Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА И ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ PR-СПЕЦИАЛИСТОВ'

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА И ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ PR-СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текст / интеллектуальный потенциал / текстообразование / формирование информационной культуры / лингвистика текста / Ф.де Соссюр / дихотомия / «язык и речь» / text / intellectual potential / text formation / formation of information culture / linguistics of the text / F. de Saussure / dichotomy / "language and speech"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таштемирова, З.С., Сабыр, А.Б.

В статье рассматриваются вопросы обучения русскому текстообразованию будущих PR-специалистов. Даётся методика использования медиатекста в качестве лингводидактической единицы в процессе развития речевой подготовки журналистов, также приведена разработка практического занятия в качестве закрепления теоретического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT LINGUISTICS AND ISSUES OF RUSSIAN SPEECH DEVELOPMENT FOR FUTURE PR SPECIALISTS

The article discusses the issues of teaching Russian text formation to future PR specialists. The methodology of using the media text as a linguodidactic unit in the process of developing the speech training of journalists is given, and the development of a practical lesson as a consolidation of theoretical material is also given.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА И ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ PR-СПЕЦИАЛИСТОВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА И ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ

БУДУЩИХ PR-СПЕЦИАЛИСТОВ

Таштемирова З.С.

к.п.н.,доцент кафедры методики русского языка

ФерГУ Узбекистан

Сабыр А.Б.

Ст.преподаватель кафедры телерадио и связи с общественностью ЕНУ им.Л.Гумилева Казахстан

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы обучения русскому текстообразованию будущих PR-специалистов. Даётся методика использования медиатекста в качестве лингводидактической единицы в процессе развития речевой подготовки журналистов, также приведена разработка практического занятия в качестве закрепления теоретического материала.

Ключевые слова: текст, интеллектуальный потенциал, текстообразование, формирование информационной культуры, лингвистика текста, Ф.де Соссюр, дихотомия, «язык и речь»

TEXT LINGUISTICS AND ISSUES OF RUSSIAN SPEECH DEVELOPMENT

FOR FUTURE PR SPECIALISTS

Tashtemirova Z.S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Methodology of the Russian language Ferghana State University of Uzbekistan

Sabyr A. B.

Senior lecturer at the Department of Television and Public Relations L.Gumilyov ENU Kazakhstan

ABSTRACT

The article discusses the issues of teaching Russian text formation to future PR specialists. The methodology of using the media text as a linguodidactic unit in the process of developing the speech training of journalists is given, and the development of a practical lesson as a consolidation of theoretical material is also given.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Keywords: text, intellectual potential, text formation, formation of information culture, linguistics of the text, F. de Saussure, dichotomy, "language and speech"

ВВЕДЕНИЕ

Образование всегда было и остаётся неиссякаемым источником истинного знания и вековой мудрости, приобщение к которому даёт человеку свободу и реализации своих талантов и возможность добиться успеха. Развитие образования как важнейшей сферы человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества, является одной из приоритетных задач государственной политики Республики Узбекистан.

Состояние современного образования и тенденции его развития требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Создание и развитие высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды позволит системе образования осуществить прорыв к образовательной системе, отвечающей современным требованиям.

Модернизацию технологического базиса образовательного учреждения следует начать с формирования информационной культуры и внедрения новых информационных технологий (ИТ) в повседневную педагогическую практику.

Формирование информационной культуры (т.е. владение

информационными технологиями на уровне, позволяющем использовать их в профессиональной деятельности) - это комплекс мероприятий по обучению педагогической общественности и учащихся современным ИТ, вовлечение их в активное использование глобальной информационной сети.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Язык, будучи средством коммуникации и одновременно средством реализации мысли, должен в своем статическом и динамическом проявлении, в своих формах и в их применении отражать закономерности мыслительного процесса, который в свою очередь отражает явления объективной действительности «не как зеркально мертвый акт». Исследование закономерностей мыслительного процесса - задача логики; их реализация в языковых процессах - задача языкознания.

Лингвистика текста - это относительно новое направление языкознания, объектом которого являются правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам. Изучение

текстолингвистики в вузе, на наш взгляд, в целях речевой подготовке будущих

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

PR-специалистов имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знания о текстовом уровне языка, а, следовательно, о языке в целом, которые дает лингвистика текста, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры

• Объем текста может быть разным. Текст «может состоять из одного предложения и быть более объемным, чем множество СФЕ (включать ряд глав и даже частей - например, роман)».

• Следовательно, текст - это «законченное произведение любого объема -от произведения, состоящего из одного предложения либо абзаца, до многоабзацного рассказа и большого, многоглавого и даже многочастного романа».

• Важнейшая единица текста - ССЦ. Для описания текста важны особые текстовые категории.

Наиболее полно разработан вопрос о грамматических категориях текста. И.Р.Гальперин все текстовые категории делит на две основные группы.

В первую группу входят категории сцепления, интеграции, континуума, ретроспекции и проспекции, представляющие собой структурные признаки текста, т.е. признаки, заложенные в самой структуре текста.

Во вторую группу входят категории модальности, информации, автосемантики, завершенности, представляющие особенности содержательной стороны текста.

В традиционной методике обычно выделяются 3 этапа работы над любым текстом:

• дотекстовый этап

• текстовый этап,

• послетекстовый этап.

Для каждого этапа работы над текстом используются специальные упражнения.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Предлагаем разработку практического занятия на тему «Теория лингвистического знака Фердинанда де Соссюра» для студентов 4 курса направления «русский язык и литература» по дисциплине ИГУ. Студентам дается текст по теме занятия.

Одним из величайших языковедов мира, с именем которого связывается прежде всего утверждение в языкознании синхронизма и системно-структурного подхода к языку, является Фердинанд де Соссюр (1857-1913).

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - дихотомия (греч. — надвое, — режу.) «язык—речь» — кардинальное положение, согласно которому речевая деятельность распадается на диаметрально

противоположные сущности: язык и речь.

Языком Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью — конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Речевая деятельность, речевой акт, согласно Соссюру, имеет три составляющие:

- физическую (распространение звуковых волн),

- физиологическую (от уха к акустическому образу, либо от акустического образа к движениям органов речи),

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

- психическую (во-первых, акустические образы — психическая реальность, не совпадающая с самим звучанием, психическое представление о физическом звучании; во-вторых — понятия).

Хотя язык вне речевой деятельности индивидов не существует («это не организм, это не растение, существующее независимо от человека, он не имеет своей собственной жизни, своего рождения и смерти», тем не менее изучение речевой деятельности следует начинать именно с изучения языка как основания всех явлений речевой деятельности. Лингвистика языка — ядро лингвистики, лингвистика «в собственном смысле слова».

Задание 1. Прочитать текст и составить аннотацию.

Задание 2. Выписать научные термины, характеризующие теорию Ф.де Соссюра

Задание 3. Письменно ответьте на вопросы

1 .Что означают понятия «язык» и «речь» по Ф. де Соссюру?

2. Дайте толкование понятий «язык», «языковой знак» по определению Ф. де Соссюра.

3. Как устроен языковой знак?

4. Назовите главное отличие языкового знака от знаков искусственных.

5. В чем заключается различие между унилатеральной и билатеральной теориями языкового знака?

Задание 4

С помощью словарей напишите 5 определений терминов «язык» и «речь», объясните их сходство и различие.

Задание 5

Предоставьте языковой знак в виде геометрической фигуры и объясните.

Задание 6

Составьте диаграмму Венна на понятия «знак» и «языковой знак»

Таким образом, целенаправленная работа над текстами, включение их в продуманную систему обучения речевой деятельности на занятии в вузе - это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую интеллектуальное развитие студентов, в основе которого - совершенствование, развитие их мыслительной деятельности, навыков речевого общения, умения создать и реализовать ситуацию коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES):

1. .Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления — М., 2020. — 180 с.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

2. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатескт»// Вестник Московского унив.Серия 10. Журналистика - 2005. - № 2. - С.7-15.

3. Газиева Д.М. О главных субъектах медиакоммуникации// Вестник ФерГУ., 2022.№ 4, С.159-163

4. Таштемирова, Замира Сатвалдиевна , & Бахрамова, М.М. (2022). ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (2), 548-553.

5. Madaminovna, B. M. (2024). ON THE FORMATION OF SPEECH CULTURE OF THE YOUNG GENERATION. Ethiopian International Journal of Multidisciplinary Research, 11(02), 247-249.

6. Bahromova, M. M. (2023). '^ОК' KОNSEPTОSFERАSIDА GENDER MUNОSАBАTLАRINING IFОDАLАNISHI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3 (9), 513-518.

7. Bahromova, M. M. (2023). 'AYОL" KОNSEPTОSFERАSIDА GENDER MUNОSАBАTLАRINING IFОDАLАNISHI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3 (9), 513-518.

8. Бахрамова, М. М., & Исакова, Д. Т. (2023, October). ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНЦЕПТА И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. In INTERNATIONAL SCIENTIFIC RESEARCH CONFERENCE (Vol. 2, No. 17, pp. 22-24).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.