Научная статья на тему 'Лингвосоциокультурная подсистема системы новой грамотности'

Лингвосоциокультурная подсистема системы новой грамотности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
232
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССМЕДИА / ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / MEDIA / MEDIA LITERACY / JOURNALISTIC TEXT / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богуславская В.В.

Цифровая трансформация общества, переход к цифровой экономике требуют новых видов грамотности. В условиях растущей медиатизации социума всё большее значение приобретает медиаграмотность, формирование развитой медиакомпетентности российских граждан. Важность грамотности в целом, и новой грамотности в частности, в том, что это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Учитывая отсутствие границ в виртуальном мире, в новой, непонятной, увлекательной и непредсказуемой среде обитания, становится особенно важным формирование необходимой степени владения человеком требуемыми видами грамотности в интересах развития страны. В качестве важнейшего условия, обеспечивающего человеку успешность, комфортность жизни в цифровом медиатизированном обществе, чаще всего называют информационную и медийную грамотность. Возможности цифровых информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны только те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом цифровом мире. Возрастает значение комплексного лингвистического, социального, культурологического изучения журналистских текстов. В течение почти 20 лет проблемы комплексного лингвосоциокультурного моделирования объектов гуманитарного знания составляют важный аспект научных интересов. В 2001-2004 г.г. был предложен и апробирован интегрированный подход к изучению языка средств массовой информации в единении с внешней средой обществом, во взаимовлиянии и «взаимосодействии» целого ряда факторов. Была выработана авторская методология комплексного лингвистического, социального, культурологического изучения журналистского текста. Применительно к журналистским текстам удалось проследить особенности формирования модели языка газеты с точки зрения взаимодействия внешней среды и лингвосоциокультурных факторов. Применение данной методологии позволило в полной мере предположить, а позже и убедиться, в продуктивности такого подхода к изучению объектов нестатичных, характеризующихся динамикой развития, соотносимых с нечеткими множествами, отличающимися недоопределенностью, взаимообусловленностью внешних и внутренних факторов, многоаспектностью и т.п. Среди моделируемых объектов были журналистский текст, полиэтническое образовательное пространство, инженерное образовательное пространство; модели образовательного развития в условиях глобализации, моделировался тезаурус прессы изаголовочный комплекс; с точки зрения лингвосоциокультурных и психологических факторов, исследовалось соотношение «взаимозависимость между продолжительностью и качеством жизни» и процесс получения новых знаний в иноязычной среде, педагогический процесс в профессиональном образовании Результаты данных исследований явились своего рода опорными точками для определения проблематики, вынесенной в заголовок статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital transformation of society, the transition to a digital economy require new types of literacy. In conditions of growing mediatization of society is increasingly important media literacy, media competence formation of advanced Russian citizens.The importance of literacy in General and literacy in particular, is that it is the Foundation on which to build further human development. Given the lack of boundaries in a virtual world in new, strange, exciting and unpredictable environment, it becomes especially important to the formation of the necessary level of ownership of the person required types of literacy in the development of the country.As essential conditions to ensure human success, comfortable life in the digital mediatisierung society, often referred to as information and media literacy. Features of digital information technology for man a boundless, promote the effective solution of professional, economic and many other problems. Competently, professionally, to dispose of today's technical and information capabilities capable of only those who possess the necessary knowledge allowing you to navigate in the new digital world. Increases the value of a complex linguistic, social and cultural study of journalistic texts. For nearly 20 years, the problems of complex linguosociocultural modeling of objects of the Humanities are an important aspect of scientific interest. In 2001-2004 was proposed and tested an integrated approach to the study of language media in harmony with the external environment society, interaction and "vzaimodeistvie" a number of factors. Was developed methodology of complex linguistic, social and cultural study of journalistic text. In relation to journalistic texts managed to trace the features of forming a model of the language newspaper from the point of view of interaction between the external environment and linguosociocultural factors. The application of this methodology allowed us to fully assume, and later verify, the productivity of this approach to the study of non-static objects, characterized by the dynamics of the correlated fuzzy sets, characterized by nudepreteenmodels, interdependence of external and internal factors, diversity, etc. Among the simulated objects were a journalistic text, multi-ethnic educational space, educational space engineering; models of educational development in the context of globalization, modeled thesaurus of the press and the header complex; from the point of view linguosociocultural and psychological factors, we studied the ratio of "the interdependence between duration and quality of life" and the process of obtaining new knowledge in a foreign environment, the pedagogical process in professional education the Results of these studies were the kind of reference points to determine the issues posed in the article title.

Текст научной работы на тему «Лингвосоциокультурная подсистема системы новой грамотности»

ЖУРНАЛИСТИКА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ JOURNALISM AND PUBLIC RELATIONS

УДК 070

DOI: 10.18413/2075-4574-2018-37-1 -71 -76

ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА СИСТЕМЫ НОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ

LINGVOSOCOCULTURAL SUBSYSTEM OF THE SYSTEM OF NEW LITERACY

В.В. Богуславская V.V. Boguslavskaya

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 117485, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6

State Institute of Russian Language named after A.S. Pushkin, 6, Ac. Volgin Str., Moscow, 117485, Russia

E-mail: VVBoguslavskaya@pushkin.institute

Аннотация

Цифровая трансформация общества, переход к цифровой экономике требуют новых видов грамотности. В условиях растущей медиатизации социума всё большее значение приобретает медиаграмотность, формирование развитой медиакомпетентности российских граждан. Важность грамотности в целом, и новой грамотности в частности, в том, что это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Учитывая отсутствие границ в виртуальном мире, в новой, непонятной, увлекательной и непредсказуемой среде обитания, становится особенно важным формирование необходимой степени владения человеком требуемыми видами грамотности в интересах развития страны. В качестве важнейшего условия, обеспечивающего человеку успешность, комфортность жизни в цифровом медиатизированном обществе, чаще всего называют информационную и медийную грамотность. Возможности цифровых информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны только те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом цифровом мире. Возрастает значение комплексного лингвистического, социального, культурологического изучения журналистских текстов. В течение почти 20 лет проблемы комплексного лингвосоциокультурного моделирования объектов гуманитарного знания составляют важный аспект научных интересов. В 2001-2004 г.г. был предложен и апробирован интегрированный подход к изучению языка средств массовой информации в единении с внешней средой - обществом, во взаимовлиянии и «взаимосодействии» целого ряда факторов. Была выработана авторская методология комплексного лингвистического, социального, культурологического изучения журналистского текста. Применительно к журналистским текстам удалось проследить особенности формирования модели языка газеты с точки зрения взаимодействия внешней среды и лингвосоциокультурных факторов. Применение данной методологии позволило в полной мере предположить, а позже и убедиться, в продуктивности такого подхода к изучению объектов нестатичных, характеризующихся динамикой развития, соотносимых с нечеткими множествами, отличающимися недоопределенностью, взаимообусловленностью внешних и внутренних факторов, многоаспектностью и т.п. Среди моделируемых объектов были журналистский текст, полиэтническое образовательное пространство, инженерное образовательное пространство; модели образовательного развития в условиях глобализации, моделировался тезаурус прессы и

заголовочный комплекс; с точки зрения лингвосоциокультурных и психологических факторов, исследовалось соотношение «взаимозависимость между продолжительностью и качеством жизни» и процесс получения новых знаний в иноязычной среде, педагогический процесс в профессиональном образовании Результаты данных исследований явились своего рода опорными точками для определения проблематики, вынесенной в заголовок статьи.

Abstract

Digital transformation of society, the transition to a digital economy require new types of literacy. In conditions of growing mediatization of society is increasingly important media literacy, media competence formation of advanced Russian citizens.The importance of literacy in General and literacy in particular, is that it is the Foundation on which to build further human development. Given the lack of boundaries in a virtual world in new, strange, exciting and unpredictable environment, it becomes especially important to the formation of the necessary level of ownership of the person required types of literacy in the development of the country.As essential conditions to ensure human success, comfortable life in the digital mediatisierung society, often referred to as information and media literacy. Features of digital information technology for man a boundless, promote the effective solution of professional, economic and many other problems. Competently, professionally, to dispose of today's technical and information capabilities capable of only those who possess the necessary knowledge allowing you to navigate in the new digital world. Increases the value of a complex linguistic, social and cultural study of journalistic texts. For nearly 20 years, the problems of complex linguosociocultural modeling of objects of the Humanities are an important aspect of scientific interest. In 2001 -2004 was proposed and tested an integrated approach to the study of language media in harmony with the external environment - society, interaction and "vzaimodeistvie" a number of factors. Was developed methodology of complex linguistic, social and cultural study of journalistic text. In relation to journalistic texts managed to trace the features of forming a model of the language newspaper from the point of view of interaction between the external environment and linguosociocultural factors. The application of this methodology allowed us to fully assume, and later verify, the productivity of this approach to the study of non-static objects, characterized by the dynamics of the correlated fuzzy sets, characterized by nudepreteenmodels, interdependence of external and internal factors, diversity, etc. Among the simulated objects were a journalistic text, multi-ethnic educational space, educational space engineering; models of educational development in the context of globalization, modeled thesaurus of the press and the header complex; from the point of view linguosociocultural and psychological factors, we studied the ratio of "the interdependence between duration and quality of life" and the process of obtaining new knowledge in a foreign environment, the pedagogical process in professional education the Results of these studies were the kind of reference points to determine the issues posed in the article title.

Ключевые слова: массмедиа, лингвосоциокультурная подсистема, медиаобразование, журналистский текст, личностное развитие, социальная практика. Keywords: media, media literacy, journalistic text, personal development.

Введение

Выдвижение и обоснование концепции лингвосоциокультурной грамотности как подсистемы новой грамотности становится насущной задачей российской высшей школы и ее поликультурного образовательного пространства.

Одним из подходов к формированию понятия новой грамотности в деятельности общества эпохи цифровизации является изучение медиа- и информационной грамотности. Вполне естественной поэтому становится постановка задачи, включенной в круг вопросов, относящихся к понятию новой грамотности. Предлагаемый подход базируется на авторской методологии - оригинальной концепции моделирования (комплексном собственно лингвистическом, социологическом, культурологическом анализе) объектов гуманитарного знания, в данном случае лингвосоциокультурной грамотности как подсистемы новой грамотности - что позволяет учесть особенности структуры (организации системы знаний на разных уровнях детализации) и выявить закономерности формирования грамотности.

Методология исследования

Результаты ранее проведенных исследований [Богуславская, 2008: 24] позволяют выдвинуть гипотезу о возможном согласовании имеющихся на данный момент взглядов на новую грамотность в случае рассмотрения ее как комплексной системы, ядром которой является подсистема лингвосоциокультурной грамотности, реализующей принцип неопределенности - дополнительности - совместности (личность - язык - среда). В рамках поставленной проблематики «новая грамотность» относится к «новому социально признанному пути создания, введения в обращение и согласовывания осмысленного контента посредством закодированного текста внутри контекста при участии в дискурсе» [Lankshear, Knobel, 2006: 29].

Термин «новая грамотность» является относительно новым. Определение термина остаётся открытым и по-разному трактуется различными группами ученых. Первое направление - подход с точки зрения психолингвистики, через развитие единой и всеохватывающей теории для объяснения новой грамотности в зависимости от внешних факторов в соответствии с изменениями социальных практик и новых цифровых технологий [Leu, 2000: 759]. Второе направление - подход с точки зрения социокультурной концепции, через восприятие грамотности как социальной практики, социально обусловленных и целенаправленных путей достижения своего [Lankshear, Knobel, 2006:

37].

Исследования в области новой грамотности многообразны. Определён широкий круг тем и проблем, используются различные методологические подходы и методики. Однако ключевые вопросы, связанные с формированием единства взглядов и формулировки признаваемого всеми исследователями толкования новой грамотности, пока остаются не решенными.

Исследование отечественной научной периодики и книжных изданий показало, что в России рассматриваемые задачи решаются в направлении раскрытия медиа- и информационной грамотности [Короченский, 2012: 84] Определённый интерес представляет проект международного консорциума на базе НИУ ВШЭ «Ключевые компетенции и новая грамотность» (январь 2017 г. — июнь 2018 г.). Проект нацелен на формирование модели образования, ориентированной на развитие ключевых компетенций и новой грамотности, распространение удачных практик для трансформации отечественной системы образования. В рамках проекта международного консорциума новая грамотность рассматривается как совокупность следующих видов грамотности: цифровой, финансовой, медицинской, межкультурной, правовой, экологической.

Таким образом, в рамках существующих научных исследований фактически отсутствует системно-синергетическое представление комплексной системы новой грамотности с выявлением ее интегрального лингвосоциокультурного ядра.

Очевидно, что выявление, раскрытие и описание лингвосоциокультурной подсистемы - интегрального ядра системы новой грамотности - будет содействовать решению вопроса формирования единого толкования понятия новой грамотности и ее базовых составляющих.

Анализ значительного числа научных публикаций, а также программных документов, убеждает в отсутствии научной методологии в решении данной проблемы, поэтому предлагаемый комплексный методологический подход позволяет в будущем получить научно обоснованное уточненное понятия новой грамотности как комплексной системы, включающей в себя как подсистему медиаграмотности, так и подсистему лингвосоциокультурной грамотности.

Межпредметный методологический инструментарий (лингвистики,

коммуникативистики, социолингвистики, психолингвистики, теории журналистики, лингвокультурологии, социологии, психологии, синергетики, статистики) позволяет нам выработать свои подходы к проведению комплексного анализа в данной предметной сфере, в том числе применительно к изучению нормативности (языковой, социальной,

лингвокультурной и др.) в отдельных сферах общения, в цифровой среде, в сфере языка медиа

Принимая новую грамотность как особую социальную практику, был определен научный вектор исследования на стыке журналистики, психо- и социолингвистики и социальных практик, синергетики с применением статистического анализа. Моделируя подсистему лингвосоциокультурной грамотности мы исследуем процессы «создания, введения в обращение и согласовывания осмысленного контента посредством закодированного текста внутри контекста при участии в дискурсе».

Таким образом, основным объектом исследований становится Текст - энергоинформационное проявление Коллективного Интеллекта [Богуславская, 2004: 130]. Корни Коллективного Интеллекта - в обмене информацией, в коммуникационных процессах, без которых развитие общества невозможно (вызовы времени: цифровизация - новая грамотность).

Пространство текстов (введенное нами понятие) является формализованным представлением явных знаний Коллективного Интеллекта, совокупностью конкретных текстов различных типов как реализаций языковой системы. К базовым компонентам пространства текстов относятся: история, культура, социум. Исследовать текст при таком подходе означает научиться «читать» общество как текст. А общество изменилось, оно «персонально медиаглобализировалось». Пространство интернета определило появление особой разновидности текста, с особым типом автора и специфической модальностью общения в сфере массовых коммуникаций - медиатекста (и трансформации продолжаются).

В связи с этим изменяются привычки аудитории в потреблении информации: все меньшее количество людей используют традиционные СМИ. Инфокоммуникационная среда постоянно дополняет содержание традиционных СМИ контент-продуктами новых медиа. Цифровизация стирает различия между СМИ и типами медиаконтента. И медийный текст уже не «распознается», а «формируется» читателем-пользователем (для «участия в дискурсе» необходимы новые знания, медиакомпетенции - новая грамотность). Цифровой мир конкретного человека становится все более персонифицированным. Новые тексты -тексты новых медиа: например, блоги вполне сопоставимы с традиционными СМИ, хотя для достижения большей степени достоверности новостной информации приходится читать несколько блогов - потребление информации становится «фрагментированным», «нишевым» [Богуславская, 2004: 130]

Таким образом, есть смысл описать комплексную систему новой грамотности посредством выявления ее интегрального лингвосоциокультурного ядра на базе системного анализа и синергетического подхода, что позволит уточнить толкование понятия новой грамотности в целом, и разработать рекомендации по формированию лингвосоциокультурной грамотности и добиться большей точности моделирования в частности.

Новая грамотность должна быть подвержена системному многомерному анализу и научному осмыслению с точки зрения теоретико-методологического, классификационно-типологического, системно-синергетического и лингвосоциокультурного подходов. В этом случае новая грамотность будет представлена как комплексная система, обусловленная внешней средой (обществом) и существующая в единении с нею, во взаимовлиянии и «взаимосодействии» целого ряда факторов.

Лингвосоциокультурная грамотность может быть смоделирована с точки зрения ее составляющих, то есть в конкретно-исторических условиях определенного социума с соответствующей языковой базой, например при рассмотрении поликультурного образовательного пространства.

Заключение

На основе системного анализа и синергетического подхода может быть дано теоретическое обоснование значимых факторов формирования лингвосоциокультурной грамотности, представлена теоретическая модель лингвосоциокультурной грамотности на основании ее внутренней структуры и внешнего взаимодействия с поликультурной образовательной средой российской высшей школы.

Таким образом, в рамках постановки задачи выявления, раскрытия и описания лингвосоциокультурной подсистемы комплексной системы новой грамотности, могут быть сформулированы следующие этапы:

1. Обоснование концепции лингвосоциокультурной грамотности как подсистемы новой грамотности,

2. Выявление и описание составляющих лингвосоциокультурной грамотности,

3. Моделирование лингвосоциокультурной грамотности и формирование шкал измерений ее переменных;

4. Экспериментальная проверка результатов моделирования и разработка тестовых материалов;

5. Анализ отношений обусловленности лингвосоциокультурной грамотности и поликультурного образовательного пространства высшей школы (на примере Института русского языка имени А.С. Пушкина);

6. Обобщенное описание лингвосоциокультурной грамотности и рекомендации по ее формированию.

Список литературы References

1. Богуславская В.В. 2008. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. М. УРСС Едиториал. 280.

Boguslavskaya V.V. 2008. Modelirovanie teksta: lingvosociokul'turnaya koncepciya. Analiz zhurnalistskih tekstov [Text modeling: linguistic and sociocultural concept. Analysis of journalistic texts]. M. URSS Editorial. 280 (in Russian).

2. Богуславская В.В. 2004. Журналистский текст: лингвосоциокультурное моделирование. Дисс. на соискание уч. степени д.ф.н. Ростов-на-Дону. 2004. 325.

Boguslavskaya V.V. 2004. ZHurnalistskij tekst: lingvosociokul'turnoe modelirovanie. Diss. na soiskanie uch. stepeni d.f.n. Rostov-na-Donu. 2004. 325 (in Russian).

3. Короченский А.П. 2012. Медиаобразование и формирование гражданственности россиян: проблемы и перспективы. Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. Междунар. научн. конф. Российский институт культурологии - ТГПИ. Таганрог. 6-7 сентября 2012. М. 82-86.

Korochenskij A.P. 2012. Mediaobrazovanie i formirovanie grazhdanstvennosti rossiyan: problemy i perspektivy. Sovremennoe sostoyanie mediaobrazovaniya v Rossii v kontekste mirovyh tendencij [Media education and formation of citizenship of Russians: problems and prospects. The current state of media education in Russia in the context of global trends]. Mezhdunar. nauchn. konf. Rossijskij institut kul'turologii - TGPI. Taganrog. 6-7 sentyabrya 2012. M. 82-86 (in Russian).

4. Федоров А.В. 2001. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону.

706.

Fedorov A.V. 2001. Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika [Media Education: History, Theory and Methodology]. Rostov-na-Donu. 706 (in Russian)..

5. Федоров А.В. 2007. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М. ИФАП ЮНЕСКО. 616.

Fedorov A.V. 2007. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskih vuzov [Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities]. M. IFAP YUNESKO. 616 (in Russian)..

6. Челышева И.В. 2016. Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек. М. МОО «Информация для всех». 178.

CHelysheva I.V. 2016. Sociokul'turnoe pole media: real'nost', kommunikaciya, chelovek [Sociocultural field of media: reality, communication, people]. M. MOO «Informaciya dlya vsekh». 178 (in Russian)..

7. Buckingham, D. 1993. Towards new literacies, information technology, English and media education. The English and Media Magazine, Summer, 20-25 (in English).

8. Leu, D. J. 2000. Literacy and technology: Deictic consequences for literacy education in an information age. In M. L. Kamil, P. Mosenthal, P. D. Pearson, and R. Barr (Eds.) Handbook of Reading Research, Volume III, 743-770.

9. Leu, D. J. (2001). Exploring literacy on the internet: Internet Project: Preparing students for new literacies in a global village. The Reading Teacher, 54(6), 568-572 (in English).

10. Leu, D. J. Jr., Coiro, J., Castek, J., Hartman, D. K., Henry, L. A., & Reinking, D.(2008). Research on instruction and assessment of the new literacies of online readingcomprehension. In C. C. Block, S. Parris, and P. Afflerbach, (Eds.), Comprehension instruction: Research based best practices. New York: Guilford Press (in English).

11. Leu, D. J., Kinzer, C. K., Coiro, J. L., & Cammack, D. W. (2004). Toward a theory of new literacies emerging from the Internet and other information and communication technologies. In R. B. Ruddell & N. J. Unrau (Eds.), Theoretical Models and Processes of Reading (5th ed.) (1570-1613). Newark, DE: International Reading Association (in English).

12. Leu, D. J., O'Byrne, W. I., Zawilinski, L., McVerry, J. G., & Everett-Cacopardo, H.(2009). Expanding the new literacies conversation. Educational Researcher, 38, 264-269 (in English).

13. Lankshear, C., & Knobel, M. 2006. New literacies: Everyday practices & classroom learning (2nd ed.). New York: Open University Press and McGraw Hill. 212 (in English).

14. Gee J.P., & Hayes E.R. 2011. Language and Learning in the Digital Age. Routledge, New York, USA. 168 (in English).

15. Kalantzis M, Cope B. 2012. New learning: Elements of a science of education. Cambridge University Press (in English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.