Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 3
А.В. Гребенщикова
ЛИНГВОИНФОРМАЦОННОЕ СЕТЕВОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПОНЯТИЕ,
ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ
В статье анализируются предпосылки и теоретические основы проблемы лингвоинформационного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе, описывается сущность терминов "взаимодействие субъектов образовательного процесса", "лингвоинфор-мационное сетевое взаимодействие", приводятся закономерности и принципы лингвоинформационного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: сетевое общество, лингвоинформационное сетевое взаимодействие, образовательный процесс.
The article enlightens the social background and theoretical basis of lingvo-informational networking in the teaching process at the level of higher education. It defines such key terms as "educational interaction" and "lingvo-informational networking", describes the lingvo-informational networking principles and regularities.
Key words: network society, lingvo-informational networking, teaching process.
Общество третьего тысячелетия — это общество информационных потоков и стремительно обновляющихся технологий, расширения международных связей и преодоления пространственно-временных границ, общество умеющих адаптироваться, развиваться и взаимодействовать. Его называют по-разному: постиндустриальное, информационное, информациональное. В работах ученых (философов, историков, социологов, футурологов), посвященных современной эпохе, все чаще фигурирует понятие "сетевое общество".
Теорию информационного (сетевого) общества развивали такие зарубежные ученые, как Д. Белл, Д. Гэлбрейт, И. Пригожин, Э. Тоф-флер, А. Турен, а также отечественные ученые Р.Ф. Абдеев, И. Стан-герс и др. Сетевое общество в общем понимании — это общество, в котором значительная часть информационных взаимодействий производится с помощью электронных сетей.
Исходя из необходимости соответствовать требованиям современного общества в настоящее время система высшего образова-
Гребенщикова Александра Вячеславовна — канд. пед. наук, доц., ст. науч. сотр. отдела аспирантуры и докторантуры Челябинского государственного университета; e-mail: [email protected]
ния во всем мире переживает эпоху значительных перемен, смены фундаментальных основ. Современная система высшего образования тяготеет к децентрализации: теряя черты иерархичности, линейности, систему вертикальных связей, она превращается в образовательную сеть. В этой связи актуальными для современной педагогической теории и практики становятся проблемы определения основ сетевой теории в образовании, функционирования образовательной сети, сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса вообще и лингвоинформационного сетевого взаимодействия в частности.
Являясь одной из базисных онтологических категорий, в общем значении термин "взаимодействие" трактуется как универсальная, общая форма движения и развития, при котором происходит влияние объектов друг на друга. Рассматривая понятие "взаимодействие" с точки зрения теории образования, отметим, что в научно-педагогическом дискурсе фигурируют термины "педагогическое взаимодействие", "учебное взаимодействие", "взаимодействие субъектов образовательного процесса". В философских, педагогических, психологических исследованиях о высшей школе педагогическое взаимодействие отождествляется с основным способом контакта между субъектами образовательного процесса университета (В.С. Библер, Дж. Брунер, И.А. Зимняя, Е.В. Коротаева, А.Б. Орлов, К. Роджерс, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин). Следовательно, сам по себе образовательный процесс есть не что иное, как многоплановое и полиморфное взаимодействие его субъектов — преподавателя и студента. Нам близка позиция Л.А. Витвицкой, которая взаимодействие субъектов образовательного процесса университета понимает как "совместную деятельность студентов и преподавателей, направленную на формирование их компетентностей (приобретение новых знаний, освоение новых способов деятельности и обретение новых смыслов) на основе организации совместных действий"1.
Совместная деятельность преподавателей и студентов в рамках образовательного процесса может подразделяться на разные виды в зависимости от различных подходов к их классификации. В контексте данной темы актуальным становится такой вид педагогического процесса, как сетевое взаимодействие.
Интерес к сетевому взаимодействию в образовательной теории и практике начинает возрастать в начале этого века по ряду объективных причин. В глобальном контексте это связано с процессом информатизации общества и стремительным распространением
1 Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестн. ОГУ. 2005. Т. 1. Гуманитарные науки. № 10. С. 79.
сети Интернет, в контексте отечественной педагогической теории и практики — с принятием в 2002 г. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой выделяются модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации в образовании. В 2013 г. с вступлением в действие ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в котором появилась статья "Сетевая форма реализации образовательных программ", проблема развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений получила законодательно подкрепленное звучание на высшем уровне, что в свою очередь дало толчок к возникновению целого ряда теоретических разработок и осуществлению практических мероприятий в этой области. Отметим в этой связи недавние исследования по следующим направлениям: сетевой подход к организации повышения квалификации преподавателей2, роль сетевого межвузовского взаимодействия в развитии виртуальной академической мобильности студентов3, совершенствование образовательной деятельности вузов в условиях их сетевого взаимодействия4. Ключевой целью и результатом данных исследований должно стать создание единого информационного пространства, научно-образовательной сети, "обеспечивающей равные права и возможности учреждений науки и образования, научно-педагогических работников, учащихся и студентов"5.
С точки зрения организационно-административного подхода образовательная сеть понимается как среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог может взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др., а сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению их ресурсов6.
2 См.: Мосичева И., Шестак В., Сигов А. и др. Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 109—112.
3 См.: Можаева Г.В. Сетевые структуры в образовании как фактор развития виртуальной академической мобильности // Гуманитарная информатика. 2011. № 5. URL: http://huminf.tsu.ru/jurnal/vol5/mgv_set_strukturi/ (дата обращения: 13.12.2013).
4 См.: Анисимова С.П., Демкин В.П., Майер Г.В. Сетевое взаимодействие вузов в единой образовательной информационной среде: (Опыт Томск. гос. ун-та) // Вестн. Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. 2005. № 1(2). С. 80.
5 Сетевое взаимодействие — ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнеса: практика Национального исследовательского Томского гос. ун-та в реализации инновационных проектов. Томск, 2011. URL: http://univer.ntf.ru/keystgu.pdf (дата обращения: 23.11.2013).
6 См.: Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. М., 1999. С. 21.
Вместе с тем высшее образование с научно-методической позиции рассматривается как образовательная сеть, которую можно определить как "систему открытого типа, состоящую из элементов, связанных структурой, где образовательные события подчинены единой цели, представленной в виде отрефлексированной всеми субъектами педагогического процесса модели специалиста, а базовыми принципами являются принципы интегративности и коммуникативности"7. Так, элементами образовательной сети в данном случае являются субъекты образовательного процесса, а ее отличительной чертой является ее коммуникационная направ-ленность8. Следовательно, как любая другая коммуникационная сеть она возникает сама собой в ходе взаимодействия субъектов, интенсификации общения между ними. Скорость и плотность коммуникационных потоков в этом случае сами собой производят сетевые структуры9. В этой связи Б.Ф. Ломов, говоря о совместной деятельности людей, отмечал, что "взаимодействие и общение как бы пронизывают совместную деятельность, играя в ней организующую роль"10. Ключевым для нашего исследования становится тот факт, что именно взаимодействие, основанное на расширяющихся возможностях коммуникации, становится основным условием возникновения и успешного функционирования образовательной сети.
Однако человеческая коммуникация все более плотно охватывается сетью технических стандартов, которые опосредуют все социальные взаимодействия и заключают их в специфический технологический каркас11. Изменяется отношение к коммуникации, появляется опосредованная сетевая коммуникация12. Поэтому в современных условиях взаимодействие субъектов образовательного процесса может считаться сетевым лишь в том случае, если такое взаимодействие организовано на основе новых информационных технологий. Таким образом, необходимыми условиями сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе становятся его информационно-технологическое обеспечение и коммуникативная направленность, реализуемая посредством
7 Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя: Дисс. ... докт. пед. наук. Сходня, 2004. С. 20.
8 См.: Трепак Я.В. Теоретические аспекты компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4. С. 67.
9 См.: НазарчукА.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопр. философии. 2008. № 7. URL: http://ec-dejavu.ru/w/WWW.html (дата обращения: 27.11.2013).
10 Ломов Б.Ф. Познание и общение. М., 1988. С. 97.
11 См.: Марченко Н.Г. Социальная сеть как новая форма коммуникации в интернет-пространстве // Казанская наука. 2012. № 10. С. 189.
12 См.: Назарчук А.В. Указ. соч.
единого языка общения, так называемого lingua franca13. Исходя из вышеназванных условий такое взаимодействие субъектов образовательного процесса можно назвать лингвоинформационным сетевым взаимодействием.
Лингвоинформационное сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса в высшей школе (термин наш) — это совместная образовательная коммуникативно ориентированная деятельность студентов и преподавателей, обусловленная наличием общего языка коммуникации, реализуемая в сети на основе новых информационных технологий и направленная на формирование ком-петентностей, декларируемых стандартами высшего образования.
Обращаясь к выявлению и систематизации закономерностей лингвоинформационного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе, мы опираемся на результаты исследований Т.К. Смыковской14, Е.В. Яковлева, Н.О. Яковлевой15, выделяющих в образовательном процессе высшей школы три типа закономерностей — закономерности обусловленности, эффективности и атрибутивные закономерности.
Закономерности обусловленности — это факторы, которые отражают и определяют исследуемый феномен, вскрывают своего рода причинно-следственные связи педагогического процесса с факторами, оказывающими на него непосредственное влияние и являющимися объективно существующими и необходимыми. Эти закономерности определяют саму возможность реализации педагогического процесса, а также ее содержание и результат. Так, разработка и внедрение методической концепции сетевого взаимодействия обусловлены противоречиями между потребностью информационного общества, а следовательно, системы образования в эффективном сетевом взаимодействии, с одной стороны, и недостаточно разработанными психолого-педагогическими и методологическими положениями его организации в образовательном процессе высшей школы — с другой.
Атрибутивные закономерности раскрывают внутренние характерные особенности и свойства образовательного процесса. Они позволяют выявить качества объекта и тем самым установить отношения с родовым понятием через систему признаков. Атрибутивная
13 Ter-Minasova Svetlana. Learning and Teaching Languages in Russia: Old Traditions and New Problems // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 7.
14 См.: Смыковская Т.К. Опыт организации дистанционного обучения в сельской школе // Педагогическая информатика: Научно-методический журнал. 2008. № 5.С. 14.
15 См.: Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М., 2006. С. 124.
закономерность лингвоинформационного сетевого взаимодействия заключается в осуществлении совместной, опосредованной сетью, наукоемкой практико-ориентированной деятельности студентов и преподавателей в контексте диалога культур и межпредметных связей.
Закономерности эффективности в свою очередь вскрывают обстоятельства продуктивного функционирования образовательного процесса, связаны с его совершенствованием — получением максимально возможного результата при снижении затрат, т.е. с определением тех факторов, которые влияют на его эффективность. При этом педагогический процесс считается эффективным, если, во-первых, его осуществление не потребовало дополнительных ресурсов, во-вторых, в итоге получен необходимый результат, в-третьих, есть потенциальные невозможности для улучшения его качеств без существенного увеличения затрат. Так, результатом реализации линг-воинформационного сетевого взаимодействия является трансформация традиционного образовательного процесса в высшей школе в организованную на базе новых информационных и сетевых технологий поступательную личностно ориентированную стратегию развития личности студента.
Исходя из закономерностей лингвоинформационного сетевого взаимодействия в высшей школе можно выделить его принципы, которые наряду с закономерностями составляют теоретический базис научной концепции. Данные принципы условно разделим на общие и специфические.
Общие принципы — это правила, присущие образовательному процессу высшей школы вообще и характерные для процесса сетевого взаимодействия в частности (поскольку сетевое взаимодействие является частью образовательного взаимодействия в высшей школе). Данные принципы на настоящий момент получили широкое признание научно-педагогической общественности. Специфические принципы — это правила, присущие процессу сетевого взаимодействия как особой формы взаимодействия в образовательном процессе высшей школы.
К общим принципам лингвоинформационного сетевого взаимодействия следует отнести принципы развивающего и воспитывающего обучения, социокультурного соответствия, научности и связи теории с практикой, систематичности и системности, а также принципы дедуктивности, сознательности и активности учащихся в обучении, доступности, прочности усвоения знаний, положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения, сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения, рефлексии, обратной связи.
К специфическим принципам лингвоинформационного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе следует отнести принципы сетевой структуры, информатизации и технологизации, виртуальности и языковой общности, поликультурности, междисциплинарности, гипертекстуальности, интерактивности, целостности лингвистической и информационной подготовки, а также принципы модульности, многообразия форм, методов и способов взаимодействия, мобильности16, поли-субъектности.
Логика наших рассуждений приводит нас к представлению принципов лингвоинформационного сетевого взаимодействия во взаимосвязи с его закономерностями. Так, закономерность обусловленности лингвоинформационного сетевого взаимодействия находит свое выражение в:
• общих принципах — развивающего и воспитывающего обучения, социокультурного соответствия;
• специфических принципах — сетевой структуры, информатизации и технологизации, виртуальности и языковой общности.
Атрибутивная закономерность лингвоинформационного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса представлена:
• общими принципами — научности и связи теории с практикой, систематичности и системности, дедуктивности;
• специфическими принципами — поликультурности, междисциплинарности, гипертекстуальности, интерактивности, целостности лингвистической и информационной подготовки.
Закономерность эффективности лингвоинформационного сетевого взаимодействия реализуется исходя из:
• общих принципов — сознательности и активности учащихся, доступности, прочности усвоения знаний, положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения, сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения, рефлексии, обратной связи;
• специальных принципов — модульности, многообразия форм, методов и способов взаимодействия, мобильности и полисубъект-ности.
В заключение отметим, что на пути реализации методической концепции сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе перед нами стоят многочисленные организационные, правовые, технические, научно-методические задачи,
16 См.: Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1.
но только решение поставленных задач, преодоление сложностей обеспечат практическую реализацию законодательных инициатив в отечественном образовании и позволят университетам удерживать лидирующие позиции на мировом рынке образовательных услуг.
Список литературы
Анисимова С.П., Демкин В.П., Майер Г.В. Сетевое взаимодействие вузов в единой образовательной информационной среде: (Опыт Томск. гос. ун-та) // Вестн. Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. 2005. № 1(2). Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса //
Вестн. ОГУ. 2005. Т. 1. Гуманитарные науки. № 10. Ломов Б.Ф. Познание и общение. М., 1988.
Марченко Н.Г. Социальная сеть как новая форма коммуникации в интернет-пространстве // Казанская наука. 2012. № 10. Можаева Г.В. Сетевые структуры в образовании как фактор развития виртуальной академической мобильности // Гуманитарная информатика. 2011. № 5. URL: http://huminf.tsu.ru/jurnal/vol5/mgv_set_ strukturi/ (дата обращения: 13.12.2013). Мосичева И., Шестак В., Сигов А. и др. Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов // Высшее образование в России. М., 2008. № 1. Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетентности
лингвиста-преподавателя: Дисс. ... докт. пед. наук. Сходня, 2004. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопр. философии. 2008. № 7. URL: http://ec-dejavu.ru/w/WWW.html (дата обращения: 27.11.2013). Сетевое взаимодействие — ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнеса: практика Национального исследовательского Томского гос. ун-та в реализации инновационных проектов. Томск, 2011. URL: http://univer.ntf.ru/DswMedia/ keystgu.pdf (дата обращения: 23.11.2013). Смыковская Т.К. Опыт организации дистанционного обучения в сельской школе // Педагогическая информатика: Научно-методический журнал. 2008. № 5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212). Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1.
Трепак Я.В. Теоретические аспекты компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4.
Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. М., 1999.
Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М., 2006.
Ter-Minasova Svetlana. Learning and Teaching Languages in Russia: Old Traditions and New Problems // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2.