граждан советского союза, от насаждаемых руководством и системой управления тоталитарного государства.
Тамиздатовская книга уникальна, она обладает неизмеримым контекстом - от истории создания, истории чтения до итоговых последствий для читателя. Как говорит и научно доказывает А.А. Беловицкая: «Чтение книги в широком смысле есть процесс и результат отражения сознанием индивида, группы людей или общественным сознанием и репертуара, и ассортимента, и библиотечного фонда, и библиографической информации» 9. Если бы книги могли говорить, то история о прочтении каждого издания из тамиздатовского репертуара могла бы растянуться на многотомные мемуары очевидцев и участников подпольного книгораспростране-ния, перепроизводства, чтения и хранения в советскую эпоху.
Процесс движения и развития «произведения» в тоталитарном обществе нельзя определять иначе чем способ культурной коммуникации. В этом смысле культурная коммуникация есть способ существования и движения тамиздатовского «произведения» в тоталитарном обществе. Поэтому культуру запрещенную, а именно, запрещенные книги, никак нельзя отделять от официальной культуры, поскольку общество содержит и состоит из всей культуры в целом.
Контекст, содержащийся в тамиздатовских изданиях, в семантической информации в коммуникационной системе получал свое дальнейшее концентрированное развитие в культурной коммуникации советского общества. Процесс этот являлся выражением контекста средствами семиотической системы «язык», и в том числе, насыщенным контекстом тамиздата, который формировал сознание человека и общества в целом.
История тамиздата, его производства, хранения и распространения — занимательное и системное явление культуры, которое необходимо тщательным образом не только изучать, но также систематизировать и публиковать материалы, которые представляют интерес для дальнейших исследований и понимания развития книговедческой науки.
Самиздат не зависит от исторической ситуации и его социального положения, в котором находится читатель и автор, в отличие от тамиздата. В настоящее время самиздат прекрасно существует и развивается на просторах интернет-сообщества (существует масса интернет-площадок и ресурсов для донесения авторских мыслей читателям). А вот тамиздат, в понимании современного книгоиздательского процесса и широких масс - это явление, которое рассчитано и создано только по коммерческим соображениям (забота о полиграфическом качестве экземпляра книги и его затратной стоимости) и никак, как воздействие произведения и книги на сознание общества.
Список использованной литературы
1. Алексеева, Л.М. История инакомыслия в СССР: новейший период / Л.М. Алексеева. - М. ; Вильнюс, 1992. Библиографический список.
2. Беловицкая А. А. «Книговедение. Общее книговедение» Издательство: "Московский государственный университет печати" (2007) Формат: 60x84/16, 394 стр. ISBN: 5-8122-0722-4 дата запроса 02.07.2018 http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook011/01/index.html
3. Беловицкая А.А. Понятие "чтение" как подсистема категории "книга" / А.А. Беловицкая // Библиотековедение. - 2009. - № 5. - С. 57-64.
4. Долинин, В.Э.Преодоленье немоты / В.Э. Долинин, Д.Я. Северюхин // Самиздат Ленинграда. 1950-1980-е : литературная энциклопедия / под общ. ред. Д. Северюхина. - М., 2003.
5. Жирков Г. В. Система ограничительных мер и надзора за печатью и Главлит // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: Аспект пресс, 2001. — 358 с. — ISBN 5-75670145-1.
6. Миронов В.В. Письменность и книгопечатание как фундамент классической культуры // Электронное научное издание Альманах. Пространство и Время, 2015. - Т. 10. № 1. - С. 3.
7. Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пос. / А.В. Соколов. - СПб., 2002.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ЧАСТИ РЕЧИ В СИСТЕМЕ
МОРФОЛОГИИ
В данной статье рассматривается лингвистическое понятие части речи в системе морфологии. Учения о частях речи в русской лингвистике начинается с «Российской грамматики». Часть речи как общий лек-сико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а четырьмя категориальными признаками. В
Хабусиева Тамара Бековна
Старший преподаватель Межфакультетской языковой кафедры, Грозненский государственный нефтяной технический университет,
г. Грозный
АННОТАЦИЯ
9 Беловицкая А.А. Понятие "чтение" как подсистема ка- - 2009. - № 5. - С. 57-64. тегории "книга" / А.А. Беловицкая // Библиотековедение.
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (53), 2018_67
лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль).
ABSTRACT
This article deals with the linguistic concept of part of speech in the system of morphology. The teaching of parts of speech in Russian linguistics begins with "Russian grammar". Part of speech as a General lexical and grammatical category of words is characterized by not one, but four categorical features. In linguistics there is a classification of parts of speech, which is only one symptom (the generalized meaning, morphological features or syntactic role).
Ключевые слова: грамматика, морфология, синтаксическая функция, семантика, части речи.
Keywords: grammar, morphology, syntactic function, parts of speech.
Понятие «части речи» является одним из важнейших в грамматике. В трудах лингвистов не раз делались попытки точного определения данного понятия. Важно отметить, что сам термин сформировался не сразу: все современные грамматические концепции, связанные с ним, восходят к античной, а позже древнеримской филологической мысли.
«Части речи (partes du discours, parts of speech, Redeteile и т.п.) - калька древнегреческого mere tou logou или непосредственно латинского -partes orationis, где partes - «части», a oratio -«речь, высказывание, словесное выражение, или предложение» [1, c.62].
Частями речи, частями высказывания, частями предложения первоначально именовались те грамматические явления, которые в наше время в грамматике называются «членами предложения» [1, с. 62].
К понятию partes orationis античные филологи приписывали некоторые классы слов, к наименованиям которых и восходит последующая номенклатура частей речи в обычном значении данного грамматического термина. Так, представители александрийской филологической школы (Аристарх, Дионисий и др.) различали восемь частей речи: имя, глагол, причастие, наречие, артикль, местоимение, предлог, союз.
У истоков представления о частях речи тесно переплетались несколько возможных представлений:
- логическое: главную роль в строении предложения играло слово;
- семантическое: слова классифицируются по выражаемым им значениям;
- формально-морфологическое: слова распределяются по классам согласно тому, могут ли они склоняться или спрягаться, а также видоизменяться в речи.
Таким образом, появление понимания о частях речи и принятие его в русской грамматике было обусловлено как использованием античной грамматической традиции, так и некоторыми объективными фактами во многих языках мира, в частности, в самом русском языке [5].
История учения о частях речи в русской лингвистике начинается с «Российской грамматики» М.В. Ломоносова (1756) [7], так как именно при создании этой грамматики впервые на русском материале был проведен глубокий для того времени грамматический анализ.
Грамматика М.В. Ломоносова - грамматика, возникшая на исследовании русского языка; элементы церковнославянского, латинского или греческого языков были изменены на русскую почву.
Части речи, по терминологии М.В. Ломоносова - «знаменательные слова», являются для ученого универсальным понятием и рассматриваются в отношении к общим закономерностям человеческого мышления и к окружающей действительности. «Изображения словесных вещей называются имена: небо, ветер, очи; изображения деяний - глаголы: синеет, веет, видят»» [4, а 57].
Сам термин «части речи» появляется лишь в XIX в. Одним из первых этим термином пользовался А.Х. Востоков в «Русской грамматике» [4], с которой начался отход от античной схемы.
Ученый рассматривал части речи как грамматические разряды слов: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие.
Исследователь указывал на «временные словоразличительные перемены», которые наблюдаются при склонении и спряжении. «Склонением, - отмечает А.Х. Востоков, - называется временная перемена окончаний в именах и местоимениях, а спряжением - таковая же перемена в глаголе» [3, а 237].
Таким образом, в числе определяющих черт частей речи оказываются грамматические, словоизменительные свойства слов, а пониманием часть речи является грамматический разряд.
Часть речи как общий лексико-грамматиче-ский разряд слов характеризуется не одним, а четырьмя категориальными признаками:
- семантический признак части речи как его общее грамматическое значение (имена существительные имеют значение предметности);
- синтаксический признак как его первичная синтаксическая функция (существительные в роли подлежащего и дополнения, это его первичная функция);
- словообразовательный признак как набор его словообразовательных моделей, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи (для существительного характерно внутрисубстантивное суффиксальное словообразование);
- морфологический признак как инвентарь его словоформ и парадигм, система морфологических категорий и разрядов (часть речи может охватывать слова изменяемые и неизменяемые) [3, а 237].
А.Х. Востоков выделял как самостоятельную часть речи прилагательное и причастие [4], а Г.П.
Павский определил как самостоятельную часть речи числительное [8], Л.В. Щерба и В.В. Виноградов также открыли новую часть речи - категорию состояния, выделив ее из наречия [3].
Единство части речи как лексико-грамматиче-ского класса проявляется в двух планах:
- парадигматический;
- синтагматический.
Синтагматическое и парадигматическое единство части речи обеспечивается сочетанием нескольких взаимообусловленных признаков для распределения слов по частям речи: понятийный; синтаксический; морфологический. Если учитывать такое подразделение, то, например, имя существительное в современном русском языке должно иметь следующее определение:
- это слова, общее значение которых сводится к понятию предметности («субстанциональности») (такому определению не противоречит семантика слов типа бег или красота);
- это слова, для которых в предложении наиболее типична роль подлежащего или дополнения;
- это слова, которые обладают формами и значениями грамматических категорий рода, числа, падежа, одушевленности и при этом образуются по определенным, специфическим словообразовательным моделям [2, с. 48].
Какая классификация частей речи принимается исходной, зависит от их «окраски».
Так, в истории русского языкознания концепция частей речи, которую разделяли Ф.Ф. Фортунатов и его ученики, может быть охарактеризована как преимущественно морфологическая [10], а для А.А. Шахматова важнейшими критериями в классификации частей речи были представления о субстанциях, качествах-свойствах, действиях-состояниях и отношениях [10, c. 74].
В трудах А.А. Потебни, И.И. Мещанинова и других языковедов разрабатывалась синтаксическая концепция [8, с. 17]: «представляют собою лексическую группировку, характеризуемую соответствующими синтаксическими свойствами»; «требуется также и наличие определенных формальных признаков, по которым можно было бы судить о той основной синтаксической функции, которую данная группировка слов выполняет в строе предложения» [11, c. 119].
С точки зрения происхождения и развития языка важнейшим основанием для классификации частей речи следует признать их синтаксическую роль (его синтагматическую характеристику), которые сложились в результате постоянного выступления какой-то группы слов в роли одного и того же члена предложения.
Если свести все возможные синтаксические роли слов к максимально общим классам, таким, как релятивность (служебность), номинативность (предметность), атрибутивность, обстоятельствен-ность, сказуемость и модальность, то каждая часть речи будет характеризоваться определенным набором функциональных признаков:
- местоимения содержат значения релятивности, номинативности и атрибутивности;
- существительные содержат значения номи-нативности, атрибутивности и обстоятельственно-сти;
- прилагательные содержат значения атрибутивности, обстоятельственности и сказуемости;
- наречия содержат значения обстоятель-ственности, сказуемости и модальности;
- глаголы содержат значения сказуемости, модальности и релятивности;
- частицы речи содержат значения модальности, релятивности и номинативности [9, а 89].
При всей такой ясности строя морфологического статуса вопросы вокруг данной темы набирают обороты и в настоящее время, что свидетельствует появление большого количества работ ученых-языковедов по данной тематике. Например, одни исследователи выделяют местоимение и числительное как самостоятельные части речи, а другие отдают предпочтение другим классам слов.
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что вопрос о частях речи в лингвистике до сих пор является спорным и подлежит к обсуждению.
Части речи - это результат определенной классификации, которая зависит от того, что именно принимать за основание для классификации.
Список литературы
1. Бардина Т.Н. Проблема лексико-граммати-ческой переходности частей речи в современном русском языке. Диссерт . на соискан... - Волгоград, 2001. - 196 с.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа по русскому языку. М.: Просвещение, 2008. - 90 с.
3. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М: Высшая школа, 1986. -639с.
4. Востоков А.Х. Русская грамматика. Санкт-Петербург: тип. Имп. Рос. акад., 1859. - 283 с.
5. Колесникова С.М. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. -297 а
6. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М.: МГУ, 2006. -240с
7. Ломоносов М.В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. - М.; Л.,1952. - Т.7. - С. 379-381.
8. Павский Г.П. Филологические наблюдения над составом русского языка: Рассуждение 2. СПб., 1950. - 335с.
9. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированное™ учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. Томск: Пеленг, 1993. - 61с.
10. Формирование ключевых компетентно-стей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / Под общей редакцией Н.В. Калининой. Ульяновск: УИПКПРО, 2009. -56с.
11. Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение: (Общий курс): Лекции, читан. в 1901-1902 году. М.: Наука, 2010. - 256 с.