УДК 4P (07)-Тадж Н 41 ББК 81.2
М.М. НЕГМАТОВА
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА
Образовательный процесс во все времена представлял собой сложную систему работы. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся, подход к формированию личности ученика в современной школе - эти темы являются одними из самых важных для современного преподавателя.
Одной из актуальных проблем современной лингводидактики не случайно остается проблема формирования и развития коммуникативной компетенции личности. Проблема актуальная, назревшая, обострившаяся и достигшая своего апогея в социальной жизни, которая неизбежно занимает статус «проблемы номер один» в школьном преподавании, охватывая фактически все предметные области, и в первую очередь филологические дисциплины. Термин «компетенция» действует на семантическом пространстве и имеет широкую сферу применения. В Таджикистане вопросы коммуникативного обучения русскому языку в соответствии с концепцией модернизации образования приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная и ориентированная на достижение практического результата в овладении русским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности учащегося. Сначала рассмотрим и проанализируем определение понятия «компетенция», которое приводится в различных источниках.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «компетенция» рассматривается как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [4].
Учёные С. Шишова, А. Агапова считают, что понятие «компетенция» - это готовность личности умело использовать свои способности, которые основаны на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, и которые успешно применяются в трудовой деятельности. [8].
Учёным А.В. Хуторским понятие «компетенция» было определено как совокупность качеств личности, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Это такие качества, как знания, умения, навыки, способы деятельности, которые необходимы для качественной продуктивной и результативной деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов [7].
А.К. Маркова определяет компетенцию как характеристику отдельной личности и степень её соответствия требованиям [3].
Согласно рассмотренной словарной литературе, значение термина «компетенция» мы сможем полностью раскрыть, когда укажем на его латинское происхождение (competentia - согласованность частей и complete - добиваюсь, соответствую, подхожу). Таким образом, делаем вывод, что слово «компетенция» может иметь два разных значения: во-первых, это полномочия действия или деятельность какого-либо учреждения или лица, во-вторых, это круг, в котором человек достигает познания и набирает опыт. В современной педагогической литературе слово «компетенция» употребляется во втором значении.
Осмысление теории и применение компетентностного подхода на практике в процессе преподавания русского языка началось с исследований коммуникативной методики таких учёных, как Е.А. Быстрова, Т.К. Донская, А.Ю. Караулова, С.И. Разумовская и др.
Исследователи Е.А Быстрова, С.И. Львова, Л.В. Черепанова в своих работах связывают компетенцию с совокупностью специальных общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности [2]. «Компетенция» в нашем исследовании представляет собой понятийную систему, которая связана с формированием коммуникативной компетенции учащегося. Из этого следует, что «компетенция» - это не только способность к выполнению деятельности, связанной с данным учебным предметом, но и совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения. Поскольку формирование коммуникативной компетенции наиболее точно отражает эту предметную область, т.е. обучение русскому языку, поэтому она выступает в качестве ведущей.
Язык считается основополагающим средством общения, в отсутствии которого немыслимо наличие и формирование человеческого общества. Происходящие в настоящее время перемены в социальных взаимоотношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, улучшения их филологической подготовки. В соответствии с «Программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений с таджикским языком обучения», главным направлением дисциплины «Русский язык» считается формирование коммуникативной компетенции, т.е. возможности и готовности реализовать иноязычное межличностное и межкультурное взаимодействие с носителями языка. В обучении неродным языкам акцентируют языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, социокультурную и многие прочие виды компетенций.
Коммуникативная компетенция - это главнейшая задача, которая заключает в себе основную цель изучения неродного языка, и включает в себя все основные виды компетенций. Это способность решать средствами неродного языка актуальные для учащихся и общества задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащихся пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения с учётом различных условий речевого общения [5].
Одной из основных компетенций считается коммуникативная компетенция, которая, согласно суждению многочисленных ученых, может по праву рассматриваться как основная и главная, так как именно она находится в основании всех без исключения остальных компетенций: информационной, социокультурной, социально-политической, и, кроме того, готовности к образованию и саморазвитию [6].
Компонентный состав для изучения иностранного языка был выявлен русским исследователем И.Л. Бим, которая выделяет следующие виды коммуникативной компетенции: языковая, речевая, тематическая, социокультурная компетенция [1].
Далее подробнее рассмотрим этот состав коммуникативной компетенции. Лингвистическая (языковая) компетенция - эта конструкция грамматически правильных форм и синтаксических построений, понятные смысловые отрезки в речи, которые организованы в соответствии с существующими нормами и правилами русского языка. Их можно употреблять в том направлении, в котором они используются носителями языка в изолированной позиции. Следует сделать вывод, что одним из основных и главных компонентов коммуникативной компетенции является лингвистическая компетенция. Потому что, не зная основных грамматических правил образования форм, структурирования осмысленных фраз невозможна никакая вербальная, т.е. устная коммуникация.
Социолингвистическая компетенция - это умение выбрать правильную и нужную лингвистическую форму. В зависимости от условий коммуникативного акта выбирается способ его выражения. Это зависит от ситуации, цели и намерения коммуникации, социальной и функциональной роли говорящих и взаимоотношений между ними.
Дискурсивная (речевая) компетенция - это способ использования определенной стратегии для построения и пояснения текста. Дискурсивная компетенция включает в свой состав и рассматривает специфику письменных и устных типов текстов, а также тактику речи. В процессе работы учащиеся должны не только различать типы текстов, но и уметь продуцировать и интерпретировать их.
Социокультурная компетенция - ознакомление с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка, а также знакомство с релевантными элементами социокультурного контекста, которые соответствуют восприятию речи с точки зрения носителей языка: обычаи, традиции, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, страноведческие знания и т.д.
Социальная компетенция - это желание и умение общаться, говорить, т. е. вступать в коммуникативный контакт с другими людьми. Появление желания общаться, т.е. вступить в контакт, связано с наличием ряда потребностей, мотивов, определенного отношения к собеседнику, а также обусловливается собственной самооценкой. Вступление в коммуникативный контакт - это умение, которое требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею.
Стратегическая (компенсаторная и учебно-познавательная) компетенция -это компенсация недостаточного знания языка особыми средствами, а также наличие речевого и социального опыта общения в иноязычной среде.
Характерной особенностью современного этапа развития образования является проведение интегрированных уроков с целью формирования коммуникативной компетенции, которую можно сформировать только совместными усилиями преподавателя и самих обучаемых.
Коммуникативные компетенции - способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести беседу в различных
социальных ситуациях, владеть устным и письменным общением, несколькими языками.
В литературе иногда встречается термин «речевая компетенция», который близок по своему значению термину «коммуникативная компетенция». Все четыре основных видов речевой деятельности - говорение, слушание, понимание, чтение, письмо - являются функциональными исполнителями речи. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи. Это умение создавать и воспринимать тексты - продукт речевой деятельности.
Коммуникативные компетенции предполагают способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности.
Формирование и развитие коммуникативной компетентности личности становится важнейшей задачей на уроках русского языка.
Учащиеся - главные участники учебно-воспитательного процесса. Не случайно новые методики, методы и приемы способствуют повышению активности учащихся на уроке, создают ситуацию сотрудничества. Для формирования навыков речевого общения определяются как необходимые следующие умения:
- умение понять тему и осмыслить логику развития мысли;
- умение составлять план;
- умение извлечь нужную информацию из устного или письменного источника;
- умение собрать и систематизировать материал.
На занятиях используются нижеследующие приёмы обучения:
- чтение;
- говорение;
- аудирование;
- групповая деятельность обучаемых.
Необходимо подчеркнуть, что развитие коммуникативной компетенции происходит прежде всего при помощи специальных приёмов, а не естественным путём. Их особенность заключается в создании особых ситуаций воздействия. Все названные методы направлены на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции. Как мы уже говорили, целью обучения русскому языку в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Формирование основных видов компетенций становится главной целью обучения русскому языку в школах, так как это даёт большие возможности учащимся повысить свои учебные достижения и решить вопросы дефицита общения в обществе. Речевая активность учащихся успешно проявляется во время интегрированных и нетрадиционных форм уроков русского языка, которые являются залогом речевой активности учащихся, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет им принимать активное участие в диалоге культур.
Список использованной литературы:
1. Бим, И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных
программ / Л.М. Бим. -М., 1999. -С.76.
2. Быстрова, Е.А., Львова, С.И., Черепанова, Л.В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности /режим доступа: LITRUS. NET онлайн-библиотека litmir. net /(дата обращения: 25.12.13.)
3. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. - 1995. - № 6. - С.55-63.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов; под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю.Шведовой. -М. : Рус.яз., 1986. - С. 256.
5. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений с таджикским языком обучения / Рекомендовано Министерством образования Республики Таджикистан. -Душанбе, 2008. - С. 5-6.
6. Соловова, Е.Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ/ Е.Н. Соловова // Первое сентября, 17/2005.
7. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориен-тированной парадигмы образования / А. В. Хуторской; под ред. Ю. А. Дика, А. В. Хуторского. -М.: ВЛАДОСС, 2002. - С. 135-157.
8. Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании / С. Е. Шишов. -1999. -№ 2. -С. 30-34.
Reference Literature
1. Bim I. L. Compulsory Minimum of Content in Regard to Basic Educational Programs. -M.,
1999.-P.76
2. Bystrova Ye A, Lvova S.I, Cherepanova L.B. Communicative Culture. From Communicative
Abilities to Social Responsibilities./ availability regime: RITRUS.NET online library; date of addressing: 25.12.13
3.Marcova A.C. Psychological Criteria and the Stages of Teacher's Professionalism Pedagogics. -1995. -№6. -pp. 55-63.
4.Ojegov S.I. Dictionary of Russian Language/under the editorship of member correspondent membership. USSR AS. N.Y.Shvedova.-M.: Russian Language, 1986. p.256.
5.Russian Language Program for Comprehensive Schools with Tajik Language Teaching program Recommended by the Ministry of Education of the Republic of Tajikistan. -Dushanbe, 2008. pp.5-6.
6. Solovova I.N. Goals of Language Education in the Channel of Global Reforms // The first
of September, 17/2005.
7. Khutorskoy A.V. Key Competence as a Component of personally Oriented Paradigm of
Education/under the editorship of Yu A. Dik. -M.: Vladoss ,2002.-pp.135-157.
8. Shishov S.Ye. The Notion of Competence in the Context of the Quality of Education//
Standards and Monitoring in Education//1999. - №2. - pp. 30-34.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на интегрированных
уроках русского языка
Ключевые слова: формирование, русский язык, коммуникативная компетенция, лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, социальная компетенция
В данной статье автор рассматривает одну из самых актуальных проблем современной лингводидактики - проблему формирования и развития коммуникативной компетенции личности. Автор основательно анализирует понятие «компетенция»,
приводимое в различных источниках, даёт определение понятия «компетенция» как совокупности знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и способности к выполнению деятельности, связанной с данным учебным предметом.
В статье подробно рассматривается компонентный состав коммуникативной компетенции, а именно: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, социальная и стратегическая.
Formation of Pupils^ Communicative Competence at the Lessons of the Russian Language
Key words: formation, the Russian language, communicative competence, linguistic competence, sociological competence, strategic (compensatory and educational-cognitive) compatence
The author canvasses one of the most actual problems of linguodidactics - that of the formation and development of an individual's communicative competence.
The auhor analyzes substantially the notion of "competence" as an integrity of khowledge, habits and abilities formed in the process of tuition and promoting in implementation of activities associated with a concrete educational subject. M.M. Negmatova deals in details with a componential structure of communicative competence including such types of the latter as linguistic, sociolinguistic, discursive, sociocultural, social and strategic ones.
Сведения об авторе:
Негматова Мухбирахон Мирзоходжаевна, соискатель кафедры общественных наук, старший преподаватель кафедры русского языка Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: [email protected]
Information about the author:
Negmatova Mukhbirakhon Mirzokhodjayevna, Aspiring Degree Candidate, senior teacher of the department of the Russian Language under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan Republic, Khudjand), e-mail: [email protected]