматривается как явление двустороннего порядка. «Субъект «репрезентирующий» реализует посредством сетевого имени стратегии и тактики самоидентификации и воздействия на коммуникантов. Субъект «воспринимающий», опираясь на личный опыт и социально-психологические (оценочные, ценностные, стереотипные) установки, осуществляет благодаря никнейму идентификацию его носителя» [2, 4].

Материалом нашего исследования являются интернет-комментарии читателей российского общественно-политического издания» Новая газета» ( за 2014-2018 годы), в котором значительное место отводится аналитическим жанрам, позволяющим заявить о своей публицистической позиции, проявить журналистское авторское «я» с помощью определенных лингвистических приемов и средств. Высокое личностное начало, в свою очередь, присуще интернет-комментариям читателей, которые также стремятся обозначить собственную позицию и дать оценку.

Сетевые имена авторов отличаются большим разнообразием. В качестве никнеймов, представляющих адресантов интернет-комментариев, размещенных в онлайн-версиях рассматриваемого издания, используются различные наименования. Это могут быть не только реальные имена, написанные кириллицей или латиницей (Анатолий Климентский, Vladimir Tyurin), но и прецедентные имена (Граф Монте-Кристо, Susanin), зоонимы (Vorona, Черная пантера), имена-характеристики, которые нередко носят игровой шутливый характер (Плутовка, zmey-na-pensii). Адресанты выбирают сетевые имена исходя из своих идеологических взглядов, политической ориентации и т.п.: Igor West, Лозунг дня.

Коммуникативные действия авторов интернет-комментариев популярного периодического издания следует охарактеризовать как личностно-маркированные, аффективные. Такие коммуникативно-речевые действия обычно предпринимаются тогда, когда идет обсуждение острых проблем, касающихся жизни общества, и особенно в условиях кризиса. Если опция, позволяющая использовать эмотиконы для выражения эмоций, отсутствует, то эту функцию берут на себя графические средства. Например, в интернет-комментариях нередко используются прописные буквы вместо строчных, что сразу же привлекает внимание других пользователей:

КРИЗИС. Сейчас народ надо понять и простить. Цены растут, зарплата уменьшается. Задаешь вопрос работодателям по поводу зарплаты, они говорят: «КРИЗИС в стране. Поймите нас».

Наряду с личным мнением, пользователи Сети нередко выражают общий настрой постоянных читателей, но и в таком случае комментарии читателей следует расценивать не

389

столько как рациональные, сколько эмоциональные.

Описывая интернет-комментарий в лингвостилистическом аспекте, следует учитывать, что эти тексты принадлежат рядовым носителям языка, которые в условиях анонимности и свободы общения могут надевать маски и не только активно проявлять свой творческий потенциал, но и демонстрировать свои политические взгляды, симпатии, антипатии. Интернет-комментарий читателей считается метатекстом, поскольку он возникает как реакция на другой, журналистский текст.

Анализ показал, что лингвостилистические свойства интернет-комментариев -повышенная эмоциональность и оценочность - обусловлены их воздействующей направленностью. При этом оценочные номинации чаще всего являются отрицательными, даже резко негативными, что позволяет считать вербальную речевую агрессию одним из основных способов речевой манеры поведения авторов.

Если рассматривать автора интернет-комментрия как языковую личность, то, вероятно, следует говорить о таком типе языковой личности, как агрессивно настроенный комментатор (или интерпретатор). Такой тип личности, безусловно, представляет коммуникативную опасность, поскольку авторы подобного рода комментариев представляют свою аудиторию - интернет-сообщество, которое в настоящее время оказывает значительное влияние на общественное мнение и - что еще очень важно -языковой вкус и речевую практику общества.

Прежде всего, вербальная агрессия в интернет-комментарии, выступающая в качестве эмоциональной реакции на действия властей или чиновников, описанные в журналистской статье, эксплицируется широким употреблением стилистически сниженной лексики, которая обладает отрицательными коннотациями: пренебрежительными, уничижительными, презрительными, ироничными:

Анатолий, кто обсуждать-то будет? Недобитые "либерасты"?;

Встали, короче, с колен - и харей в могилу;

Странно как- то: для пшика заводы строить, испытывать над головой чего -то, кучу людей готовить, за границу учить возить. Вот ведь додумались, ироды...

Интересно заметить, что аудитория читателей «Новой газеты», предлагающей адресату тексты таких жанров, как расследование, аналитическая статья, эссе, в целом не относится к носителям «низкого» типа речевых культур. Но при этом авторы интернет-комментариев преднамеренно выбирают такие языковые средства, которые соответствуют реализации деструктивным речевым стратегиям, направленным на понижение, разрушение, дестабилизацию.

Авторы интернет-комментариев в СМИ преднамеренно используют языковые средства, способные показать или же продемонстрировать враждебность, неприязненность и пр.:

По команде и форма...)))

Сначала нарядили в официантов... Было весело.... тяперича вырядили в известный

персонаж из «Неуловимых мстителей». «Из Одессы», здрасте ...;

Неплохая такая акция - «Россия, впирет», привороченная кривыми ручонками к проводам спортсменов.

Вместо олимпиады в Сочи надо было спортшколы развивать. Тогда бы жрать химию не пришлось.

Многие комментарии представляют собой стилизацию под грубую жаргонно-криминальную речь. Такое речевое поведение, вероятно, дань существующей моде на огрубление речи. Просторечные и жаргонные единицы, обладающие определенной степенью грубости, являются эмоционально-экспрессивными по сравнению с разговорными литературными языковыми единицами. Поэтому стилистически маркированная лексика относится к прагматическим интенсификаторам, которые способствуют акцентированию личностной оценки и привлечению внимания к комментарию со стороны других пользователей:

А, по-моему, тут собака зарыта совсем в другом. Чиновник пуще смерти боится, что его выпрут на пенсию «по возрасту». И не исключаю, что может быть принят такой закон «пока кони не двинет» или «пока ласты не склеит» ... Им бы в урановой шахте кайлом помахать. Рабы на галерах, мля...

Характерной особенностью речевого поведения авторов следует считать прием многократного повтора гласных или согласных букв, что изменяет графический облик слова и нарушает литературную норму. Использование графически -выделительного приема, обусловливающего эмоциональный акцент, во многом обусловлено трудностями в организации эмоционального контакта с другими участниками коммуникации. И хотя по своему предназначению данный прием перекликается с эмотиконами, на самом деле его действие гораздо глубже, ибо он становится одним из эффективных способов выражения личностной эмоциональной оценки:

... Что приводит к фатальному снижению эффективности и конкурентоспособности экономики страны в целом... чушььь, вдоръъъ и протттчая антиГосударственная ересььь. Просто жены/любовницы наших чинуш, даже бывшие и бывших - самые гениальные бизнес вууумены!

В интернет-комментариях также можно встретить имитацию устной разговорной речи, причем речи нелитературной, фамильярно-просторечной. Этот прием - своего рода интеллектуальная реакция, форма выражения неодобрительной оценки, резкость которой может быть снижена за счет иронии:

Ежели народ знаеть, што царь ненастояшший, и радуется... то народ-то хоть -настояшший, али тож подменили, демоны окаянные?!

В заключение проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что интернет-комментарии читателей «Новой газеты» характеризуются той или иной степенью речевой агрессии, которая, с одной стороны, выступает как стратегическая линия речевого поведения, а с другой стороны, становится способом эмоциональной разрядки и самовыражения.

Список литературы

1. Ахренова Н.А. Теоретические основы интернет-лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 10. -С.22 -26.

2. Балкунова А.С. Роль сетевого имени (никнейма) во взаимодействии субъектов виртуальной коммуникации: дис. ... канд. филол. наук. - Нижневаторск, 2012. - 261 с.

3. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете // Жанры речи: сборник научных статей. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. -С. 11-127.

4.Компанцева Л.Ф. Интернет-лингвистика: когнитивно-прагматический и лингвокультурологический подходы. - Луганск: Знание, 2008. - 528 с.

5.Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. - Волгоград: Перемена, 2009. - 506 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.