Научная статья на тему 'Концепт «Соборность» в лирике и драматургии А. С. Хомякова как константа национальной культуры'

Концепт «Соборность» в лирике и драматургии А. С. Хомякова как константа национальной культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
243
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РУССКИЙ ЭТНОС / ЛИНГВОКУЛЪТУРОЛОГИЯ / КОНЦЕПТ / ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ СЕМА / NATIONAL CULTURE / RUSSIAN ETHNOS / LINGVOCULTUROLOGIA / CONCEPT / INTEGRAL SEMA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Митрофанова С. А.

Рассмотрена лингвокулътурологическая репрезентация концепта «соборность» в лирике и драматургии А.С. Хомякова. Выявлены уровни концепта и даны лингвокулътурологические комментарии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept "

The articale is dedicated to the concept "соборность " as a constant national culture, analysis of the historical-philosophical and etymological ways of formation of the basic concept "соборность" and levels of concept in the lyrics and drama of A.S. Khomyakov. A conclusion is made that the significance of the concept "God" is dominant and unifying principle and it is study the traditional values of tokens allows research the dynamics of the concept.

Текст научной работы на тему «Концепт «Соборность» в лирике и драматургии А. С. Хомякова как константа национальной культуры»

УДК 801.3

С.А. Митрофанова, доц., аспирант, (4872) 33-25-12, lanamitr@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

КОНЦЕПТ «СОБОРНОСТЬ» В ЛИРИКЕ И ДРАМАТУРГИИ

А.С.ХОМЯКОВА КАК КОНСТАНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассмотрена лингвокультурологическая репрезентация концепта

«соборность» в лирике и драматургии A.C. Хомякова. Выявлены уровни концепта и даны лингвокулътурологические комментарии.

Ключевые слова: национальная культура, русский этнос, лингвокультурология, концепт, идеографическое поле, интегральная сема.

Концепт «соборность» сегодня в отечественной

лингвокультурологии представляет собой константу национальной

русской культуры. Славянофил A.C. Хомяков ввёл термин «соборность» (1804 - 1860), в основе которого лежит солидарность, единение людей в «стяжании Божественной благодати» в лоне Православной церкви. Однако, кроме этого, в основе данного понятия лежат и другие, отражающие идею единения, такие, как «братство», «община», «мир» и др. Многие исследователи считают соборность главным элементом русской Идеи, категорией, выражающей духовную бытийность русского этноса в метафизическом потоке всемирной истории.

Лирика и драматургия A.C. Хомякова представляют собой особый пласт для изучения концепта «соборность» в свете лингвокультурологии, поскольку искания философа отразились не только в теоретических трудах. В нашей статье мы анализируем концепт «соборность» путём сопоставления теоретических воззрений A.C. Хомякова с содержанием его художественных произведений. Для этого необходимо рассмотреть разные уровни концепта «соборность».

Соборность Церкви

Лексема соборный определяла одну из характеристик Церкви в православном Символе веры: «Верую... во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Словом соборная славянские просветители Кирилл и Мефодий при переводе христианского Символа веры, принятого на Никейском Соборе в 325 г., передали смысл древнегреческого термина katholikos. A.C. Хомяков по достоинству оценил значение этой лингвистической находки: «Не посмею сказать: глубокое ли познание сущности Церкви, почерпнутое из самих источников истины в школах Востока, или еще высшее вдохновение, писанное тем, кто один есть «Истина и Живота, внушило передать в символе слово кафолический

словом соборный; но утверждаю смело, что одно это слово содержит в себе целое исповедание веры» [4].

Так, в стихотворении «Россия» (1839 г.) автор говорит о святом предназначении страны: «Хранить племён святое братство» [5].

Здесь значение соборности предаётся не количественным, а духовным соединением: «Собор выражает идею собрания не только в смысле проявленного, видимого соединения многих в каком-либо месте, но и в более общем смысле всегдашней возможности такого соединения, иными словами: выражает идею единства во множестве» [4].

Ядерным положением в определении соборности является понятие церковности, определяемое в свою очередь через святость. Церковь осознается не как социальный институт, живущий по правилам мира вещного, а как единство в причастности всех людей и их творений, покоряющихся Божией благодати. И собрание людей в лоне Церкви не собрание лиц, имеющих одну веру и одни и те же обряды, но сакральная, религиозно-мистическая общность христиан, живущих в благодати Таинств и объединенных Святым Духом.

Те поступки, которые несут в себе это святое начало и эту благодать, можно определять как истинно христианские, соборные. В драме «Дмитрий Самозванец» Хомяков устами Шуйского призывает к борьбе за веру Христа путем народного объединения, национального воссоединения. Только воссоединение народа по Божией благодати может называться святым: «Восстать за Русь, за церковь пресвятую» [5].

Понимая Церковь как неразрывное единство Божией Благодати и пребывающих во Христе, A.C. Хомяков приходит к пониманию соборности как единства любви к Богу и любви к ближнему, поэтому весьма значимым при раскрытии концептуального содержания соборности Церкви является понятие «любовь». У Хомякова: «Истинная любовь имеет... высшее значение. Предмет любимый... делается целию, и любящий уравнивает его с собою, если не ставит выше себя: ... он переносит на него свои собственные права, часть своей собственной жизни ради него, а не ради самого себя» [4]. Философский план содержания концепта любовь в отношении к теории соборности у Хомякова дополняется планом религиозным: любовь - это прежде всего любовь христианская. В христианстве любовь рассматривается как одна из основных религиозно-нравственных обязанностей христианина. Так, в незавершённой поэме «Вадим» A.C. Хомякова находим «любовь и к брани, и к Отчизне» [5]. Здесь прослеживается неотъемлемость понятия «любовь» от понятия «Отчизна» как объединяющего начала. Следует отметить, что часто используемые Хомяковым лексемы брат, братство также реализуют идею христианской любви («все люди — братья»):

«...христианин ...почитает себя ниже своих братьев, покоряет им свое собственное мнение» [4].

A.C. Хомяков двусторонне рассматривает идею любви. Любовь Бога к человеку характеризуется следующими концептуальными признаками:

1. Любовь «спасающая», «даруемая»: «... любовь Иисуса,

спасающая нас тем реальным и ... глаголанным единением, к которому Он нас допускает... есть дело правды» [4]. Стихотворение «Мы - род избранный» (1851 г.) - яркое тому подтверждение.

Но с теми Бог, в ком Божья сила...

Он с тем, кто все зовёт народы В духовный мир, в Господень храм [5].

В стихотворении «По прочтении псалма» (1858 г.) философ развивает апостольскую истину, взятую из Первого соборного послания ап. Иоанна Богослова: «Кто любит брата своего, тот пребывает в свете, и нет в нем соблазна» [2]. Звучит голос Творца, обращенный к миру людей: Мне нужно сердце чище злата И воля крепкая в труде,

Мне нужен брат, любящий брата... [5].

2. Любовь человека к Богу: «выбираемая»: «Нравственная свобода ... есть свобода выбора между любовью к Богу и эгоизмом» [4]; «выражаемая»: «Выше всего любовь и единение; любовь же выражается, многообразно; делом, молитвою и песнею духовною»; «Молитва истинная есть истинная любовь» [4]. Именно в духовном диалоге с Богом душа человека приобретает молитвенное единение с Творцом, умение просить за весь мир, за весь народ, преодолевая столь разрушительный эгоизм. В стихотворении «Как часто во мне пробуждалась» (1854 г.) наиболее чётко отражён призыв философа к единению с Богом:

Молил Тебя с плачем и стоном Дать миру и уши, и сердце Для слушаньяречи святой ... [5].

В стихотворении «26 августа 1856 года» мыслитель говорит о даре братолюбия как об одной из составляющей любви:

Дар братолюбья к братьям-людям,

Любовь отца к своим сынам. [5].

Объективация соборности в жизнеустройстве

Данный уровень концепта связан с поиском материального аналога соборности в реальной жизни. Такой аналог представители славянофильства усматривали в уникальной ячейке русского быта -

общине, древнем русском институте, обладающем силой морального единения людей и предохраняющем их от эгоизма. По мнению A.C. Хомякова, «единение тогда лишь получает свой венец, когда оно осуществляется в реальном мире, в принципе общежития, в проявлении этого принципа, в учении, всею общиною исповедуемом...» [4].

В семантике лексемы общий, дериватом которой является лексема община, уже воплощена идея соборности, единства; общий -«свойственный всем», «одинаково касающийся всех».

В результате вовлечения понятия община в категорию соборности на семантическом уровне вокруг лексемы община формируется группа лексем с интегральной семой «общий», «совместный». В нее входят лексемы конкретной и отвлеченной семантики, репрезентирующие следующие аспекты концепта Община в свете идеи соборности:

1. Участник общего дела (товарищ, общинник, пайщик): «Взаимное вспоможение имеет», характер обязанности общественной, истекающей из самого отношения товарищей друг с другом...» [4]. (Товарищ - «помощник, сотрудник; соучастник в чем...», «... он простой общинник, глава семьи, член братской общины») [4].

Некоторые детали общинного быта в идеальных представлениях славянофила согласуются с этимологическим значением мира: община -союз, основанный на братстве, любви, согласии, это союз, где все люди «милы» друг другу, где господствует лад и покой [3]. Это отражено в стихотворении «В альбом» (1832 г.):

Там дружества приветрадушный И ум в согласии с душой... [5].

2. Объединения:

а) трудовые (артель, товарищество):

В артель собираются люди, которые с малых лет уже жили по своим деревням жизнию общиною» [4]; «Я называю общину

товариществом в ее частном приложении к хозяйству» [4].

Исследователь В.В. Воробьёв в своей работе

«Лингвокультурологические принципы презентации учебного материала» так же говорит о том, что «труд как нравственная ценность сопряжён со значительно большим числом языковых единиц не может быть изолированным от... интегральной семы «нравственно-религиозное единство», потому что одобрение труда и его результатов, воспитание к труду и трудом. - все эти моральные критерии имеют подлинно народный характер, возникнув и закрепившись ещё в недрах феодальной крестьянской общины» [1];

б) совещательного характера (вече, сход (сходка), совещание): «Правительство ... представляет внешнюю сторону; областные веча -внутреннюю сторону государства ... суд правды, сохранение обычаев, решение всех вопросов правления внутреннего предоставлены народному совещанию» [4]; «Мирскими сходами были спасены дух и разум русских крестьян...» [4]; «Твои предшественники во владении перервали сходку и отучили крестьян от вопроса обычного...» [4].

В стихотворении «Не гордись пред Белградом.» (1852 г.) Хомяков говорит о равноправии всех членов общины:

Все велики, все свободны,

На врагов - победный строй,

Полны мыслью благородной,

Крепки верою одной! [5].

Необходимо отметить, что A.C. Хомяков в своих произведениях не раз указывал на то, что роль объединения народа принадлежит не только Церкви, но и власти. Особенно чётко это наблюдается именно в художественных произведениях: в стихотворении «26 августа 1856 года» (1856 г.), в незавершённой поэме «Вадим» (начало 1820-х гг.), в трагедии «Дмитрий Самозванец» и др.. Такие словосочетания, как любимый церкви сын; царь любви народной; помазанный в вожди Христовой рати; царь-избранник; кормилец наш, и батюшка, и свет; твой долг державный - репрезентируют концепт соборность и отражают авторское видение теории славянофильства.

3. Формы совместного (родственного и духовного)

существования (семья, союз, сожительство, общежительство):

«... семья есть часть мира, но подсудимая миру» [4]; «Из союза, представляющего в чете тип самого рода человеческого, возникает для нее (любви) целый новый мир... новый род человеческий в семье» [4]; «Такая зависимость имеет смысл только при изменении отношений между людьми, т.е. при переходе... сожительства в общинное товарищество» [3]. Особое значение славянофилы придавали семье, которая воспринималась ими как «естественный круги», где «осуществляется, воспитывается и развивается истинная человеческая любовь» [4].

Именно в семье любовь переходит из отвлеченного понятия в живое, действительное проявление и становится тем высшим началом, которое соединяет всех людей:

Вспомни: мыродные братья,

Дети матери одной.

Братьям - братские объятья,

К груди грудь, рука с рукой. [5].

4. Связь членов общины:

а) на хозяйственном уровне (сотрудничество, солидарность, круговая порука): «Критики тут не видят... никакой круговой поруки или солидарности в быте...» [4];

б) духовная связь: единство, единодушие, единогласие, единомыслие

(едино- - «общий», «единый с кем-л., чем-л.»; согласие, сочувствие,

сопереживание, сострадание, солидарность (префикс со- - означает «общее участие в чем-н., совместность»). В строках стихотворения «Раскаявшейся России» (1854 г.) Хомяков указывает и на негативные стороны общинной жизни русских людей:

Не в пьянстве похвальбы безумной,

Не в пьянстве гордости слепой,

Не в буйстве смеха, песни шумной,

Не с звоном чаши круговой;

Но в силе трезвенной смиренья ... [5].

5. Внутренний потенциал общины (гармония, лад, стройность, хор): «.музыка выражает внутреннюю жизнь... мира семейного и общинного, полного тайных сил и внутренней гармонии»; «Внутренняя жизнь общины ... являет лад и стройность» [4]. В строках из стихотворения «Вечерняя песнь» (1851 г.) звучит авторский призыв к всеобщей, соборной молитве к Творцу:

Ветер приносит прохладу ночную;

Тихою славой горят небеса...

Братья, оставимработу дневную,

В песню сольём голоса... [5].

Приведенные тематические группы свидетельствуют о двух сферах реализации принципа соборности: бытовой и духовной. Их взаимосвязь обусловила представление о соборности как соединении людей. Они соединяются с Истиной (Богом).

Таким образом, идеографическое поле концепта «соборность» наполнено следующими микроконцептами, представленными на схеме, причём понятия «Бог», «любовь», «Отчизна» включены в поле «церковь» и «община». Необходимо отметить значимость концепта «Бог», являющегося доминантным и объединяющим принципом (рисунок).

Итак, «соборность» в философских трудах A.C. Хомякова дополняется представлениями о «соборности» в его художественных произведениях. Исследование традиционных значений лексем позволяет проследить динамику становления концепта не только в работах A.C. Хомякова, но и в национальном сознании и определить основные направления в исследовании содержания концептов в статьях представителей славянофильства.

Список литературы

1.Воробьёв В.В. Лингвокультурологические принципы презентации учебного материала (проблемы концентризма). М.: Изд-во ГИРЯП, 1993. 107 с.

2. Иоанн Богослов. Первое соборное послание. Новый завет СПб.: Синодальнаятипография, 1892. 847 с.

3. Трошина Н.В. Ядерные языковые концепты в учении русского славянофильства 30-60-х годов XIX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орёл, 2005. 22 с.

4. Хомяков A.C.Собрание сочинений. Том 1, М.:Медиум, 1994.

590 с.

5. Хомяков A.C. Избранное: Лирика. Трагедии, Тула: Приок. кн. изд-во, 2004. 544 с.

Mitrofanova S.A.

The concept "соборность" in the lyrics and drama of A.S. Khomyakov as a constant national culture

The articale is dedicated to the concept "соборность " as a constant national culture, analysis of the historical-philosophical and etymological ways of formation of the basic concept “соборность” and levels of concept in the lyrics and drama of A.S. Khomyakov. A conclusion is made that the significance of the concept "God" is dominant and unifying principle and it is study the traditional values of tokens allows research the dynamics of the concept.

Keywords: national culture, Russian ethnos, lingvoculturologia, concept, ideographic field, integral sema.

Получено 25.02.2011 г.

УДК 8Г373.43, 811.112.2

O.A. Никитина, канд. филол. наук, доц., (4872) 350364 kortschigo@mail.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ С УЧАСТИЕМ ЭКЗОГЕННЫХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Рассматривается вопрос о словообразовательном статусе морфем греколатинского происхождения в современном немецком языке, выявляются особенности образования и функционирования новых немецких слов с экзогенными словообразовательными элементами. Массовое появление новых слов с элементами греко-латинского происхождения в современном немецком языке видится при этом как проявление процесса интернационализации или «европеизации» его словарного состава.

Ключевые слова: словообразование, экзогенный словообразовательный

элемент, греко-латинское происхождение

В 1813 году пуристически настроенный филолог, издатель словаря «Wörterbuch zur Erklärung und Verdeutschung der unserer Sprache aufgedrungenen fremden Ausdrücke» Иоахим Генрих Кампе остро критиковал появляющиеся в немецком языке «слова-монстры, у которых голова, туловище и хвост составлены из двух или даже трех различных языков - греческого, латинского и немецкого» и призывал заменять их «истинно немецкими словами» [16, с. 199, перевод наш - О.Н.]. Как свидетельствует история развития лексического фонда немецкого языка, пуристические устремления И.Г. Кампе потерпели фиаско. Из греческого и латинского языков в лексикон немецкого языка прочно вошло множество слов с анализируемой словообразовательной структурой (например, Bibliothek, лат. bibliotheca, греч. bibliotheke), а вместе с ними -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.