Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО МАСТЕР В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ'

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО МАСТЕР В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвистический портрет / существительное / мастер / многозначность слова / Национальный корпус русского языка / анкетирование / linguistic portrait / noun / master / word polysemy / National Corpus of the Russian Language / questionnaire

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маньхуа У.

Статья посвящена исследованию лингвистического портрета слова мастер в современном русском языке. Основные задачи исследования – провести анализ семантики и особенностей функционирования существительного мастер по лексикографическим источникам русского языка, на материале контекстов из «Национального корпуса русского языка» и высказываний пользователей в Интернете, а также по результатам проведенного анкетирования носителей русского языка; обобщить релевантные характеристики изучаемого существительного. В результате анализа выявлены наиболее употребительные значения существительного мастер, представлен синонимический ряд данного слова. Также обобщены особенности функционирования рассматриваемого существительного в его ядерных значениях в разных типах дискурса, определено место данного слова в ряду близких по значению единиц. Результаты данного исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении лекций и семинаров по лексической семантики и лексикологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC PORTRAIT OF THE NOUN МАСТЕР IN THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE

The article tests the linguistic portrait of the word master in modern Russian language. The main tasks of this study are about analyzing the semantics and features of functioning of the noun master. The study is based on the lexicographic sources of Russian language, on the contexts from the site of National Corpus of the Russian Language, Internet user comments, also on the results of the survey among Russian native speakers; about summarizing the relevant characteristics of the noun, which is tested. As a result, this analysis identifies the most common meanings of the noun master, meanwhile it presented a synonymic series of this word. In addition, this work summarized the noun’s peculiarities of the functioning in its the most commonly used meanings in different types of discourse, also it determined the place of this word among its semantically close units. The results of this study can be used in the practice, which is related to teaching Russian as a foreign language, also the conclusions of this work can be used while holding the lectures and seminars about lexical semantics and lexicology.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО МАСТЕР В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

9. Даренский В.Ю. Историософские размышления Леонида Бородина в автобиографическом повествовании «Без выбора». Ортодоксия. 2023; № 1: 32-57.

10. Куимов О. Умевший летать. Религиозно-философская концепция творчества Леонида Бородина. День литературы. 2022. Available at: https://denliteraturi.ru/article/6932

References

1. Kazanceva I.A. Proza L.I. Borodina. Avtoreferat ... kandidata filologicheskih nauk. Tver', 1994.

2. Vasil'evaT.I. TvorchestvoL.I. Borodina: osobennostiproblematikiipo'etiki. Avtoreferat ... kandidata filologicheskih nauk. Magnitogorsk, 2007.

3. Fedchenko N.L. Proza L.I. Borodina 90-h - 2000-h godov. (Idejno-soderzhatel'nyj i stilisticheskij aspekt). Biblioteka Hronosa. Armavir, 2009. Available at: https://rummuseum.ru/ lib_f/fedch02.php

4. Serafimova V.D. Po'etika prozy L.I. Borodina: dialog s kul'turnymprostranstvom. Moskva, 2021.

5. Druzhinina V.I. Tema vojny i konflikt pokolenij v rasskazah L. Borodina. Nauka i obrazovanie: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt: sbornik statej XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod, 2018: 256-260.

6. Borodin L.I. Poseschenie. Kidneping po-sovetskiidrugierasskazy. Moskva, 2012: 140-156.

7. Borodin L.I. Vyjti v nebo. Kidneping po-sovetski i drugie rasskazy. Moskva, 2012: 56-71.

8. Kazanceva I.A. Mir russkogo pravoslaviya v sovremennoj literature: slovo, prostranstvo i vremya v hudozhestvennom osmyslenii pisatelej. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2009; T. 11, № 4 (6): 1548-1555.

9. Darenskij V.Yu. Istoriosofskie razmyshleniya Leonida Borodina v avtobiograficheskom povestvovanii «Bez vybora». Ortodoksiya. 2023; № 1: 32-57.

10. Kuimov O. Umevshij letat'. Religiozno-filosofskaya koncepciya tvorchestva Leonida Borodina. Den' literatury. 2022. Available at: https://denliteraturi.ru/article/6932

Статья поступила в редакцию 26.12.23

УДК 811.161.1

Wu Manhua, postgraduate, St. Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: wumanhua@mail.ru

LINGUISTIC PORTRAIT OF THE NOUN МАСТЕР IN THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE. The article tests the linguistic portrait of the word master in modern Russian language. The main tasks of this study are about analyzing the semantics and features of functioning of the noun master. The study is based on the lexicographic sources of Russian language, on the contexts from the site of National Corpus of the Russian Language, Internet user comments, also on the results of the survey among Russian native speakers; about summarizing the relevant characteristics of the noun, which is tested. As a result, this analysis identifies the most common meanings of the noun master, meanwhile it presented a synonymic series of this word. In addition, this work summarized the noun's peculiarities of the functioning in its the most commonly used meanings in different types of discourse, also it determined the place of this word among its semantically close units. The results of this study can be used in the practice, which is related to teaching Russian as a foreign language, also the conclusions of this work can be used while holding the lectures and seminars about lexical semantics and lexicology.

Key words: linguistic portrait, noun, master, word polysemy, National Corpus of the Russian Language, questionnaire

Маньхуа У, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: wumanhua@mail.ru

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО МАСТЕР В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Статья посвящена исследованию лингвистического портрета слова мастер в современном русском языке. Основные задачи исследования - провести анализ семантики и особенностей функционирования существительного мастер по лексикографическим источникам русского языка, на материале контекстов из «Национального корпуса русского языка» и высказываний пользователей в Интернете, а также по результатам проведенного анкетирования носителей русского языка; обобщить релевантные характеристики изучаемого существительного. В результате анализа выявлены наиболее употребительные значения существительного мастер, представлен синонимический ряд данного слова. Также обобщены особенности функционирования рассматриваемого существительного в его ядерных значениях в разных типах дискурса, определено место данного слова в ряду близких по значению единиц. Результаты данного исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении лекций и семинаров по лексической семантики и лексикологии.

Ключевые слова: лингвистический портрет, существительное, мастер, многозначность слова, Национальный корпус русского языка, анкетирование

В последние два десятилетия в российской лингвистике возрос интерес к исследованию личных имен существительных. По мнению М.С. Зайченковой, исследователи обращают большое внимание на личные имена по ряду причин: «как словесное обозначение категории лица, которая является общеязыковой категорией, тесно связанной с категориями одушевленности и рода; как представительная часть конкретных имен существительных, которые составляют ядерную часть лексики русского языка; как субъектно-ролевое обозначение-название человека, наделенного социально значимыми, этнокультурными, межличностными и индивидуальными характеристиками, определяющими место индивида в социуме конкретного хронологического периода и территориального обитания» [1, с. 144].

Исследование лингвистического портрета личных существительных осуществляется на материале разных языков, отличаются источники материала, например, лингвистический портрет преподавателя в русском языке анализируется в русской национальной культуре в целом [2], портреты мужчины и женщины моделируются в русском языке на материале российских гендерно ориентированных глянцевых журналов [3], портрет ирландца в английском языке изучается на материале мемуаристики и официальных исторических хроник Х11-ХХ вв. [4], портрет цыгана исследуется в испанском языке на материале паремиологии [5]. Авторы данных исследований детально описывают семантику соответствующих существительных, их грамматические характеристики и оценочный компонент на основе анализа употребления данных единиц в разных типах дискурса.

Будучи ядерным для русского языка существительным, входящим в «Толковый словарь ключевых слов русского языка» под общим руководством ПН. Скля-ревской [6], лексема мастер уже становилась объектом лингвистического изучения. Так, в лексикографическом аспекте исследована многозначность слова

мастер [7], данное существительное рассматривалось как репрезентант концепта творец [8], исследовалась роль и значимость этой лексемы при создании художественного образа [9].

Объектом данного исследования является существительное мастер на синхронном срезе современного русского языка.

Цель статьи - исследование существительного мастер как единицы языка, речи (дискурса) и языкового сознания носителей языка для описания его лингвистического портрета.

Задачи исследования: провести анализ словарных данных, контекстов из «Национального корпуса русского языка» (далее - НКРЯ), высказываний интернет-пользователей, результатов анкетирования; обобщить релевантные характеристики анализируемого существительного.

Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей функционирования слова мастер в его ядерных значениях.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут внести вклад в изучение лексической семантики и лексикологии.

Из существующих толковых словарей русского языка в качестве источников лексикографического материала были отобраны 4 авторитетных современных словаря: «Словарь русского языка: в 4 т.» под ред. А.П. Евгеньевой, «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С.А. Кузнецова, «Словарь современного русского литературного языка: в 20 т.» под ред. К.С. Порбачевича и «Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов» под ред. Н.Ю. Шведовой. Дефиниции слова мастер в этих словах наглядно представлены в следующей табл. 1

Под знаком «+» подразумевается наличие данного значения изучаемой единицы в соответствующем словаре, знак «-» указывает на его отсутствие.

Таблица 1

Дефиниции слова мастер в выбранных толковых словарях

Значения слова мастер «Словарь русского языка: в 4 т.» под ред. А.П. Евгеньевой [10, с. 234] «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С.А. Кузнецова [11, с. 524] «Словарь современного русского литературного языка: в 20 т.» под ред. К.С. Горбачевича [12, с. 563-564] «Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов» под ред. Н.Ю. Шведовой [13, с. 432]

1) 'квалифицированный работник, занимающийся каким-л. делом' + + + +

2) 'руководитель отдельного участка какого-л. производства' + + + +

3) 'человек, хорошо и ловко делающий что-л. ' + + + +

4) 'человек, достигший высокого мастерства совершенства' + + + +

5) 'ремесленник, принадлежащий к высшей группе сословной организации ремесленников' - - + -

6) 'творец, художник (высок.) ' - - - +

7) 'спортивное звание' + + + -

8) 'народный учитель-самоучка русского государства XIV—XIX веков, обучавший чтению и письму, также учитель грамоты по церковным книгам' +

Система значений существительного мастер была проанализирована в статье «Многозначность существительного мастер в словарях русского языка» О.В. Ворошиловой и Т.В. Поповой. Авторы предложили модификацию отражённых в толковых словарях значений существительного, которая выглядит следующим образом: «1. 'Квалифицированный работник в какой-н. производственной области, в каком-л. ремесле'. 2. 'На заводе, фабрике человек, который руководит (руководитель = лицо, осуществляющее административное и техническое руководство) отдельным самостоятельным участком производства (напр., цехом) или сменой'. 3. 'Специалист, достигший высокого искусства, большого умения, мастерства в работе, творчестве, деле, которыми он занимается'. 4. 'Наставник, учитель (о музыкантах, художниках, актерах и т. п., обучающих студентов творческих вузов). 5. 'Человек, который умеет хорошо, ловко, умело, искусно делать что-н.'. 6. 'Спортсмен, носящий звание мастера спорта'. 7. 'Звание, присваиваемое спортсменам, достигшим определенных результатов в том или ином виде спорта'. 8. 'Фразеологизмы со словом мастер'» [7, с. 279].

Представляется, что выделенный исследователями лексико-семантический вариант 'наставник, учитель (о музыкантах, художниках, актерах и т. п., обучающих студентов творческих вузов)' является оттенком ЛСВ 'человек, достигший высокого мастерства, совершенства'. Кроме того, на наш взгляд, нецелесообразно отдельно выделять в семантической структуре слова фразеологические единицы, актуализирующие разные ЛСВ полисемантичного существительного. В данном исследовании подробно остановимся на четырёх ядерных значениях слова мастер: 1) 'квалифицированный работник, занимающийся каким-л. делом'; 2) 'руководитель отдельного участка какого-л. производства'; 3) 'человек, хорошо и ловко делающий что-л.'; 4) 'человек, достигший высокого мастерства, совершенства'.

Рассмотрим особенности употребления слова мастер в интересующих нас значениях на материале НКРЯ и интернет-источников.

1. В значении 'квалифицированный работник, занимающийся ка-ким-л. делом' существительное используется преимущественно в контекстах, обозначающих людей, занятых физическим трудом, умеющих делать что-либо своими руками. Например: «А ещё у нас был спаянный коллектив технологов, конструкторов, мастеров, рабочих». [Владимир Губарев. Анатолий Савин. Академик Анатолий Савин: «Всю жизнь на разных фронтах». // «Наука и жизнь», 2009]; «Начальники цехов, получив сырую, плохо подготовленную массу рабочих, требовали мастеров, технологов, конструкторов, техников и инженеров». [Б.Е. Черток. Ракеты и люди (1999)]; «В этом случае вызывается мастер-специалист, который может подтвердить, в результате чего произошла поломка». [Чужая крыша (2003). // «Мир & Дом. City», 15.10.2003].

Существительное мастер в данном значении часто сочетается со следующими прилагательными: хороший, лучший, отличный, прекрасный, опытный. Например, «Я люблю старые японские ремесла, а здесь хорошие мастера». [Сергей Юрский. Вспышки. Заключительная глава книги. // «Октябрь», 2001]; «Мебельные мастера производили столы с разнообразными по форме столешницами, ножки выковывались лучшими мастерами кузнечного дела». [Алла Лер-чик. Пьедестал для еды // «Зеркало мира», 2012]; «Отличный мастер. Быстро устранил неисправность в телевизоре замена процессора» [https://profi.ru/ Вероника. Отзыв о специалисте Вадим Ирхин. Ремонт ЖК-телевизоров]; «Прекрасный мастер, все сделал аккуратно, оставил памятку для ухода, рассказал так же про уход». [https://profi.ru/ Александр. Отзыв о специалисте Марина Шкель. Прокол крыла носа]; «Небольшой коврик, приблизительно два метра на полтора, требует больше месяца труда опытного мастера». [В.В. Овчинников. Вознесение в Шамбалу (2006)].

Типичные синтаксические конструкции употребления мастер в данном значении выглядят следующим образом: прил. + мастер, мастер по чему. Например: «Мебельные мастера производили столы с разнообразными по форме столешницами» [Алла Лерчик. Пьедестал для еды. // «Зеркало мира», 2012]; «Она же юрист, кофевар, помощник бухгалтера и мастер по ремонту копировальных аппаратов» [Слава Сэ. Ева (2010)].

Ряд отзывов на сайте Profi.ru подтверждает тот факт, что существительное мастер в анализируемом значении обозначает работника, который умеет делать что-л. своими руками: «Мастер всё быстро починил, объяснил все нюансы!» [https://profi.ru/ Ирина Владимировна. Отзыв о специалисте Иван Иванюк. Устранение течи. Ремонт стояков]; «Всё хорошо, мастер очень внимательная, выслушала и услышала мои пожелания». [https://profi.ru/ Елена. Отзыв о специалисте Олеся. 2D-наращивание ресниц]; «Мастер произвёл подвеску телевизора быстро и аккуратно». [https://profi.ru/ Александр. Отзыв о специалисте Сергей Ефанов. Навеска телевизоров].

В рефлексивных высказываниях интернет-пользователей можно выделить такие объяснения слова мастер: «Мастер - квалифицированный работник в какой-то сфере. Является специалистом дела». [http://Www.bolshoyvopros. ru/questions/1953342-kto-takoj-master-znachenie-slova-opredelenie-tolkovanie. html#answer5781178]; «Мастер - это тот, кто, начиная работу, точно знает, что выйдет в результате её». [итамлёнь^онцем. https://otvet.mail.ru/question/8071888 9?ysclid=lp7ivcwueu92435506].

2. Значение 'руководитель отдельного участка какого-л. производства'

Количество контекстов употребления рассматриваемого слова в данном

значении ограничено. Рассматриваемое слово может актуализироваться в значении 'руководитель отдельного участка какого-л. производства' при употреблении в одном контексте со словом начальник «Начинал слесарем, был мастером, начальником участка, более десяти лет возглавлял коллектив цеха». [Владимир Зубков. Январь - пора переездов (2004). // «Уральский автомобиль» (Миасс), 20.01.2004].

Следует отметить, что при определении значений изучаемого слова интернет-пользователями данная дефиниция приводится вместе с другими значениями, например: «Мастер - человек, делающий свою работу по высшему разряду. Либо руководитель какого-либо отдела». [https://znanijam.net/q/ obyasnite-znachenie-slov-talant-master-blazhennyy-danila-5982669?ysclid=lp7pqt5j Ьд647444121]; «Мастер - это квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области. Специалист, достигший высокого уровня в своём деле. Или Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, который умеет хорошо, и ловко делать что-нибудь». [http://Www.bolshoyvopros. ru/questions/1953342-kto-takoj-master-znachenie-slova-opredelenie-tolkovanie. html#answer5781135].

3. Существительное мастер в значении 'человек, хорошо и ловко делающий что-л.' встречается в сочетании со следующими прилагательными: большой, настоящий. Например: «Сам также заготовлял разного рода закуски и был большой мастер мариновать рыбу, грибы и прочее, что делывал он даже в продолжение войны, в промежутках битв и движений». [Олег Шереметьев. Эскадрон гусар летучих. // «Родина», 2008]; «Нужно заметить, что в этом виде спорта Николь была настоящим мастером и воспитала Машеньку себе под стать». [Вацлав Михальский. Весна в Карфагене (2001)].

В сочетании с частицей просто положительная оценка существительного усиливается. Например: «Здесь Майя просто мастер. Ей не мешает даже определённый документализм в обращении с героями: она их просто называет по фамилиям, но потихонечку вокруг фамилий тоже сгущается облако смыслов

и впечатлений». [С.Н. Есин. Дневник (2006)]; «Ты просто мастер. Я кроме как уменьшать фотки и еще пару мелочей ничего не умею». [Наши дети: Малыши до года (форум) (2004)].

Существительное мастер в данном значении часто используется в синтаксических моделях мастер на что, мастер + инф. Например, « - На разговоры я не мастер». [Пузель Яхина. Дети мои (2018)]; «Англичане великие мастера играть на цветовых нюансах!» [Мария Великотная. Магия цвета и цветка (2002). // «Ландшафтный дизайн», 15.07.2002].

Слово мастер в рассматриваемом значении входит в состав фразеологизма мастер на все руки. Например: «Мастер на все руки - и столяр, и плотник, и маляр, и штукатур, - он делал шкатулочки для себя и выклеивал соломкой инкрустации». [Л.В. Носырев. Подсолнух для «Антошки» я взял из своего детства

(2015)]; «Мастер на все руки, плотник, каменщик и слесарь Алексей Иванович Гагарин вновь оказался востребован, на сей раз в городе Гжатске». [Л.А. Данил-кин. Юрий Гагарин (2011)].

Значение 'человек, хорошо и ловко делающий что-л.' у рассматриваемого существительного эксплицируется особенно четко при использовании с конкретизирующим его семантику существительным умелец: «Николай Николаевич еще приходил к Валентине Ефимовне, говорил ей: Валя, я буду тебе помогать, я мастер, умелец». [Алексей Щеглов. Фаина Раневская: вся жизнь (2003)].

Данное значение существительного определяется интернет-пользователем таким образом: «Человек, который хорош в каком-либо деле». [https://otvet.mail. ш/ргоА1еМ217447543/].

4. Остановимся подробнее на значении, которое позволяет отнести анализируемое слово к лексико-семантической группе существительных, называющих людей по обладанию знаниями и умениями.

При использовании слова мастер в значении 'человек, достигший высокого мастерства, совершенства' рядом с ним часто употребляются существительные близкие по значению, которые также номинируют человека по обладанию знаниями и умениями в высшей степени: профессионал, знаток, умелец, артист, художник, искусник, виртуоз. Примерами служат следующие контексты: «Об Андрее Борисове из Якутии и говорить нечего, его знают все. Или Рифкат Исрафилов, зрелый, состоявшийся мастер, профессионал». [Интересные идеи надо уметь воплощать (2004). // «Театральная жизнь», 28.06.2004]; «Это были настоящие мастера, знатоки своего предмета, могущие обучить и теории, и практике других, с целью - и их сделать мастерами своего дела». [Игумен Петр (Мещеринов). Духовничество: ошибочное восприятие (2005) // www.duhovnik.ru, 2000-2010]; «Не виртуоз - а умелец, мастер, артист своего дела». [Евгений Весник. Дарю, что помню (1997)]; «Художник -это и писатель, и артист, и композитор, и конструктор, и хирург, и модельер, и токарь, и любой другой, талантливо владеющий своей профессией мастер, умелец, виртуоз». [Борис Ефимов. Десять десятилетий (2000)]; «Здесь в некотором смысле нужно быть мастером, художником, способным вызвать эмоции, сопереживание, восхищение». [Форум: Библиотечная журналистика и профессиональное развитие (2013)].

Данное значение уточняется и интенсифицируется при сдваивании синонимов, что графически подчеркивается их написанием через дефис: «Особенно если создано мастером-искусником, способным соединить в целое красоту и силу». [Владимир Кинщак. Здравствуй, оружие! (1998). // «Восточно-Сибирская правда» (Иркутск), 11.07.1998]; «Это родина сингапурского фарфора и самый большой в регионе действующий центр подобного рода, где мастера-виртуозы копируют древние шедевры и создают новые, скрупулезно придерживаясь старинных рецептов и технологии». [Анна Кутузова. В бананово-лимонном Сингапуре... (2000). // «Туризм и образование», 15.06.2000].

На основе приведенных выше контекстов и данных синонимического словаря можно выделить синонимический ряд существительного мастер в значении 'человек, достигший высокого мастерства, совершенства' - искусник, художник, артист, виртуоз. Различия между данными синонимами представлены в «Словаре синонимов русского языка: в 2 т.» под ред. А.П. Евгеньевой таким образом: «Мастер - человек, достигший высокого мастерства в своем деле, в работе, и творчестве; искусник - народное название человека, чрезвычайно искусного в чем-либо, до тонкости овладевшего тайнами какого-либо мастерства, ремесла; слова художник, артист и виртуоз употребляются для обозначения человека, который с величайшим мастерством, артистически выполняет какую-либо, работу, не связанную непосредственно с искусством, с художественной деятельностью; слово виртуоз подчеркивает блестящее владение техникой своего дела, предельную ловкость при исполнении какой-либо работы» [14, с. 529].

Существительное мастер в анализируемом значении встречается в сочетании со следующими прилагательными: настоящий, великий, искусный, выдающийся, непревзойдённый, большой, признанный. Например: «Но в Академии у многих преподавателей бытовало понятие, что художник станет настоящим мастером, если не раз еще сможет подтвердить свой талант» [Н.А. Носова. Музей академика живописи Ф.П Солнцева в Борке (2010)]; «Я был несказанно рад - мне предстояло познакомиться с творческой работой великого мастера кино!» [В.А. Марушин. По реке Белой к жемчужине Урала - пещере Шульган-Таш

(2016)]; «Искусный мастер проявил удивительные способности, сумев разместить в ограниченном пространстве такое количество крошечных фигурок и предметов». [Т. Акимова. Британский музей (2011)]; «Во всяком случае, нет сомнений,

что круг модернистской элиты французской столицы принял его и признал в нем выдающегося мастера нового искусства». [Юрий Елагин. Темный гений (1998)]; «Народная артистка России Алла Демидова - непревзойденный мастер художественного слова». [Искусство вкратце. // «Однако», 2010].

В ряде случаев оценочные прилагательные признанный и большой в сочетании с существительным мастер в интересующем нас значении могут в широком контексте создавать иронию. В данном случае словосочетания признанный или большой мастер часто означают неприятную или неожиданную ситуацию, вызванную данным человеком. Например, «Часто выдворение используется как инструмент в изощренной игре спецслужб. Признанными мастерами по этой части принято считать англичан. В 1982 году МИ-5 выдворила троих российских дипломатов». [Николай Леонов, Наталия Геворкян. Кому мешают русские шпионы. // «Коммерсантъ-Власть», 1998]; «Мне не надо объяснять, что наши силовые структуры - большие мастера устраивать большие неприятности». [Н. Леонов, А. Макеев. Ментовская крыша (2004)].

Типичной синтаксической конструкцией использования мастер в рассматриваемом значении является мастер чего. Например: «Быть может, примерно так, как у наших выдающихся мастеров художественного слова?» [Николай Шахмагонов. Трагедии Тютчева в любви, 2021]; «Признанный мастер театра Пеоргий Хугаев замечательно сформулировал его главную идею». [Второй владикавказский «Праздник соучастия» (2003). // «Театральная жизнь», 26.05.2003].

Слово мастер в данном значении входит в состав устойчивых выражений -идиом и пословиц: мастер своего дела и дело мастера боится. Например: «Артист сам изобразит нужное чувство, и если зритель поверит ему, скажут, что автор - мастер своего дела». [Аркадий Мацанов. Мастер и подмастерье (2016). // «Ковчег», 2015]; «Как говорится, дело мастера боится! Камолиддин - профессионал с большой буквы: с руками и головой». [https://profi.ru/ Вадим. Отзыв о специалисте Begimov Kamoliddin Уролбоевич. Покраска потолка].

Можно отметить, что хотя употребление существительного мастер как оценочного для знаний и умений не ограничивается определёнными специальностями, оно используется в первую очередь по отношению к сфере искусства: «Уже в своей первой иконе Васнецов приблизился к тому стилю, который впоследствии прославил его, как мастера церковной живописи» [В.О. Пусакова. Религиозно-философское мировоззрение В.М. Васнецова. // «Актуальные вопросы современной науки», 2018]; «Несмотря на то, что имеется русский текст автобиографии великого мастера балета, это вовсе не значит, что в книге мы читаем точно то, что в 1962-м говорил сам Рудольф Нуреев». [Анатолий Чечуха. Детство Рудольфа. К 80-летию Р.Х. Нуреева. // «Бельские просторы», 2018]; «В годы моего студенчества в ПИТИСе преподавали такие мастера, как Кнебель, Пончаров, Касаткина, Колосов, спектакли ставили Фоменко, Эфрос, Пинкас». [Сати Спивакова. Не всё (2002)].

Слово мастер обычно применимо к взрослым, детей крайне редко называют мастерами. Однако существительное мастер может сочетаться с прилагательным юный, обозначая необычную способность молодого человека: «В умелых руках юных мастеров бумага превращалась в цветные гирлянды, звёздочки, фонарики». [Дмитрий Углев. Проза мыслей. Миниатюры (2021)]; «Юный мастер сделал эскизы своих работ и отправился в исследовательский городок, где жили самые гениальные изобретатели планеты». [Жазира Нурлановна Ахметкалиева. Параллельные миры. История из сказочного мира (2017)].

Большинство интернет-пользователей дают объяснение слову мастер таким образом: «Мастер - это человек, который достиг высшего профессионализма в каком-либо производстве». [https://znanija.org/drugie-predmety/2315362.html]; «Человек высокого уровня владения тем или иным делом» [https://otvet.mail.ru/ profile/id2036790/]; «Это тот, кто знает что-то в совершенстве. Кто делает свое дело лучше всех». [https://otvet.mail.ru/profile/id9150790/]; «Мастер - это человек, который чем-то овладел в совершенстве. [https://otvet.mail.ru/profile/id105075/].

Итак, анализ контекстов НКРЯ и материалов других интернет-источников показывает, что существительное мастер чаще всего используется в следующих трех значениях: 'квалифицированный работник, занимающийся каким-л. делом'; 'человек, достигший высокого мастерства, совершенства'; 'человек, хорошо и ловко делающий что-л.'. Слово мастер в русском языке часто сочетается с прилагательными с положительной оценкой, которая также проявляется при использовании устойчивых выражений мастер своего дела, мастер на все руки и дело мастера боится. Анализируемое существительное преимущественно обозначает взрослых и может применяться по отношению к разным сферам деятельности человека. Следует отметить, что в ряде случаев невозможно чётко разделить значения 'человек, хорошо и ловко делающий что-л.' и 'человек, достигший высокого мастерства, совершенства'.

Для верификации полученных в результате анализа лексикографических источников и контекстов употребления существительного данных было проведено анкетирование 46 носителей русского языка. Информантами явились носители разного возраста, гендера и рода занятий. Анкета включала все словарные значения существительного, респондентам было дано задание отметить те из них, которые они знают и употребляют. Вывод о более употребительных значениях изучаемого слова, сделанный на основе контекстов НКРЯ и интернет-источников, подтверждает ответы информантов. Интересующие нас значения, примеры словосочетаний и синонимы исследуемой лексемы в разных значениях, приведенные информантами, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Примеры слова мастер из результатов анкетирования

Значения слова мастер Примеры словосочетаний Часто употребляемые близкие по смыслу слова

1) квалифицированный работник, занимающийся ка-ким-л. делом мастер по ремонту, мастер маникюра, мебельный мастер специалист, работник

2) человек, достигший высокого мастерства, совершенства мастер живописи, мастер своего дела художник, гений, профессионал

3) человек, хорошо и ловко делающий что-л. Просто мастер, Вот он мастер! мастак, умелец

Словосочетания со словом мастер, приведенные респондентами, показывают, что мастер - это человек, который обладает знаниями и умениями, трудовая деятельность которого часто связана с работой руками. К синонимическому ряду мастер - искусник - художник - артист - виртуоз можно добавить квазисинонимы профессионал или гений (при подчеркивании интеллектуальных способностей человека).

В ходе опроса информантам было дано задание написать 5 ассоциаций со словом мастер, которые приходят им в голову в первую очередь. Кроме устойчи-

Библиографический список

вых выражений знать своё дело, мастер своего дела, мастер на все руки, дело мастера боится, мастер золотые руки, информанты привели актуальные для современной действительности выражения и прецедентные феномены. Например: актуальное для современной жизни - мастер-класс, ироничное, о плохом работнике - мастер-ломастер, название романа М.А. Булгакова - «Мастер и Маргарита» и др.

Таким образом, наиболее употребительными значениями существительного мастер в современном русском языке являются следующие: 'квалифицированный работник, занимающийся каким-л. делом'; 'человек, достигший высокого мастерства, совершенства' и 'человек, хорошо и ловко делающий что-л.'. Слово мастер часто употребляется по отношению к взрослым. В значении 'квалифицированный работник' анализируемое существительное преимущественно применяется к сферам физической деятельности, в значении 'человек, достигший высокого мастерства, совершенства', в первую очередь к творческим сферам. При использовании данного слова в качестве похвалы сферы его применения расширяются. В широком контексте с помощью данного слова может быть выражена ирония. Следует отметить, что значения 'человек, достигший высокого мастерства, совершенства' и 'человек, хорошо и ловко делающий что-л.' могут быть разграничены с большой долей условности, так как человек, достигший высокого степени профессионализма, обычно и работает хорошо, умело и ловко. Выводы данного исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного.

1. Заиченкова М.С. Личные имена существительные в рассказах русских писателей XIX века: значение, употребление. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016; № 4 (73): 144-146.

2. Ермолаева Ю.А. Лингвистический портрет преподавателя в русской национальной культуре. Социально-экономическая трансформация общества и развитие личности. Уфа: Уфимский филиал РЭУ им. ГВ. Плеханова, 2014: 36-40.

3. Залеткина А.А. Лингвистический портрет мужчины и женщины на основе российских гендерно ориентированных глянцевых журналов. Языки. Народы. Культуры: альманах научных статей. Москва: РУДН, 2017: 163-168.

4. Маруневич О.В. Лингвистический портрет ирландца в национально-исторической памяти англичанина XII-XX вв. Международная научно-практическая конференция: в 4 ч. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2014: 199-201.

5. Маруневич О.В. Лингвистический портрет цыгана в испанском языке (на материале паремиологии). Сборник статей I Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Могилев: БРУ 2022: 532-536.

6. Скляревская ГН. Толковый словарь ключевых слов русского языка. Санкт-Петербург, 2014.

7. Ворошилова О.В., Попова Т.В. Многозначность существительного мастер в словарях русского языка. Сборник статей VII Международной научной конференции молодых ученых. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2018: 273-280.

8. Авчиникова Е.В. Лексема мастер как репрезентант концепта ТВОРЕЦ. Вестник университета Российской академии образования. 2007; № 4: 94-97.

9. Бакалова З.Н., Сагирян И.Г Языковая репрезентация образа Мастера в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2017; Т. 27, Выпуск 3: 436-439.

10. Евгеньева А.П. Словарь русского языка: в 4 т. Москва, 1986.

11. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Горбачевич К.С. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. Москва, 2007.

13. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. Москва, 2011.

14. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. Москва, 2003.

15. Национальный корпус русского языка. Available at: http://www.ruscorpora.ru/

16. Профи-сервис поиска специалистов. Available at: https://profi.ru

17. Большой вопрос.ги. Available at: http://www.bolshoyvopros.ru/

18. Ответы Mail.ru. Available at: https://otvet.mail.ru/

19. Школьные Знания.сот. Available at: https://znanija.org

20. Занятия. ru. Available at: https://znanijam.net/

References

1. Zaichenkova M.S. Lichnye imena suschestvitel'nye v rasskazah russkih pisatelej XIX veka: znachenie, upotreblenie. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2016; № 4 (73): 144-146.

2. Ermolaeva Yu.A. Lingvisticheskij portret prepodavatelya v russkoj nacional'noj kul'ture. Social'no-'ekonomicheskaya transformaciya obschestva irazvitie lichnosti. Ufa: Ufimskij filial R'EU im. G.V. Plehanova, 2014: 36-40.

3. Zaletkina A.A. Lingvisticheskij portret muzhchiny i zhenschiny na osnove rossijskih genderno orientirovannyh glyancevyh zhurnalov. Yazyki. Narody. Kul'tury: al'manah nauchnyh statej. Moskva: RUDN, 2017: 163-168.

4. Marunevich O.V. Lingvisticheskij portret irlandca v nacional'no-istoricheskoj pamyati anglichanina XII-XX vv. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: v 4 ch. Rostov-na-Donu: RGUPS, 2014: 199-201.

5. Marunevich O.V. Lingvisticheskij portret cygana v ispanskom yazyke (na materiale paremiologii). Sbornik statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Mogilev: BRU, 2022: 532-536.

6. Sklyarevskaya G.N. Tolkovyjslovar'klyuchevyh slovrusskogoyazyka. Sankt-Peterburg, 2014.

7. Voroshilova O.V., Popova T.V. Mnogoznachnost' suschestvitel'nogo master v slovaryah russkogo yazyka. Sbornik statej VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh. Ekaterinburg: UMC UPI, 2018: 273-280.

8. Avchinikova E.V. Leksema master kak reprezentant koncepta TVOREC. Vestnik universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2007; № 4: 94-97.

9. Bakalova Z.N., Sagiryan I.G. Yazykovaya reprezentaciya obraza Mastera v romane M.A. Bulgakova «Master i Margarita». Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Istoriya i filologiya. 2017; T. 27, Vypusk 3: 436-439.

10. Evgen'eva A.P. Slovar' russkogo yazyka: v 4 t. Moskva, 1986.

11. Kuznecov S.A. Bol'shoj tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Sankt-Peterburg, 1998.

12. Gorbachevich K.S. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka: v 20 t. Moskva, 2007.

13. Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka s vklyucheniem svedenij o proishozhdenii slov. Moskva, 2011.

14. Evgen'eva A.P. Slovar' sinonimov russkogo yazyka: v 2 t. Moskva, 2003.

15. Nacional'nyj korpus russkogo yazyka. Available at: http://www.ruscorpora.ru/

16. Profi-servis poiska specialistov. Available at: https://profi.ru

17. Bol'shoj vopros.ru. Available at: http://www.bolshoyvopros.ru/

18. Otvety Mail.ru. Available at: https://otvet.mail.ru/

19. Shkol'nye Znaniya.com. Available at: https://znanija.org

20. Zanyatiya. ru. Available at: https://znanijam.net/

Статья поступила в редакцию 09.12.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.