Ю.Е. Криводонова
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ...
Таким образом, формирование ценностных ориента-ций личности слепых и слабовидящих - это сложный и длительный процесс. Он зависит как от самой личности, так и от ее ближайшего окружения. Следовательно, ценностные ориентации личности являются основой для адаптации личности с дефектом зрения к возникшей жизненной ситуации. Они играют важную роль в осмыслении жизни человека и способствуют его духовному развитию и обогащению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М., 1996. -445 с.
2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев. -М., 1999.
3. БодалевА.А. Личность и общение. - М.: Международная академия 1995 -326с.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Фрат. -М., 1990.
5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - М., 1980.
6. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 12-13.
7. Никашина Н.А. Особенности показателей самореализации личности людей с ограниченным зрением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 227-230.
8. Криводонова Ю.Е. Влияние ценностных ориен-таций личности слепых, слабовидящих на особенности выбора профессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 45-51.
9. Криводонова Ю.Е. К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 9-11.
10. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки // Самарский
научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 26-27.
INFLUENCE OF VALUABLE DEVELOPMENT ORIENTATION BLIND AND VISUALLY
IMPAIRED PERSON
© 2013
Ju. E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual
and physical opportunities of health
Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)
Annotation: The article discusses the results of a pilot study of value orientations procedure Rokeach. Keywords: values, personality development, congenital blindness, childhood blindness, acquired blindness, congenital residual vision, residual vision from childhood, acquired residual vision.
УДК 371.121.3
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
© 2013
Д.А. Лиференко, аспирант
Житомирский государственный университет имени И. Я. Франко, Житомир (Украина)
Аннотация: В статье дано определения понятиям лингвистические способности и лингвистическая одарённость; определено и проанализировано значение развития лингвистических способностей личности в современном мире. Ключевые слова: одарённость, способность, лингвистическая одаренность, лингвистические способности.
Современное общество предъявляет новые требования к человеку XXI века, человека нового уровня развития, широких перспектив и технологий будущего. Никогда в своей истории человек не обладал такими огромными знаниями и возможностями. Исследуя мир вокруг, постоянно узнавая новые факты о неизвестном и неизученное ранее, люди одновременно начали детально изучать собственные возможности. Возможности человека в целом и конкретно взятого человека в частности начинают волновать современное общество все больше. Именно поэтому проблема одаренности, развития способностей, интеллекта выходит на первый план в обучении, воспитании и политике ведущих государств мира.
Безусловным является тот факт, что понятие одаренности уже несколько десятилетий занимает ведущее место в научных трудах и исследованиях педагогов и психологов всего мира. Понятие «одаренность» является многогранным и сложным для изучения. Именно поэтому существует много различных подходов к изучению этого вопроса. Задача современной педагогической науки состоит не только в исследовании самого явления, но и в постановке и решении проблем одаренности, преодолении трудностей, связанных с этим вопросом, исследовании имеющегося опыта и создании методической и методологической базы для работы с одаренными учащимися. Перед системой школьного образования стоит задача максимального раскрытия и развития потенциа-
ла каждого ученика, ведь, как говорил Август Бебель: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться». Безусловно, что одной из задач современной школы является поиск одаренных учащихся, их поддержка, обеспечение всестороннего развития индивидуальности, обучения и воспитания с целью совершенствования способностей и одаренности.
Изучение проблемы одаренности всегда было в центре внимания педагогов, психологов, учителей-практиков, методистов. Об этом свидетельствуют многочисленные научные, методические публикации, научно-практические конференции. Среди ученых, изучавших проблему способностей и одаренности можно назвать как зарубежных, так и отечественных исследователей, в частности среди украинских — Е.Е.Антонова, Г.С.Костюк, Н.П.Волкова, Е.И.Кульчицкая, В.А. Моляко, С.И. Науменко, В.В. Рибалка, среди руських и зарубежных — Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Ф.Гальтон, Ю.З. Пльбух, Н.С. Лейтес, А.И.Савенков, С. Стернберг, Б.М. Теплов, Д.В. Ушаков, Дж.Фримен, К. Хеллер, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В. Штерн и другие.
Целями данной статьи является анализ взглядов современных ученых психолого-педагогической науки на понятия способность и одарённость, определения понятий «лингвистическая способность» и «лингвистическая одарённость» в условиях современной науки.
Многозначность термина «одаренность» свиде-
Д.А. Лиференко
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ...
тельствует о сложности и актуальность исследования данной проблемы. Одаренность как наиболее общая характеристика способностей требует комплексного и углубленного изучения: психологического, психофизиологического, педагогического. Исследование проблемы одаренности и лингвистической одаренности частности является достаточно сложным и трудно однозначно дать определения этим понятиям, поскольку в психолого-педагогической литературе до сих пор нет однозначной точки зрения что такое «способности» и «одаренность».
По мнению С. Рубинштейна: «Процесс развития способностей человека есть процесс развития самого человека» [1].
Безусловно, «способности» не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практической деятельности [2]. Таким образом, понятие «способность» применяется для характеристики людей, у которых определенной функции проявляется значительно шире, чем обыденно [3]. Способности человека имеют многоуровневую природу, а потому основываются на соответствующих задатках, требуют систематических и упорных упражнений, обусловливающие их развитие, предполагают отношение индивида к ним как к средству решения жизненно важных задач [4, с. 425].
Все ученые, исследовавшие данный вопрос в психолого-педагогической науке, едины в том, что способности возникают и развиваются только в процессе соответствующей деятельности, притом в той деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей, то есть способности и деятельность органично взаимосвязаны [5, с. 117].
Способности не статические, а динамические образования, формирование и развитие которых происходит в процессе обучения, труда, общения. Развитие их проходит комплексно, т.е. одновременно совершенствуются несколько взаимодополняющих способностей [6].
Итак, если способности развиваются при наличии соответствующих задатков, то мы можем утверждать, что не является исключением и лингвистические способности.
Лингвистические способности — это сложная динамическая структура, соотношение компонентов которой изменяется с возрастом и уровнем владения иностранным языком. Лингвистические способности включают как общие особенности умственной деятельности — гибкость и подвижность мыслительных процессов, — так и специальные особенности речевой иноязычной деятельности, присущая человеку, изучающих иностранный язык [7]. Их можно рассматривать и как основные механизмы речевой деятельности, одинаково проявляются при освоении любого языка [8].
По мнению ученых, показателями лингвистических способностей является фонематический слух, одновременное восприятие вербальных единиц, ярко выраженная вербальная память, которая проявляется в быстром и легком создании вербальных ассоциаций, скорость и легкость образования функционально-лингвистических обобщений, что находит отражение в относительно быстром формировании чувства правильности речи, наличие обобщенных умений структурировать вербальный материал; гибкость трансформационных процессов в речевой деятельности и т.д. [7].
Лингвистические способности характеризуются: способностью к ускоренным процессов мышления на иностранном языке, креативностью в выборе способов коммуникации на иностранном языке, устойчивой мотивацией к изучению иностранного языка, возможностью использования полученных знаний в новых контекстах и т.д..
Е.И. Кульчицкая делает вывод, что одаренного, талантливого или гениального человека формирует единство врожденных способностей и благоприятного соци-Карельский научный журнал. 2013. № 1
ума, приобретенных психических качеств, воли, настойчивости и мотивации к устху [9].
Одаренность у разных людей отличается не только уровнем проявления, но и качеством (индивидуальностью), поскольку способности не просто сосуществуют друг с другом, а приобретают новый характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей [3, с. 105].
Современные исследователи рассматривают одаренность как высокий уровень развития способностей, который сопровождается высокими достижениями в определенной области деятельности [10, с. 119].
А когда уровень развития специальных способностей высокий, говорится о специальной одаренности [4, с. 425]. Во взглядах различных ученых, явление одаренности неоднозначно. Так, по Б.М. Тепловым «одаренность — качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [11].
В.А. Моляко понимает одаренность как систему, состоящую из целого ряда компонентов, среди которых — анатомо-физиологические задатки; сенсорно-перцептивные блоки, характеризующиеся повышенной чувствительностью; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; эмоционально-волевые структуры, которые обуславливают длительные доминантные ориентации и их искусственное поддержание, высокий уровень продуцирования новых образов; фантазия; воображение и ряд других [12].
Д.В. Ушаков рассматривает одаренность как потенциал, способность в дальнейшем стать талантливым взрослым, вносящим более или менее значительный вклад в культуру или историю [13].
В.Н. Дружинин, объясняя понятие «одаренность», подразумевает системное развивающееся явление на протяжении всей жизни человека, качество психики, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [14].
Е.Е. Антонова определяет одарённость как сложное интегральное образование в котором своеобразно соединены мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые, психофизиологические и другие сферы психики [15].
Под одаренностью ученика понимают более высокий уровень его достижений в определенной деятельности по сравнению с достижениями других детей этого же возраста [16-20]; более высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления; достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного интеллекта, с возрастом растет [21].
Принимая во внимание определения филологической составляющей термина, проанализировав основные подходы в современной психолого-педагогической науке к объяснению понятия «одаренность»; исследовав различные классификации одаренности и рассмотрев основные ее структурные компоненты, считая лингвистическую одаренность разновидностью специальной одаренности, мы, взяв за основу определение одаренности Е.И. Кульчицкой и В.А. Музыки, пришли к выводу, что лингвистическая одаренность — это комплексное явление, сочетающее в себе развитие высоких лингвистических способностей человека, совокупность необходимых для этого условий и достаточную мотивационную базу.
В данном определении речь идет как об изучении и владение родным языком, так и об иностранных языках (английский, немецкий, французский и др.). Безусловно, что мы изучаем родной язык с момента рождения и, говоря о ее изучения в школе, как правило, имеем в виду
41
Д.А. Лиференко
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ .
совершенствование уже приобретенных лингвистических знаний и навыков (написание прозы, стихов, развитие дискуссионных навыков и т.д.). Поэтому целью нашего исследования является лингвистическая одаренность в аспекте изучения иностранных языков. Мы пришли к выводу, что именно уровень овладения иностранными языками в полной мере может продемонстрировать уровень развития лингвистической одаренности человека. Также стоит отметить, что говорить о развитие лингвистических способностей и лингвистической одаренности можно только если человек на высоком уровне владеет более чем одним языком (то есть как минимум еще одним языком кроме родного). Результаты проведенного в рамках диссертационного исследования анкетирование среди учителей школ, преподающих иностранные и украинский языки также указывают на то, что более 70% опрошенных учителей языковых дисциплин определяют лингвистическую одаренность как способность необходимого владения одним иностранным языком, а примерно 25% опрошенных указывает на обязательное владение двумя и более иностранными языками. Лингвистически одаренные ученики в достаточно быстром темпе оформляют мысль средствами иностранного языка, допуская при этом незначительное количество ошибок. Они могут легко вводить элементы собственного языка по аналогии с уже известными. В процессе чтения текста, на основе повышенной мотивации к обучению, они пытаются сразу же понять смысл написанного, пользуясь лишь собственными знаниями и лингвистической догадкой. Лингвистически одаренные дети могут увлечься изучением не только одним, но и несколькими языками.
Знание иностранных языков не только является важным аспектом развития полноценного члена общества, но и, на современном этапе развития человечества, помогает определить профессиональную направленность, расширить научные горизонты и преуспеть в работе. Социальное и культурное значение изучения иностранного языка трудно переоценить, особенно в современный период становления молодых государств на международной арене. Все это обусловило переосмысление роли иностранного языка как важного и необходимого средства межкультурного общения. Владение иностранным языком в современном мире — одна из важнейших составляющих современного успешного человека; иностранный язык все активнее приобретает статус социально-экономического и политического механизма взаимопонимания между различными представителями мирового сообщества в различных сферах их жизнедеятельности. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа. Именно поэтому изучение проблем развития «лингвистических способностей» и «лингвистическая одарённость» являются перспективными и актуальными для современной науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Скрипченко А.В., Долинская Л.В., Огороднийчук З.В. и др.. - К.: Просвгга, 2001. - 416 с.
2. Дрозденко Е.С. Общая психология в таблицах и схемах: Учеб. пособие. - К.: «Професионал», 2004. - 304 с.
3. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
4. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособие : Изд-е 2-е, перераб. и дополн. - К.: Вища шк., 2001. - 487 с.
5. Сисоева С.О., Поясок Т.Б. Психолопя i педагопка: Пвдручник для студенпв вищих навчальних заклащв педагопчного профшю традицшно! i дистанцшно! форм навчання. - К.: Мшетум, 2005. - 520 с.
6. Крушельницька Я. В. Фiзiологiя i психолопя пращ: Навч. поабник. — К.: КНЕУ, 2000. — 232 с.
7. Лукашенко 1.М., За!ка £.В. Про мюце вербального iнтелекту в структурi лiнгвiстичних здiбностей // Вюник Харк1вського нацiонального педагогiчного унiверситету iменi Г.С. Сковороди. Психологiя .Випуск 39 .Харшв -ХНПУ - 2011 - http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/ VKhnpu_psykhol/2011_39/13.html
8. Лукашенко И.Н. Лингвистические способности и их формирование у студентов неязыкового вуза: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Киев, 1983. - 22 с.
9. Кульчицька О.1. Сощально-психолопчт фактори формування таланту // Обдарована дитина. - 2005. - №1. - С.2-11.
10. Музика О.Л. Творчiсть з позицш суб'ектно-цiннiсного аналiзу // Актуальт проблеми науково-ме-тодичного забезпечення освггаьо! практики в системi шслядипломно! педагопчно! освiти: Наук.-метод. зб. / За ред. М.М. Забродського. - Ки1в-Житомир: ЖОП IIЮ. 2006. - 196 с.
11. Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
12. Моляко В.А. Творческая конструктология (пролегомены). - К.: Освгга Украши, 2007. - 388 с.
13. Ушаков Д. Откуда берутся и куда деваются вундеркинды?// Школьный психолог.-2008.-№ 18.-С. 10-18.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 425 с.
15. Антонова Е.Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности / Е. Е. Антонова// Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 13-17.
16. Моляко В.А., Кульчицкая Е.И., Литвинова Н.И. Психология детской одаренности. - К.: Знание, 1995. - 83 с.
17. Антонова Е.Е. Проблема развития способностей и одарённости в педагогической теории Я.А. Коменского // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 17-20.
18. Дубасенюк А.А. Развитие творческой одаренности личности будущих учителей // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 61-64.
19. Антонова Е.Е. Концепция обучения одарённых студентов в высших педагогических учебных заведениях // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 20-23.
20. Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 312-315.
21. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.
© 2013
LINGUISTIC ABILITIES AS THE BASE OF THE DEVELOPMENT OF LINGUISTIC ENDOWMENTS
D.A. Liferenko, the post-graduate student
Zhytomyr State University named after Ivan Franko, Zhytomyr (Ukraine)
Annotation: In the article linguistic abilities and linguistic endowments are defined; the place of the development of individual's linguistic abilities in the modern world are identified and analyzed. Keywords: endowments, abilities, linguistic endowments, linguistic abilities.