Научная статья на тему 'Лингвистические способности как основа развития лингвистической одарённости'

Лингвистические способности как основа развития лингвистической одарённости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1627
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ENDOWMENTS / ABILITIES / LINGUISTIC ENDOWMENTS / LINGUISTIC ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лиференко Дарья Алексеевна

В статье дано определения понятиям лингвистические способности и лингвистическая одарённость; определено и проанализировано значение развития лингвистических способностей личности в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC ABILITIES AS THE BASE OF THE DEVELOPMENT OF LINGUISTIC ENDOWMENTS

In the article linguistic abilities and linguistic endowments are defined; the place of the development of individual’s linguistic abilities in the modern world are identified and analyzed.

Текст научной работы на тему «Лингвистические способности как основа развития лингвистической одарённости»

Ю.Е. Криводонова

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ...

Таким образом, формирование ценностных ориента-ций личности слепых и слабовидящих - это сложный и длительный процесс. Он зависит как от самой личности, так и от ее ближайшего окружения. Следовательно, ценностные ориентации личности являются основой для адаптации личности с дефектом зрения к возникшей жизненной ситуации. Они играют важную роль в осмыслении жизни человека и способствуют его духовному развитию и обогащению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М., 1996. -445 с.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев. -М., 1999.

3. БодалевА.А. Личность и общение. - М.: Международная академия 1995 -326с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Фрат. -М., 1990.

5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - М., 1980.

6. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 12-13.

7. Никашина Н.А. Особенности показателей самореализации личности людей с ограниченным зрением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 227-230.

8. Криводонова Ю.Е. Влияние ценностных ориен-таций личности слепых, слабовидящих на особенности выбора профессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 45-51.

9. Криводонова Ю.Е. К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 9-11.

10. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки // Самарский

научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 26-27.

INFLUENCE OF VALUABLE DEVELOPMENT ORIENTATION BLIND AND VISUALLY

IMPAIRED PERSON

© 2013

Ju. E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual

and physical opportunities of health

Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

Annotation: The article discusses the results of a pilot study of value orientations procedure Rokeach. Keywords: values, personality development, congenital blindness, childhood blindness, acquired blindness, congenital residual vision, residual vision from childhood, acquired residual vision.

УДК 371.121.3

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

© 2013

Д.А. Лиференко, аспирант

Житомирский государственный университет имени И. Я. Франко, Житомир (Украина)

Аннотация: В статье дано определения понятиям лингвистические способности и лингвистическая одарённость; определено и проанализировано значение развития лингвистических способностей личности в современном мире. Ключевые слова: одарённость, способность, лингвистическая одаренность, лингвистические способности.

Современное общество предъявляет новые требования к человеку XXI века, человека нового уровня развития, широких перспектив и технологий будущего. Никогда в своей истории человек не обладал такими огромными знаниями и возможностями. Исследуя мир вокруг, постоянно узнавая новые факты о неизвестном и неизученное ранее, люди одновременно начали детально изучать собственные возможности. Возможности человека в целом и конкретно взятого человека в частности начинают волновать современное общество все больше. Именно поэтому проблема одаренности, развития способностей, интеллекта выходит на первый план в обучении, воспитании и политике ведущих государств мира.

Безусловным является тот факт, что понятие одаренности уже несколько десятилетий занимает ведущее место в научных трудах и исследованиях педагогов и психологов всего мира. Понятие «одаренность» является многогранным и сложным для изучения. Именно поэтому существует много различных подходов к изучению этого вопроса. Задача современной педагогической науки состоит не только в исследовании самого явления, но и в постановке и решении проблем одаренности, преодолении трудностей, связанных с этим вопросом, исследовании имеющегося опыта и создании методической и методологической базы для работы с одаренными учащимися. Перед системой школьного образования стоит задача максимального раскрытия и развития потенциа-

ла каждого ученика, ведь, как говорил Август Бебель: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться». Безусловно, что одной из задач современной школы является поиск одаренных учащихся, их поддержка, обеспечение всестороннего развития индивидуальности, обучения и воспитания с целью совершенствования способностей и одаренности.

Изучение проблемы одаренности всегда было в центре внимания педагогов, психологов, учителей-практиков, методистов. Об этом свидетельствуют многочисленные научные, методические публикации, научно-практические конференции. Среди ученых, изучавших проблему способностей и одаренности можно назвать как зарубежных, так и отечественных исследователей, в частности среди украинских — Е.Е.Антонова, Г.С.Костюк, Н.П.Волкова, Е.И.Кульчицкая, В.А. Моляко, С.И. Науменко, В.В. Рибалка, среди руських и зарубежных — Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Ф.Гальтон, Ю.З. Пльбух, Н.С. Лейтес, А.И.Савенков, С. Стернберг, Б.М. Теплов, Д.В. Ушаков, Дж.Фримен, К. Хеллер, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В. Штерн и другие.

Целями данной статьи является анализ взглядов современных ученых психолого-педагогической науки на понятия способность и одарённость, определения понятий «лингвистическая способность» и «лингвистическая одарённость» в условиях современной науки.

Многозначность термина «одаренность» свиде-

Д.А. Лиференко

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ...

тельствует о сложности и актуальность исследования данной проблемы. Одаренность как наиболее общая характеристика способностей требует комплексного и углубленного изучения: психологического, психофизиологического, педагогического. Исследование проблемы одаренности и лингвистической одаренности частности является достаточно сложным и трудно однозначно дать определения этим понятиям, поскольку в психолого-педагогической литературе до сих пор нет однозначной точки зрения что такое «способности» и «одаренность».

По мнению С. Рубинштейна: «Процесс развития способностей человека есть процесс развития самого человека» [1].

Безусловно, «способности» не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практической деятельности [2]. Таким образом, понятие «способность» применяется для характеристики людей, у которых определенной функции проявляется значительно шире, чем обыденно [3]. Способности человека имеют многоуровневую природу, а потому основываются на соответствующих задатках, требуют систематических и упорных упражнений, обусловливающие их развитие, предполагают отношение индивида к ним как к средству решения жизненно важных задач [4, с. 425].

Все ученые, исследовавшие данный вопрос в психолого-педагогической науке, едины в том, что способности возникают и развиваются только в процессе соответствующей деятельности, притом в той деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей, то есть способности и деятельность органично взаимосвязаны [5, с. 117].

Способности не статические, а динамические образования, формирование и развитие которых происходит в процессе обучения, труда, общения. Развитие их проходит комплексно, т.е. одновременно совершенствуются несколько взаимодополняющих способностей [6].

Итак, если способности развиваются при наличии соответствующих задатков, то мы можем утверждать, что не является исключением и лингвистические способности.

Лингвистические способности — это сложная динамическая структура, соотношение компонентов которой изменяется с возрастом и уровнем владения иностранным языком. Лингвистические способности включают как общие особенности умственной деятельности — гибкость и подвижность мыслительных процессов, — так и специальные особенности речевой иноязычной деятельности, присущая человеку, изучающих иностранный язык [7]. Их можно рассматривать и как основные механизмы речевой деятельности, одинаково проявляются при освоении любого языка [8].

По мнению ученых, показателями лингвистических способностей является фонематический слух, одновременное восприятие вербальных единиц, ярко выраженная вербальная память, которая проявляется в быстром и легком создании вербальных ассоциаций, скорость и легкость образования функционально-лингвистических обобщений, что находит отражение в относительно быстром формировании чувства правильности речи, наличие обобщенных умений структурировать вербальный материал; гибкость трансформационных процессов в речевой деятельности и т.д. [7].

Лингвистические способности характеризуются: способностью к ускоренным процессов мышления на иностранном языке, креативностью в выборе способов коммуникации на иностранном языке, устойчивой мотивацией к изучению иностранного языка, возможностью использования полученных знаний в новых контекстах и т.д..

Е.И. Кульчицкая делает вывод, что одаренного, талантливого или гениального человека формирует единство врожденных способностей и благоприятного соци-Карельский научный журнал. 2013. № 1

ума, приобретенных психических качеств, воли, настойчивости и мотивации к устху [9].

Одаренность у разных людей отличается не только уровнем проявления, но и качеством (индивидуальностью), поскольку способности не просто сосуществуют друг с другом, а приобретают новый характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей [3, с. 105].

Современные исследователи рассматривают одаренность как высокий уровень развития способностей, который сопровождается высокими достижениями в определенной области деятельности [10, с. 119].

А когда уровень развития специальных способностей высокий, говорится о специальной одаренности [4, с. 425]. Во взглядах различных ученых, явление одаренности неоднозначно. Так, по Б.М. Тепловым «одаренность — качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [11].

В.А. Моляко понимает одаренность как систему, состоящую из целого ряда компонентов, среди которых — анатомо-физиологические задатки; сенсорно-перцептивные блоки, характеризующиеся повышенной чувствительностью; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; эмоционально-волевые структуры, которые обуславливают длительные доминантные ориентации и их искусственное поддержание, высокий уровень продуцирования новых образов; фантазия; воображение и ряд других [12].

Д.В. Ушаков рассматривает одаренность как потенциал, способность в дальнейшем стать талантливым взрослым, вносящим более или менее значительный вклад в культуру или историю [13].

В.Н. Дружинин, объясняя понятие «одаренность», подразумевает системное развивающееся явление на протяжении всей жизни человека, качество психики, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [14].

Е.Е. Антонова определяет одарённость как сложное интегральное образование в котором своеобразно соединены мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые, психофизиологические и другие сферы психики [15].

Под одаренностью ученика понимают более высокий уровень его достижений в определенной деятельности по сравнению с достижениями других детей этого же возраста [16-20]; более высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления; достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного интеллекта, с возрастом растет [21].

Принимая во внимание определения филологической составляющей термина, проанализировав основные подходы в современной психолого-педагогической науке к объяснению понятия «одаренность»; исследовав различные классификации одаренности и рассмотрев основные ее структурные компоненты, считая лингвистическую одаренность разновидностью специальной одаренности, мы, взяв за основу определение одаренности Е.И. Кульчицкой и В.А. Музыки, пришли к выводу, что лингвистическая одаренность — это комплексное явление, сочетающее в себе развитие высоких лингвистических способностей человека, совокупность необходимых для этого условий и достаточную мотивационную базу.

В данном определении речь идет как об изучении и владение родным языком, так и об иностранных языках (английский, немецкий, французский и др.). Безусловно, что мы изучаем родной язык с момента рождения и, говоря о ее изучения в школе, как правило, имеем в виду

41

Д.А. Лиференко

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ .

совершенствование уже приобретенных лингвистических знаний и навыков (написание прозы, стихов, развитие дискуссионных навыков и т.д.). Поэтому целью нашего исследования является лингвистическая одаренность в аспекте изучения иностранных языков. Мы пришли к выводу, что именно уровень овладения иностранными языками в полной мере может продемонстрировать уровень развития лингвистической одаренности человека. Также стоит отметить, что говорить о развитие лингвистических способностей и лингвистической одаренности можно только если человек на высоком уровне владеет более чем одним языком (то есть как минимум еще одним языком кроме родного). Результаты проведенного в рамках диссертационного исследования анкетирование среди учителей школ, преподающих иностранные и украинский языки также указывают на то, что более 70% опрошенных учителей языковых дисциплин определяют лингвистическую одаренность как способность необходимого владения одним иностранным языком, а примерно 25% опрошенных указывает на обязательное владение двумя и более иностранными языками. Лингвистически одаренные ученики в достаточно быстром темпе оформляют мысль средствами иностранного языка, допуская при этом незначительное количество ошибок. Они могут легко вводить элементы собственного языка по аналогии с уже известными. В процессе чтения текста, на основе повышенной мотивации к обучению, они пытаются сразу же понять смысл написанного, пользуясь лишь собственными знаниями и лингвистической догадкой. Лингвистически одаренные дети могут увлечься изучением не только одним, но и несколькими языками.

Знание иностранных языков не только является важным аспектом развития полноценного члена общества, но и, на современном этапе развития человечества, помогает определить профессиональную направленность, расширить научные горизонты и преуспеть в работе. Социальное и культурное значение изучения иностранного языка трудно переоценить, особенно в современный период становления молодых государств на международной арене. Все это обусловило переосмысление роли иностранного языка как важного и необходимого средства межкультурного общения. Владение иностранным языком в современном мире — одна из важнейших составляющих современного успешного человека; иностранный язык все активнее приобретает статус социально-экономического и политического механизма взаимопонимания между различными представителями мирового сообщества в различных сферах их жизнедеятельности. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа. Именно поэтому изучение проблем развития «лингвистических способностей» и «лингвистическая одарённость» являются перспективными и актуальными для современной науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Скрипченко А.В., Долинская Л.В., Огороднийчук З.В. и др.. - К.: Просвгга, 2001. - 416 с.

2. Дрозденко Е.С. Общая психология в таблицах и схемах: Учеб. пособие. - К.: «Професионал», 2004. - 304 с.

3. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

4. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособие : Изд-е 2-е, перераб. и дополн. - К.: Вища шк., 2001. - 487 с.

5. Сисоева С.О., Поясок Т.Б. Психолопя i педагопка: Пвдручник для студенпв вищих навчальних заклащв педагопчного профшю традицшно! i дистанцшно! форм навчання. - К.: Мшетум, 2005. - 520 с.

6. Крушельницька Я. В. Фiзiологiя i психолопя пращ: Навч. поабник. — К.: КНЕУ, 2000. — 232 с.

7. Лукашенко 1.М., За!ка £.В. Про мюце вербального iнтелекту в структурi лiнгвiстичних здiбностей // Вюник Харк1вського нацiонального педагогiчного унiверситету iменi Г.С. Сковороди. Психологiя .Випуск 39 .Харшв -ХНПУ - 2011 - http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/ VKhnpu_psykhol/2011_39/13.html

8. Лукашенко И.Н. Лингвистические способности и их формирование у студентов неязыкового вуза: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Киев, 1983. - 22 с.

9. Кульчицька О.1. Сощально-психолопчт фактори формування таланту // Обдарована дитина. - 2005. - №1. - С.2-11.

10. Музика О.Л. Творчiсть з позицш суб'ектно-цiннiсного аналiзу // Актуальт проблеми науково-ме-тодичного забезпечення освггаьо! практики в системi шслядипломно! педагопчно! освiти: Наук.-метод. зб. / За ред. М.М. Забродського. - Ки1в-Житомир: ЖОП IIЮ. 2006. - 196 с.

11. Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.

12. Моляко В.А. Творческая конструктология (пролегомены). - К.: Освгга Украши, 2007. - 388 с.

13. Ушаков Д. Откуда берутся и куда деваются вундеркинды?// Школьный психолог.-2008.-№ 18.-С. 10-18.

14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 425 с.

15. Антонова Е.Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности / Е. Е. Антонова// Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 13-17.

16. Моляко В.А., Кульчицкая Е.И., Литвинова Н.И. Психология детской одаренности. - К.: Знание, 1995. - 83 с.

17. Антонова Е.Е. Проблема развития способностей и одарённости в педагогической теории Я.А. Коменского // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 17-20.

18. Дубасенюк А.А. Развитие творческой одаренности личности будущих учителей // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 61-64.

19. Антонова Е.Е. Концепция обучения одарённых студентов в высших педагогических учебных заведениях // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 20-23.

20. Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 312-315.

21. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

© 2013

LINGUISTIC ABILITIES AS THE BASE OF THE DEVELOPMENT OF LINGUISTIC ENDOWMENTS

D.A. Liferenko, the post-graduate student

Zhytomyr State University named after Ivan Franko, Zhytomyr (Ukraine)

Annotation: In the article linguistic abilities and linguistic endowments are defined; the place of the development of individual's linguistic abilities in the modern world are identified and analyzed. Keywords: endowments, abilities, linguistic endowments, linguistic abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.