Научная статья на тему 'Лингвистический портрет текущего момента: вне политики (на материале проектов «Слово года -2015»)'

Лингвистический портрет текущего момента: вне политики (на материале проектов «Слово года -2015») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
339
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЙШАЯ ЛЕКСИКА / СЛОВО ГОДА / КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА / НОМИНАЦИЯ / ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мельник Ю.А.

В статье анализируется неполитизированная новейшая лексика, представленная в проектах «Слово года 2015». Описываются текстовые, лексические и грамматические признаков слов, нашедших отражение в проекте. Это слова, которые, являясь лингвистическими маркерами календарного года, сами принимают участие в формировании социального пространства указанного периода. Анализ материала позволяет установить, что в фокусе общественного внимания была громкая кинопремьера, интернет-коммуникация, которая породила развлекательные мемы, а ранее известный неологизм селфи занял более прочные позиции. Слова, проанализированные в данной статье, проявляют признаки ключевых, о чем свидетельствует их широкая употребительность, высокая текстогенность и словообразовательная активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC PORTRAIT OF THE CURRENT MOMENT: OUTSIDE POLITICS (on the material of projects "Word of the year-2015")

The article analyzes the newest unpoliticized vocabulary, represented in the projects "Word of the year 2015". Textual, lexical and grammar characteristics of words, reflected in the project, are described. These are the words that, being linguistic markers of the calendar year, take partthemselves in the formation of the social space of noted period. The analysis of material makes it possible toestablish that in the focus of public attention was the high-profile film premiere, internet communication, which generated entertaining memes and previouslyknown neologism "selfie" took a more solid position. The words, analyzed in this article, show signs of key, as evidenced by their widespread use, high technogenicityand word-forming activity.

Текст научной работы на тему «Лингвистический портрет текущего момента: вне политики (на материале проектов «Слово года -2015»)»

УДК 81'27

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА: ВНЕ ПОЛИТИКИ (на материале проектов «Слово года -2015»)

В статье анализируется неполитизированная новейшая лексика, представленная в проектах «Слово года - 2015». Описываются текстовые, лексические и грамматические признаков слов, нашедших отражение в проекте. Это слова, которые, являясь лингвистическими маркерами календарного года, сами принимают участие в формировании социального пространства указанного периода. Анализ материала позволяет установить, что в фокусе общественного внимания была громкая кинопремьера, интернет-коммуникация, которая породила развлекательные мемы, а ранее известный неологизм селфи занял более прочные позиции. Слова, проанализированные в данной статье, проявляют признаки ключевых, о чем свидетельствует их широкая употребительность, высокая текстогенность и словообразовательная активность.

Ключевые слова: новейшая лексика, слово года, ключевые слова, номинация, дискурс.

Ю. А. Мельник Ju. А. Melnik

LINGUISTIC PORTRAIT OF THE CURRENT MOMENT: OUTSIDE POLITICS (on the material of projects "Word of the year-2015")

The article analyzes the newest unpoliticized vocabulary, represented in the projects "Word of the year - 2015". Textual, lexical and grammar characteristics of words, reflected in the project, are described. These are the words that, being linguistic markers of the calendar year, take partthemselves in the formation of the social space of noted period. The analysis of material makes it possible toestablish that in the focus of public attention was the high-profile film premiere, internet communication, which generated entertaining memes and previouslyknown neologism "selfie" took a more solid position. The words, analyzed in this article, show signs of key, as evidenced by their widespread use, high technogenicityand word-forming activity.

Keywords: newest vocabulary, word of the year, keywords, nomination, discourse.

Ключевые слова текущего момента исследовались как зарубежными, так и отечественными лингвистами и литературоведами. Термин «ключевое слово» впервые был введен в лингвистику А. Вежбицкой: «Ключевые слова - это слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры» [1, с. 282]. Т. В. Шмелёва, предложив в начале 1990-х гг. понятие «ключевое слово текущего момента» (КС) как «слово, находящееся у всех на устах, слово, "оказавшееся в центре всеобщего внимания"», выделила ключевые слова в дискурсе современности, объединяющем устную коммуникацию и различные тексты, включая тексты художественных произведений и средств массовой информации [2, с. 33]. Позже ключевое слово в дискурсе СМИ исследовала О. С. Иссерс, которая считает, что «использование ключевых слов задает рамку интерпретации идеологической, этической, гражданской позиции, а динамика ключевых слов - значимая дискурсивная характеристика и существенный показатель социальных сдвигов» [3, с. 46]. Соглашаясь с данной точкой зрения, мы ставим перед собой задачу провести исследование новейшей лексики 2015 г., вошедших в рейтинги «Слово года». В фокусе нашего внимания находится неполитизированная лексика. Для нас представляется актуальным, какие слова концентрируют в себе лингвистическое ядро календарного года и претендуют на получение статуса ключевых. Данные наблюдения позволят провести лингвистическую диагностику происходящих в обществе процессов.

Материал для исследования взят из нескольких источников. Это лингвистические проекты «Слово года» [4], «Словарь перемен» [5] и «Словарь года» [6], функционирующие в Интернете. Данные проекты, обладающие разной специ-

фикой сбора и обработки языкового материала, дополняют друг друга. Также в источниковую базу вошли примеры из российских газет и блогов.

Для целей нашего исследования при описании ключевых слов 2015 г. представляется актуальным подход, предложенный Т. В. Шмелёвой, перечислившей основные лингвистические параметры, признаки, в которых проявляется статус слова, оказавшегося в центре внимания. Эти признаки касались трех аспектов существования слова: текстового, лексического и грамматического [2]. Текстовые признаки являются наиболее заметными и проявляются в высокой частотности употребления слова, в том числе его использование в заголовках и заголовочных комплексах. Такие слова являются объектом массовой языковой рефлексии. Ключевое слово служит платформой для образования новых производных, расширения их семантики и сферы употребления, т. е. происходит актуализация его деривационного потенциала [7, с. 67]. Ключевые слова являются своеобразной отправной точкой для активизации словообразовательной активности мыслящей интернет-общественности. Проявление социально-языкового креатива выливается в блоги, посты в соцсетях, просачивается на страницы газет и на экраны телевизоров. Сегодня быть создателем нового слова модно. Отмечается подъём интереса к языковой игре и словотворчеству. Подобная деятельность продлевает срок жизни некоторых слов, позволяя им проникать в более широкие массы. В резуль-тете частого использования слова происходит расширение его синтагматической и парадигматической сочетаемости, изменяются синонимические и антонимические отношения. Также активизация слова приводит к расширению поля его метафорического употребления.

период актуализации: яркая вспышка или «постоянная прописка»?

Немаловажным признаком ключевых слов как лингвистических маркеров эпохи является период их актуализации. То или иное слово, вспыхнув в медийном пространстве, может как быстро погаснуть, став популярным лишь на короткий срок, так и продолжать жить и использоваться в течение длительного периода времени.

К первой группе относятся слова, которые актуализируются на очень короткий период времени (на несколько дней, недель, на месяц). В течение этого времени они проявляют высокую частотность употребления и словообразовательную активность. Такая «взрывная активность» характерна для периода общественно-политических катаклизмов, порождающих политически окрашенную лексику. Помимо этого, отправной точкой для активизации (или появления) слова может стать социальное, культурное или масс-медийное событие. После прохождения критической точки общественного резонанса подобные лексемы уходят в пассивный запас и становятся непонятными без специального комментария. Так, в 2015 г., после появления в Интернете фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», произошло его бурное обсуждение в соцсетях и активизация слова Левиафан («Слово года»). Язык мгновенно отреагировал на данное явление производными Левиа-фания («Словарь перемен»), употребляющимся в качестве имени собственного, и левиафанить (не жить, а существовать, доживать свой безрадостный век без надежды на какое-любо изменение). На 21 декабря 2015 г. поисковая система Google выдаёт более 25 тысяч ссылок при запросе Левиафан. Тегом «левиафания» стали сопровождать новости о произволе российских чиновников и о беспомощности маленького человека перед властью. Левиафания - это не просто страна, это еще и весь дискурс, связанный с фильмом, с его принятием и неприятием, критикой и узнаванием реалий.

Есть такой известный в нейминге прием - графически разделять части названий клиник. Не просто «Стоматология», а «Стоматолог и Я». То есть отношения врача и пациента. Так же и с «Левиафаном». Левиафан и Я = Левиафания. В этом новом слове - сложные отношения каждого из нас с этим фильмом. Мы с ним один на один, на приеме у режиссера. И со своими мыслями о стране, конечно (Ксения Туркова, журналист).

Рассмотренное нами слово приобрело широкую известность благодаря частому использованию его на просторах Интернета, в социальных сетях и блогах, сначала при обсуждении фильма, потом для выражения своего отношения, часто негативного, к реалиям современной российской действительности и жизни в глубинке. Так как язык СМИ и новых медиа динамичен по своей природе, он «наиболее оперативно реагирует на изменения в сознании общества и, с одной стороны, отражает его состояние, а с другой - влияет на его формирование» [8]. Иными словами, «информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня [9]. Так, появление и высокая популярность мемов Карл (обращение), вошедший в рейтинг «Слово года», и ничоси, отра-

женный в «Словаре перемен», на наш взгляд, являются ярким отражением данного тезиса и показателем снижения масс-культуры.

ничоси, карл! или новые способы выражения эмоций.

Мем ничоси появился, когда в апреля 2015 г. в социальной сеть «ВКонтакте» при нажатии «Мне нравится», в правой части экрана появлялся забавный персонаж, явно пораженный таким поступком. Пользователи социальных сетей стали использовать слово ничоси (от «ничего себе!») для выражения крайней степени удивления. За короткий срок на просторах Интернета появилось огромное количество картинок с данным персонажем. В данное время пик популярности мема пройден, но он продолжает жить как на просторах Интернета в одноименных мультфильме и поп-песне, так и в реальной жизни в виде виниловых наклеек на автомобили и стикеров на телефон.

Мем Карл, который называют самым эмоциональным мемом рунета, берет свое начало из постапокалиптического американского сериала «Ходячие мертвецы», который основан на одноименной серии комиксов про людей, пытающихся выжить после зомби-апокалипсиса. Сюжет, из-за которого появился мем, таков: Рик Граймс (главный герой сериала) осознает, что его жена Лори умерла при родах, после чего начинает плакать, кричать и падает на землю. Его сын Карл все это время просто стоит и молчит. В результате появилось огромное количество мини-комиксов, где картинки одинаковые, а текст у каждого автора свой. В 2015 г. мем Карл использовался повсеместно, обычно для акцентирования внимания на очевидных вещах (см. рис.).

Рис.

Данные мемы часто использовались в социальных сетях в качестве комментариев к материалам, получили широкое распространение как своеобразные мини-комиксы, позволяющее выразить свое отношение к происходящему событию или обсуждаемой теме без утруждения себя формированием какой-либо собственной мысли с облечением ее в правльную вербальную форму. Также в рассмотренные нами мемы вошли тексты песен российских поп-исполнителей, они интересны пользователем сети, что является ярким показателем социальной жизни части современного общества, увлеченного масс-культурой.

Еще один пример яркой, но недолгой жизни нового слова - #мумитроллинг, ставшего хэштегом («Словарь года»). Несложно установить причину образования и актуализации слова. Оно стало популярным осенью 2015 г. после того, как Олег Шведовский начал флешмоб «Мумитроллинг».

Поселиться хорошей компанией, с чашечками кофе и плюшками, у кого-то в комментариях, и от поста к посту совместно обсуждать что-то безобидное и не оскорбляющее ничьих чувств, но не имеющее отношения к основной мысли сообщения. Замумитролленный через некоторое время преображается. Либо перестаёт писать вовсе, либо присоединяется к компании и поддерживает разговоры о чём-то безобидном (Ольга Лукас).

Слово и его производные - мумитроллить, мумит-ролльчик, замумитролленнный - стало активно использоваться в соцсетях в качестве хэштега. Мумитроллинг -это процесс, обратный обычному троллингу. Троллинг стал символом агрессивного, хамского общения в сетях, и сетевое сообщество откликнулось на это не ответной агрессией, а демонстрацией возможностей ее нейтрализации. В самом слове мумитроллинг заложена прямая отсылка к произведению Туве Янссон и её милым, добрым героям - Муми-троллям. Чтобы участвовать в мумитроллинге, необходимо говорить человеку или писать в социальных сетях на его стене хорошие, искренние, тёплые комментарии и слова подержки, поднимающие настроение. Слово достаточно популярно в Интернете, на 12 февраля 2016 г. поисковая система Google выдаёт 1570, Яндекс -8 000 ссылок.

Слово мумитроллинг часто используется блогерами в заголовках. Например: «Мумитроллинг засчитан: отзыв о спектакле ТЮЗа «Чудеса в Муми-доме»» (Живой журнал, Мумитроллинг! Улыбнемся в выходной!)

В настоящее время пик популярности слова пройден, но след его на просторах российских СМИ остался, о чем говорит и факт его закрепления в рейтингах «Слово года».

Селфи - ключевое слово эпохи социальных сетей.

Другая судьба у лексемы селфи - известнейшего неологизма эры социальных сетей, нашедшего отражение в проекте «Слово года». По версии Оксфордского словаря английского языка, селфи стало «Словом года - 2013».

Текстовые признаки, характеризующие данное слово как ключевое, проявлены достаточно явно. Отметим, что текстовый аспект тесно связан с частотностью использования слова. Это «одна из первых, видимых "невооруженным глазом" <..> характеристик» [2, с. 34]. Не только лингвисты, но и рядовые носители языка замечают, что в определённый период то или иное слово (часто в связи с конкретным общественно-политическим событием) начинает всё чаще употребляться в средствах массовой информации. Активизация его на социальных сайтах и в блогах является объективным свидетельством того, что носители языка легко «откликаются» на возрастание частотности употребления ключевого слова, так как «актуальная, новая и креативная лексика в дискурсивных практиках традиционных и новых медиа оказывает существенное влияние на формирование модели мира массового адресата» [8].

Сам факт попадания слова в исследуемые рейтинги говорит о его популярности и частотности употребления, хотя возможность вхождения в круг ключевых слов должна определяться совокупностью признаков. Так, рассмотренная нами лексема селфи, представленная хэштегом #me, является третьим по популярности хештегом социальной сети Инстаграм, а публикаций с хештегом #selfies

там насчитывается более 16 миллионов (по данным Инс-таграм-аналитика на 5 апреля 2016 г.). Поисковая система Google выдает 23 миллиона ссылок, а Яндекс - 3 миллиона на 5 апреля 2016 г., что говорит об огромной популярности слова.

Помимо этого, частотность исследуемлой лексической единицы активно проявляется в использовании ее в заголовочных комплексах как наиболее сильной позиции текстов СМИ. Ключевые слова часто входят в названия статей и рубрик. «"Выдвинутость" реалии в центр общественного сознания выдвигает именующее ее слово в центральную позицию газетных текстов, которую, без сомнения, представляют собой заголовки» [2, с. 34]. В заголовках и заголовочных комплексах отечественных изданий рассматриваемого периода селфи представлено достаточно широко: «Селфи, чипы, ЭКГ» (РБК, 2015, 21 сентября), «В школах хотят провести «уроки безопасного селфи» (Известия, 2016, 8 июня), «Где селфи запрещены» (Российская газета, 2015, 14 мая), «На Каннском фестивале запретили делать селфи» (Тема дня, 2015, 14 мая), «Погорели на селфи» (Российская газета, 2015, 17 мая), «Сеть, ложь, селфи» (Эксперт, 2015, 13 декабря), «Селфи - мода или диагноз?» (Московский комсомолец, 2015, 3 июля).

Использование слова в заголовках и заголовочных ком-лексах, новостных, информационных, аналитических и иных текстах СМИ говорит о его высокой популярности и тексто-генности.

Помимо заголовков и заголовочных комплексов, ключевое слово, обладая текстообразующими свойствами, вводится в наиболее значимые части текста (начало, конец, центр) и нередко используется в качестве связующего компонента. Для иллюстации вышесказанного приведем примеры из российского блога.

Если у вас нет ни одного лифтолука, «себяшки» или антиселфи, то скорее запирайтесь в туалете и громко плачьте - вы не в тренде! Такой вывод я сделала после посещения лекции студентки ПетрГУ, милой девушки Анастасии, которая провела целый экскурс в мир селфи и рассказала, как фотографироваться сейчас модно и как селфиться категорически нельзя. Да-да, оказывается, и такие уроки у нас в Петрозаводске проводят. Придя домой и пролистав свой Инстаграм, я поняла, что отстала от моды и нужно срочно исправляться. Так что прежде чем сделать очередное селфи, прочитайте этот пост. Ну а слабонервным в него лучше не заглядывать. Сразу предупреждаем: уровень «себяшек» тут зашкаливает! (Виктория Шапошникова, блогер).

В тексте мы наблюдаем активизацию словообразовательных возможностей лексемы, связанную с актуальностью того или иного фрагмента действительности и потребностью в новых номинациях. Синтагматические и парадигматические параметры слова также изменяются: расширяются возможности его метафорического употребления, претерпевают изменения синонимические и антонимические отношения. Приобретение словом статуса «ключевого» вызывает активизацию его грамматических возможностей (в первую очередь деривационного потенциала). Г. Н. Скля-ревская отмечает «лавинообразный характер» производства новых слов и формирование широко употребительных

словообразовательных гнезд, которые возникают вокруг слов, отражающих наиболее актуальные понятия нашего времени [10, с. 8]. Убедительным примером рассматриваемых признаков может служить слово из топа рейтингов 2015 - селфи. Так, у него появляются новые производные (антиселфи, селфиться, селфетишизм, селфилитики, селфи-палка, селфи-пати и калька себяшка), расширяется их семантика и сфера употребления.

Дополнительным объективным свидетельством повышения популярности слова, которое оказывается «у всех на слуху», становится появление его в метаязыковых высказываниях говорящих. Как отмечает И. Т. Вепрева, «современная речь изобилует рефлексивами, относительно законченными метаязыковыми высказываниями, содержащими комментарий к употребляемому слову или выражению. Высказывания-рефлексивы погружены в определенный общекультурный, конкретно-ситуативный, собственно лингвистический контекст и описывают некоторое положение вещей» [11, с. 5]. Интенсивные процессы в обществе и языке, объективированные в употреблении «ключевых слов», способствуют обострению языковой рефлексии носителя языка. В данном случае целесообразно говорить о проявлении языковой моды, когда «рядом с образцом сразу появляется тема социального подражания, воспроизведения, тенденция к социальному выравниванию, выводящему отдельного человека на общую колею» [11, с. 143]. «Право изобретения» нового слова нередко становится предметом гордости носителей языка. Одним из таких претендентов на статус «законодателя языковой моды» можно считать М. Задорнов, утверждающего свою причастность к появлению в языке кальки с селфи: Я придумал слова-заменители. Кстати, селфи (тоже модное слово) в Интернете с моей подачи начали называть «себяка». Это я предварил и «себяку», и «себяшку». «Бренд в тренде» (Михаил Задорнов о санкциях, цензуре и гречке. Эксклюзив).

Лексема селфи имеет лингвистические признаки ключевого слова. Включено в словари, активно употребляется по сей день. Жизнь лексемы в медийном пространстве и бытовой сфере продолжается и в нынешнем году. На наш взгляд, такая популярность данного слова связана с тем, что в русском языке нет слова, способного описать понятие, стоящее за данным словом.

Подведем итоги.

В настоящее время ведущая роль в формировании рассматриваемых рейтингов принадлежит средствам массовой информации, в том числе новым медиа, которые активно влияют на общественное сознание при помощи языковых средств и являются доминирующими каналами передачи информации в современной коммуникативном пространстве. Это, в частности, обусловливает тематическую дифференциацию наполняемости данных рейтингов,

что служит показателем социальных сдвигов. На основе анализа неполитизированной лексики нами установлено, что в 2015 г. в фокусе общественного внимания была громкая кинопремьера, интернет-коммуникация, которая породила развлекательные мемы, а ранее известный неологизм селфи занял более прочные позиции. Лексический материал, представленный в проектах, является своеобразным лингвистическим концентратом календарного года. Слова, проанализированные в данной статье, проявляют признаки ключевых, о чем свидетельствует не только их широкая употребительность в российских бло-гах и СМИ, но и высокая текстогенность и словообразовательная активность.

1. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М. : Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

2. Шмелёва Т. В. Ключевые слова текущего момента // Colleqium. 1993. № 1. С. 33-41.

3. Иссерс О. С., Ганеева Д. А. «Новое русское слово» в контексте политического дискурса: диалог, оппозиция, креативный класс // Политическая лингвистика. 2013. № 3 (45). С. 37-47.

4. Слово года. URL: http://www.mk.ru/social/2014/12/10/ krymnash-stal-glavnym-slovom-ukhodyashhego-goda.html (дата обращения: 24.11.2015).

5. Словарь перемен. URL: https://www.facebook.com/ notes (дата обращения: 20.11.2015).

6. Словарь года. URL: http://www.facebook.com/notes BEHYPERLINK "http://www.facebook.com/notes/словарь-года/ словарь-2015-года (дата обращения: 20.11.2015).

7. Шмелева Т. В. Кризис как ключевое слово текущего момента // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2009. Вып. 2(28). С. 63-67.

8. Роль СМИ в демократизации и креативизации современного русского языка (круглый стол) / Е. М. Маркова, Л. В. Рацибурская, О. С. Иссерс и др. // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2017. № 1. URL: http://evestnik-mgou.ru/ru (дата обращения: 20.11.2015).

9. Володина M.H. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание (электронное учебное пособие). URL: (дата обращения 6.12.16).

10. Скляревская Г. Н. Введение // Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / под ред. Г. Н. Скляревской. СПб., 1998. 700 с.

11. Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. 380 с.

© Мельник Ю. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.