Научная статья на тему 'Борьба с безграмотностью в первые годы становления советской власти'

Борьба с безграмотностью в первые годы становления советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1148
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ / РАБОЧИЙ ФАКУЛЬТЕТ / КРУЖКИ САМООБРАЗОВАНИЯ / ELIMINATION OF ILLITERACY / WORKING FACULTY / SELF-EDUCATION CIRCLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусова Ольга Александровна

В статье рассмотрена история борьбы с массовой безграмотностью населения Советской России в годы Гражданской войны и НЭПа. Автор раскрывает проблемы, вставшие перед новой властью, формы и методы решения данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fight against illiteracy in the first years of formation of the Soviet power

In article the history of fight against mass illiteracy of the population of the Soviet Russia in the years of civil war and the New Economic Policy is considered. The author opens the problems which rose before the new power, forms and methods of the solution of this task.

Текст научной работы на тему «Борьба с безграмотностью в первые годы становления советской власти»

2. Разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию ФГОС по профессии, специальности : методические рекомендации / авт.-сост.: А. Г. Апухтина, И. А. Быкова, Л. И. Ильченко и др. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014.

Сведения об авторе

Артемова Лилия Константиновна: Новокузнецкий транспортно-технологический техникум (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель, кандидат физико-математических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Information about the author

Artemova Liliya Konstantinovna: Novokuznetsk Transport and Technological College (Novokuznetsk, Russia), lecturer candidate of physical and mathematics sciences, assistant professor. E-mail: [email protected]

УДК 373.3

© Белоусова О. А., 2019

БОРЬБА С БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

В статье рассмотрена история борьбы с массовой безграмотностью населения Советской России в годы Гражданской войны и НЭПа. Автор раскрывает проблемы, вставшие перед новой властью, формы и методы решения данной задачи.

Ключевые слова: ликвидация безграмотности; рабочий факультет; кружки самообразования.

© Belousova O. A., 2019

FIGHT AGAINST ILLITERACY IN THE FIRST YEARS OF FORMATION OF THE SOVIET POWER

In article the history of fight against mass illiteracy of the population of the Soviet Russia in the years of civil war and the New Economic Policy is considered. The author opens the problems which rose before the new power, forms and methods of the solution of this task.

Keywords: elimination of illiteracy; w

В. И. Ленин считал, что построение коммунистического общества в условиях почти абсолютной неграмотности населения невозможно: «Политическое просвещение требует во что бы то ни стало повышения культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства» [5]. В канун Октябрьской революции около 73 % населения в возрасте от 9 лет не умели читать и писать [2]. Особенно плохо складывалось положение в деревне, где неграмотные составляли около 80 %, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5 %. В связи с этим борьба с безграмотностью была развернута большевиками уже в ходе Гражданской войны. В декабре 1917 г. в Наркомате просвещения РСФСР создали внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской. Перед отделом была поставлена задача ликвидации поголовной неграмотности в стране.

Данная задача осложнялась целым рядом факторов. Во-первых, не хватало педагогов. Особенно остро эта проблема стояла в деревне. В условиях гражданской войны и без того немногочисленная прослойка учителей со-

ing faculty; self-education circles.

кратилась еще сильнее. Учителя не получали жалования, деревенские жители часто сами собирали им еду, приобретали новую одежду и обувь. Во-вторых, практически полностью отсутствовала материальная база (ученики изучали алфавит при свете лучин, вместо бумаги использовали дощечки, вместо карандашей — уголь). В-третьих, имеющаяся в наличие литература не отвечала идеологическим запросам советской власти. Старые буквари не годились по своему содержанию, а до глухих деревень газеты и, тем более, книги вообще не доходили. «Доставка книг не была организована, книжные магазины посылали на места черт знает что. Деревня жила слухами, страстно хотела знать, что делается на свете» [4].

В своих мемуарах Н. К. Крупская описывает несколько характерных эпизодов: «Помню, как один красноармеец, молодой парень, жаловался, что не те книги присылают, какие надо, что газеты не доходят, что пропагандистов у них нет, требовал, чтобы больше пропагандистов туда ехало» [4]. «Молодой командир, приехав с фронта, волнуясь, рассказывал нам, как его рота, поставленная на постой в какое-то реальное училище Западной области, расправлялась с "барской" культурой. Реальные училища были привилегированными учебными

заведениями, и красноармейцы изломали все пособия, разорвали на мелкие клочки учебники, тетради, хранившиеся в училище» [4]. Н. К. Крупская при этом отмечала, что красноармейцы очень хотели учиться, но не по старым учебникам, с молитвами за царя и Отечество [4].

На съезде по вопросам внешкольного обучения было принято решение делегатам выехать в действующую армию для непосредственной работы по повышению грамотности среди солдат. Д. Ю. Элькина, имевшая большой педагогический опыт, столкнулась с нежеланием красноармейцев учиться читать на фразах «Маша ела кашу. Маша мыла раму». Обстановка на фронте предполагала текстов, обосновывавших необходимость революции и гражданской войны. Новый учебник Д. Ю. Элькиной, отпечатанный на оберточной бумаге в типографии Южного фронта, начинался со слов: «Мы не рабы, мы победим». Также Д. Ю. Элькина разработала методику обучения письму без бумаги и чернил.

В декабре 1919 г. был принят декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому «все население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обу-

чение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Народного комиссариата просвещения» [7]. В июле 1920 г. в подчинении Наркомата просвещения образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ликбеза). Комиссия контролировала организацию и деятельность школ ликбеза, подготовку учителей, издание новых учебников. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании и издании советской учебной литературы оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Д. Бедный, Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев.

В 1920 г. была проведена мобилизация среди грамотных коммунистов. Мобилизованных направили на работу в ликбезы. Учеников, уклоняющихся от посещения уроков, лиц, препятствующих им в этом, а также учителей, отказывающихся участвовать в процессе обучения, привлекали к уголовной ответственности. Обучение было бесплатным и проводилось за счет государства.

К борьбе с безграмотностью были привлечены массовые общественные организации. Широко использовали лозунги: «Долой неграмотность!», «Грамотность — меч, побеждающий темные силы!», «Неграмотность — резерв контрреволюции!»

Остро встал вопрос о букварях. Для упрощения правописания и в целом обучения грамоте еще в 1918 г. была проведена реформа русского языка. Новый алфавит требовал новых букварей, а поднятые декретом обязательные возрастные границы обучающихся — и новых методик обучения. Власть требовала не просто механического усвоения знаний, но формирования у людей самостоятельного мышления, а также способностей и стремления к самостоятельному обучению. Для взрослых в 19201924 гг. вышли советские массовые буквари: «Букварь» Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской, «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. В них использовались простые и понятные политические лозунги и тексты. В газетах публиковали материалы тематических уроков обучения грамоте. Перед журналами по самообразованию, ставилась задача связать учебные вопросы с вопросами «текущей жизни» [3].

Часть учебников была напечатана за рубежом. Буквари издавались на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках. В том числе началась разработка алфавита и грамматики для народов России, ранее не имевших письменности. Реформы советской власти, предпринятые в этом

направлении, носили неоднозначный характер и пережили много критики, однако конечная их цель — всеобщая грамотность населения — все же была достигнута.

В годы НЭПа школы ликбеза были переведены на местный бюджет. Осуществить планируемую в ближайшем будущем индустриализацию в условиях поголовной неграмотности не представлялось возможным. Поэтому был сделан акцент на интенсивном обучении рабочих и членов профсоюзов. Срок получения начального образования (чтение, письмо, арифметика) установили в 7 месяцев. Помимо школ ликвидации безграмотности создавались кружки самообразования (например, сельскохозяйственные, политграмотности, кооперации).

В деревне, где число неграмотных местами достигало 90 %, работа пунктов ликбеза и школ для малограмотных сосредотачивалась вокруг изб-читален. Изба-читальня, как и городские клубы, должна была стать центром пропаганды нового строя и про-

« ТЛ "

паганды знаний. В национальных районах открылись «красные чайханы», «красные юрты», «красные яранги» и др.

Осенью 1923 г. сформировалось Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», в рамках которого действовали комиссии по

работе с национальными меньшинствами, по руководству низовыми ячейками и другие. На Всероссийском съезде общества в 1926 г. Н. К. Крупская отмечала, что «ликвидацию безграмотности нельзя брать отдельно от поднятия всего уровня культуры. Нельзя ликвидировать безграмотность там, где нет ни газет, ни книжек, — где нечего читать. Нельзя ликвидировать безграмотность, не разжигая жажды знания, не научая применять знание к улучшению жизни, к лучшей организации ее» [3]. С 1925 г. в рамках школ ликбеза стал читаться курс политграмоты.

Реформа в области образования затронула и вузы. До Октябрьской революции 1917 г. в университетах обучались преимущественно дети из привилегированных сословий. Декретом Совнаркома «О рабочих факультетах» от 1919 г. в стране стали открывать рабочие факультеты (рабфаки). Их задачей была подготовка для учебы в университетах молодежи из числа рабочих и крестьян, не имевших среднего образования. К обучению допускали лица от 16 лет, имевшие образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года производственного стажа. Те же, кто производственного стажа не имел, принимались при наличии трех лет партийного или комсомольского стажа и свободных мест [6]. До 1932 г. окончившие рабфак зачисля-

лись в вуз автоматически, без вступительных экзаменов. Само время обучения засчитывалось в производственный стаж. Для представителей национальных меньшинств создавались специальные национальные отделения, срок обучения на которых увеличивался до 4-5 лет, а требования для поступления сводились к умению читать и знанию азов арифметики. Национальные отделения существовали в Томске, Омске, Тюмени, Красноярске, в Бурятии, Якутии и др.

В целом к 1921 г. было открыто 59 рабочих факультетов, где обучалось более 25 тыс. человек. К началу 1930-х гг. их насчитывалось около тысячи с общей численностью обучающихся более 340 тыс. человек. Всего же за 20 лет работы на рабфаках было подготовлено около 1 млн выпускников. Рабочие факультеты утратили свое значение только к концу 1930-х гг., так как к этому времени было преодолена общая неграмотность населения, и уже достаточно развилась система средних школ.

Борьбой с неграмотностью также занимались в местах лишения свободы. Исследователи, изучавшие данный вопрос еще в 1920-е гг., выделяли три категории заключенных: 1) лица, имеющие образование и оказавшиеся за решеткой в силу каких-то внешних обстоятельств. Им начальная школа была не нужна, они больше интересо-

вались библиотекой и кружковой деятельностью. 2) заключенные из числа рабочих и крестьян, имеющих минимальное образование или не имеющие его совсем. Эта группа «охотно посещает школу. Самостоятельное чтение затруднено, в основном берут книги с легкими рассказами, думается, их больше должны привлекать кружки по политграмоте и марксизму. Музыкальные, художественные кружки для них сложноваты» [1]; 3) профессиональные преступники. Представители данной категории «не интересуются школой, чтением. Вместе с тем профессиональные преступники часто талантливы, с голосами, многие охотно выступают в кружках и спектаклях» [1].

Издержки первых лет борьбы с безграмотностью, связанные с материальными трудностями, нехваткой учителей, перегибов командно-

административных методов на местах, хоть и имели место, но не повлияли на общую тенденцию преодоления неграмотности населения СССР. К началу 1930-х гг. минимальная грамотность, получаемая в школах ликбеза, перестала удовлетворять потребности народного хозяйства. В ходе индустриализации возникла острая нужда в квалифицированных специалистах. Поэтому школьная программа стала постепенно усложняться. В 1930 г. была введена система всеобщего начального образования. Это гарантировало обучение подрастающего поколения.

К концу 1930-х гг. неграмотность перестала носить угрожающий характер. По данным переписи 1939 г., грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет достигла 90 %, а к началу 1950-х гг. неграмотность была ликви-

3.

дирована совсем. Литература

Быков, А. В. Становление и развитие пенитенциарной системы Западной Сибири в 1920-е гг. : дис. ... канд. ист. наук. — URL: http://www.dslib.net/ istoria-otechestva/stanovlenie-i-razvitie-penitenriamoj-sistemy-zapadnoj-sibiri-v-1920-e-gg.html (дата обращения: 28.05.2019).

Волошина, С. Ликвидация безграмотности в СССР // Живая история. — URL: http://lhistory.ru/statyi/likvidaciya-bezgramotnosti-v-sssr (дата обращения: 02.06.2019).

Крупская, Н. К. Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование // Электронная библиотека. — URL: http://e-Hbra.su/read/440736-Hkvidariya-negramotnosti-i-malogramotnosti-shkoly-vzroslyh-samoobrazovanie.html (дата обращения: 03.06.2019).

4. Крупская, Н. К. Мой муж — Владимир Ленин. — URL: https://iknigi.net/avtor-nadezhda-krupskaya/134501 -moy-muzh-vladimir-lenin-nadezhda-krupskaya/read/page-30.html (дата обращения: 03.06.2019).

5. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1967. Т. 44. С. 171. — URL: http://leninvi.com/t44/p171 (дата обращения: 03.06.2019).

6. Рабочие факультеты (рабфаки) // Библиотека Сибирского краеведения. — URL: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/rabochie-fakultety-rabfaki (дата обращения: 03.06.2019).

7. Электронная библиотека исторических документов. Декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР от 26 декабря 1919. — URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/16651-26-dekabrya-dekret-snk-o-likvidatsii-bezgramotnosti-sredi-naseleniya-rsfsr#mode/grid/page/1/zoom/4 (дата обращения: 01.06.2019).

Сведения об авторе

Белоусова Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат исторических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Information about the author

Belousova Olga Aleksandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), head of the Chair of Humanitarian, Social and Economics and Natural Sciences, candidate of historical sciences, assistant professor. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.