Научная статья на тему 'Лингвистические механизмы создания вторичной целостности цикла рассказов как мультитекста'

Лингвистические механизмы создания вторичной целостности цикла рассказов как мультитекста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛ / МУЛЬТИТЕКСТ / ВТОРИЧНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ОБОБЩАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ / ВРЕМЕННОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СЮЖЕТА / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / ВНУТРИЦИКЛОВЫЙ ПОВТОР / CYCLE / THE MULTITEXT / SECONDARY INTEGRITY / A GENERALIZING COMPONENT / A TIME VECTOR OF DEVELOPMENT OF A PLOT / A HISTORICAL CONTEXT / REPETITION INSIDE A CYCLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уманская Ольга Георгиевна

Исследуется специфика организации связей художественных текстовых единиц в мультитексте цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи». Выделены основные лингвистические параметры прозаического цикла на фоне базовой категории единства, организующей «вторичную целостность». Установлено, что многочисленные обобщающие компоненты циклового единства, выраженные как эксплицитно, так и имплицитно, во многом зависят от интенции автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic mechanisms of creation of secondary integrity of a short story cycle as a multitext

The paper explores specifics of link organization of fiction text units in the multitext of a short story cycle by I.A. Bunin «Dark Avenues». The author allocates the key linguistic parameters of a prosaic cycle against the basic category of unity organizing «secondary integrity». It is inferred that the numerous generalizing components of cyclic unity expressed both explicitly and implicitly, in many respects depend on the author’s intention.

Текст научной работы на тему «Лингвистические механизмы создания вторичной целостности цикла рассказов как мультитекста»

УДК 8V42 : 821.161.1

ББК 81.0

У 52

Уманская О.Г.

Преподаватель колледжа права экономики и управления г. Краснодар, соискатель кафедры современного русского языка Кубанского государственного университета, e-mail: olg-umanskaya@yandex.ru

Лингвистические механизмы создания вторичной целостности цикла рассказов как мультитекста

(Рецензирована)

Аннотация:

Исследуется специфика организации связей художественных текстовых единиц в мультитексте цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи». Выделены основные лингвистические параметры прозаического цикла на фоне базовой категории единства, организующей «вторичную целостность». Установлено, что многочисленные обобщающие компоненты циклового единства, выраженные как эксплицитно, так и имплицитно, во многом зависят от интенции автора.

Ключевые слова:

Цикл, мультитекст, вторичная целостность, обобщающий компонент, временной вектор развития сюжета, исторический контекст, внутрицикловый повтор.

Umanskaya O.G.

Competitor of the Department of the Russian Modern Language, Kuban State University, e-mail: olg-umanskaya@yandex.ru

Linguistic mechanisms of creation of secondary integrity of a short story cycle as a multitext

Abstract:

The paper explores specifics of link organization of fiction text units in the multitext of a short story cycle by I. A. Bunin «Dark Avenues». The author allocates the key linguistic parameters of a prosaic cycle against the basic category of unity organizing «secondary integrity». It is inferred that the numerous generalizing components of cyclic unity expressed both explicitly and implicitly, in many respects depend on the author's intention.

Keywords:

Cycle, the multitext, secondary integrity, a generalizing component, a time vector of development of a plot, a historical context, repetition inside a cycle.

Проблемы анализа организации литературного цикла вызывали интерес многих ученых на протяжении двух последних столетий и, несмотря на обилие научных работ, до сих пор остаются недостаточно исследованными. Предпочтение отдавалось циклу лирическому, в ре-

зультате чего был создан целый ряд классификаций циклических единств и выделены всевозможные признаки циклов. Что же касается прозы, а конкретнее - циклов рассказов, то в этой сфере еще многое требует внимательного рассмотрения, это касается, прежде всего, лингвистиче-

ских аспектов прозаической цикловости.

Теоретические разработки исследователей художественного цикла (Е.Ю. Афониной [1], 3. А. Ветошкиной [2], В. В. Виноградова [3], Г. О. Винокура [4], M. Н. Дарвина [5], О. Г Егоровой [6], А. Г. Кулик [7], О. А. Лазуткиной [8], JI. Е. Ляпиной [9], О. В. Мирошниковой [10], О. В. Ни-кандровой [11], Б. А. Сапогова [12], И. В. Фоменко [13] и др.), а также данные, полученные при анализе текстов, позволяют выделить основные параметры прозаического цикла, которые на фоне базовой категории единства организуют «вторичную целостность» цикла как мультитекста:

1. Единый автор.

2. Идейно-тематическое, эстетическое, художественное единство произведений, составляющих цикл.

3. Наличие межтекстового начала, схожих приращенных смыслов, семантического единства (объединяющие семантические поля).

4. Обобщающий компонент, хотя бы один - общее заглавие, эпиграф, авторские предисловие и послесловие, формирующий парадигматические связи (эксплицитный и имплицитный).

5. Схожий временной вектор развития сюжета, последовательность ретроспекций, имитаций реального времени, проспекций.

6. Типичные для данного автора и цикла персонажи. Схожие принципы описания портретов. Возможное наличие сквозного персонажа, «трансцендентного героя» [14: 155].

7. Исторический контекст. Определенный исторический отрезок времени, место, (вертикальный контекст). Историческое безвременье (неопределенность). Ирреальное историческое время.

8. Наличие внутрицикловых, межтекстовых повторов разных типов.

Как видим, лингвистические параметры прозаического цикла как репрезентанты базовой категории единства многочисленны, гибки, выражены как экспли-

цитно, так и имплицитно, во многом зависят от интенции автора, иногда едва уловимой, и каждый раз требуют особого внимания.

В цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» [15] выявлены следующие параметры прозаического цикла как мультитекста:

1. Наличие одного автора - это Иван Алексеевич Бунин.

2. Единство идейно-тематическое, эстетическое, художественное, которое определяется множественностью художественных целых, составляющих цикл (несчастная любовь, трагичные судьбы, потерянная Родина, рушащийся привычный мир, загубленная молодость и т. д.).

3. Семантические, наиболее частотные единства, имеющие схожие приращенные смыслы: «шинель», «туман», «одиночество», «страдание», «холод», «тоска» и др.

4. Обобщающий компонент - заглавие цикла «Темные аллеи», которое выступает в роли «скрепы», объединяя все рассказы в единое целое. У поэта Огарева Н.П. в стихотворении «Обыкновенная история» имеется такая строка: «Стояла темных лип аллея...». Описанные в этом стихотворении возлюбленные разлучаются, схожие сюжеты представлены в большинстве рассказов цикла.

5. Во временном векторе развития сюжета преобладают ретроспекции, так как описываемые события существуют в основном в воспоминаниях.

6. Персонажи, имея некоторое вну-трицикловое сходство, различны. Статус сквозного персонажа цикла отсутствует. В каждом отдельном рассказе - свои герои, имеющие имена и безымянные. Отсутствие имён собственных характерно для некоторых рассказов. Так, в рассказе «Чистый понедельник» это, видимо, осознанный прием автора, необходимый ему для создания ореола таинственности героини, так до конца и не понятой героем. «Она» не нуждается в имени, пото-

му что в сердце героя существует только одна женщина. Неназванносгь героев имеет обобщающий, общечеловеческий смысл.

В цикле рассказов «Темные аллеи» И. А. Бунин использует схожие параметры описания некоторых портретов персонажей, перечислим наиболее интересные из них. Военные, как правило, высокие, стройные, статные, благородные, которым «очень шла военная форма» («Темные аллеи», «Кавказ», «В Париже», «Речной трактир», «Руся»), В описании женских персонажей автор обращает внимание на внешнюю красоту / некрасивость, причем выделяет несколько типов. Это яркие «темноволосые» красавицы, например, «чернобровая», «ещё красивая не по возрасту», «похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк» («Тёмные аллеи»); «у неё красота была какая-то индийская, персидская...» («Чистый понедельник»); «она и сама была живописна, даже иконо-писна», «длинная черная коса», «смуглое лицо», «узкий правильный нос, чёрные глаза, чёрные брови». Смешение «русского стиля» с княжеской «восточной кровью» («Руся»), Имеются рыжие красавицы, как в рассказе «Натали». Множество интересных примеров описания красавиц найдем и в других текстах цикла. Одинаковы принципы описания «некрасивых» портретов женщин «с простыми личиками», «прекрасных только молодостью», одна из которых «пятнисто алела тонким и нежным» «лицом худенькой белокурой девушки» («Степа» «Таня», «В одной знакомой улице», «Ворон»),

7. Исторический контекст един, так как описывает в основном Россию дорево-

люционную, тяготы эмигрантской жизни или предчувствие надвигающихся грозных исторических событий.

8. Повторы как мупышекстовая, тек-стообразующая особенность играют важную роль в создании межтекстовых связей, причем наиболее активные следующие:

- лексические повторы (синтагматические и парадигматические), например, повтор лексемы «бледный» объединяет такие рассказы, как «Начало», «Кавказ», «Руся», «Натали», а повтор лексем «страшно» и «ужасно» в усилительном значении - рассказы «Зойка и Валерия», «Натали», «Руся», «Генрих», «Галя Ганская», «Баллада», «Мадрид», «Кавказ», «Антигона», «Второй кофейник»;

- синтаксический повтор является основой сюжета таких рассказов, как «В одной знакомой улице», «Речной трактир», «Холодная осень».

Таким образом, предложенные лингвистические параметры прозаического цикла, такие как единый автор, идейно-тематическое, эстетическое, художественное единство произведений, наличие объединяющих семантических полей со схожими приращенными смыслами, обобщающий компонент - заглавие, схожий временной вектор развития сюжета, типичные персонажи и схожие принципы описания их портретов для данного автора и цикла, единый исторический контекст и внутрицикловые, межтекстовые повторы разных типов позволяют рассматривать цикл рассказов «Темные аллеи» И. А. Бунина как мультитекст со вторичной по происхождению целостностью цикличной формы.

Примечания:

1. Афонина Е.Ю. К определению понятий «цикл» и «циклизация» // Парадигмы: сб. ст. молодых филологов. Тверь, 2002. С. 16-23.

2. Ветошкина З.А. Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2002. 243 с.

3. Виноградов В.В. О литературной циклизации. «Невский проспект» Гоголя и «The

confession of an Englisch opiumeter» Де Квинси // Поэтика. Academia. 1928. № 4. С. 114-125.

4. Винокур Г.О. Критика поэтического текста. М., 1927.134 с. URL: http://www.twirpx. com/file/1392758/ (дата обращения: 19.08.14).

5. Дарвин М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1996. 348 с.

6. Егорова О. Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века: автореф. дис.... д-ра филол. наук. Астрахань, 2004. 529 с.

7. Кулик А.Г. Лирическая циклизация как особый тип текстопостроения: на материале третьего тома «Лирической трилогии» А. Блока: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2007. 167 с.

8. Лазуткина О.А. Концепция человека в циклах рассказов Германа Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2008. С. 7-10.

9. Ляпина Л. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб., 1999. 280 с.

10. Мирошникова О.В. Ансамбль итоговых книг в русской поэзии: проблема метаци-клизации // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение. М., 2003. С. 140-159.

11. Никандрова О.В. Лирическая циклизация в аспекте исторической поэтики (на материале русской поэзии конца XVIII - XX веков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 220 с.

12. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложение в русской литературе: сб. ст. Даугавпилс, 1980. С. 90-97.

13. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992. 123 с.

14. Паранук КН. Трансцендентные герои в образной системе романа адыгейского писателя Н. Куека «Вино мертвых» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2014. № 1 (134). С. 155-160.

15. Бунин И. А. Темные аллеи. - М., 1998. - 694 с.

References:

1. Afonina E.Yu. On the definition of the concepts «cycle» and «cyclization» // Paradigms: coll. of art. of young philologists. Tver, 2002. P. 16-23.

2. Vetoshkina Z.A. Poetic cycle as a special kind of a literary text: Diss, abstract for the Cand. of Philology degree. Krasnodar, 2002. 243 pp.

3. Vinogradov V.V. On literary cyclization. «Nevsky Avenue» by Gogol and «The confession of an English opium eater» by De Quincey // Poetics. Academia. 1928. No. 4. P. 114-125.

4. Vinokur G.O. Criticism of a poetic text. M., 1927. 134 pp. of URL: http://www .twirpx. com/file/1392758/(date of the access: 19.08.14).

5. Darvin M.N. Cyclization in lyrics. Historical ways and literary forms: Diss, abstract for the Dr. of Philology degree. Yekaterinburg, 1996. 348 pp.

6. Egorova O.G. Problem of cyclization in the Russian prose of the first half of the XX century: Diss, abstract for the Dr. of Philology degree. Astrakhan, 2004. 529 pp.

7. Kulik A.G. Lyric cyclization as a special type of the text construction: based on the third volume of «The lyrical trilogy» by A. Blok: Diss, abstract for the Cand. of Philology degree. Tver, 2007. 167 pp.

8. Lazutkina O. A. The concept of the person in the cycles of stories by Hermann Hesse «On this side», «Neighbours», «Sideways»: Diss, abstract for the Cand. of Philology degree.

Voronezh, 2008. P. 7-10.

9. Lyapina L. Cyclization in the Russian literature of the XIX century. SPb., 1999. 280 pp.

10. Miroshnikova O.V. The ensemble of final books in the Russian poetry: the problem of metacyclization // European lyrical cycle. Historical and comparative study. M., 2003. P. 140-159.

11. Nikandrova O.V. Lyric cyclization in the aspect of historical poetics (based on the Russian poetry of the end of the XVIII-XX centuries): Diss, abstract for the Cand. of Philology degree. M., 2009. 220 pp.

12. Sapogov V.A. Plot in a lyrical cycle // Plot formation in the Russian literature: coll. of articles. Daugavpils, 1980. P. 90-97.

13. Fomenko I.V. A lyric cycle: formation of the genre, poetics. Tver, 1992. 123 pp.

14. Paranuk K.N. Transcendental heroes in the figurative system of the novel of the Adyghe writer N. Kuyok «Wine of the dead» // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2014. No. 1 (134). P. 155-160.

15. Bunin I.A. Dark avenues. M., 1998. 694 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.