Научная статья на тему 'Ликвидация неграмотности в северных губерниях в 1920-е годы: успехи и трудности'

Ликвидация неграмотности в северных губерниях в 1920-е годы: успехи и трудности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2014
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / ЛИКПУНКТЫ / ШКОЛЫ МАЛОГРАМОТНЫХ / СПЕЦИАЛИСТЫЛИКВИДАТОРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овчинникова Наталья Петровна

В настоящей статье автор раскрывает особенности процесса ликвидации неграмотности в северных районах страны, встретившиеся трудности, вызванные специфическими условиями края, а также своеобразные методы и формы работы по ликбезу в 1920-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIQUIDATION OF ILLITERACY IN THE NORTHERN PROVINCES IN THE 1920s: ACHIEVEMENTS AND OBSTACLES

In the present article peculiarities of the illiteracy liquidation in the northern regions of the country are disclosed. The author reveals difficulties caused by the specific conditions of the region as well as original methods and forms of work on the illiteracy liquidation in the 1920s.

Текст научной работы на тему «Ликвидация неграмотности в северных губерниях в 1920-е годы: успехи и трудности»

УДК 37.014.22(470.1/.2)(091)«1920/1930»

ОВЧИННИКОВА Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 67 научных публикаций, вт.ч. 3 учебно-методических пособий

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ В СЕВЕРНЫХ ГУБЕРНИЯХ В 1920-е годы: УСПЕХИ И ТРУДНОСТИ

В настоящей статье автор раскрывает особенности процесса ликвидации неграмотности в северных районах страны, встретившиеся трудности, вызванные специфическими условиями края, а также своеобразные методы и формы работы по ликбезу в 1920-е годы.

Ликвидация неграмотности, ликпункты, школы малограмотных, специалисты-ликвидаторы

Вопросы осуществления культурной революции в СССР и ее важнейшего звена - ликвидации неграмотности взрослого населения привлекают внимание отечественных и зарубежных историков. Анализу процесса борьбы за народную грамотность в целом и на различных этапах истории страны посвящены работы В.А. Куманева, Д.Ю. Элькиной и др.1 Наряду с трудами обобщенного характера осуществлялась разработка истории ликвидации неграмотности в отдельных регионах страны, а также среди разных групп населения города и деревни, женщин-работниц и др.2

Тема ликвидации неграмотности на Европейском Севере России получила частичное освещение в отдельных работах по истории региона3.

Исследователями наиболее полно изучены вопросы партийно-государственного руководства этим процессом, количественного роста грамотного населения. Относительно хорошо освещены проблемы организации культпохода,

деятельности ликпунктов и изб-читален как в общероссийском, так и в региональном масштабах. В меньшей степени раскрыты вопросы практического осуществления задачи ликвидации неграмотности на Севере России. Требуют более глубокого исследования такие аспекты проблемы, как непосредственная реализация государственной политики на местах в связи со спецификой исторического и социально-экономического развития северного региона. Среди малоизученных сторон рассматриваемой проблемы можно назвать методы и формы работы по ликбезу в 20-е годы в северных губерниях.

В настоящей статье автор ставит цель на основе архивных данных и статистических материалов показать практическое осуществление задачи ликвидации безграмотности в северных районах страны, выявить встретившиеся трудности, вызванные специфическими условиями края, определившими своеобразные методы и формы работы по ликбезу в 20-е годы.

К началу XX века в Архангельской губернии на 1000 жителей приходилось 767 неграмотных, т.е. грамотность составляла всего лить 23,3%. В Вологодской губернии 28% взрослого населения умели читать и писать, в Мурманском уезде - 20%. Лучше обстояло дело в городах северных губерний, где до 70% граждан посещали школу. Наряду с этим в селах большинство жителей не знало грамоты. Очень низким оставался уровень образования женщин: грамотных среди них по Вологодской губернии было 6,7%, Архангельской губернии -11,7, в Мезенском уезде - 4, в Печорском - З4.

В то же время среди северного населения была традиционно велика тяга к знаниям.

Октябрьская революция произошла в стране, где большинство населения было неграмотным. Новая власть ставила в прямую зависимость успехи строительства нового общества от распространения в стране элементарной грамотности. В.И. Ленин утверждал, что в безграмотной стране построить коммунизм нельзя, т.к. безграмотный человек стоит вне политики5. В связи с этим обучение грамоте всего населения России рассматривалось партией большевиков и советским правительством как важнейшая политическая задача.

26 декабря 1919 года СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все граждане от 8 до 50 лет обязаны были обучаться грамоте. В ликвидационной работе участвовало все грамотное население страны в порядке трудовой повинности с оплатой труда по нормам работников просвещения. Уклоняющиеся как от этой повинности, равно как и от самого обучения, а также препятствующие неграмотным посещать школы привлекались к уголовной ответственности6. Возглавила эту сложную работу Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), образованная в системе Наркомпроса. На местах создавались свои чрезвычайные комиссии (Губграмчека и Уграмчека). Они являлись высшими руководящими и распорядительными органами по ликбезу. В состав их входили в качестве постоянных членов представители исполкома, отдела народного образования, партийного комитета.

Архангельский губернский отдел народного образования с особой требовательностью подходил к вопросу ликвидации неграмотности. Об этом свидетельствует большое количество телеграмм, циркуляров, рекомендаций, предписаний. Запрашивались самые разные сведения по ликбезу: о количестве неграмотных и малограмотных, об обеспеченности учебниками и учебными пособиями, о перспективных планах и т.д. Так, в телеграмме Архангельского губграмчека, адресованной в Мурманский уездный полит-просветотдел, от 24 марта 1921 года говорилось: «Всякое невыполнение указаний по ликбезу будет рассматриваться как невыполнение боевых распоряжений центральной Советской власти, виновные будут наказываться как уголовные преступники, согласно декрету Совнаркома»7.

Работа по ликвидации неграмотности на Мурмане началась с апреля 1920 года. Стали открываться школы для взрослых, кружки и курсы. В основном с самого начала в уезде складывались два типа школ по ликбезу: пункты для обучения неграмотных (ликпункты) и школы для малограмотных. В апреле-мае в Мурманске были открыты три школы для взрослого населения, в том числе вечерняя школа грамоты в районе порта. Записалось в школы свыше 200 человек, с ними работали 6 учителей8. Занятия проводились ежедневно по 2 часа в вечернее время по программам Наркомпроса.

Одновременно общественными организациями города проводилась агитационная работа среди неграмотного населения, особенно среди женщин, с целью вовлечения их в школы ликбеза. Формы агитационной работы использовались самые различные: лекции, агитминутки перед театральными представлениями и киносеансами, детские праздники, во время которых проводилась агитация за поступление неграмотных родителей в кружки и школы ликбеза. Центрами организации ликбеза являлись клубы, избы-читальни, красные уголки, кружки. На ст. Пулозеро кружок грамоты организовала учительница Пулозерской школы 1 -й ступени Т.Г. Диомидова. Занятия со взрослыми прово-

дились регулярно в вечернее время. Так, с января по май 1921 года было проведено 126 уроков грамоты9.

В работе вологодских ликпунктов широко использовались такие методы, как коллективное чтение, работа с газетой, кружковая работа10. Особенно были распространены кружки политграмоты.

Однако вся первоначальная деятельность по ликбезу строилась на сознательности и энтузиазме той части населения, которая сама хотела учиться. Планомерной, систематической работы в северных губерниях к началу нэпа не проводилось. Недостаточный уровень работы по ликвидации неграмотности объяснялся специфическими природными и климатическими условиями Мурманской и Архангельской губерний, малочисленностью и крайней разбросанностью населения, слабой связью с местами, отсутствием средств и помещений. С другой стороны, некому было обучать неграмотных, особенно в сельской местности.

За короткий срок в Архангельской губернии были созданы 17 курсов для подготовки специ-алистов-ликвидаторов продолжительностью от 1 до 3 месяцев. К обучению неграмотных в уездах кроме школьных работников привлекались студенты педагогического техникума, грамотные комсомольцы, бывшие красноармейцы, учащиеся старших групп школы 1-ой ступени. Через сеть курсов в 1921 году был подготовлен 621 человек11. В Вологде на двухмесячных курсах было обучено 250 инструкторов по ликвидации неграмотности12.

Остановимся на содержании программы курсов по подготовке работников по ликвидации неграмотности.

1. К общим вопросам относились такие, как специфика политико-просветительской работы, ликвидационный пункт и его место в системе внешкольных учреждений, связь и преемственность между ликпунктами, с одной стороны, и школами взрослых повышенного типа, с другой; психологические и бытовые предпосылки обучения взрослых.

2. Организационная часть программы предусматривала изучение вопросов, касающихся

Декрета о ликвидации неграмотности, его исторический смысла, ведения ликвидационной кампании, форм агитации и пропаганды ликвидации безграмотности; подготовки персонала.

3. Программно-методическая часть посвящалась методам обучения грамоте, математической грамоте, работе над газетой и книгой, литературным и научным беседам на ликвидационных пунктах, проведению экскурсий, литературно-музыкальных вечеров для неграмотных.

4. Политическая грамота ликвидатора знакомила слушателей с историей социализма, революционного движения в России, большевистской партии, основными положениями Советской Конституции, хозяйственной политикой Советской власти; народным образованием.

Анализ программы курсов свидетельствует о том, что важнейшие вопросы методики занимали крайне мало времени - всего 4 часа. Большая часть времени отводилась под практические занятия и самостоятельную работу-40 и 50 часов соответственно13.

Рассмотрим вопросы работы ликвидационного пункта. В соответствии с положением Грамчека14 ликпункты создавались уездными органами в местах, предусмотренных планом или по инициативе учителя, избы-читальни, культкружка или самого сельского населения при наличии неграмотных, подлежащих обучению, или добровольно желающих обучаться (от 20-25 человек). В своей работе ликпункт должен был иметь связь со всеми, находящимися в районе его деятельности политпросвет учреждениями, органами Советской власти и комсомольскими ячейками, которые в свою очередь обязывались принимать самое горячее участие в деятельности ликпунктов. Рекомендовалось каждый выпуск неграмотных проводить с особой торжественностью в присутствии местных общественных организаций и населения с раздачей подарков от Грамчека и специальных грамот выпускникам, проявившим особые успехи. За учебный год ликпункт должен был подготовить два выпуска.

Занятия в северных ликпунктах имели цель научить читать ясный печатный и письменный

шрифты, делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах, учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Срок обучения составлял 3-4 месяца.

Представляет интерес перечень художественных произведений для бесед и чтения вслух на ликвидационных пунктах: А.С. Пушкин «Станционный смотритель», М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова», Н.В. Гоголь «Шинель», И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк», Н.А. Некрасов «Арина - мать солдатская», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», А.П. Чехов «Ванька», В.Г. Короленко «Старый звонарь», А.М. Горький «Песнь о Соколе»15. Серьезное внимание уделялось изучению биографий писателей.

Нужное и полезное дело сопровождалось серьезными трудностями:

• финансовыми проблемами: в частности, постоянной задержкой ликвидаторам заработной платы из местного бюджета;

• перебоями с керосином и дровами: часто приходилось заниматься при свете лучины;

• острой нуждой в письменных и канцелярских принадлежностях (бумага, карандаши, мел), учебных пособиях, букварях;

• нежеланием со стороны неграмотных идти в школу;

• отсутствием опыта учета ситуации с безграмотностью в конкретном уезде.

Количество учеников на ликпункте, как правило, варьировалось в среднем от 10 до 50-60 человек. Имели место занятия в две и три смены, а также индивидуальные уроки. Анализ архивных материалов16 свидетельствует о том, что только 40-50% из записанных учащихся посещали школу, еще меньше получали специальную грамоту об ее окончании. Каковы же причины слабой посещаемости школы? Их много. Работа на дальних заводах, участие в навигации, лесозаготовках, рыбном промысле, болезни (во многих документах упоминаются эпидемия сыпного тифа, цинга), семейные проблемы, стояние в очередях, личное нежелание,

препятствия со стороны родственников («арифметика нам не нужна», «поздно учиться», «научился расписываться и ладно», «рада бы учиться, да муж не пускает»). Корреспондент газеты «Волна» Л. Качанов пишет, что «самое трудное в деле ликвидации неграмотности - это вовлечение неграмотных на ликпункты. Неграмотные часто не сознают трагизма своего положения. Пишут, по их мнению, деловые бумаги и письма, а читают от нечего делать, для развлечения. Неграмотные рабочие и крестьяне зачастую убеждены в ненужности для них грамоты. Праздничный отдых в деревне и выгодный сверхурочный заработок в городе они предпочитают сидению в школе. Нужно заставить неграмотного прямым и косвенным принуждением научиться грамоте»17. В отчетах упоминается также и отсутствие подходящей обуви и одежды. Большинство причин можно связать с тяжелейшим материальным положением населения, особенно жителей деревни.

По окончанию школы выпускники должны были продемонстрировать специальной комиссии полученные знания по русскому языку (написать диктант, заявление), чтению (краткий пересказ прочитанного отрывка), арифметике (решить задачу).

Довольно часто имели место случаи крайне слабой подготовки в ликпунктах, что подтверждается актом проверки зачетного урока группы учащихся ликпункта при Мурманской губернской советской школе: «В результате проверки знаний учащихся оказалось, что они с большим трудом читают, с большим трудом пишут, недостаточно овладели четырьмя арифметическими действиями»18.

В августе 1925 года в Архангельске было организовано отделение ОДН (общество «Долой неграмотность») во главе с заведующим педагогическим техникумом И.М. Соболевым. Ранее подобная организация была создана в Мурманске и в Вологде. Общество занималось агитацией и пропагандой идей ликвидации неграмотности, привлекало неграмотных в ликпункты и школы малограмотных, проводило работу по борьбе с рецидивом неграмотности. Активно работало специальное издательство

«Долой неграмотность», где выпускался журнал под тем же названием, буквари и другая специальная литература.

Дело ликвидации неграмотности на Севере находилось под пристальным вниманием партийных и государственных органов. В результате принимаемых мер количество обученных стало возрастать (при этом стабильности в этом процессе не было, т.к. работа по-прежнему велась на местные и общественные средства). Число ликпунктов с 1925 года несколько сократилось. Динамика ликвидационного процесса представлена в таблице:

Северо-Двинская губерния -31,4,

Коми - 36,421.

Средняя грамотность населения Северного края к 1930 году составила 46,5% (выше, чем в среднем по СССР, но ниже, чем, к примеру, в Ленинградской области - 53,8%). Срок полной ликвидации неграмотности был отодвинут до 1933/1934 учебного года.

Ликвидация неграмотности сопровождалась неизбежными проблемами, связанными с материальными трудностями, нехваткой учителей, слабой методической подготовкой многих групп ликвидаторов неграмотности, а также с пре-

ДИНАМИКА ЛИКВИДАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ПО СЕВЕРНЫМ ГУБЕРНИЯМ19

Годы

1923/1924 1924/1925 1925/1926 1926/1927 1927/1928

Число ликпунктов: 417 1378 1010 501 310

Архангельская 133 225 78 104 114

Вологодская 270 1118 909 361 180

Мурманская 14 35 23 36 16

Количество обученных (в тыс.): 4588 31713 19269 8259 9276

Архангельская 1480 4239 835 1783 4517

Вологодская 2850 27125 18162 6039 4445

Мурманская 258 349 272 437 314

В результате напряженной работы грамотность взрослого населения в Архангельской губернии за 1921-1925 годы возросла с 41,5 до 54,7%, в Вологодской - с 45до 60%. По итогам работы по ликвидации неграмотности Вологодская губерния шла в числе первых в РСФСР. В 1926 году умели читать и писать 40% взрослого населения Мурманской губернии20. В Архангельской губернии все лица, прошедшие курс ликбеза, направлялись в школы малограмотных или прикреплялись к избам-читальням, клубам, где должны были закреплять свои знания путем приобщения к регулярному чтению. И хотя сделано было много, тем не менее к концу 1920-х годов решить острую проблему не удалось: 56% сельского населения все еще оставалось неграмотным. В целом неграмотных по северным губерниям, входящим в территорию Северного края, оставалось (в %):

Архангельская губерния - 15,4, Вологодская губерния -21,1,

обладанием в ряде мест командных методов и административно-ориентированных подходов к организации и оценке результатов.

До конца 20-х годов ликвидация неграмотности на Севере велась главным образом в городах, крупных населенных пунктах, на предприятиях с большим числом рабочих, т.е. там, где было легче организовать обучение и проживало больше образованных и просто грамотных людей, культурной и научной интеллигенции. Хуже охвачено просветительской кампанией было сельское население, проживающее в мелких, отдаленных деревнях, а также люди, занятые на промыслах, морском и речном транспорте, в лесозаготовительной промышленности. В конце 20-х годов работа по ликвидации неграмотности переносится именно на эти участки.

Практика подсказала и наиболее эффективную форму ликвидации неграмотности на Европейском Севере - индивидуальное и групповое обучение.

Примечания

1 Куманев В. С. Социализм и всенародная грамотность. М., 1967; ЭлъкинаД.Ю. На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР. М., 1959.

2КостиковаЕ.А. Советская политика ликвидация неграмотности в 20-х - середине 30-х гг.: на материалах Нижнего Поволжья. Саратов, 2005; Филоненко Т.В. Ликвидация неграмотности в губерниях Центрального Черноземья России (1920-1927 гг.). Воронеж, 2004.

3Культурное строительство на Севере/ отв. ред. Г.Г. Фруменков. Архангельск, 1986; Абакумов А.А. Начинали с ликбеза (Из истории народного образования на Архангельском Севере, 1917-1937 гг.). Архангельск, 1988; Баландина Н.И. Культурная революция в северной деревне II Проблемы социально-правовой и культурной истории северного крестьянства. Вологда, 1982; Белошистая А.И. К вопросу о ликвидации неграмотности на Мурмане (19201930-е гг.) II Вопр. истории Европейского Севера: межвуз. сб. Петрозаводск, 1976; В атаку на неграмотность и бескультурье. Архангельск, 1930; Дранишников В.В., Манухин В.П., Дудакова Е.Ф. Очерки истории народного образования Кольского полуострова. Мурманск, 2001; Судакова О.М. Культурная революция на Севере II Вестн. полит, информ. 1969. № 14. С. 21-24.

АЛенинВ.И. Задачи Союза молодежи//Полн. собр. соч. Т. 41. М., 1958. С. 307.

5ГААО (Гос. арх. Арх. обл.). Перепись населения 1897 г. Архангельская губерния. Тетр. 1. С. 1; Культурное строительство в Вологодской губернии: сб. ст. / отв. ред. Е.И. Макаровский. Вологда, 1958. С. 5; Народное хозяйство Мурманской области. Мурманск, 1967. С. 9.

6ДирективыВКЛ (б) и постановления советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг. М.; Л., 1947. С. 118-119.

7ГАМО (Гос. арх. Мурман. обл.). Ф. 55,Оп. 1. Д. 13. Л. 33.

8Белошистая А.И. Из истории ликвидации неграмотности на Кольском полуострове (1920-1928 гг.) II Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск. 1976. С. 61.

9ГАМО. Ф.55.0п. 1.Д. 11. Л. 11.

10Баландина Н.И. Указ. соч.

пГААО. Ф. 273. On. 1. Д. 421. Л. 124.

12Вологда в минувшем тысячелетии. Вологда, 2004. С. 158.

13ГААО. Ф. 273. On. 1. Д. 421. Л. 124-130.

14 Там же. Д. 955. Л. 55.

15 ТпТГ 471 'Л' 17Q

16 Там же. Д.'527.Л.23; ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 105. Л. 68.

11КанановЛ. Уголок ликвидатора//Волна. 1924. 19янв.

18ГАМО. Ф. 90. On. 1 Д. 216. Л. 36.

19 Сост. по: ГАМО. Ф. 90. On. 1. Д. 92. Л. 2-10; Статистический сборник по Архангельской губернии за 19171924 гг. Архангельск, 1926; Статистический сборник по Архангельской губернии за 1925 г. Архангельск, 1926; Статистический сборник по Архангельской губернии за 1926 г. Архангельск, 1927; Статистический сборник по Архангельской губернии за 1927 г. Архангельск, 1929; Статистический сборник по Вологодской губернии за 1917— 1924 гг. Вологда, 1926; Статистический сборник по Вологодской губернии за 1925-1927 гг. Всиогда, 1929; Статистический сборник по Северному краю за 1929-1933 гг. Архангельск, 1934.

20 Соколова Ф.Х. Интеллигенция Европейского Севера России в 1917-1941 годах. Архангельск, 2003.

21ГейнцК. Ликвидация неграмотности в крае//Большевист. мысль. 1929. № 8. С. 109.

Ovchinnikova Natalia

LIQUIDATION OF ILLITERACY IN THE NORTHERN PROVINCES IN THE 1920s: ACHIEVEMENTS AND OBSTACLES

In the present article peculiarities of the illiteracy liquidation in the northern regions of the country are disclosed. The author reveals difficulties caused by the specific conditions of the region as well as original methods and forms of work on the illiteracy liquidation in the 1920s.

Контактная информация: e-mail\ ovchinatalya@yandex.ru

Рецензент -Голдин В.И., доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.