ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Работа представлена кафедрой русского языка Омского государственного педагогического университета, филиал в г. Таре. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент И. Ю. Морозов
В статье анализируется и уточняется понятие лингвистической задачи, указываются отличительные признаки лингвистических задач, предлагается их классификации с точки зрения объема знаний, количества языковых явлений, проблемно-содержательного принципа, методов науки и количества используемых языков, включающая 25 типов задач.
Ключевые слова: лингвистическая задача, решение задачи, проблемная ситуация, композиция задачи, классификации лингвистических задач.
The concept of a linguistic task is analysed and specified in the article. Distinctive attributes of linguistic tasks are specified, their classification is proposed from the point of view of knowledge volume, quantity of language phenomena, the problem-substantial principle, methods of science and quantity of the used languages, including 25 types of tasks.
Key words: linguistic task, decision of a task, problem situation, classifications of linguistic tasks.
Вопрос о лингвистических задачах носит дискуссионный характер в науке. Во-первых, это касается самого понятия лингвистической задачи, во-вторых, классификации лингвистических задач. Существенная роль задач в развитии мышления студентов однозначно признается всеми исследователями.
Обратимся к анализу понятия лингвистической задачи. Лингвистическая задача противопоставлена математической, физической и другим задачам, т. е. представляет собой разновидность задач. Лингвистическая задача не похожа на математическую или физическую задачу так же, как не похожа лингвистика на мате-
матику или физику, гуманитарная наука -на точную или естественную. Так, объектом математических задач являются величины, количественные отношения, пространственные формы, объектом физических - свойства и строение материи, формы ее движения, изменения. Лингвистические задачи - это прежде всего задачи языковые, задачи на определение языковых связей, отношений, зависимостей, поскольку лингвистика - это наука о языке. Как видим, перечисленные виды задач различаются предметной областью, содержание которой придает свою специфику задаче и выделяет ее как вид.
Лингвистическая задача обычно содержит характерные для любой задачи элементы: предмет, условие, требование задачи. Так же, как и математическая, она может иметь одно или несколько решений, может быть членима на подзадачи, так как решение включает два и более действия. Наличие в решении задачи двух и более действий обусловлено природой задачи, сложной мыслительной деятельностью (выбором, сопоставлением, анализом языковых явлений и др.), необходимой для ее решения. Решение задачи - пошаговое выполнение ряда действий (как правило, от двух до семи), представляющее собой лингвистическое рассуждение, анализ, сравнение, поиск, преобразование, моделирование, алгоритмическую цепочку действий и т. д.
Изучив научную литературу по данному вопросу, мы можем выделить две точки зрения на определение понятия лингвистической задачи. Согласно первой (более широкой) точке зрения, под лингвистической задачей понимают любое упражнение или задание, построенное на работе с языковым материалом (Л. Базилевич, И. Вульфиус, В. Н. Клюева, Б. Нейман и др.). Согласно второй точке зрения, с понятием лингвистической задачи связывают проблемную ситуацию, разрешаемую обучаемым самостоятельно определенными способами.
На наш взгляд, важной характеристикой задачи является наличие проблемной ситуации, и с этим согласны большинство исследователей. То есть задача -это препятствие (затруднение) на пути решателя. Преодоление этого препятствия - это решение задачи, а «решенная задача перестает быть задачей» [1, с. 34]. Такую задачу мы можем назвать квазизадачей, так как она больше не вызывает у субъекта активности мышления. То, что для одного является задачей (например, для обучаемого), для другого является квазизадачей (для обучающего), так как не представляет собой проблемной ситуации и не вызывает умственных усилий. Как видим, понятие задачи напрямую зависит от внутренних источников активности решающего задачу субъекта. На наш взгляд, вторая точка зрения является более логичной и обоснованной и позволяет соотносить понятие лингвистической задачи с понятием задачи как частное с общим. В своей работе мы будем придерживаться этой точки зрения, приемлемой для многих лингвистов (В. М. Алпатов, Б. Ю. Городецкий, А. Н. Жу-ринский, А. А. Зализняк, Н. И. Лауфер, Т. В. Напольнова и др.).
Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов задачи: предмета, условия и требования задачи, методов, способов, приемов и средств ее решения, а также задачи и ее решателя позволяет рассматривать задачу как систему, информационную систему, которая обогащает в информационном плане субъекта задачи в процессе ее решения.
Таким образом, лингвистическая задача - это информационная система, элементами которой являются предмет (языковой факт), условие (проблема, воплощенная в языковом факте) и требование разрешить лингвистическую проблему путем преобразования информационной системы в два и более действия. Решение лингвистической задачи - это пре-
образование информационной системы в требуемое состояние.
Классификация лингвистических задач в научной и методической литературе также не имеет строгой трактовки, несмотря на то что она может оказаться весьма полезной для решения задач, поскольку тип задачи предопределяет метод ее решения. Классификацию лингвистических задач можно производить на разных основаниях. Выделение типов лингвистических задач у большинства лингвистов, как правило, основывается на системных свойствах языка, т. е. исходными являются единицы и уровни языковой системы. Именно они очерчивают круг основных лингвистических проблем.
Среди проанализированных работ наиболее полная и обоснованная типология лингвистических познавательных задач, на наш взгляд, представлена в работе Т. В. Напольновой [2, с. 17]. По мнению автора, типология лингвистических задач должна быть представлена в двух направлениях:
1. На основе анализа проблемного содержания данной области знаний. Т. В. Напольнова учитывает семантику и стилистику языка и поэтому в классификации лингвистических задач выявляет типы задач на выяснение значения, происхождения и сферы употребления слов и выражений, на выявление грамматикостилистической роли слов и конструкций, на выявление языкового стиля. Мы разделяем эту точку зрения. Она представляется нам логичной и обоснованной, так как базируется на системном представлении языка. На наш взгляд, данная классификация все же является неполной, и мы включаем еще один тип лингвистических задач - на определение фонетических особенностей слов.
2. На основе определения методов науки или способов добывания знаний, т. е. методов решения проблем. Т. В. Наполь-нова выделяет пять научных методов, ко-
торые традиционно используются для решения лингвистических задач: описательный, исторический, сравнительноисторический, сопоставительный, стилистического и эстетического анализа. На наш взгляд, данная типология требует расширения. Еще в конце XIX - начале XX в., когда возникла математическая и структурная лингвистика, языковеды использовали количественные методы и метод моделирования в исследованиях языков. Сегодня данные методы применяются общим языкознанием, поэтому необходимы для решения лингвистических задач. Решение большинства самодостаточных лингвистических задач (см. ниже) сводится к ряду определенных логических операций. Таким образом, мы дополняем данную классификацию лингвистических задач еще тремя типами.
Ряд лингвистов (А. А. Зализняк, А. Н. Журинский, Е. В. Муравенко, В . М. Алпатов и др.) выделяют особый жанр задач - самодостаточная лингвистическая задача. Самодостаточность задач проявляется в том, что вся информация, необходимая для решения, содержится в самом условии задачи, и решающий задачу только ее упорядочивает, а не применяет специальные лингвистические методы. Этому типу задач мы противопоставляем лингвистические задачи, традиционно используемые в преподавании языка, как правило, для проверки усвоенного материала. Такие лингвистические задачи, требующие демонстрации усвоенных лингвистических знаний и их применения в новых языковых ситуациях, мы называем несамодостаточными.
Условно самодостаточные лингвистические задачи можно разделить на два типа. К первому типу относят задачи, построенные на материале языка, который незнаком решающему, - задачи-билингвы. Большая часть лингвистических задач относится ко второму типу - это задачи, построенные на материале родного языка.
Именно такие задачи в основном используются при изучении родного языка. Мы назовем их монолингвами.
И наконец, представляется целесообразным выделение моноуровневых и комплексных типов лингвистических задач, так как это позволяет использовать их при изучении конкретных разделов языкознания и при обобщении - видеть язык как систему, устанавливать связи между его элементами, между разделами языкознания.
Кроме этого, в работах некоторых лингвистов встречаются классификации
задач, которые могут быть применимы не только к лингвистическим задачам, но и к задачам других видов: математическим, логическим, лингвокультуроведческим и т. п., поскольку основаниями таких классификаций является композиция задач, мыслительные операции, лежащие в основе их решения, и др. В рамках данного исследования нас интересует специфика лингвистических задач, и поэтому мы предлагаем более узкую их классификацию, которая может быть полезна при использовании задачного подхода в обучении русскому языку (табл. 1).
Таблица 1
Классификация лингвистических задач
1. По объему знаний
самодостаточные
несамодостаточные
2. По количеству языковых явлений
моноуровневые
комплексные
3. По проблемно-содержательному принципу (на определение)
с
о
е
б
о
с
о
х
и
к
с
е
ч
и
т
е
н
о
с
о
н
н
е
б
о
с
о
<0
в
о
сло
а
в
а
ста
о
с
яя
н ае
н
еи
чч
ае
нр
сй ао ч в
I § о А
8
а
р
н
е
ж
а
р
ы
в
в
о
е
ч
а
н
н
ей чи ан не з ж яа ир ны ев
о
схо
и
о
р
в
о
осл
ни ен ле бж £ я
н ^ о гй пв
уи
ы
р
е
■&
с
е
же
о
л
д
е
р
п
в
в
о
осл
я
в
с
с
е
ч
с
н
о
ов
ко
I ° ар р
я
л
с
о
1_
о
в
о
в
о
л
с
п
о
в
а
р
ц
а
4. По методам _ науки (на применение)
а
дао
о
н
ь
л
е
п
о
а
д
о
с
е
ч
и
р
о
а
д
о
о
н
ь
ьле
т
и
н
в
а
р
с
с
е
ч
и
р
о
в
а
с
о
о
с
е е § §
0 о ГО
еез
* т ^
1 н5
сен
ита
х
ы
н
нв
ео
вд
ь е
© Б
л
о
ц
а
р
е
п
о
х
и
к
с
е
ч
и
1_
о
л
го
нн
дан дон
II а.
1 I
5. По количеству используемых языков
монолингвы
билингвы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
2. Напольнова Т. В. Познавательные задачи в обучении русского языка. М.: Просвещение, 1968. 55 с.