Научная статья на тему 'ЛИКБЕЗ КАК МЕХАНИЗМ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКОВ'

ЛИКБЕЗ КАК МЕХАНИЗМ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКБЕЗ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шагаев Виктор Алексеевич, Горохова Татьяна Алексеевна

Рассматривается процесс ликвидации безграмотности в 1920-1940-х годах не только как способ повышения образования населения, но и как механизм увеличения доверия к советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROGRAM AS A MECHANISM FOR LEGITIMIZING THE POWER OF THE BOLSHEVIKS

The process of eliminating illiteracy in the 1920s-1940s is being considered not only as a way to increase the education of the population, but also as a mechanism to increase confidence in the Soviet government.

Текст научной работы на тему «ЛИКБЕЗ КАК МЕХАНИЗМ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКОВ»

Научная статья УДК 342.597

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-186-189 EDN: https://elibrary.ru/tlbhjj NIION: 2015-0066-2/23-681 MOSURED: 77/27-011-2023-02-880

Ликбез как механизм легитимации власти большевиков

Виктор Алексеевич Шагаев1, Татьяна Алексеевна Горохова2

1 2 МИРЭА - Российский технологический университет, Россия, Москва

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Рассматривается процесс ликвидации безграмотности в 1920-1940-х годах не только как способ повышения образования населения, но и как механизм увеличения доверия к советской власти. Ключевые слова: ликбез, легитимность, политическая социализация, неграмотность

Для цитирования: Шагаев В. А., Горохова Т. А. Ликбез как механизм легитимации власти большевиков // Вестник экономической безопасности. 2023. № 2. С. 186-189. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-186-189. EDN: TLBHJJ.

Original article

Educational program as a mechanism for legitimizing the power of the Bolsheviks

Viktor A. Shagaev1, Tatiana A. Gorokhova2

1 2 MIREA - Russian Technological University, Russia, Moscow

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The process of eliminating illiteracy in the 1920s-1940s is being considered not only as a way to increase the education of the population, but also as a mechanism to increase confidence in the Soviet government. Keywords: educational program, legitimacy, political socialization, illiteracy

For citation: Shagaev V. A., Gorokhova T. A. Educational program as a mechanism for legitimizing the power of the Bolsheviks. Bulletin of economic security. 2023;(2):186-9. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-186-189. EDN: TLBHJJ.

Легитимность государственной власти - процесс, подразумевающий ее принятие массами, согласными подчиняться данной власти, считающими ее авторитетной и наиболее справедливой. От уровня легитимации зависит динамичность развития страны, то, насколько государство пострадает от кризиса, и как быстро оно сможет восстановиться. Именно поэтому поддержание высокого уровня легитимности - это важнейшая задача государственной власти.

1919 год был трудным для правительства большевиков. Недовольное политикой военного коммунизма население все меньше поддерживало «красных», произошло объединение разрозненных белых армий в один восточный фронт под предводительством Колчака. Все это создавало угрозу для будущей советской власти. Поэтому в самый разгар Гражданской войны большевики начали работу по повышению доверия

© Шагаев В. А., Горохова Т. А., 2023

к своей власти на территориях бывшей Российской империи.

Для этого использовались способы, которые в правовой науке получили название механизмы легитимации. Данные процессы направлены на придание власти легитимного характера с целью обеспечить ее поддержку со стороны как можно большего числа населения. К универсальным механизмам относятся: социально-психологический механизм, политическая социализация, политическое участие, демонстрация эффективности принимаемых решений. Все они были применены правительством большевиков в рамках большой компании по борьбе с безграмотностью населения.

Началом ликбеза считается 26 декабря 1919 года, когда вышел декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР». В целях данного декрета указано предоставление «все-

JURISPRUDENCE

му населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны...» [1]. Таким образом, первоначальной целью ликбеза в Советском государстве было не только повышение уровня образования населения, но и легитимация государственной власти, осуществляемая через пропаганду коммунистической идеологии в образовании.

Компания по ликвидации безграмотности длилась с 1919 по 1940 годы. Этот период можно разделить на два этапа, каждый из которых имеет свою специфику в зависимости от политической ситуации в государстве. Первый этап охватывает 1920-е годы, когда происходит начальное развитие советского государства, установление отношений с союзными республиками, реализация новой экономической политики. Данный этап характеризовался упором властей на ликвидацию безграмотности в среде молодежи, особенно беспризорников, которых к 1922 году насчитывалось около 7 млн. Для них создавалась большая сеть различных образовательных учреждений, ставивших своей целью не только обучение чтению и письму, но и патриотическое воспитание, заключавшееся во внушении приоритета социалистического государственного строя над капиталистическим.

В процессе второго этапа, охватывающего 1930-1940 годы, компания по ликвидации безграмотности ориентировалась больше на взрослых людей, чем на молодежь. Это связано с началом индустриализации государства, для которой требовались грамотные специалисты. Сложившаяся ситуация отражена в одном из политических лозунгов того времени: «В колхозе и на предприятии неграмотных нет и быть не должно» [2]. Сложная геополитическая обстановка того периода, процесс коллективизации нашли отражение и в ликбезе. Об этом можно судить по поставленной в 1930-х годах задаче: «.дать решительный отпор классовым врагам пролетариата, пытающимся спекулировать на культурной отсталости некоторой части населения» [2]. В образовании активно пропагандировалась борьба с классовыми врагами советского народа, что помогало решению данной задачи.

Таким образом, в рамках компании по ликвидации неграмотности, проводилось воздействие как на молодежь, так и на взрослое население; показывались с положительной стороны различные политические решения, в том числе изначально непопулярные; проводилась тотальная пропаганда коммунистической идеологии. Все это обеспечивало массовость поддержки советской власти и укрепление доверия к ней у населения.

Рассмотрим, как реализовывались различные механизмы легитимации власти в процессе ликвидации безграмотности населения. Социально-психологический механизм легитимации власти основан на психологии масс: «.одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением.» [3]. В процессе ликбеза большинству необразованного населения закладывались одинаковые установки. Данный процесс был регламентирован и включал воздействие на население путем

«бесед, лекций, митингов, концертов и спектаклей». Пропаганда нашла отражение даже в первых букварях, которые были составлены из коммунистических лозунгов: «Мы не рабы, рабы не мы!» [4] - букварь Элькиной, «Большевики буржуев ищут. Буржуи мчатся верст за тыщу» [5] - В. Маяковский «Советская азбука». Также, психология воздействия на массы подразумевает наличия лидера-вождя, который руководит массами силой внушения. Данным лидером в советском государстве был В. И. Ленин, который в процессе повышения уровня народного образования представлялся как спаситель народа от империализма. Таким образом, посредством ликвидации безграмотности в народных массах укоренялось представление о том, что своим благополучием они обязаны советскому государству, на благо которого они должны трудиться.

Еще одним механизмом легитимации, применяемом большевиками, была политическая социализация -процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей. Данный механизм реализовывался непосредственно в процессе обучения, так как обучающийся наряду с усвоением основ чтения, письма и счета должен был ориентироваться в «основных вопросах строительства Советского государства» [6]. Политическую социализацию осуществляли работники ликпун-ктов - люди-носители коммунистической идеологии: члены профсоюзов, отделов по работе в деревне, союза коммунистической молодежи и т. д. В ходе бесед, называющихся «Грамоты гражданина», они объясняли различные решения власти, рассказывали об идее мировой революции, пропагандировали приоритет советского строя над капиталистическим путем их сопоставления. Данный процесс масштабной политической социализации был неполным, так как левые идеологии освещались только с отрицательной стороны. Однако при этом укреплялось доверие к новой власти и ее авторитет в глазах народа.

Привлечение населения к политическому участию - механизм легитимации власти большевиками, активно использующийся в ликбезе. Он исходит непосредственно из цели компании по ликвидации безграмотности: «.возможность сознательного участия в политической жизни страны.» [1]. К политическому участию активно привлекали молодежь из комсомола. «В походе за всеобщей грамотностью комсомольцы не только учились сами, но и учили своих земляков, пройдя краткосрочные курсы «красныхучителей»...» [7]. Люди призывались к активному участию в жизни государства и партии: к вступлению в коммунистическую партию и колхозы, к участию в выборах на всех уровнях, причем с использованием как активного, так и пассивного избирательного права. Данный механизм легитимации также нашел отражение в учебниках. Так «Сибирский букварь для взрослых» 1930 г. содержал такие призывы: «Женщины, идите на выборы! Идите в Советы!» [8], а также объяснял идею равноправия мужчин и женщин. Все это способствовало пропаганде коммунистического строя и

№ 2 / 2023

Bulletin of economic security

187

идей, формировало и поддерживало высокий уровень доверия населения к власти.

Последний из наиболее популярных механизмов легитимации власти в советском государстве был метод демонстрации эффективности. Наиболее полно данный метод реализовывался на втором этапе ликбеза, когда укрепилась советская власть, и были достигнуты успехи в развитии государства. Так в учебнике-журнале «Деревенские политчитки» 1930 г. рассказывается об отправке «тысячи тракторов» на сбор хлопка, строительстве передовых заводов (Константиновского цинкового завода), о росте промышленного производства. Представленные сведения должны были показать, как много положительного сделали советы за время своего недолгого нахождения у власти, повысить их авторитет и обеспечить лояльное отношение населения к любым политическим решениям.

Таким образом, ликвидация безграмотности, практически завершенная к 1940 году, оказала колоссальное влияние на укрепление и повышение авторитета советской власти. Граждане, получившие образование с коммунистическим уклоном, в своем большинстве верили в светлое будущее социализма, признавали авторитет вождей. Все это в будущем оказало большое влияние на развитие государства.

Список источников

1. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26.12.1919 г. URL: https://www.prlib.ru/histoiy/619846 (дата обращения: 30.08.2022).

2. Армия культурного назначения. URL: https:// little-histories.org/2014/09/03/kultarmy/ (дата обращения: 30.08.2022).

3. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы (часть 2). URL: https://smart-lab.ru/blog/38121.php (дата обращения: 30.08.2022).

4. Элькина Э., Богуславская Н., Курская А. Долой неграмотность : Букварь для взрослых. М., 1920.

5. Маяковский В. Советская азбука. URL: https://filosoff.org/mayakovskyvladimir/wp-content/ uploads/sites/337/2020/04/sovetskaya-azbuka-vladimir-vladimirovich-mayakovskij (дата обращения: 30.08.2022).

6. Ликвидация безграмотности, материалы по вопросу ликвидации безграмотности за 1-е полугодие 1920 года / Выпуск 1-ый / Вятка, 2-я государственная типография, 1920.

7. Комсомол Алтая и ликвидация безграмотности. 20-е годы ХХ века, Потапчук О. М. // Современные гуманитарные исследования. ISSN: 1012-9103-2013. URL: https://naukarus.com/komsomol-altaya-i-likvidatsiya-bezgramotnosti-20-e-gody-xx-veka (дата обращения: 31.08.2022).

8. Кондрашев В., Пупышев В. Сибирский букварь для взрослых / издание седьмое переработанное / государственное издательство Москва-Ленинград, 1930.

References

1. Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR «On the elimination of illiteracy in the RSFSR» dated 26.12.1919. URL: https://www.prlib.ru/ history/619846 (accessed: 30.08.2022).

2. Army of cultural purpose. URL: https://little-histories.org/2014/09/03/kultarmy/ (accessed: 30.08.2022).

3. Mokshantsev R., Mokshantseva A. Psychology of the crowd (part 2). URL: https://smart-lab.ru/blog/38121. php (accessed: 30.08.2022).

4. Elkina E., Boguslavskaya N., Kurskaya A. Down with illiteracy : A primer for adults. M., 1920.

5. Mayakovsky V. The Soviet alphabet. URL: https://filosoff.org/mayakovskyvladimir/wp-content/ uploads/sites/337/2020/04/sovetskaya-azbuka-vladimir-vladimirovich-mayakovskij (accessed: 30.08.2022).

6. Elimination of illiteracy, materials on the elimination of illiteracy for the 1st half of 1920 / Issue 1 / Vyatka, 2nd State Printing House, 1920.

7. The Komsomol of Altai and the elimination of illiteracy. 20-ies of the twentieth century, Potapchuk O. M. // Modern humanitarian studies. ISSN: 1012-9103-2013. URL: https://naukarus.com/komsomol-altaya-i-likvidatsiya-bezgramotnosti-20-e-gody-xx-veka (accessed: 31.08.2022).

8. Kondrashev V., Pupyshev V Siberian primer for adults / seventh revised edition / state Publishing house Moscow-Leningrad, 1930.

Библиографический список

1. Деревенские полит читки, учебник-журнал ЦКВЛКСМ / издательство Молодая гвардия, № 3, 1930.

2. Советский просветительский проект : ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920-1930-е годы., Глущенко И. В. // Вопросы образования, 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sovetskiy-prosvetitelskiy-proekt-likvidatsiya-negramotnosti-sredi-vzroslyh-v-1920-1930-e-gody (дата обращения: 31.08.2022).

3. Ликбез как социальный проект (на материалах Самарской губернии, 1920-1930-е годы)., Петрова Я. И. // Журнал исследования социальной политики, 2007. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/likbez-kak-sotsialnyy-proekt-na-materialah-samarskoy-gubernii-1920-1930-e-gody (дата обращения: 31.08.2022).

4. Ленин В. И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов : доклад на II Всерос. съезде по-литпросветов 17 окт. 1921. URL: https://ru.wikisource. org/wiki/Новая_экономическая_политика_и_задачи_по-литпросветов_(Ленин)#ВТОРОЙ_ВРАГ_-_БЕЗГРА-МОТНОСТЬ (дата обращения: 29.08.2022).

Bibliographic list

1. Village political readings, textbook-journal of the Komsomol Central Committee / Molodaya Gvardiya publishing house, № 3, 1930.

2. Soviet educational project: the elimination of illiteracy among adults inthe 1920-1930s., Glushchenko I.V. //

JURISPRUDENCE

Questions of Education, 2015. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/sovetskiy-prosvetitelskiy-proekt-likvidatsiya-negramotnosti-sredi-vzroslyh-v-1920-1930-e-gody (accessed: 31.08.2022).

3. Educational program as a social project (based on the materials of the Samara province, 1920-1930s)., Petrova Ya. I. // Journal of Social Policy Research, 2007. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7likbez-kak-

sotsialnyy-proekt-na-materialah-samarskoy-gubernii-1920-1930-e-gody (accessed: 31.08.2022).

4. Lenin V. I. New economic policy and tasks of political enlightenment: report on the II All-Russian. the Congress of Political lights on October 17, 1921. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/New_economic_politik_ and_problem_politik_(Lenin)#THE SECOND ONE is LITERACY (accessed: 29.08.2022).

Информация об авторах

В. А. Шагаев - доцент кафедры государственного и административного права МИРЭА - Российского технологического университета, кандидат юридических наук, доцент;

Т. А. Горохова - студентка 2 курса Института технологий управления МИРЭА - Российского технологического университета.

Information about the authors

V. A. Shagaev - Associate Professor of the Department of State 8nd Administrative Law of the Institute of Management Technologies of MIREA - Russian Technological University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

T. A. Gorokhova - 2st year Student of the Institute of Management Technologies of MIREA - Russian Technological University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 05.02.2023; одобрена после рецензирования 06.03.2023; принята к публикации 21.04.2023.

The article was submitted 05.02.2023; approved after reviewing 06.03.2023; accepted for publication 21.04.2023.

Актуальные проблемы теории государства и права. Под ред.

A. И. Клименко, М. М. Рассолова ; под общ. ред. В. П. Малахова,

B. В. Оксамытного. Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства.

Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

Magister

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Классический учебник Четвертое издание

№ 2I2023

Bulletin of economic security

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.