Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ'

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс / образование / языковые компетенции / компетенция / специальность / анализ текста / русский язык / информация / educational process / education / language competencies / competence / specialty / text analysis / Russian language / information

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишматова Шоира Абдуганиевна

В статье рассматривается такое понятие, как языковая компетенция, которая подразумевает грамотное использование слов, словоформ, тонкое понимание синтаксической структуры текста — слова, общее владение каким-либо языком, сообразно ее литературной форме. Ключевую роль в процессе обучения русскому языку, если речь идёт о совершенствовании языковой компетенции учеников, играет работа с текстом. Это обязательный этап в изучении русского языка. Отмечается, что текст является важнейшей дидактической единицей, в связи с чем эффективность обучения напрямую зависит от насыщенности урока текстами и текстовыми упражнениями, а правильный выбор текстов способствует формированию развивающей речевой среды. Подчеркивается, что применение текста как основы речеведческого понятия актуально не только на занятиях по развитию речи, но и при изучении таких разделов, как лексика, морфология, синтаксис. Появляется возможность сформировать прекрасные условия для интеграции курсов русского языка и литературы. На основе изученного материала делается вывод о том, что подобная практика будет способствовать развитию морально-нравственных качеств обучающихся, устранению проблем с коммуникацией и улучшению творческих навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишматова Шоира Абдуганиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC COMPETENCE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE CULTURE OF THE INDIVIDUAL AND THE FORMATION OF SKILLS OF INTROSPECTION AND SELF-ASSESSMENT

Language competence implies the competent use of words, word forms, a fine understanding of the syntactic structure of the text — in a word, general knowledge of any language in accordance with its literary form. The key role in the process of teaching the Russian language, when it comes to improving the language competence of students, is played by working with text. This is a mandatory stage in learning Russian. The text is the most important didactic unit. In this regard, the effectiveness of teaching directly depends on the saturation of the lesson with texts and text exercises. The right choice of texts contributes to the formation of a developing speech environment. The use of text as the basis of the speech science concept is relevant not only in speech development classes, but also in the study of sections of vocabulary, morphology, syntax. It becomes possible to create excellent conditions for the integration of Russian language and literature courses. In addition, such practice will contribute to the development of moral qualities of students, eliminate communication problems and improve creative skills.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ»

ТДУ 371.015

DOI:10.51844-2077-4990-2023-4-60-63

Ишматова Шоира Абдуганиевна, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы ГОУ «ХГУ имени акад. Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

Ишматова Шоира Абдуганиевна, н.и.п., дотсенти кафедраи методикаи таълими забон ва адабиёти руси МДТ "ДДХ ба номи акад. Б.Гафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

Ishmatova Shoira Abduganiyevna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of methods of teaching the Russian language and literature under the SEI "KhSU named after acad. B.Gafurov" (Tajikistan, Khujand), E-mail: shoira-510@mail.ru Ключевые слова: учебный процесс, образование, языковые компетенции, компетенция, специальность, анализ текста, русский язык, информация

В статье рассматривается такое понятие, как языковая компетенция, которая подразумевает грамотное использование слов, словоформ, тонкое понимание синтаксической структуры текста — слова, общее владение каким-либо языком, сообразно ее литературной форме. Ключевую роль в процессе обучения русскому языку, если речь идёт о совершенствовании языковой компетенции учеников, играет работа с текстом. Это обязательный этап в изучении русского языка. Отмечается, что текст является важнейшей дидактической единицей, в связи с чем эффективность обучения напрямую зависит от насыщенности урока текстами и текстовыми упражнениями, а правильный выбор текстов способствует формированию развивающей речевой среды. Подчеркивается, что применение текста как основы речеведческого понятия актуально не только на занятиях по развитию речи, но и при изучении таких разделов, как лексика, морфология, синтаксис. Появляется возможность сформировать прекрасные условия для интеграции курсов русского языка и литературы. На основе изученного материала делается вывод о том, что подобная практика будет способствовать развитию морально-нравственных качеств обучающихся, устранению проблем с коммуникацией и улучшению творческих навыков.

Вожа^ои калидй: раванди таълим, маориф, салоуияти забон, салоуият, ихтисос, таулили матн, забони руси, иттилоот

Дар мацола мафууми салоуияти забони мавриди барраси царор дода шудааст, ки истифодаи салоуияти калимауо, шаклуои калимауо, дарки нозуки сохтори синтаксиси матн - калимауо, мауорати умумии уар забонро мувофици шакли адабии он дар назар дорад. Дар раванди таълими забони руси, вацте сухан дар бораи такмили салоуияти забонии донишцуён меравад, кор бо матн нацши асосиро мебозад. Ин маруилаи уатми дар омузиши забони руси аст. Цайд карда мешавад, ки матн мууимтарин воуиди дидактикист ва аз ин ру, самаранокии таълим бевосита аз сер шудани дарс бо матн ва машцуои матни вобаста буда, интихоби дурусти матнуо ба ташаккули мууити инкишофи нутц мусоидат мекунад. Таъкид карда мешавад, ки истифодаи матн уамчун асоси консепсияи илми нутц на тануо дар дарсуои рушди нутц, балки уангоми омузиши цисматуои лексика, морфология ва синтаксис низ мууим аст. Имконияти фарохам овардани шароити хуби курсхои забои ва адабиёти рус. Дар асоси маводи омухташуда ба хулосае омадаанд, ки чунин амалия ба ташаккули сифатуои ахлоции хонандагон, бартараф намудани мушкилоти муошират ва такмили мауорати эцоди мусоидат мекунад.

Key words: educational process, education, language competencies, competence, specialty, text analysis, Russian language, information

Language competence implies the competent use of words, word forms, a fine understanding of the syntactic structure of the text — in a word, general knowledge of any language in accordance with its literary form. The key role in the process of teaching the Russian language, when it comes to improving the language competence of students, is played by working with text. This is a mandatory stage in learning Russian. The text is the most important didactic unit. In this regard, the effectiveness of teaching directly depends on the saturation of the lesson with texts and text exercises. The right choice of texts contributes

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ САЛОХИЯТИ ЗАБОНИ ХАМЧУН ОМИЛИ РУШДИ ФАРХАНГИ МАЪРИФАТИ ШАХСИЯТ ВА ТАШАККУЛИ МАЛАКАХОИ ХУДТАХЛИЛКУНИ ВА

ХУДБАХОДИХИ LINGUISTIC COMPETENCE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE CULTURE OF THE INDIVIDUAL AND THE FORMA TION OF SKILLS OF INTROSPECTION AND SELF-ASSESSMENT

to the formation of a developing speech environment. The use of text as the basis of the speech science concept is relevant not only in speech development classes, but also in the study of sections of vocabulary, morphology, syntax. It becomes possible to create excellent conditions for the integration of Russian language and literature courses. In addition, such practice will contribute to the development of moral qualities of students, eliminate communication problems and improve creative skills.

Языковая компетенция подразумевает грамотное использование слов, словоформ, тонкое понимание синтаксической структуры текста — слова, общее владение каким-либо языком, сообразно ее литературной форме. Фундаментальное обучение этому обычно проводится еще в школе, где юных учащихся знакомят с новыми нормами лексики, помогают им расширить их фразеологический запас и увеличить грамматическое разнообразие в речи. Все это достигается при помощи некоторых педагогических методик. Например, ученики учат новые нормы морфологического согласования, осваивают новые способы конструкции разных предложений, все чаще пользуются синонимами в своей устной речи.

Изучение различных разделов русского языка способствует усвоению перечисленных знаний [2]. После языковой компетенции, идет компетенция лингвистическая, которую зачастую путают с языковой. На самом деле, лингвистическая компетенция охватывает гораздо больше категорий в обучении людей языковой грамотности, что подразумевает углубленное изучение правил устной и письменной речи. В процессе этого, идет обучение основным законам, правилам и структуре речи.

Работа со словарем важна для развития языковой компетенции. Упражнения с использованием разных типов словарей имеют не только практическую цель, но также способствуют развитию учащихся, пробуждая их интерес. Работая со словарями, дети должны научиться искать, просматривать, читать и совершенствовать свои навыки чтения. Они также должны научиться пользоваться справочными ресурсами словаря, такими как словарный и алфавитный указатели [3].

Коммуникативная компетенция помогает научить учащихся общаться в форме вопроса и ответа и задавать вопросы по содержанию и композиции художественных произведений. Для этого можно использовать учебные диалоги, которые возможны на уроках литературы.

Постановка проблемной темы или создание проблемного сценария — одно из самых важных коммуникативных упражнений, которые используются на уроках литературы [6]. С помощью проблемного вопроса можно не только вспомнить материал, но и применить знания в новых ситуациях, установить причинно-следственную связь между событиями.

Проблемные ситуации также позволяют организовать учебный процесс для осмысленного чтения. Они также помогают научить школьников формулировать свою гипотезу с помощью подтверждающих аргументов. «Что Муму дала понять главному герою, автору и читателям?» — это вопрос, который можно применить к рассказу И.С. Тургенева "Муму". Пытаясь ответить на него, учащиеся делают нравственно значимые выводы о ценности человеческого достоинства на основе своего чтения и понимания литературного произведения.

Необходимо указать, что на занятиях русского языка и литературы главным инструментом общения является текст. Ключевую роль в процессе обучения русскому языку, если речь идёт о совершенствовании языковой компетенции учеников, играет работа с текстом [1]. Это обязательный этап в изучении русского языка. Текст является важнейшей дидактической единицей. В связи с этим, эффективность обучения напрямую зависит от насыщенности урока текстами и текстовыми упражнениями.

Правильный выбор текстов способствует формированию развивающей речевой среды, и это, в конечном счёте, положительно повлияет на качество обучения: в частности, изучение и анализ текста помогает обучающимся совершенствовать языковые навыки, чувства и интуицию. Одного знакомства с текстами недостаточно, и в данном случае задача учителя состоит в оказании помощи ученикам понять и осознать прочитанное, научиться запоминать и воспроизводить полученную информацию [5]. Если учебный процесс будет организован конструктивно, то учащийся без проблем освоит эти навыки и использует их в различных жизненных сферах.

Применение текста как основы речеведческого понятия актуально не только на занятиях по развитию речи, но и при изучении разделов лексики, морфологии, синтаксиса. Появляется возможность сформировать прекрасные условия для интеграции курсов русского языка и литературы. Кроме того, подобная практика будет способствовать развитию морально-

нравственных качеств обучающихся, устранению проблем с коммуникацией и улучшению творческих навыков [8].

Грамматический материал подвергается доскональному изучению, обобщению и успешно используется в речевом аспекте. Ученики в ходе работы с текстом подвергают анализу основные методы связи, используемые в лексике, рассматривают основные словообразовательные элементы, изучают грамматические формы и речевые конструкции [7]. Также перед обучающимися стоят иные задачи: анализ смысловой нагрузки и стилистики текста, подробное изучение лексических и синтаксических возможностей, анализ синтаксиса, работа над эффективными методами выражения речи, знакомство с литературными нормами и отклонениями от них. Текст - это основа формирования грамотной речи и эффективной коммуникации.

Знание норм и правил употребления не служит гарантией формирования хороших коммуникативных навыков. Очевидно, что, даже имея прекрасные знания в области лингвистики и языка, можно не уметь правильно применять полученную информацию и испытывать затруднения во всём, что касается коммуникации [6]. Чтобы овладеть языком, необходимо использовать полученные знания конструктивно, учитывать конкретные условия коммуникации и практиковаться.

По этой причине в процессе обучения русскому языку акцентируется внимание на третьей разновидности компетенции - коммуникативной. Основной целью в обучении русскому языку и литературе считается создание коммуникативной компетенции с целью организации собственной речевой деятельности с помощью специальных языковых методов [8].

Занятия с коммуникативной направленностью способствуют развитию природных языковых талантов, совершенствованию навыков и знаний в сфере речевой деятельности. Кроме того, творческие задания, включённые в программу, служат своеобразной тренировкой для воображения и логики [3].

Коммуникативная компетентность обозначает способность к полноценному речевому общению в различных жизненных отраслях, с учётом всех социальных требований речевого поведения. Ключевой навык, который формируется в границах компетенции, - это способность разрабатывать и правильно воспринимать тексты.

В основе коммуникативной деятельности лежат основные понятия речевой лингвистики, в том числе: стили и виды речи, построение текста, рассуждения, методы связи предложений, навыки текстового анализа.

Нельзя не упомянуть речевые условия или компоненты, указывающие говорящему на то, какие слова и грамматические методы можно использовать в конкретном случае [2]. Главным образом, это зависит от типа взаимоотношений и социальных условностей. Безусловно, характер речевого общения находится в прямой зависимости от того, с кем человек общается: его социального статуса, возраста, пола, рода занятий и пр. Также играют роль обстоятельства общения (собеседование, дружеская беседа, общение с преподавателем).

Третий значительный компонент речевой ситуации - конечная цель и основные намерения говорящего. Таким образом, требование или приказ имеют существенные различия с передачей информации или высказыванием положительных эмоций, похвалой. Соответственно, хорошие коммуникативные навыки подразумевают умение правильно общаться с окружающими, в зависимости от их статуса, положения, обстоятельств, конечной цели.

Очевидно, что формирование этих навыков можно осуществить на базе лингвистической и языковой компетенции. Даже обычное занятие по литературе может стать источником знаний и дать возможности для развития навыков общения. Ученики, готовые совершенствоваться, могут рассчитывать на создание прочных коммуникативных связей в обществе.

Коммуникативные задачи помогут сделать обычный урок увлекательным и полезным.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что коммуникативная компетенция у современных учеников формируется в ходе обучающего процесса: при общении с учителем, выполнении интересных заданий и работе с текстом. В результате, формируется высокоэффективная личность, которая успешно взаимодействует с окружающими и умело ориентируется в социуме.

ЛИТЕРАТУРА:

1 .Быстрова,Е.А. Проблемы и перспективы преподавания русского языка в школе/Е.А.Быстрова /Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. Казань, МО РФ, МО РТ, 2001.-С.18.

2.Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления у учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

3. Львов, М.Р. Русский язык в школе: История преподавания: Курс лекций для студентов педвузов и колледжей/М.Р.Львов.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 167 с.

4. Смирнова, М.А. Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе высшей школы/М.А. Смирнова// Интернет-журнал СахГУ «Наука,образование, общество». -[Электронный ресурс]. URL: journal.sakhgu.ru/work.php?id=13 (дата обращения: 15.03.2020).

5.Сысоев, П.В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе /П.В.Сысоев//Язык и культура. - 2015. - № 4 (32). - С. 157-166

6. Черкезова, М. В. Методические проблемы типологической общности и вопросы преподавания русской литературы в национальной школе, типологическая общность и взаимосвязи / М. В. Черкезова // Сб. науч. трудов АПН СССР., Под ред. Н.М. Шанского. -М.: АПН СССР, 1981. - С. 5-18.

7. Янченко, В.Д. Научное наследие в области методики преподавания русского языка последней трети ХХ века - учителям-словесникам: Монография/В.Д.Янченко/ научный ред. проф. А.Д. Дейкина. - М.:Интеллект-Центр, 2011. - 160с.

REFERENCES:

1. Bystrova, E.A. Problems and prospects for teaching the Russian language at school / E.A. Bystrova /Russian language at school: experience, problems, prospects: a collection of materials from the All-Russian scientific and practical conference. Part 2. Kazan, Ministry of Defense of the Russian Federation, Ministry of Defense of the Republic of Tatarstan, 2001.-P.18.

2. Age and individual characteristics of imaginative thinking in students / Ed. I.S. Yakimanskaya. -M.: Pedagogy, 1989. - 224 p.

3. Lvov, M.R. Russian language at school: History of teaching: Course of lectures for students of pedagogical universities and colleges / M.R. Lvov. - M.: Academy, 2007. - 167 p.

4. Smirnova, M.A. Didactic possibilities of using multimedia in the educational process of higher education/M.A. Smirnova // Internet magazine of Sakhalin State University "Science, Education, Society". - [Electronic resource]. URL: journal.sakhgu.ru/work.php?id=13 (access date: 03/15/2020).

5. Sysoev, P.V. Directions of informatization of linguistic education at the present stage / Sysoev P.V. // Language and culture. - 2015. - № 4 (32). - P. 157-166

6. Cherkezova, M. V. Methodological problems of typological community and issues of teaching Russian literature in national schools, typological community and relationships / M. V. Cherkezova // Collection. scientific Proceedings of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, ed. N.M. Shansky. - M.: APN USSR, 1981. - P. 5-18.

7. Yanchenko, V.D. Scientific heritage in the field of methods of teaching the Russian language in the last third of the twentieth century - for literature teachers: Monograph / V.D. Yanchenko / scientific ed. prof. HELL. Deykina. - M.: Intellect-Center, 2011. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.