Пименова Е.Е.
Кемерово
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕТАФОРЫ (способы объективации концепта небо)
Политическая сфера распространяется на жизнь общества, события, происходящие в стране и мире, на деятельность правителей и правительств. Соответствующие метафоры встречаются в объективации концепта небо.
Небо в русской языковой картине мира есть некое высшее царство (царствие небесное; Когда б писать ты начал сдуру, Тогда б наверно ты пролез Сквозь нашу тесную цензуру, Как внидишь в царствие небес. Пушкин), куда отправляются души умерших (И покойник (царство ему небесное) обещал со мною по-свойски переведаться, а сынок, пожалуй, сдержит слово батюшкино. Пушкин. Дубровский). Богатство земное есть препятствие по пути в это царство (...Хотя слова брата он считал пустяками, но почему-то и ему в последнее время тоже стало приходить на память, что богатому трудно войти в царствие небесное... Чехов. Убийство). В этом царстве правит бог (ср.: Савельич был поражен как громом: «Господи царь небесный!» Пушкин. Капитанская дочка). Царство небесное описывается феодальными метафорами царя, свиты, царского двора (С тобою пить мы будем снова, Открытым сердцем говоря Насчет глупца, вельможи злого, Насчет холопа записного, Насчет небесного царя, А иногда насчет земного. Пушкин. Ы.Ы.), что обусловлено историческими реалиями русской политической
жизни. Метафоры одежды неба несут в себе символику царских одеяний, окрашенных в пурпур (И села мирные, и грады в мгле пылают, И небо заревом оделося вокруг, Леса дремучие бегущих укрывают, И праздный в поле ржавит плуг. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе). В древнейших времен красный, пурпурный цвет одежды - цвет высшей светской и духовной власти и достоинства. Одеяния неба-правителя могут быть белыми, прозрачными и украшенными драгоценностями (небо в алмазах; Облака, облегавшие небо, начинали уже подергиваться белизной, и воздух становился прозрачным, - стало быть, был пятый час, не больше. Чехов. Нахлебники). Светлые, блестящие одежды носили высшие сословия, что подкреплено мифологической семантикой (власть дается от неба-бога). Отсюда же и драгоценности на одежде - признаки небесных светил (светлое/ сверкающее небо); метафоры самоцветов, драгоценностей встречаются в описаниях неба (аквамариновое небо; бирюзовое небо; золотое небо; нефритовое небо; перламутровое небо поэт.; серебряное небо; изумрудное небо; яхонтовое небо) [см. подробнее: Пименова, 2004].
Синонимом Бога является всевышний (ср. также: Народ завыл, объятый страхом, Гпаву покрыв золой и прахом, И внял ему всевышний царь. Пушкин). Власть в языковой картине мира традиционно описывается метафорами вертикали (вертикаль власти; высшая власть). Основная функция царства-государства описывается в метафорах наведения порядка (высший порядок; порядок свыше). Нарушение порядка определяется по небесным знакам (-Было у вас затмение аль нет? -крикнул из-за кустов пастух. - Так. Везде народ жалуется, что было. Значит, братушка, и в небе непорядок-то! Недаром оно... Чехов. Свирель).
На небе находится рай небесный (А пришедший из южного края Черноглазый, горбатый старик, Словно к двери небесного рая, К потемневшей ступеньке приник. Ахматова. Плотно сомкнуты губы сухие...), куда попадают после смерти, согласно религиозным представлениям, праведники. На небе обитают нерожденные души и умершие близкие (ср.: Дух окрылён, никакая не мучит утрата, В дальней звезде отгадал бы отбывшего брата! Фет. В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты.). «В большинстве традиций на небе располагалась область, через уровни которой души возносились к абсолютному свету и покою» [Тресиддер, 1999: 235]. В метафорах цвета неба встречается ритуальная лексика, связанная с медом и молоком
- обрядовой пищей на поминках (медовое небо; молочное небо).
Небо заселено жителями (небесные жители; ангелы небесные; Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной? Воздушный житель, может быть, - Но с страстной женскою душой. Тютчев. День вечереет, ночь близка.). Среди таких жителей боги, музы или, в христианской религии, члены небесной иерархии - ангелы, архангелы, херувимы, серафимы и т.д. (Дары небесных муз гордыне посвящать. Жуковский. Сельское кладбище; И путь по нем широкий шел: И конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вёл Степной купец, Где ныне мчится лишь Эол, Небес жилец. Пушкин. Обвал; ср. также: До слез я спорить рад, Не бьюсь лишь об заклад, Как знать, и мне, быть может, Печать свою наложит Небесный Аполлон; Сияя горним светом, Бестрепетным полетом Взлечу на Геликон. Пушкин. Городок; Под квартирными и дачными хозяйками привык я разуметь особ пожилых, ревматических, пахнущих кофейной гущей, но тут... - «спасите нас, о неба херувимы!» - как сказал Гамлет, сидела чудесная, великолепная, изумительная, очаровательная особа. Чехов. Из воспоминаний идеалиста). Объединяет этих жителей видовая характеристика - сила (силы небесные; Советники Зевеса, Живете ль вы в небесной глубине, Иль, божества всевышние, всему Причина вы, по мненью мудрецов, И следуют торжественно за вами Великой Зевс с супругой белоглавой И мудрая богиня, дева силы, Афинская Паллада, - вам хвала. Примите гимн, таинственные силы! Пушкин; Как хочется благодарить Бога и силы небесные за эти минуты слияния с вечным и прекрасным даром любить и плакать! Астафьев. Весёлый солдат). «Оплодотворяющее действие солнца и дождя, вечное сияние звезд, луна, влияющая на приливы и отливы, разрушительная стихия шторма - все это стало причиной того, что небо почиталось как источник космической силы» [Тресиддер, 1999: 235]. Основными особенностями жителей неба считаются красота и совершенство (небесная красота; небесные черты; ср.: Скажите мне: какой певец, Горя восторгом умиленным, Чья кисть, чей пламенный резец Предаст потомкам изумленным Ее небесные черты? Пушкин). Творцом подобных созданий может быть только Бог (Нет, полно мне любить; но почему ж порой Не погружуся я в минутное мечтанье, Когда нечаянно пройдет передо мной Младое, чистое, небесное созданье, Пройдет и скроется?.. Пушкин. К***). Основная функция Бога -сотворение мира и жизни (творец небесный; Творец небес-
ный! Ты бредишь, Фауст, наяву! Услужливым воспоминаньем Себя обманываешь ты. Пушкин. Сцена из Фауста). Небо считается творящей силой, оно источник благ и жизни. Воздух, туман, облака наполняют небо, оказываясь воплощением «мировой души»; души людей сопрягаются по своим свойствам с мировой душой [см. подр.: Пименова, 2004].
Царство небесное просторно (Левинсон обвёл молчаливым, влажным ещё взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых... Фадеев. Разгром). Этот простор дает возможность жить вольно в этом царстве (Простор там. Как в небе - никакой толкотни! Горький. Автобиографические рассказы). Небо все же имеет свои пределы. Границы неба охраняет луна (Настанет ночь; луна обходит Дозором дальный свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит. Пушкин. Евгений Онегин). В пространстве неба земля и солнце имеют свои пути (Кереметь на медведях в небе ездит, солнце возит. Горький. Знахарка; [Лука:] говорят, - слыхал я, -что и земля-то наша в небе странница. Горький. На дне).
Как в любой стране правитель собирает дань, небо требует жертв и приношений (Торгуя совестью пред бледной нищетою, Не сыпь своих даров расчетливой рукою: Щедрота полная угодна небесам. Пушкин. Подражание Корану). Небо-правитель распоряжается жизнью и судьбами подданных (За то ль, что бог и умертвит И воскресит его - по воле? Что с неба дни его хранит И в радостях и в горькой доле? Пушкин. Подражание Корану). Небо, как некий феодал, охраняет своих подданных, их жизни и благополучие (Прошли лета соединенья; Разорван он, наш верный круг. Прости! Хранимый небом, Не разлучайся, милый друг, С свободою и Фебом! Пушкин. Разлука; Прости!... хранимый тайным небом, Не разлучайся, милый друг, С фортуной, дружеством и Фебом, - Узнай любовь - неведомую мне Любовь надежд, восторгов, упоенья... Пушкин. Кюхельбекеру). В случае крайней нужды обращаются к небу за помощью (Кто-то где-то там наверху, в небесах, услышал слова подполковника Ашуатова, наши ли солдатские молитвы до Бога дошли - на Чусовской железнодорожный узел обрушились гибельные метели со снегом. Астафьев. Весёлый солдат). Небо ниспосылает своим подданным дары в виде таланта (Пускай беседуют отверженные Феба; Им прозы, ни стихов не послан дар от неба. Пушкин. К Жуковскому), способности рассуждать и понимать (Христос воскрес, питомец Феба! Дай бог, чтоб милостию неба Рассудок на Руси вос-
крес; Он что-то, кажется, исчез. Пушкин. Из письма к В.Л. Пушкину). Получившие дар от неба еще при жизни получают возможность обитать на небесах, черпая из небесного источника вдохновение (Ах! счастлив, счастлив тот, Кто лиру в дар от Феба Во цвете дней возьмет! Как смелый житель неба, Он к солнцу воспарит, Превыше смертных станет, И слава громко грянет: «Бессмертен ввек пиит!» Пушкин. Городок). Для своих даров небо выбирает людей по своему усмотрению, промысел Божий часто человеку непонятен (Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу. Пушкин. Друзьям). Дары неба следует употреблять во благо людей (Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй. Пушкин. Поэт и толпа).
Небо наделено властью (Бывало в сладком ослепленье Я верил избранным душам, Я мнил - их тайное рожденье Угодно властным небесам, На них указывало мненье - Едва приблизился я к ним... Пушкин). Небо обладает волей, которая понимается как некий закон, руководство к исполнению (Друзья мои, что ж толку в этом ? Быть может, волею небес, Я перестану быть поэтом, В меня вселится новый бес, И, Фебовы презрев угрозы, Унижусь до смиренной прозы. Пушкин. Евгений Онегин). Волю неба на земле провозглашают посредники между небом и людьми - священнослужители (Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен: Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Пушкин. Песнь о вещем Олеге). Волю неба проводят соответствующие исполнители ([Любовь Андреевна] О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Чехов. Вишнёвый сад). Закон неба распространяется и на царство неба, и на царства земли (И к пальме пустынной он бег устремил, И жадно холодной струей освежил Горевшие тяжко язык и зеницы, И лег, и заснул он близ верной ослицы - И многие годы над ним протекли По воле владыки небес и земли. Пушкин. Подражание Корану).
Небо судит по неписаному закону (Но отшельник, чьи останки Он усердно схоронил, За него перед всевышним Заступился в небесах. Пушкин). Результатом суда неба может быть объявлена милость (Он повсюду искал ее встречи, и
встреча с нею казалась ему каждый раз неожиданной мило-стию неба. Пушкин. Арап Петра Великого), награда (Сразились. - Русский - победитель! И вспять бежит надменный Галл; Но сильного в боях небесный Вседержитель Лучем последним увенчал, Пушкин. Воспоминания в Царском Селе) или провозглашено наказание, которое выражается в метафорах грозы (Но дважды ангел вострубит; На землю гром небесный грянет: И брат от брата побежит, И сын от матери отпрянет. Пушкин. Подражание Корану; Когда-нибудь на грешный кров Твоих запачканных домов Небесный гром конечно грянет, И - не найду твоих следов! Пушкин. <Из письма к Вигелю>; Я и плакалась и каялась, Хоть бы с неба грянул гром! Сердце томное измаялось В нежилом дому твоем. Ахматова. Я и плакала и каялась.). Милость неба оценивается как заслуженная или незаслуженная награда (Я не смею пасть к вашим ногам, благодарить небо за непонятную незаслуженную награду. Пушкин. Дубровский). За ниспосланные милости небо следует благодарить (Вы должны благодарить небо за то, что оно послало вам такого мужа! Чехов. Благодарный). К милостям неба относятся дарованная возможность жить, чувствовать и любить (Как хочется благодарить Бога и силы небесные за эти минуты слияния с вечным и прекрасным даром любить и плакать! Астафьев. Весёлый солдат).
Небо может быть описано витальными метафорами (Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощи, В седом тумане дальний лес... Пушкин. Воспоминания в Царском Селе), метафорами мимики (Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду, с криком носились над садом. Чехов. Именины), соматическими метафорами (Медленно и покойно рисует воображение, как ранним утром, когда с неба еще не сошел румянец зари, по безлюдному, крутому берегу маленьким пятном пробирается человек... Чехов. Мечты) и антропоморфными метафорами характера (Опускаются сумерки в мир не спеша. Исчезает зеленых деревьев торжественность, Исчезает приветливость ясных небес. Астафьев. Весёлый солдат).
Признаки небесного огня связаны с богом неба - богом-кузнецом, кующим и тем самым творящим мир и небо, как часть этого мира (ср.: свинцовое небо), а также богом-громовержцем (ср.: гром и молния с небес). Небо наделено властью. Небо по-
велевает жизнями и судьбами людей, избирая из их числа некоторых, кто получает талант. Воля неба выражается в дарах или карах, при этом закон, по которому «присуждается» та или иная награда или наказание, не всегда понятен и доступен человеку. Власть неба выражается в русской языковой картине мира феодальными метафорами [термин Чудинова, 2004].
За небо отвечает верховный (высший, вешний, верховный) бог, при этом небо заселено жителями. Среди жителей не только небожители (боги, музы и под.), но и люди, получившие дары небес. Размер небес характеризуется неохватностью, необъятностью. В небе проложены пути небесных объектов - звезд, солнца и земли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брагинская Н.В. Небо // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1988. Т.1. - С.206-208.
2. Горбачевич А.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. - СПб.: «Норинт», 2000. - С.113-114.
3. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации. - Кемерово: Графика, 2004. - 383 с.
4. Пименова Е.Е. Религиозные признаки концепта небо //// Ethnohermeneutik und Antropologie/ Hrsg. von E.A. Pimenov, M.V. Pimenova. - Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. - S. 210213 (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik». Band 10).
5. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. - М., 1983.
6. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. - М., 1958. Т.1-111.
7. Тресиддер Дж. Словарь символов. - М., 1999. - С. 235.
8. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. - М., 1993.
9. Чудинов А.П. Национальная ментальность и соответствующие ей метафорические модели // Ethnohermeneutik und Antropologie/ Hrsg. von E.A. Pimenov, M.V. Pimenova. - Landau, 2004. - S. 19-30
© Пименова Е.Е., 2005