Научная статья на тему 'Лингвистическая оценка учебника английского языка в свободном формате'

Лингвистическая оценка учебника английского языка в свободном формате Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
499
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / АНГЛИЙСКИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / COURSEBOOKS OF ENGLISH / LANGUAGE EVALUATION / ASSESSMENT CRITERIA / ESP / PROFESSIONAL TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карамнов А. С.

В статье рассматривается вопрос оценивания языка учебников английского языка. Предлагается, что проведение процедуры оценки может осуществляться в разных контекстах ее использования, включая свободный формат, при котором учителям и преподавателям не нужно заполнять многочисленные бланки со списками критериев качества пособий, а также не понадобится обращаться к средствам электронной обработки текстовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE EVALUATION OF COURSEBOOKS OF ENGLISH IN THE FREE FORMAT

The article addresses the issue of the language evaluation of coursebooks of English. It is suggested that the evaluation can be conducted in different contexts of use including the free format which allows educators to assess the linguistic properties of textbooks without filling in multiple criteria-based forms or using sophisticated electronic applications.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая оценка учебника английского языка в свободном формате»

Библиографический список

1. Брук, П. Пустое пространство. - М., 1976.

2. Бартошевич, А. Фестиваль в Варшаве // Вопросы театра. - М.,

1977.

Bibliography

1. Bruk, P. Pustoe prostranstvo. - M., 1976.

2. Bartoshevich, A. Festivalj v Varshave // Voprosih teatra.

M., 1977.

Статья поступила в редакцию 18.10.13

УДК 811:378.261

KaramnovA.S. LANGUAGE EVALUATION OF COURSEBOOKS OF ENGLISH IN THE FREE FORMAT. The article addresses the issue of the language evaluation of coursebooks of English. It is suggested that the evaluation can be conducted in different contexts of use including the free format which allows educators to assess the linguistic properties of textbooks without filling in multiple criteria-based forms or using sophisticated electronic applications.

Key words: coursebooks of English, language evaluation, assessment criteria, ESP, professional terminology.

А.С. Карамнов, аспирант каф. лингвистики и лингводидактики Тамбовского гос. университета

им. Г. Р. Державина, г. Тамбов. E-mail: k.a.s.89@mail.ru.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВОБОДНОМ ФОРМАТЕ

В статье рассматривается вопрос оценивания языка учебников английского языка. Предлагается, что проведение процедуры оценки может осуществляться в разных контекстах ее использования, включая свободный формат, при котором учителям и преподавателям не нужно заполнять многочисленные бланки со списками критериев качества пособий, а также не понадобится обращаться к средствам электронной обработки текстовой информации.

Ключевые слова: учебники английского языка, лингвистическая экспертиза, критерии оценки, английский в специальных целях, профессиональная терминология.

Повышение качества образовательного процесса зависит от множества показателей. Непоследнюю роль в обеспечении и поддержании качества образования играют учебные ресурсы, среди которых особое место отводится учебникам и учебным пособиям.

Учебно-методические комплексы (УМК) по английскому языку в настоящее время являются одними из наиболее разработанных ресурсов в рамках конкретных учебных дисциплин. Это, прежде всего, определяется широким спектром компонентов, входящих в УМК. Так, помимо традиционной книги для студента, рабочей тетради и книги для учителя, нередко можно найти УМК с книгой для родителей, аудио- и видеоприложениями, компьютерными программами, грамматическими справочниками, книгами для дополнительного чтения, сборниками тестов и другими составляющими.

В это связи представляется важным вопрос о том, какой учебник или учебное пособие следует выбрать для осуществления образовательной деятельности и достижения успешных результатов. Так как компонентный состав УМК и авторские методические концепции, заложенные в них, не являются абсолютными показателями качества учебников и пособий, следует среди прочих равнозначных критериев обратить внимание на лингвистическую сторону учебных изданий по английскому языку.

Кроме этого, в свете внедрения новых образовательных стандартов и в перспективе разработки профессионального стандарта для российских учителей, совершенствование таких предметных компетенций, как компетенции пользователя, разработчика и рецензента учебно-методических материалов приобретает особую значимость [1].

Форматы экспертной оценки. Экспертная оценка языка учебников и учебных пособий представляет собой комплексную процедуру и может осуществляться в нескольких форматах. В рамках свободного формата учителя и преподаватели могут оценить языковую сторону анализируемых изданий, опираясь на собственный профессиональный опыт и языковую интуицию.

Бланковый формат оценки языка учебных пособий и учебников подразумевает использование многочисленных опросников с критериями, определяющими степень соответствия конкретного показателя или параметра качества книги установленными эталонам [2-4].

Отметим также корпусный формат лингвистической оценки учебников и учебных пособий по английскому языку. В рамках этого подхода содержание анализируемых изданий принимается за языковой корпус, и его оценка осуществляется на основе количественных показателей с использованием корпусных менеджеров (программ автоматической обработки текстовых массивов) [5-7].

Подробное рассмотрение бланкового и корпусного форматов не входит в задачи данной статьи, поэтому остановимся на первом, свободном формате лингвистической оценки учебников и учебных пособий по английскому языку.

Основным преимуществом такого формата является то, что каждый учитель и преподаватель может самостоятельно им воспользоваться, не вникая в тонкости компьютерной обработки текстовых данных и не обращаясь к готовым опросным листам, которые могут оказаться неудовлетворительными в контексте определенной учебной ситуации.

Вместе с тем, даже свободный формат может быть охарактеризован с точки зрения выполнения последовательности шагов с получением конечного результата и составлением заключения о языковой стороне анализируемого издания.

Ход исследования. Обратимся в качестве примера к процедуре оценки языка учебника английского языка в свободном формате, которая была выработана в рамках мастер-классов по соответствующей тематике в ходе проведения научно-практической конференции «Преподавание английского языка в профессиональном контексте» (Тамбов, 15 ноября 2013 г.).

В качестве объектов исследования были выбраны УМК издательства «Express Publishing» из серии «Career Paths». Этот выбор был обусловлен растущей потребностью в обеспечении качества обучения языку в специальных целях. Серия «Career Paths» состоит из более 50 книг, тематический охват которых объединяет такие области, как медицина и медсестринское дело, полиция и военная служба, туризм и гостиничный бизнес, бухгалтерское и банковское дело, сельское хозяйство и инфраструктура, архитектура и строительное дело, бизнес и коммерция, спорт, кулинария и другие.

Каждая книга серии содержит три раздела, различающиеся по уровню сложности языкового материала. В каждом уроке («юните») имеются задания, проверяющие владение навыками

чтения с пониманием и слушания, упражнения, расширяющие словарный запас, а также создаются условия для тренировки продуктивных умений говорения и письма.

На первом этапе проведения лингвистической оценки охарактеризованных выше учебных пособий участникам, среди которых были учителя школ и преподаватели вузов, было предложено выбрать себе учебник по интересующей их тематике и, не заглядывая внутрь книг, предположить, какие темы могут быть представлены в содержании.

Так, со стороны слушателей были высказаны предположения о том, что в учебнике «Sports» должны иметься такие темы, как «Competitions», «Activities», «Equipment», «Games and Rules», «Rivalry», «Clubs», «Champions». Учебник «Information Technology» должен освещать такие темы, как «Devices», «Gadgets», «Information types», «Computer parts», «Fixing technical problems». В пособии «Engineering», по мнению респондентов, должны быть такие тематические области, как «Safety», «Types of equipment», «Design», «Pollution», «Physics».

После ознакомления непосредственно с содержанием пособий оказалось, что представить себе тематику учебника английского языка для специальных целей не очень просто. Большинство предположений не нашли своих соответствий в учебниках.

В этой связи слушателям было предложено обозначить темы, которые показались им неожиданными, но важными с точки зрения включения их в учебник. Так, в книге «Business English» были отмечены темы «Ordering numbers», «Achieving perfection», «Quality standards»; в учебнике «Information Technology» были выделены заголовки «Banking», «Robotics», «Improving health»; в пособии «Environmental Science» были отобраны такие темы, как «Urbanization» и «Basic units of life».

В ходе обсуждения участники мастер-класса пришли к выводу о том, что каждый учебник разработан тематически достаточно полно.

На втором этапе оценивания языковой стороны учебников английского языка для специальных целей слушателям было предложено определить, исходя из заголовков «юнитов», в каких из них больше, чем в других, выражена языковая специфика, и выписать соответствующие термины.

Среди специальной лексики из учебника «Civil Aviation», например, были названы слова «radio», «broadcasts», «air traffic control». В пособии «Information Technology» внимание привлек новый для участников мастер-класса термин «cloud computing», который характеризует технологии, позволяющие пользоваться приложением на нескольких устройствах в реальном времени и хранить данные на виртуальных носителях информации. В учебнике «Nursing» были отмечены такие термины, как «surging» и «CKD» (chronic kidney disease). В свою очередь, в издании под названием “Sports” респонденты выявили множество терминов, связанных с описанием правил различных спортивных игр, мест их проведения и спортивного инструментария (например, «golf clubs», «pitch», «rink»).

В дополнение к описанным выше действиям в рамках второго этапа оценки, слушатели также оценивали лексическую сторону анализируемых пособий в процессе работы с глоссарием, который приводится в изданиях. Участникам было предло-

Библиографический список

жено просмотреть указанный раздел и выбрать несколько выражений, определить значение которых было сложнее всего.

Так, среди таких терминов назывались слова «benchmarking» (учебник «Business English»), «pop-up» и «piggy back» (учебник «Electronics»), фразы «cook the books» (учебник «Management») и «aircraft upset» (учебник «Civil Aviation»).

В результате анализа рассматриваемых пособий на предмет выраженности языковой специфики, обусловленной тематикой и предназначением книг, был сделан вывод о том, что продуктивная работа с учебниками потребует от учителя «заязыко-вых» знаний и дополнительной подготовки к занятиям.

На третьем этапе лингвистической оценки учебников внимание было уделено грамматической специфике исследуемого материала. Участники мастер-класса попытались определить грамматические потребности студентов, на которых рассчитаны учебные книги, исходя из заложенного в них грамматического содержания.

Принимая во внимание тот факт, что все «юниты» в учебниках построены одинаково и имеют типовую структуру, включая длину текстов, слушатели сконцентрировались на анализе двухтрех уроков.

В итоге было выявлено, что, с грамматической точки зрения, пособия написаны доступным языком. Так, в основном в текстах используются простые времена (простое настоящее и простое продолженное, простое прошедшее и будущее), повелительные предложения («Grab...», «Come...», «Help...»), формы настоящего времени пассивного залога с модальными глаголами («can be used», «must be used»).

Обсуждение результатов и выводы. По итогам проводимого мастер-класса, в ходе которого участники оценивали лингвистический компонент учебников английского языка в специальных целях, был составлен ряд общих выводов. Во-первых, лексическое наполнение книг отражает широкий тематический спектр профессионально ориентированных учебных текстов, содержащих большое количество незнакомых современных слов, о которых учителя раньше не слышали или не знали терминов, обозначающих то или иное понятие. Во-вторых, в учебниках наблюдается баланс между специфической и общеупотребительной лексикой, что будет способствовать пониманию и переводу текстов в случае такой необходимости. В-третьих, грамматика учебников английского языка в специальных целях ограничена и представлена простыми синтаксическими конструкциями.

Таким образом, процедура оценки языка учебников английского языка в свободном формате может осуществляться в три этапа. Первая стадия включает в себя рассмотрение содержания пособия и его тематический охват. Вторым шагом является анализ лексического состава текстового наполнения учебника с учетом его языковой специфики и общей направленности на обучение в определенном контексте (в общих, специальных, академических целях). На третьем этапе в центре внимания оказывается грамматический материал учебной книги, анализ которого позволяет судить о том, удовлетворяет ли он грамматическим потребностям потенциальных студентов, которые будут пользоваться учебником.

1. Мильруд, РП. Компетентность учителя иностранного языка / РП. Мильруд, А.С. Карамнов // ИЯШ. - 2012. - № 1.

2. Cunningsworth, A. Evaluating course materials // Teacher Training. - London, 1979.

3. Sheldon, L.E. Evaluating ELT Textbooks and Materials // ELT Journal. - 1988. - № 42(4).

4. Williams, D. Developing Criteria for Textbook Evaluation // ELT Journal. -1983. - № 37 (3).

5. Карамнов, А.С. Модель создания корпуса учебника английского языка // Научный диалог. - 2013. - № 2(14).

6. Yang, Y., Wang X. Research and Design of Computer-Aided English Textbook Evaluation System / Y Yang, X. Wang // First International

Workshop on Education Technology and Computer Science. - 2009. - Vol. 3.

7. Wang X. A Study of College English Coursebook Evaluation System // The 7th International Symposium on Applied Linguistics and Language

Teaching. - 2006. - Vol. 1.

Bibliography

1. Miljrud, R.P. Kompetentnostj uchitelya inostrannogo yazihka / R.P. Miljrud, A.S. Karamnov // IYaSh. - 2012. - № 1.

2. Cunningsworth, A. Evaluating course materials // Teacher Training. - London, 1979.

3. Sheldon, L.E. Evaluating ELT Textbooks and Materials // ELT Journal. - 1988. - № 42(4).

4. Williams, D. Developing Criteria for Textbook Evaluation // ELT Journal. -1983. - № 37(3).

5. Karamnov, A.S. Modelj sozdaniya korpusa uchebnika angliyjskogo yazihka // Nauchnihyj dialog. - 2013. - № 2(14).

6. Yang, Y., Wang X. Research and Design of Computer-Aided English Textbook Evaluation System / Y Yang, X. Wang // First International

Workshop on Education Technology and Computer Science. - 2009. - Vol. 3.

7. Wang X. A Study of College English Coursebook Evaluation System // The 7th International Symposium on Applied Linguistics and Language

Teaching. - 2006. - Vol. 1.

Статья поступила в редакцию 18.01.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.