Научная статья на тему 'Лингвокультурологическое понимание поиска национальной идеи: от «Мира» к «Соборности»'

Лингвокультурологическое понимание поиска национальной идеи: от «Мира» к «Соборности» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
182
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / КОНЦЕПТ "СОБОРНОСТЬ" / ПОНЯТИЕ "МИР" / ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Митрофанова С. А.

Рассмотрены лингвокультурологические аспекты формирования макроконцепта «соборность» за счёт включённости компонента «мир», прослежена этимологияе понятия «мир», дано лингвокультурное обоснование национальной идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурологическое понимание поиска национальной идеи: от «Мира» к «Соборности»»

demanda, amenaza, ordenamiento, rremision, pesquisa, testigo, abogado, penar, rreformar, constreñir, acusar, acometer, encubrir, condenpnar, ssometer, embargar, agravar la pena, mover pleyto, librar pleyto, a sabiendas, por furto и другие.

Изложенный материал дает некоторое представление о концептуальной сфере и способах создания специальной лексики старокастильской юриспруденции. Он может быть принят во внимание лингвистами, исследующими тенденции образования терминов как с позиции диахронического, так и синхронического анализа.

Библиографический список

1. Agúndez Fernández A. Historia del poder judicial en España / A. Fernández Agúndez.- Madrid: Ed. nacional, 1974. - P. 196.

2. Litvinenko E.V. Historia de la Lengua española / E.V. Litvinenko. -Kiev: «Вища школа», 1973. - Р. 163.

3. López Estrada F. y López García-Berdoy M.T. Introducción / Alfonso X, el Sabio. Las Siete Partidas: Antología. - Madrid: Editorial Castalia “Odres Nuevos”, 1992-P. 7-54.

N. Krivonosova

On problem of establishment of spanish juridical terminology

The article is devoted to study of conceptual aspect of medieval Spain jurisprudence terminology and analysis of juridical term formation specifics during the period of Castilian language establishment and special spheres of its using.

Получено 20.02.2009 г.

УДК 801.3

С.А. Митрофанова, асп., (4872) 33-25-12, lanamitr@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПОИСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ: ОТ «МИРА» К «СОБОРНОСТИ»

Рассмотрены лингвокулътурологические аспекты формировання макроконцепта «соборность» за счёт включённости компонента «мир», прослежена этямоло-гияе понятия «мир», дано лунгвокулътурное обоснование национальной идея.

Ключевые слова: русская языковая картина мира, концепт «соборность», понятие «мир», идеоггафическое поле.

Поиску национальной идеи в настоящее время уделяется особое внимание со стороны различного рода исследований. Так, ряд научных работ по лингвокультурологии посвящены именно этой проблеме. Изучая менталитет русского человека, анализируя русскую языковую картину мира, большинство учёных обратилось к таким понятиям, как «душа», «дух»,

«Бог», «любовь», «православие», «народ», «мир», «соборность» и т.п.;

описаны и лексико-семантические поля данных концептов. В связи с этим идея единения, соборности становитсс не только актуальной, но и многозначной, поэтому вызывает споры, поскольку с течением времени их понятийное содержание претерпело изменения в своей семантике за ссёт периферийных смыслов, хотя основного значения не утратили.

Концепт «соборность» сегодня в отечественной лингвокультуроло-гии представляет собой константу национальной русской культууы. Славянофил А.С. Хомяков ввёл термин «соборность» (1804 - 1860), в основе которого лежит солидарность, единение людей в «стяжании Божественной благодати» в лоне Православной церкви. Однако, кроме этого, в основе данного понятия лежат и другие, отражающие идею единения такие, как «братство», «община», «мир» и др.

Предельно абстрактное определение соборности, данное Хомяковым, предопределило вaтиативнocть в содержательном истолковании понятия вплоть до наших дней. Чётко прослеживается тенденция к модернизации в соответствии с аналитическими нуждами культурологии в анализе своеобразия русской культтры, русского национального характера, российского меналитета. Многие исследователи считают соборность главным элементом русской Идеи, категорией, выражающей духовную бытийность русского этноса в метафизическом потоке всемирной истории.

В данной статье мы рассмотрим микроконцепт «мир», котооый, по нашему мнению, стал одним из базовых компонентов лексикосемантического пол макроконцепта «соборность». Русское понятие «мир» несёт в себе «память» о довольно архаически смыслах. Форма «мир» очень стара: М.Фасмер указывает на родство русского «мир» с болгарским мир (ъш) «мир, спокойствие, свет», на связь его с др. - литовским mieras «спокойствие», санскрит mitras «друг» [7].

В концетосфере русского языка «мир» понимается как мир людей, как обжитое, освоенное ими и довольно тесное пространство. Представление о мире прямо соотносится с человеком; недаром одним из первых значений «мира» является «община», «народ». В отличие от этого тесного и конккетного «мира», понятого как «мир людей», производное от него более отвлечённое «мироздание», является новообразованием, оно фиксируется лишь с XVIII века и возникло по аналогии с «мирозданием» и «миро-творением», которые относились к области тееминов религиозного содержания [3, с. 1317].

Ю.С. Степанов, представляя характееистику основных значений звукового комплекса «мир» в современном русском языке, фиксирует два омонимичных значения этого звукового комплекса: мир 1 с исконным «i» десятеричным имеет значение «вселенная, система мироздания» и отличается наличием форм ед. и мн. числа; мир 2 с исконным «и» восьмееичным

указывает на «покой, тишину, согласие в обществе» и имеет только одну форму ед. числа. Одновременно Ю.С. Степанов подчёркивает,

Ю.С. Степанов отмечает, что эти два значения были связаны: изначально в древнегреческом языке русскому слову «мир» соответствует слово «космос», что означает «порядок, приведение в порядок, устроение»; причём космос противопоставляется «хаосу», бесполядку; «мир» как согласие в обществе и отсутствие войны предполагает спокойствие , гармонию во взаимоотношениях между людьми [5, с. 106]. Примечательно, что этимологически лексема «мир» восходит к тому же индoeврoпeйcкoму корню, что и лексема «милый»: *шеь , *шоь, *шь «кротки», «мягкий», «милый».

Микроконце пт «мир» репрезентирует те же содеежательные компоненты, что и макроконцепт «самобытность», «уникальность», «религиозность». Ряд семантических признаков, реализуемых лексемой «мир», дополняет содержание концепта. Мир, во-первых, возвышает дух человека, мобилизует его внутренние силы; во-вторых, оказывается связанным с жизнью каждого; в-третьих, утверждает братолюбие.

Некоторые детали общинного быта в идеаьных представлениях славянофилов согласуются с этимологическим значением мира: община - союз, основанный на братстве, любви, согласи, это союз, где все люди «милы» друг другу, где господствует лад и покой [6, с. 57].

Идее единения, союза людей чётко сформулирована у А.С. Хомякова в определении соборности. Соборность - это свободное единство основ Цеекви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности». В своём учении А.С. Хомяков показал, что основные идеи соборности применимы не только к Церкви, но и к крестьянской общине, где и осуществлялся «хоровой » принцип русской жизни.

Общинный крестьянский быт не мыслим без коллективного сознания. Крестьянская община дореволюционной России обладала определёнными правами самоуправления, решения принимались «всем миром», на сходках, труд был коллективным, высок был и авторитет коллективного мнения «Понятие «мир» для крестьянина отажало всю глубину его духовно-нравственного сознания, олицетворяя не просто арифметическое соединение крестьян, а нечто большее, соборное соединение, именно характее высшего закона» [2, с. 36]. Это чётко отражено у В.В. Воообьёва в его работе «Лиугвoкyльтyрoлoгичecкрe принципы презенаци учебного материала». В.В.Воробьёв, подробно описав идеографическое поле концепта «соборность», выделил интегральную сему «общность судьбы» и сделал вывод о том, что «туд как нравственная ценность сопряжён со значительно большим числом языковых единиц не может быть изолированным от...интегральной семы «нравственно-религиозное един-

ство», потому что одобрение туда и его результатов, воспитание к труду и трудом.. - все эти моральные крителии имеют подлинно народный характер, возникнув и закрепившись ещё в недрах феодальной крестьяской общины» [1, с. 49].

«Спасение на Руси мыслилось через жизнь и покаяние на миру, через соборное соединение усилий и, наконец, через подвижничество, одной из фолм котолого был упорный туд» [4, с. 8]. Одной из добродетелей для русского человека был и остаётся туд, причём коллективный, объединённый общностью идeрecoв в достижении одних целей. «Идеи праведного труда, доброты, честности, добропорядочности, любви к ближнему, забота о жизни и условиях туда работников отажает лучшие качества человека Древней Руси» [4, с. 12]. Поэтому «русская соборность» раскрывается через туд, а следовательно, челез коллективное действие, «всем миром».

Труд как нравственное, причём коллективное, действие, реализующееся в миру, общине, отражает соборное сознание народа, его мудрость, с очевидностью проявляющиеся в пословицах и поговорках. Обратимся к примерам:

На миру и смерть крас на.

В мире, что в море.

В мире, что в омуте: ни дна, ни покрышки.

У них в доме мир и благодать.

Всем миом.

Что миром положено, так тому и быть.

Братска близость единомыслящих крепче всяких стен.

Если братаютст два народа, значит, он идут против третьего.

Ми за себя постоет.

Собором и чёрта поборешь.

Ми, община столбом стоит.

В миру виноватого нет.

К миру приложился - головой за ложи лет.

Вали на мир, всё снесёт.

Добрые люди на ми ббаняся [2].

Приверженность русского человека к соборному, коллективному сознанию становится центральной не только в пословично-поговорочных выражениях, но и в одной из главных тем в древнерусской словесности, где соболное начло проявляется непосредственно, ведь одно из предназначений этой литературы воцелковление человека. Русска художественна классическа лдeратрра в целом пролетана именно идеями сострадания, всемирной отзывчивости и соболности. Великие писатели не случайно на страницах своих произведений раеккывают именно эту особенность языкового сознания русского человека. Можно склать, что немлая часть персонажей русской классики представляет собой ватиации соборного устремления к герою Нового Завета. Вкрапления будто бы «лишнего» тек-

ста в «Войне и мире», поли фони Достоевского, уклонение от формулировки «последней правды» в произведениях Чехова при всей очевидной рлнице художественных систем столь рлных писателей имеют общий знаменатель: православное видение мира, православный тип культуры, пронизанный проявлением соборного начла.

В «Капитанской дочке» Пушкина присутствует эстетический образец следования православной этике. Например, идее соболности подчинены даже маргинальные персонажи. Так, разбойник Хлопуша неожиданно обнаруживает в своей душе островок христианской совести. Покорённую же Пугачёвым, но «богоспасаемую» Белгородскую крепость можно идeр-претировать как христианское представление о мире.

Лесков в романе «Соборяне», выража русскую национльную вдею соборности, создаёт оббаз России как Храма и Дома, а обрлы героев отражают представления автора о национльном характере, христианской идеологии и патриотизме. Концетульными в нём являются идея равенства всех пред Богом, представление о многомелности человека, вела в возможность духовного спасения.

В «Тихом Доне» М А. Шолохов, сопоставлля два полюса народной жизни, утверждает соборный вдел как единственный способ достичь извечной цели стремлений русского человек - «смирить всех в любовь», победить хаос и Смуту, восстановить нацвпльное единство и историческую преемственность русской жизни, объединив народ вокруг его вековых святынь. Возвлащение Мелехова домой есть вместе с тем и возвлаще-ние клачества, всего русского народа на свой исторический путь. Фина «Тихого Дона» в христианском смысле может быть истолкован как смирение и покаяние», без которого невозможно спасение России, ибо покание есть путь к возрождению Истины, возврата к Божеству.

Как видим, мировоззрение русского человека, его восприятие христианской культууы, выраженной в формах языка, последовательно раскрывается в мaкрoкoнцemр «соборность» и микроконцептах «ми», «община», «труд», характеризуя ментльность русского человека и предуго-тавлива поиск фактов, событий, явлений, без которых вляд ли возможно сфолмулировать нaцрoнльдyю идею.

Библиографический список

1. Воробьёв, В.В. Лингвокультурологаческие принципы презенации учебного мателиаа (проблемы концентризма) [Текст]/ в.В. Воробьев. -М.: Изд-воГИРЯП, 1993.

2. Даь В.И. Толковый словарь жиого великорусского языка [Текст]/ В.И. Даь.- М.: Государственное издательство иностранных и на-ционльных словарей, 1955. Т 1. -4.

3. Культурология: энциклопедия: в 2 т.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007 . Т.1.

4. Платонов О.А. Русский труд [Текст] / О.А. Платонов. - М.: Современник, 1991.

5. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю.С. Степанов. - М., 1997.

6. Трошина, Н.В. Ядерные языковые концепты в учении русского славянофильства 30-60-хх годов XIX века: автореф. дисс...канд. филол. наук [Текст] / Н.В. Трошина. - Орёл, 2005.

7. Фаем ер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т./ М. Фасмер. - 2-е изд., стереотип. - М.: Прогресс, 1986. - Т.2. - 672 с.

S. Mitrofanova

Lingvoculturological interpretation of the search for the national idea: from “мир” to “соборность

The articale is dedicated to the lingvoculturological approach to the search for the national idea, analysis of the historical-philosophical and etymological ways offormation of the basic concepts “мир” and “соборность” using a material ofparoemiac and lexical units.

A conclusion is made that it is impossible to form a national idea without taking into account the Russian linguistic personality.

Получено 20.03.2009 г.

УДК 81.25

Ю.С. Панова, ассист., (4872) 35-37-79, aida.961@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДИАЛОГА И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИХ ВЫРАЖЕНИЯ

Рассмотрен диалог как обмен речевыми актами и приведена классификация базисных видов иллокутивных актов. Описаны языковые средства выраження данных коммуникативных компонентов диалога.

Ключевые слова: диалог речевоо акт, локутивный акт, иллокутивный акт, перлокутивный акт, прагмалингвистика.

Диалог, будучи одной из форм существования языка, «являетсс едва ли не важнейшей областью проовления языковых закономерностей. Здесь гфоовляется сложна картина взаимодействия коммуникантов» [1].

В рамках прагматического подхода дилог определяется как обмен речевыми актами, являю щимисс элементарными единицами речевого общения. Теооия речевых актов - логико-философское учение о строении элементарной единицы речевого общения - речевого акта (РА).

Акт речи заключается в произнесении говорящим предложения в ситуации непосседственного общения со слушающими. Основные компо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.