Научная статья на тему 'Лингвистическая компетенция как паритетная коммуникативная компетенция'

Лингвистическая компетенция как паритетная коммуникативная компетенция Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4782
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвистическая компетенция / коммуникативная компетенция / качества личности / языковые средства / межличностное взаимодействие / общение / linguistic competence / communicative competence / personality traits / language means / interper- sonal interaction / communication

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корнеева А. В., Зеленина С. В., Восиева Р. К.

В статье проанализированы различные подходы к определению понятия «коммуникативная компетенция» и определены основные признаки данного феномена. Лингвистическая компетенция рассматривается как важный структурный компонент коммуникативной компетенции, который предполагает практическую способность человека, воспринимать и понимать разные речевые формы и пользоваться ими. Авторы статьи отождествляют качества личности, влияющие на успешность взаимодействия в процессе общения с коммуникативными способностями личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC COMPETENCE AS PARETAL COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article analyzes various approaches to the definition of the concept of «communicative competence» and identifies the main features of this phenomenon. Linguistic competence is considered as an important structural component of communicative competence, which implies the practical ability of a person to perceive and comprehend different speech pattern and use them. The authors of the article identify the personality traits that impact on the success of interaction in the process of communication with the communicative abilities of an individual.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая компетенция как паритетная коммуникативная компетенция»

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / SOCIOLOGICAL sciences

71

УДК: 81.272

Корнеева А.В.

Алтайский государственный университет

Зеленина С.В.

Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета

Восиева Р.К.

Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзода

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11480

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ПАРИТЕТНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

Коrneeva A. V.

Аltai State University, ASU Zelenina S.V.

Rubtsovsk Institute (Branch Department) Аltai State University, ASU

Vosieva R.K.

Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulughzoda LINGUISTIC COMPETENCE AS PARETAL COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация

В статье проанализированы различные подходы к определению понятия «коммуникативная компетенция» и определены основные признаки данного феномена. Лингвистическая компетенция рассматривается как важный структурный компонент коммуникативной компетенции, который предполагает практическую способность человека, воспринимать и понимать разные речевые формы и пользоваться ими. Авторы статьи отождествляют качества личности, влияющие на успешность взаимодействия в процессе общения с коммуникативными способностями личности.

Abstract

The article analyzes various approaches to the definition of the concept of «communicative competence» and identifies the main features of this phenomenon. Linguistic competence is considered as an important structural component of communicative competence, which implies the practical ability of a person to perceive and comprehend different speech pattern and use them. The authors of the article identify the personality traits that impact on the success of interaction in the process of communication with the communicative abilities of an individual.

Ключевые слова: лингвистическая компетенция, коммуникативная компетенция, качества личности, языковые средства, межличностное взаимодействие, общение

Key words: linguistic competence, communicative competence, personality traits, language means, interpersonal interaction, communication

Современное развитие общества выдвигает новые требования к специалисту, с позиции его успешности в профессиональной деятельности. Многоуровневая система подготовки кадров в высших учебных заведениях направлена на решение проблемы обеспечения специалистами, владеющими коммуникативной культурой, навыками общения в деловой, социокультурной и профессиональной сферах.

В системе профессионально ориентированного обучения в вузах лингвистическая компетенция понимается как паритетная коммуникативная компетенция [8]. В лингвистической компетенции выделяется лишь одна составляющая, основанная на знаниях: а) языка единиц; б) правил образования и функционирования единиц языка; в) о языке; г) о системе языка.

Под лингвистической компетенцией понимают практическую способность человека, воспринимать и понимать разные речевые формы и пользоваться ими.

С позиции структурного анализа в понимании А.Л. Бердичевского, лингвистическая компетенция является частью коммуникативной компетенции,

которая отражает знания и умения использовать языковые средства с определённым коммуникативным потенциалом и владеть фоновыми механизмами речевой деятельности [1, с. 17].

Лингвистическая компетентность — это знание языковых единиц всех уровней (фонетического, лексического, морфологического, словообразовательного и синтаксического). Необходимо знать правила оперирования коммуникативных синтаксических единиц, чтобы на основании языкового материала уметь строить неограниченное число коммуникативных высказываний [4].

Лингвистическую компетенцию рассматривает Е.А. Быстрова, как наличие и понимание речевого опыта, который включает в себя знание основ науки о языке, усвоение понятийной языковой базы, определенного комплекса понятий (единиц и категорий языка) [2].

В лингвистической теории в трансформационной грамматике Н. Хомский подчёркивал различие между компетенцией как знанием родного языка говорящим и реальным употреблением языковых структур в речи [11, с. 9]. Автор рассматривал дея-тельностную природу формирования компетенций.

БОСЮШОТСАЬ 8С1Б1ЧСБ8 / <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма[1>>#6(11Ш,2©2©

И.

Лингвистический компонент является важным компонентом в структуре коммуникативной компетенции. Язык является социально значимым средством познания окружающей действительности и общения. Умение использовать знание языковых средств, грамматику, лексику и фонетику в письменном и устном общении характеризует уровень сформированности данной компетенции.

Коммуникативная компетенция включает в себя способность полноценно общаться во всех сферах деятельности, соблюдая нормы речевого поведения, принятые в социуме. Данное умение характеризует способность создавать и понимать тексты как результат речевой деятельности [6].

Многие исследователи понимают под компетентностью потенциальную готовность личности решать задачи. М.А. Чошанов определяет три признака компетентности: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данному времени и условиям; критичность мышления - способность сделать правильный выбор среди множества решений, сомневаться в выборе и оказываться от ложных решений [12].

Основными признаками компетентности считают:

- качество усвоения знаний и умений;

- объём усвоенных знаний и умений;

- способность эффективно выполнять задания;

- способность хорошо организовать и спланировать свою деятельность;

- способность быстро ориентироваться в новых условиях и адаптироваться в нестандартных ситуациях [10].

Уровень сформированности коммуникативной компетентности зависит от развития основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения. Лингвистические знания отражают основные языковые и коммуникативные концепты, которые определяю культуру общения и культуру речи. С помощью этих знаний люди взаимодействую друг с другом, используя язык как инструмент познания и как средство хранения результатов познания в языковых знаках. В этой связи можно говорить о ментальной и социальной сущности языка. Ментальность связана с сознанием личности, со способностью познавать объективную действительность. Смысловое значение лексического состава языка связано с закреплением признаков окружающих объектов в значении языковых знаков. Социальный аспект языка связан с общением, с использованием порождённых высказываний для взаимопонимания и взаимодействия. Н.С. Гусарова интерпретирует прагматику высказывания со стороны говорящего как стремление обратить внимание слушающего на мотивы высказывания [3, с. 182]. Мотив речевого акта определяет процесс коммуникации с помощью языковых средств. Обобщённое знание хранится в языковых знаках, человек обладает способностью использовать эти знания в определённом акте коммуникации. Говорящий испытывает коммуникативную потребность

для речевого регулирования действий собеседника, так как воздействие происходит через высказывание. Коммуникативная потребность заключается в необходимости объяснить слушающему мотивы речевого поступка. От наличия коммуникативной компетенции в таком случае будет зависеть цель коммуникации, которая заключается в умении создавать речевые высказывания, соответствующие данной конкретной речевой ситуации и понимаемые собеседниками.

Знание и владение лингвистическими, пара-лингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия на личность обуславливает эффективность межличностного коммуникативного взаимодействия. Коммуникативная компетентность является личностным качеством, проявляющимся также не только в коммуникативных, но и в организаторских умениях, связанных с взаимным обменом информацией и познанием людьми друг друга, с умением управлять в процессе коммуникации собственным поведением и поведением собеседника [13, с. 152].

Л.А. Петровская понимает под коммуникативной компетентностью качества личности, влияющие на успешность взаимодействия в процессе общения, автор отождествляет данные качества с коммуникативными способностями личности [5].

Таким образом, коммуникативная компетентность зависит от знания языковых норм и правил, владения речевыми навыками и умениями. Показателем коммуникативной компетентности является коммуникативная культура, определяющая позицию и уровень развития личности [7].

Мы полагаем, что коммуникативная компетентность способствует успешному общению, помогает обеспечить эффективное межличностное взаимодействие в различных ситуациях, что обуславливает успешность в профессиональной среде. Эффективность общения зависит от трёх условий: 1) способности к общению, которые заложены в человеке от рождения; 2) обучение - комплексный процесс приобретения знаний о закономерностях и правилах общения и овладения приёмами и техниками коммуникативного взаимодействия; 3) тренировка - практическое осваивание правил, приёмов и способов общения с целью выработки умений и навыков [9, с. 14].

Индивидуально-психологические свойства личности определяют уровень сформированности коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетентности у студентов является одним из важных факторов их становления как профессионалов.

Список литературы:

1. Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. - М.: Высшая школа. 1989. - С. 17.

2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. № 1. - С. 3 - 8.

3. Гусарова Н.С. Прагматическое значение высказывания с позиции говорящего // Электронный научный журнал. - 2016. № 10 (13). - С. 182.

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / SOCIOLOGICAL SCIENCES

4. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // РЯЗР. 1990. № 4. - С. 54 - 57.

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М.: Издательство МГУ. 1998. - 348 с.

6. Сегова Т.Д. Критерии качества развития коммуникативно-речевой компетентности студентов. Вестник ЮУрГУ. №29. 2008 - С. 60 - 65.

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. - М. 2006. - Т.1.

8. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном языке. СПб. Златоуст. 2000. - 224 с.

9. Тихонов С.Е. Риторика, риторизация и общение: осмысление и воплощение в период модернизации образования: Монография. - М.: «Прометей» МПГУ. 2005. - С. 14.

73_

10. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. - 2007. № 3. - С. 67-68; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10999 (дата обращения: 06.02.2020)

11. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. -М.: Московский университет. 1972. - С. 9.

12. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование. 1996. - 160 с.

13. Шумилова Е.А. Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования. Вестник ЮУрГУ. 2006. № 16 - С. 150 - 154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.