Научная статья на тему 'Лингводидактические аспекты обучения английской письменной речи студентов колледжей (на материале языковой подготовки будущих менеджеров туризма)'

Лингводидактические аспекты обучения английской письменной речи студентов колледжей (на материале языковой подготовки будущих менеджеров туризма) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / EARLY YOUTH / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЕ ПИСЬМО / PROFESSIONALLY ORIENTED ENGLISH-LANGUAGE WRITING / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING MODULE / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / CONTENT UNIT / TEACHING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Татьяна Александровна, Гальченко Оксана Юрьевна

В статье рассмотрены возрастные особенности студентов колледжей, описана модель обучения студентов специальности «Туристическое обслуживание» профессионально ориентированному англоязычному письму по таким параметрам: учебные модули, этапы обучения, количество часов, методы и приемы, упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова Татьяна Александровна, Гальченко Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGVODIDACTIC ASPECTS OF TEACHING ESP WRITING TO COLLEGE STUDENTS (A CASE STUDY OF FUTURE TOUR MANAGERS LANGUAGE PROFICIENCY)

The article deals with age peculiarities of college students. The psychological basics of English language proficiency formation in writing at the early youth age are defined. Thе article describes a model of teaching students of «Tour Service» professionally oriented English-language writing according to parameters: training modules, stages of training, number of hours, methods and techniques, exercises.

Текст научной работы на тему «Лингводидактические аспекты обучения английской письменной речи студентов колледжей (на материале языковой подготовки будущих менеджеров туризма)»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ», №3, 2013

УДК 802.0:378.4

Пахомова Т. А. [Pakhomova T. A.], Гальченко О. Ю. [Galchenko O. Y.]

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА)

Lingvodidactic aspects of teaching esp writing to college students (a case study of future tour managers language proficiency)

В статье рассмотрены возрастные особенности студентов колледжей, описана модель обучения студентов специальности «Туристическое обслуживание» профессионально ориентированному англоязычному письму по таким параметрам: учебные модули, этапы обучения, количество часов, методы и приемы, упражнения.

Ключевые слова: колледж, ранняя юность, профессионально ориентированное англоязычное письмо, модель обучения, учебный модуль, содержательный модуль.

The article deals with age peculiarities of college students. The psychological basics of English language proficiency formation in writing at the early youth age are defined. ^е article describes a model of teaching students of «Tour Service» professionally oriented English-language writing according to parameters: training modules, stages of training, number of hours, methods and techniques, exercises.

Key words: college, early youth, professionally oriented English-language writing, teaching model, training module, content unit.

В современной лингводидактике рассматривается все разнообразие вопросов, связанных с языковым образованием. Это и психологические предпосылки, и лингвистические основы, и конкретные технологические разработки. Причем традиционно исследуются проблемы языковой подготовки в средней школе и высших учебных заведениях. Обучение английской письменной речи студентов колледжа

«НАУКА ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ»

.Северо-Кавказский федеральный университет

на сегодня не является приоритетным направлением в методических и педагогических исследованиях, с чем и связана актуальность освещения этой проблемы в нашей статье.

Возраст студентов колледжа достаточно проблемный, поскольку является собой переходным от подросткового к юношескому. Современные условия развития общества обусловливают необходимость уточнения возрастных факторов влияния на процесс обучения иноязычному общению в целом, и на использование инновационных технологий в частности.

Прежде всего требует уточнения терминология, которая в последние годы отличается большим разнообразием. В частности, в рамках теорий профессионального развития внимание акцентируется на психологических требованиях к различным профессиям и в соответствии с ними выделяются: «период оценки» (15-16 лет); «реалистическая стадия» (17 лет); «период исследования» (17-18 лет); «период кристаллизации» (19 лет). Столь «дробная» периодизация актуальна для исследований, посвященных рассмотрению возрастных особенностей студентов, обучающихся на уровне младших специалистов.

На сегодняшний день не существует общепринятого термина для обозначения этого возрастного периода. Достаточно часто используется широкое понятие «возраст взросления» (период с 12-14 до 25 лет). Некоторые авторы называют эту возрастную категорию «юностью» или «молодым поколением». Соответствующий немецкий термин «Heranwachsend» буквально означает «подросток», «растущий». В других работах этот возраст носит название «teenagers age». Возраст студента колледжа совпадает с этапами «middle teenager» (14-17 лет) и «late teenager» (17-19 лет). Сторонники иной периодизации называют период с 13 до 19 лет юностью («adolescence»). Иногда этим термином обозначается еще более широкий диапазон - с 10 до 20 лет. Но наиболее приближенным к возрасту студентов колледжей является так называемый период «mid-teen», который включает возрастные рамки с 15 до 18 лет. В некоторых исследованиях он может назы-ваться просто периодом юности либо ранней юности, либо периодом взросления.

Устанавливая связь между возрастом студентов и успехами в изучении иностранных языков, можно выделить специфические черты возраста «mid-teen» («ранняя юность»). Несомненными преимуществами этого периода являются: особая направлен-ность изучения языка (например, профессиональная цель); сильная мотивация; более высокая интенсивность

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Лингводидактические аспекты обучения английской письменной речи студентов колледжей (на материале языковой подготовки будущих менеджеров туризма)

обучения (большее количество изученного материала за меньший срок времени). В то же время упомянутый возраст характеризуется недостаточным количеством времени, уделяемого учебе; присутствием множества иных интересов, отвлека-ющих внимание от изучения иностранного языка; нерегулярностью занятий. Перечисленные особенности влияют на организацию процесса обучения иностранному языку как на уровне содержания, так и на уровне технологий.

При определении наиболее эффективных стратегий формирования иноязычной компетентности нельзя не учитывать когнитивные особенности студентов 15-18 лет.

К ним относятся: активное формирование индивидуального стиля умственной деятельности; стойкая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия; осознанное целенаправленное запоминание, а также использование приемов запоминания. Характерным также является повышение словесной продуктивности; медленное формирование смежных ассоциаций; эмоциональная чувствительность; возрастание самоконтроля и саморегуляции; неявное противоречие между чувством индивидуальности и личностной неопределенностью.

Эти особенности влияют на все стороны процесса обучения иностранным языкам, в том числе и на использование такого вида инновационных технологий, как вебинары, которые обеспечивают проведение дистанционных занятий в виртуальной электронной среде для совместного обучения студентов.

Формат вебинаров особенно эффективен на этапе «ранней юности», так как открывает новые возможности для формирования индивидуального стиля умственной деятельности, разнообразия в использовании приемов запоминания, развития ассоциаций, а также повышения уровня самоконтроля и саморегуляции. Особенностью вебинаров в обучении иностранным языкам являются презентации и демонстрации файлов разных типов, что предполагает обратную связь в виде текстового чата. Это побуждает студентов к общению в режиме реального времени и позволяет преподавателю наблюдать непосредственно за процессом порождения высказывания. Еще одно преимущество вебинаров, связанное с психологическими особенностями студентов этого возраста, это возможность проведения онлайн-тестирования с практически мгновенным отражением результатов, что выводит процесс контроля на уровень «экспресс-контроля». Преимущества формата вебинаров влияют на процесс обучения

«НАУКА ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ»

.Северо-Кавказский федеральный университет

самых различных возрастных категорий, однако для студентов 15-18 лет эта технология отличается особой эффективностью, так как соответствует психологическим особенностям этого периода развития.

Как известно, речевая деятельность не только подчиняется вышеупомянутым психическим механизмам, но и имеет определенное предметное содержание, то есть языковую основу. Рассмотрим лингвистические характеристики английского языка сферы туризма.

Английский язык сферы туризма можно считать специальным профессиональным языком, который имеет ряд лексических, грамматических и стилистических особенностей, проявляющихся в функциональной и жанровой характеристике профессионально ориентированных текстов сферы туризма.

К характерным чертам лексики англоязычного туристического дискурса относятся: специфическая терминология, употребление имен собственных и употребление заимствований. В течение путешествия туристы общаются с менеджерами, и это общение должно быть четким, эффективным и простым. Поэтому грамматический аспект характеризуется упрощенной структурой предложений, использованием видовременной формы настоящего времени (Present Tense). Распространенным является повелительное наклонение (Imperative Mood), поскольку повелительные предложения часто используются для предоставления инструкций, указаний (например, чтобы указать верный путь на экскурсии) или заказов, также в повелительных предложениях употребляется слово «please», выражающее вежливое и уважительное отношение к туристам.

Все вышеперечисленные особенности выполняют определенные функции в текстах сферы туризма, служа достижению цели -созданию положительного имиджа туристического оператора / агента / фирмы и продвижению их на рынке услуг. Английский язык в сфере туризма является в целом простым и естественным по своему стилю, он сочетает черты публицистического и научного функциональных стилей с наложением приемов рекламного дискурса.

Среди жанров англоязычных текстов сферы туризма основными для обучения будущих менеджеров туризма профессионально ориентированному англоязычному письму являются: бланки бронирования и регистрации, рекламный проект-буклет, презентация туристической фирмы, деловое письмо. Бланки бронирования и регистрации представляют собой учетные документы официально-делового стиля, относящиеся к кате-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Лингводидактические аспекты обучения английской письменной речи студентов колледжей (на материале языковой подготовки будущих менеджеров туризма)

гории анкет. Их основные характеристики - это нормированность, клиши-рованность, номинативность, краткость и лаконичность изложения.

Рекламный проект-буклет и презентация туристической фирмы - разновидности креолизированных текстов. Буклет - это императивный гипержанр, информирующий клиента о фирме и побуждающий к заказу туристической услуги. Рекламный буклет имеет устойчивую структуру, соответствующую универсальной текстовой структуре, в которой выделяется 3 основные блока: введение, основная часть, заключительная часть. В структуру буклета входят несколько жанров: «титульная страница», «слово руководителя», «имиджевая статья», «слоган» и др. Буклет сочетает в себе ресурсы семиотики шрифта, графики, цвета, изображения. Презентация туристической фирмы имеет ярко выраженную специфику, поскольку находится на пересечении туристического и рекламного дискурсов. Характерными чертами презентации является диалогичность (имплицитная и эксплицитная) и ситуативность. Наиболее распространенные типы презентации - информативный и убеждающий.

Наиболее сложным жанром туристического дискурса является деловое письмо.

В тексте делового письма может быть несколько интенций автора (субжанров), что вызывает широкую вариативность его форм. Деловое письмо как разновидность официально-делового стиля характеризуется стандартизированностью, точностью и последовательностью изложения понятий, объективностью, практической направленностью.

Одним из условий эффективного овладения профессионально ориентированным англоязычным письмом будущими менеджерами туризма является создание четкой модели организации учебного процесса, которая должна стать индивидуальной интерпретацией преподавателем метода обучения в соответствии с конкретными целями и условиями. Под моделью, вслед за О. Б. Тарнопольским и Н. П. Волковой, мы понимаем «схематизированное представление всех педагогических мероприятий, обеспечивающих эффективность и результативность учебного процесса» [1, с. 10].

Представленная модель рассчитана на один семестр и в соответствии с кредитно-модульной системой обучения включает 2 учебных модуля. Под учебным модулем мы понимаем основную структурную единицу организации учебного процесса.

Учебной программой направления подготовки «Туристическое обслуживание» предусмотрено изучение десяти содержательных модулей в

«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ»

.Северо-Кавказский федеральный университет

дисциплине «Иностранный язык для профессиональных целей». Поэтому разработанная модель состоит из 10 смысловых модулей (5 в первом учебном модуле и 5 во втором). Содержательный модуль начинается введением новой информации и новой темы, далее следует непосредственно этап тренировки и практика письменной речи. Завершается содержательный модуль повторением, закреплением усвоенного материала и его контролем. Распределение часов между модулями неодинаковое, что объясняется различиями в объеме учебного материала по модулям.

Специфика профессии менеджера в области туризма, которая заключается в необходимости достижения высокого уровня иноязычной коммуникативной компетентности, требует особого внимания к формированию и совершенствованию речевых навыков. Этим обусловливается необходимость особого внимания к этапу тренировки в общении, что нашло свое воплощение в доминирующем количестве упражнений этого этапа и временных затрат на их выполнение по сравнению с другими этапами. Именно поэтому в каждом смысловом модуле на рецептивный и продуктивный этапы отводится одинаковое количество времени (1 занятие, 2 часа аудиторного времени, 20 минут непосредственной работы над письменной речью), а на репродуктивно-продуктивный в отдельных содержательных модулях отводится больше времени (2 занятия, 4 часа аудиторного времени, 40 минут работы над письменной речью), что обусловлено необходимостью обработки большого объема учебного материала.

Учитывая, что методы и приемы работы должны быть разнообразными, мы подбирали их конкретно к каждому содержательному модулю. Среди них: демонстрация, дискуссия, деловая игра, презентация, инструктаж, репродукция, проект, языковой портфель, реферирование, конспектирование, интервью, case-study, диспут, вебинар, иллюстрация, «мозговой штурм». При ознакомлении студентов с образцами текстов того или иного жанра (деловое письмо, рекламный проект-буклет и др.) мы применяли демонстрацию и иллюстрацию. Далее в группе проводилась дискуссия или диспут с обсуждением композиционных особенностей текстов, их оформления.

Незаменимыми в изучении иностранных языков для профессионального общения в колледжах являются деловые и ролевые игры, стимулирующие студентов к общению на иностранном языке в ситуациях, приближенных к будущей профессиональной деятельности. Ролевые игры дают студентам возможность проявить индивидуальность

ПЕДАГОГИкА И ПСИхОлОГИЯ

Лингводидактические аспекты обучения английской письменной речи студентов колледжей (на материале языковой подготовки будущих менеджеров туризма)

в процессе общения [3, с. 7]. Распределение ролей позволяет преподавателю приспособить игру к особенностям группы, учитывая уровень каждого студента и его психологические особенности.

Сегодня большинство ученых соглашаются с тем, что внеаудиторная работа должна быть продолжением аудиторной работы. Поэтому в аудитории целесообразно выполнять новую и сложную работу, а также работу, направленную на овладение новыми приемами обучения. Наряду с этим непосредственно на аудиторном занятии необходимо начинать организацию внеаудиторной работы студента, которая заключается не только в целенаправленном и развернутом объяснении домашнего задания, но и в применении отдельных форм самостоятельной работы на занятиях, в том числе упражнений с использованием компьютера с доступом к Интернету.

Целесообразность выполнения части упражнений в течение аудиторного времени объясняется также отсутствием специально выделенного этапа пропедевтики в нашей модели обучения. Ознакомление с новыми приемами работы происходит параллельно с выполнением речевых действий, предусмотренных задачами. Как отмечает О. О. Москалець, процент абитуриентов, которые не владеют компьютерной техникой на достаточном уровне, уменьшается с каждым годом [2] . Поэтому, говоря о «новых приемах работы», мы имеем в виду не овладение компьютерной грамотностью как таковой, а знакомство со способами получения помощи во время самостоятельной работы и во время проведения вебинаров.

Таким образом, модель обучения студентов колледжей профессионально ориентированному письму основывается на принципах цикличности, системности, профессиональной направленности и поэтапности обучения и реализуется в контексте кредитно-модульной системы обучения и модульно-рейтинговой системы оценивания. Модель рассчитана на первый семестр второго года обучения по специальности «Туристическое обслуживание» в колледжах и включает 2 учебных модуля и 10 содержательных модулей в соответствии с учебной программой данной специальности. В рамках каждого тематического модуля проходит работа в три этапа:

1 - рецептивный, «Pre-Writing»;

2 - рецептивно-репродуктивный, «Writing»;

3 - продуктивный, «Post-Writing».

«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ»

Северо-Кавказский федеральный университет

В качестве индивидуального задания предлагаем работу над языковым портфелем, досье которого включает в себя созданные студентами собственноручно тексты.

ЛИТЕРАТУРА 1. Волкова Н. П., Тарнопольський О. Б. Моделювання професмноТ дiяльностi у викладанн навчальних дисциплЫ у вишах: монографiя. Дыпропетровськ: Дыпропетровський уыверситет iм. Альфреда Нобеля, 2013. 228 с.

2. Москалець О. О. Навчання студенпв-фтолопв письма англмською мовою з використанням комп'ютерних технолопй: автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.02 / Москалець Олена Олександрiвна. Киев, 2009. 22 с.

3. Николаева С. Ю. Индивидуализация обучения иностранным языкам: монография. Киев: Высшая школа, 1987. 139 с.

4. Пахомова Т. О., Беженар I. В. Мовний портфель як методична Ынова^я в системi вищоТ Ышомовно'Т освiти (на матерiалi навчання студенпв-фтолопв англмського писемного мовлення): монографiя. 2-ге вид., доповнене. Запорiжжя: Запорiзький нацiональний унiверситет, 2014. 167 с.

ОБ АВТОРАХ Пахомова Татьяна Александровна, Запорожский национальный университет, кафедра английской филологии, доктор наук, профессор, тел.: +38 066 779 78 69, e-mail: diversity@meta.ua.

Гальченко Оксана Юрьевна, Запорожский национальный университет, аспирант, тел.: +38 066 779 78 69, e-mail: diversity@meta.ua.

Pakhomova Tatjana A., Zaporizhzhia National University, English Philology Chair, PhD, professor.

Gal'chenko Oksana Y., Zaporizhzhia National University, рost-gra-duate student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.