Е.П. НЕМТИНОВА
Студентка группы УП-16 факультета управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
А.А. ЛЕВИЦКАЯ
Кандидат пед. наук, доцент Доцент кафедры гуманитарных дисциплин, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ «KIDULT» КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
В статье анализируется лингвокультурный типаж «kidult» как отражение тенденций общественного развития. Авторы исследуют этимо-
Лингвокультурный типаж, kidult, общество, медиа. Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 13.11.44.
логию термина, его определение с позиций лингво-культурологии, основные составляющие; демографические и маркетинговые условия возникновения.
E.P.NEMTINOVA, A.A.LEVITSKAYA
LINGUACULTURAL TYPE "KIDULT" AS REFLECTION OF SOCIETY'S DEVELOPMENT TENDENCIES
The article attempts an analysis of the linguistic and cultural type «kidult» that emerged as the reflection of modern social tendencies. The authors study the
Linguacultural type, kidult, society, media.
Известно, что лексические инновации отражают тенденции общественного развития. К таким языковым инновациям XXI в. в английском языке можно отнести, например, fakester -человек, который заводит в социальных сетях аккаунты от имени другого лица, hot desk - рабочий стол, используемый разными сотрудниками в течение рабочей недели, boomerang kid - молодой человек, получивший высшее образование, но вернувшийся/продолжающий жить с родителями, cyberfraud - мошенничество в интернете и др. В данной работе мы рассмотрим понятие kidult как лингвокультурный типаж, отражающий современные общественные тренды, на материале популярных художественных фильмов, а также в контексте усиливающейся тенденции социальной инфантилизации.
Изучение лингвокультурных типажей в настоящее время входит в круг наиболее активно разрабатываемых проблем лингвокультурологии. Обратимся к определению термина «линвокультурный типаж», сделанному автором теории лингвокультурных типажей профессором В.И. Карасиком. Это концепт, содержание которого - типизируемая личность. Лингво-культурный типаж представляет собой узнаваемый обобщенный тип личности; типаж является разновидностью концептов - сложных ментальных образований, в составе которых можно выделить понятийные, образные и ценностные признаки; лингвокультур-ный типаж имеет имя, которое служит основным способом апелляции к соответствующему типажу; выделяются разновидности лингвокультурных типажей: реальные и фикциональные, этнокультурные и социокультурные, современные и исторические [1, с. 9-25].
etymology of the term, its definition, components, cultural implications; demographic and market reasons for its emergence.
Необходимо отметить, что понятие «лингвокуль-турный типаж» соотносится с другими характеристиками человека сквозь призму его коммуникативного поведения, такими как «роль», «стереотип», «амплуа», «персонаж», «имидж» и «речевой портрет», но имеет свои отличия. Например, в отличие от стереотипа «лингвокультурный типаж привязан к реально существующей или существовавшей личности либо к фикциональной личности как концепту» [1, с. 14] .
Наше исследование позволило выявить следующие определения «kidult»: 1) взрослый человек с детскими вкусами; 2) жанр телевизионных программ, фильмов или игр, предназначенных для обращения к детям и взрослым [2]; 3) взрослый, который любит заниматься чем-либо или покупать вещи, предназначенные для детей [3]. Лексема образована из двух английских слов kid (ребенок) и adult (взрослый). На первый план выходит kid, что подчеркивает детскую сущность взрослого человека, а не наоборот.
Интересно, что лингвокультурный типаж может конкретизироваться как персонаж художественного произведения (Карлсон, Питер Пэн). Причем данный лингвокультурный типаж присущ не какому-то конкретному этносу, а вследствие распространения глобализации стал частью различных лингвокультур.
Рассмотрим концепт «kidult» как лингвокультур-ный типаж, отраженный в игровых фильмах (табл. 1). Мы провели анкетирование 12 взрослых (от 18 до 45 лет) и 14 детей (от 6 до 14 лет) с целью выяснения того, что показалось им привлекательным в предложенных нами трех американских/британских и трех российских игровых фильмах XXI века, относящихся к категории «kidult».
Таблица 1
Kidult как лингвокультурный типаж игровых фильмов
Название фильма Год выхода на экран Страна Характеристики, привлекающие взрослых Характеристики, привлекающие детей
Шрек 2001 США Отсылки к широко известным образам и сюжетным структурам классических сказок. Юмор Смешные герои. Шутки. Музыка
Ночь в музее 2006 США, Великобритания Юмор. Познавательные факты из истории Интересные персонажи, юмор. Ожившие музейные экспонаты. Приключения
Джуманджи 2017 США Динамичное действие. Спецэффекты Фантазийная возможность стать героем игры. Приключения
Частное пионерское 2013 Россия Воспоминание о советском детстве. Фильм затрагивает важные вопросы морали и чести Интерес к тому, каким было детство родителей. Дружба. Любовь к животным
Призрак 2015 Россия Позитивный посыл. Затронуты проблемы современного общества Спецэффекты. Увлекательный. Главный герой, на которого можно равняться
Последний богатырь 2017 Россия Возрождение интереса к русским народным сказкам. Юмор Юмор. Знакомые сказочные персонажи, но «современные» и «модные»
Анализ результатов позволяет нам констатировать, что в отличие от медиатекстов, относящихся к категории «семейный фильм», игровые фильмы с персонажами-типажами «kidult» апеллируют к аудитории любого возраста, включая взрослых людей без детей. Доминирующие характеристики, привлекающие аудиторию, - приключенческий жанр, фэнтези, юмор.
Нужно заметить, что kidult - не единственный термин, обозначающий желание «отложить» зрелый возраст, если не взросление. Так, в 1990-е годы появилось слово adultescent (от англ. adult -взрослый и adolescent - юноша, подросток). Оксфордский словарь предлагает следующую дефиницию: «a middle-aged person whose clothes, interests, and activities are typically associated with youth culture», т.е. человек средних лет, чья манера одеваться, интересы и времяпрепровождение обычно ассоциируются с молодежной культурой. С начала XXI в. проблема «социального инфантилизма» регулярно находит отражение в средствах массовой информации, что иллюстрируют следующие заголовки: «Adultescent» (New York Times, 26 дек. 2004) [5], «Grow up? Not So Fast» (Time, 16 янв. 2005) [6] и т.п.
Социологи отмечают, что молодость в настоящее время становится не очередным возрастным периодом в жизни человека, а скорее его осознанным жизненным выбором. Такая позиция пропагандируется и подкрепляется масс-медиа: по телевидению и в интернете можно увидеть политиков, которые даже в официальном контексте позволяют себе вести себя как импульсивные тинейджеры, сорокалетние герои телесериалов и художественных фильмов смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры, а в браке, тем более в воспитании детей, видят лишь угрозу своей независимости, видеоклипы демонстрируют поп-исполнителей в возрасте 40-50 лет, одетых по подростковой моде, и в ситуациях, типичных для молодежной субкультуры.
Профессор кафедры политологии университета Перуджи Дж. Бернардини связывает появление данного социального феномена с маркетинговым созданием псевдопотребностей, основанных на «поощряемой регрессии» [7, с. 41]. Исследователь задается вопросом, почему эпицентр культуры потребления сместился на юность (как возрастной период и как на сознательную жизненную позицию), и приходит к выводу, что, во-первых, потребности детей и подростков потенциально безграничны в отличие от спроса на товары и услуги для взрослых людей. В то время как взрослый человек способен критически оценить необходимость того или иного товара, маркетинговые исследования подтверждают тенденцию психологии детей и подростков желать вещи эфемерные, ненужные, лишенные какой бы то ни было утилитарной ценности. Во-вторых, каждый взрослый в свое время был ребенком и подростком, воспоминания о тех годах служат ностальгическим эффектом, который используют маркетологи: в неспокойном современном обществе человек ищет стабильности, оживляя свои воспоминания прошлого [7, с. 42-43]. Третья причина демографическая: сокращение рождаемости в западных странах, смещение возраста рождения первого ребенка к более старшему возрасту - и матери, и отца; рост средней продолжительности жизни (согласно статистическим данным за 2017 г., средний возраст жителей России составляет 39,7 лет [8]; США - 37,8; Франции - 41,4; Германии - 46 [9]). Четвертая причина - это стандартизация «молодого» образа жизни, глобализация молодежной культуры. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что подростки (как часть населения, объективно находящаяся в данной возрастной группе, так и категория людей, подходящих под определение kidult) представляют собой самую выгодную целевую аудиторию: идентичная продукция потребляется различными группами потребителей.
Экономическая обусловленность инфантилизации общества повлияла и на медийный контекст. Телевизионное вещание во всем мире отказалось от образовательной и культурной глубины в пользу развлекательного компонента. Начиная с 1980-х годов медийные жанры, которые изначально носили строго информационный характер, сместились в категорию «инфотейнмент» (от англ. INFOrmation (информация) и enterTAINMENT (развлечение), более развлекательная подача информации коснулась и образовательной медиапродукции. Так появился жанр edutainment (от англ. EDUcation - образование и enterTAINMENT - развлечение). Киноиндустрия наполнила рынок фильмами (а также их сиквелами и римей-ками) о супергероях за счет продукции других жанров. Игровая, эскапистская мотивация закладывается в основу не только компьютерных игр, но и пользования социальными сетями в интернете.
Выводы. Тенденции развития общества таковы, что возрастные категории становятся более размытыми: люди тридцати-сорока лет предаются увлечениям, еще несколько десятков лет назад считавшимися детскими. Это подтверждают социологические исследования: например, Британский Совет экономического и социального развития выяснил, сколько 30-летних американцев, британцев и австралийцев проходят «три теста на зрелость: окончание образования, уход из дома и финансовая независимость». Оказалось, что таких людей меньше трети [10, с. 47].
Таким образом, культурный типаж kidult можно считать частью эволюции постмодернистских изменений, связанных с социальной и медийной инфанти-лизацией, с ослаблением модели взрослых ценностей и их релятивизма. Безусловно, язык реагирует на изменения в обществе, отражая их в своем словарном составе. Отметим, что появление в языке лексической единицы, её интерпретация, а также использование в различных сферах, включая массовые коммуникации, свидетельствуют о ее актуальности и
требуют исследования при помощи инструментария
социальных наук.
БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карасик В.И. Лингвокультурный типаж: к определению понятия/ В.И. Карасик // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи / под ред. В.И. Карасика. - Волгоград: Парадигма, 2005. -310 с.
2. English Oxford Living Dictionaries [Электронный ресурс]. - URL:https://en.oxforddictionaries.com/ definition/kidult
3. Cambridge dictionary [Электронный ресурс]. -URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/анг лийский/kidult
4. English Oxford Living Dictionaries [Электронный ресурс]. - URL:https://en.oxforddictionaries.com/ definition/adultescent.
5. Tierney, J. Adultescent. - New York Times. - Dec. 26, 2004. - URL: https:// https://www.nytimes.com/ 2004/12/26/ weekinreview/adultescent. html
6. Grossman, L. Grow Up? Not So Fast. - Time. -Jan.16, 2005. - URL: https:// http://content.time.com /time/magazine /article/0,9171,1018089,00.html
7. Bernardini, J. The Infantilization of the Postmodern Adult and the Figure of Kidult. Postmodern Openings, 2014, Volume 5, Issue 2.
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1140095700094
9. Worldometers Info [Электронный ресурс]. - URL: http://www.worldometers.info/
10. Евтушенко Е.В., Прохорова Л.П. Ценностная составляющая лингвокультурного типажа kidult (на материале опроса респондентов)/ Е.В. Евтушенко, Л.П. Прохорова // Вестник КемГУ. - 2013. - № 2 (54) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyber lenin ka.ru/article/n/tsennostnaya-sostavlyayuschaya-lingvokulturnogo-tipazha-kidult-na-materiale-oprosa -res pondentov
© Немтинова Екатерина Павловна, 2018 © Левицкая Анастасия Александровна, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления
и экономики», 2018