Научная статья на тему 'Лихорадка. Многообразие причин и сложность решения'

Лихорадка. Многообразие причин и сложность решения Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1268
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИХОРАДКА / FEVER / ДЕТИ / CHILDREN / ЛЕЧЕНИЕ / TREATMENT / ИБУПРОФЕН / IBUPROFEN / ГАРЯЧКА / ДіТИ / ЛіКУВАННЯ / іБУПРОФЕН

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Делягин В. М.

В данной лекции рассматривается одна из наиболее актуальных тем в педиатрии лихорадка. Подробно изложены принципы термометрии, биологические механизмы лихорадки, дана характеристика наиболее частых лихорадочных состояний, приведена классификация групп риска развития жизнеугрожающих состояний среди лихорадящих детей. Отдельное внимание уделено медикаментозным и немедикаментозным методам лечения лихорадки, дана подробная характеристика эффективности ибупрофена как препарата выбора для лечения лихорадки в педиатрической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fever. Variety of Causes and Complexity of Problem Solution

This article deals with one of most topical issues in pediatrics fever. Principles of thermometry, the biological mechanisms of fever, the characteristic of the most frequent fevers, a classification of risk of life-threatening conditions of febrile children are described in detail. Special attention is paid to the medication and non-medication treatments for fever, detailed description of the effectiveness of ibuprofen as the drug of choice for treating fever in children is given.

Текст научной работы на тему «Лихорадка. Многообразие причин и сложность решения»



Клшыш лекци

УДК 616.91/.93-079.4-085-053.2 ДЕЛЯГИН В.М.

Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии Минздравсоцразвития

Кафедра поликлинической педиатрии РГМУ, г. Москва

ЛИХОРАДКА. МНОГООБРАЗИЕ ПРИЧИН И СЛОЖНОСТЬ РЕШЕНИЯ

Резюме. В данной лекции рассматривается одна из наиболее актуальных тем в педиатрии — лихорадка. Подробно изложены принципы термометрии, биологические механизмы лихорадки, дана характеристика наиболее частых лихорадочных состояний, приведена классификация групп риска развития жиз-неугрожающих состояний среди лихорадящих детей. Отдельное внимание уделено медикаментозным и немедикаментозным методам лечения лихорадки, дана подробная характеристика эффективности ибупрофена как препарата выбора для лечения лихорадки в педиатрической практике. Ключевые слова: лихорадка, дети, лечение, ибупрофен.

В практике врача нередко встречаются больные, у которых наиболее ярким, первым и основным проявлением болезни является повышенная температура. У одних она не превышает 38 °С, и тогда говорят о субфебрилитете, у других — выше 38 °С, что обозначается как лихорадочное состояние. Лихорадка — это прежде всего инфекция (бактерии, вирусы, грибки, простейшие и гельминты). Реже причиной лихорадки являются иммунодефицит-ные состояния (но и они в итоге — инфекция), собственно иммунные заболевания (но и на них легко наслаивается инфекция). Все остальные причины достаточно редки.

Нормальная температура тела колеблется в течение суток в пределах 0,5—1,0 °С (в аксиллярной ямке — 36,5—37,5 °С). Утром температура тела минимальная, к вечеру повышается. У 45—50 % детей максимальная суточная ректальная температура достигает 37,8 °С. Аксиллярная температура ниже ректальной на 0,5—0,6 °С, но фебрильная аксилляр-ная температура обычно соответствует фебрильной ректальной [1, 2]. Колебания температуры зависят от возраста (у младенцев температура неустойчива; у стариков — ниже, чем у крепких молодых людей), от времени суток (ранним утром — ниже, днем — выше), физической активности, окружающей температуры, влажности среды, от физиологического состояния (овуляция). Очень теплая одежда, высокая температура окружающей среды, горячая ванна, физические упражнения повышают температуру на 1—1,5 °С. Горячая еда или напитки повышают тем-

пературу в полости рта, поэтому оральную температуру измеряют через 30 мин после еды.

Принципы термометрии

Максимально точное измерение температуры тела возможно только при фиксации температуры ядра, т.е. температуры глубинных тканей. Ртутные термометры и измерение температуры в подмышечной впадине позволяют фиксировать температуру поверхностных тканей. Для регистрации температуры тела с их помощью необходимо время, требуется стерилизация после каждого использования, у беспокойных детей они травмоопасны. Ртутные термометры могут использоваться для контроля показаний электронных термометров.

Измерение температуры тела с помощью жидкокристаллических полосок, прикладываемых ко лбу, позволяет получить показатели только с поверхностных структур. Точность измерения невысока: в ряде случаев не удается зафиксировать умеренное повышение температуры. Температура в полости рта значительно ближе к истинной температуре глубоких отделов тела. Но измерение оральной температуры требует спокойствия ребенка. Температура в прямой кишке практически полностью соответствует температуре ядра. Однако дети реагируют на эту процедуру негативно, наличие каловых масс в прямой кишке сказывается на точности измерений.

Золотой стандарт — измерение температуры тимпаническим термометром, фиксирующим инфракрасное излучение барабанной перепонки. Точ-

ность измерений соответствует ректальным, однако процедура длится не более 2 с и не требует кооперации ребенка [3, 4].

Биологические механизмы лихорадки

Лихорадка — это защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, приводящих к повышению температуры тела и стимулирующих естественную реактивность организма. Лихорадка представляет собой неспецифическую реакцию на пирогены бактериальной и небактериальной природы.

Пирогены подразделяют на эндогенные (воздействующие на центр терморегуляции) и экзогенные. Эндогенные пирогены (ЭнП) содержатся в основном в цитоплазме продуцирующих их клеток (макрофаги, нейтрофилы, моноциты, в небольшой степени — эозинофилы). Способностью к выработке ЭнП обладают некоторые опухоли.

Экзогенные пирогены (ЭкП) — вещества, сами по себе не раздражающие центр терморегуляции, но стимулирующие выработку ЭнП. К ЭкП относят бактерии, вирусы, патогенные грибки, антигены, сенсибилизированные Т-лимфоциты, запускающие выработку растворимых медиаторов-лимфокинов, а также иммунные комплексы «антиген — антитело», некоторые полисахариды и лекарственные вещества, кристаллы, эндотоксины (липополисахариды), стероидные гормоны (этиохолонол — андроген), желчные кислоты, латекс. Латентный период от попадания в организм ЭкП до развития температурной реакции вариабелен: от нескольких минут для эндотоксинов до длительного при бактериальной инфекции.

Температура тела повышается при следующих условиях:

1. Раздражение центра терморегуляции в передней доле гипоталамуса эндогенными и экзогенными пирогенами (инфекция, новообразования, ва-скулиты, лекарственные препараты и т.д.).

2. Нарушение соотношения между теплоотдачей и выработкой тепла (злокачественная гипертермия) или поступлением тепла из внешней среды.

3. Нарушение способности к теплоотдаче (экто-дермальная дисплазия).

Наиболее частые лихорадочные состояния — инфекционные.

Общими признаками вирусных заболеваний являются:

1. Отсутствие гнойного воспаления. Это проявляется нередкой лейкопенией, нормальным или нечасто повышенным числом лейкоцитов без левого сдвига и токсической зернистости нейтрофилов.

2. Многим вирусным заболеваниям присуща лимфоцитарная реакция, наиболее отчетливая при инфекционном мононуклеозе. Выраженный лим-фоцитоз обнаруживается также при вирусных гепатитах, эпидемическом паротите, краснухе, кори, цитомегалии.

3. В клинической картине преобладают неспецифические изменения в виде разбитости, вялости, тошноты, артралгий. Эти изменения могут появляться задолго до манифестации основных симптомов.

4. Преимущественное поражение определенных органов при некоторых вирусных инфекциях. Так, лихорадочная реакция типична для вируса гриппа А—С, кори и т.д. Экзантема — характерное проявление вируса кори, простого герпеса типов 1—2, опоясывающего лишая, герпеса типа 6, ветряной оспы и вакцинии, парвовируса В19. Диареей проявляется, например, ротавирусная инфекция. Лимфаденопа-тия — типичный симптом Эпштейна — Барр вирусной инфекции.

Среди вирусных заболеваний основное место по распространенности принадлежит, безусловно, инфекциям верхних дыхательных путей. Это острые, обычно афебрильные вирусные инфекции респираторного тракта с воспалением какого-то участка или всех воздухоносных путей, включая полость носа, придаточных пазух, глотки, гортани, иногда трахеи и бронхов.

Бактериальное поражение верхних дыхательных путей, легких, других органов следует за вирусным. Такая вероятность высока у детей младшего возраста и пациентов с недостаточностью иммунитета.

В пользу бактериальной инфекции свидетельствуют:

— признаки инфекционного заболевания (лихорадка, цикличность, характерные лабораторные сдвиги);

— наличие местного очага гнойной инфекции (пневмония, менингит, отит и др.);

— лейкоцитоз с нейтрофилезом и омоложением нейтрофилов (сдвиг влево);

— повышение СОЭ;

— положительная проба на С-реактивный протеин;

— высев флоры, которая с точки зрения клинициста может быть причиной наблюдаемой клинической картины;

— соответствующие клинические находки.

В современных условиях все большее значение приобретает условно-патогенная флора. Разработаны критерии диагностической значимости выделенной условно-патогенной флоры из стерильных сред организма. Согласно этим критериям, необходимо обнаружение хотя бы одного из признаков для подтверждения того, что выделенный условно-патогенный микроорганизм является этиологическим фактором, а не контаминирующим:

— апноэ;

— брадикардия;

— нарушение терморегуляции (температура тела > 38 °С или < 36 °С).

Данные признаки должны сочетаться с одним из нижеперечисленных:

а) повторный положительный посев крови в течение 24 часов после первой положительной гемо-культуры;

6(41) • 2012

Клтт'чт лекцН

б) наличие внутрисосудистого катетера;

в) проведение антибактериальной терапии в течение 96 часов до первого положительного посева крови.

Особенно подчеркивается необходимость забора крови для повторного исследования гемокультуры не позднее 24 ч после первого исследования и только из периферической вены путем венопункции, так как при взятии крови из катетера существует риск контаминации условно-патогенными микроорганизмами, колонизирующими катетер.

Лихорадка неясного генеза в педиатрии — 4 и более эпизода повышения температуры тела в течение 2 недель, которые не могут быть объяснены анамнезом и физикальным обследованием. Другое определение основано на повышении температуры на 8 и более дней при тех же условиях (анамнез и физи-кальное обследование). Эти критерии позволяют отсеять ряд лихорадочных вирусных состояний.

Среди всех причин лихорадки неясного генеза у детей 55—75 % приходится на инфекцию. Из них половина случаев — вирусные заболевания. Среди больных детей из этой группы до 70 % младше 6 лет. Инфекции верхних дыхательных путей и вирус -ные инфекции чаще встречаются у детей до 3 лет, мононуклеоз — у детей старше 6 лет. Заболевания соединительной ткани и воспалительные заболевания составляют около 20—25 % случаев лихорадки неясного генеза. Опухоли (прежде всего лейкозы и лимфомы) занимают около 10 % всех случаев, что в 2 раза реже, чем у взрослых. Остальные причины составляют менее 10 %. В 10—20 % случаев у детей словосочетание «лихорадка неясного генеза» так и остается нерасшифрованным ни при жизни, ни при секционных исследованиях.

Повышение температуры может быть симулировано больным. Несоответствие между частотой пульса и показаниями термометра, отсутствие органных и системных изменений служат основанием для одновременной термометрии в подмышечной впадине и в прямой кишке при неотрывном присутствии врача.

Неинфекционная лихорадка может быть центрального генеза (кровоизлияния в мозг, его травма, опухоль, отек), психогенного (невроз, хроническое эмоциональное напряжение), рефлекторного (боль), эндокринного (гипертиреоз), резорбтивного (некроз, ушиб), лекарственного (например, антибиотики).

Принципы трактовки результатов измерений и обследования, группы риска

При инфекционных заболеваниях центральный «термостат мозга» не позволяет даже нелеченой температуре тела подняться выше 41,1 °С. Гипертермическое поражение мозга не развивается при температуре ниже 41,7 °С. Нет достоверной связи между серьезными бактериальными инфекциями и уровнем повышения температуры, пока она не пре-

высила 40 °С. Прорезывание зубов никогда не приводит к гипертермии выше 38,4 °С.

Фебрильные судороги появляются у 4 % высоко-лихорадящих детей и у 3 % ранее здоровых детей в возрасте от 6 мес. до 6 лет. Чем быстрее поднимается температура, тем выше вероятность фебрильных судорог. Повторные фебрильные судороги при этом же эпизоде заболевания регистрируются у 10—15 % детей. У 40 % детей позже при аналогичных условиях развиваются рецидивы фебрильных судорог. Чем раньше был судорожный эпизод, тем больше вероятность его повторения. При первом эпизоде фебрильных судорог в возрасте до 1 года они повторяются в 50 % случаев, при первом эпизоде в возрасте 2 лет — в 30 %. К фебрильным судорогам предрасположены часто болеющие дети с высокой гипертермией в каждый эпизод болезни, дети с сопутствующими или хроническими заболеваниями. Если фебрильные судороги были в детстве у 1 из родителей, риск судорог у ребенка возрастает на 10—20 %. Если фебрильные судороги были в детстве у 2 родителей и 1 из их детей, вероятность судорог у другого ребенка возрастает на 30—40 %.

Вероятность афебрильных судорог (эпилепсии) в будущем высока при наличии эпилепсии в семейном анамнезе, нарушениях нервно-психического развития, черепно-лицевых аномалиях, атипичных фебрильных судорогах (длительные, фокальные), эпизоде фебрильных судорог при температуре ниже 39 °С.

Среди лихорадящих детей к группе высокого риска [4] с большой вероятностью развития жизне-угрожающих состояний относятся дети:

— младше 3 месяцев жизни;

— с лихорадкой более 40 °С (более 38 °С для детей первых 3 мес. жизни);

— с признаками «белой» лихорадки;

— с тяжелым общим состоянием;

— с наличием в анамнезе тяжелой гипоксии в родах, недоношенности, травмы головы и/или судорог; эпизода судорог;

— с сердечно-сосудистой или дыхательной недостаточностью II ст.;

— с дегидратацией;

— с беспрестанным криком, крик при малейшем движении или дотрагивании;

— если ребенок спит, а разбудить его сложно;

— с пурпурными пятнами на коже;

— с ригидностью затылочных мышц;

— с напряжением большого родничка;

— если ребенок не способен глотать, изо рта выделяется слюна;

— если дыхание затруднено и не улучшается после очищения носовых ходов;

— с высокой температурой, сохраняющейся более суток.

К группе низкого риска [8] относятся следующие дети, в т.ч. раннего возраста:

— общее хорошее состояние ребенка; аппетит сохранен, сон не нарушен;

— ребенок родился доношенным;

— антимикробная терапия в перинатальный период не проводилась;

— не было гипербилирубинемии;

— ребенок выписан из роддома одновременно с матерью;

— ребенка ранее не госпитализировали;

— антибиотикотерапию ранее не проводили;

— нет хронических или сопутствующих заболеваний; нет инфекций уха, кожи, мягких тканей, костей, суставов;

— в анализах крови число лейкоцитов 5000— 20 000/мм3; в анализах мочи число лейкоцитов не более 10 в поле зрения;

— в анализах кала у детей с диареей число лейкоцитов не более 5 в поле зрения.

Однако даже при внешне благополучном состоянии ребенка педиатр всегда должен помнить о вероятности неблагоприятной динамики. Так, не менее чем у 10 % детей первых 3 месяцев жизни с лихорадкой выше 38 °С и первоначально благополучным состоянием позднее манифестируют тяжелые бактериальные инфекции вплоть до менингита [9, 10].

Лечение лихорадки

Лечение лихорадки обычно симптоматическое и подразумевает определение сроков начала лечения, его интенсивность, сочетание физических и химических методов. Реакция на антипиретики определяется возрастом, степенью гипертермии и основным заболеванием. Дети старше 6 лет, дети с высокой лихорадкой и дети с токсикозом и эксикозом слабо реагируют на жаропонижащие препараты.

Следует помнить, что лихорадка — не болезнь, а ее проявление, физиологическая реакция, направленная на борьбу с инфекцией. Лихорадка тормозит рост и размножение бактерий и вирусов, ускоряет продукцию нейтрофилов и пролиферацию Т-лимфоцитов.

Цель лечения лихорадки — восстановление комфорта пациента (в первую очередь), так как при высокой температуре ребенок становится вялым или беспокойным, отказывается от еды и питья, что на фоне усиленной потери жидкости при гипертермии приводит к обезвоживанию. И только во вторую очередь — предупреждение гипертермического повреждения тканей (при температуре более 40— 41 °С). Риск снижения температуры заключается в маскировке симптомов болезни, удлинении времени диагностики болезни, запаздывании лечения.

При выборе тактики лечения надо выделять «розовую» лихорадку», достаточно благоприятную, и «белую» лихорадку», прогностически сложную. Жаропонижающие средства не влияют на причину лихорадки, не сокращают общей ее длительности, угнетая противоинфекционную защиту. Их выбор основывают не на силе их эффекта, а на их безопасности, тем более что сильные средства нередко вызывают стойкую гипотермию. Антипиретики не должны назначаться для регулярного, курсового

приема вне зависимости от уровня температуры. При таком назначении резко искажается истинная температурная кривая, что затрудняет выявление причин лихорадки или оценку течения патологического процесса. Особенно осторожно надо подходить к назначению жаропонижающих детям, получающим антибиотики, поскольку затрудняется оценка эффективности последних.

Термофобия и избыточное лечение лихорадки свойственны многим родителям [11]. При опросах 70— 80 % родителей заявили, что повышение температуры выше 40 °С вызывает поражение мозга, 20—25 % считают, что в случае отказа от жаропонижающих произойдет дальнейшее повышение температуры. Ни одно из этих заявлений не подтверждается практикой или научными наблюдениями. Однако в практических условиях родители часто начинают давать жаропонижающие препараты при небольшом повышении температуры. Поэтому врач, оставляя на дому лихорадящего ребенка, должен дать родителям четкие указания о принципах наблюдения и критических точках, за которыми должна последовать неотложная помощь.

Обтирание показано при повышении температуры до 41,1 °С и выше, фебрильном делириуме, фебрильных судорогах. Обтирание следует проводить слегка тепловатой водой, ни в коем случае не алкоголем. Холодная вода вызывает дискомфорт, страх и плач ребенка, может усугубить простуду. За 30 мин до обтирания следует дать жаропонижающее (оптимален ибупрофен в пероральной форме или в виде ректальных суппозиториев). Если проводить обтирание без предварительного назначения ибу-профена, возможно появление озноба, дрожи, что само по себе приводит к повышению температуры тела. В противоположность этому при тепловом ударе обтирание холодной водой следует проводить немедленно, а жаропонижающие не эффективны и не показаны.

Пить лихорадящий ребенок должен больше, чем здоровый. Повышение температуры тела вызывает усиленное испарение жидкости со слизистых дыхательных путей и с кожи. На каждый градус повышения температуры тела ребенок должен получать жидкости на 20 % больше повседневной нормы.

Аспирин не показан детям раннего возраста, при вирусных заболеваниях и особенно при гриппе, гриппоподобных заболеваниях и ветряной оспе. На фоне приема аспирина возможно развитие синдрома Рейе.

В настоящее время только ибупрофен и парацетамол полностью отвечают критериям высокой эффективности и безопасности и официально рекомендуются Всемирной организацией здравоохранения и национальными программами в педиатрической практике в качестве жаропонижающих средств [16, 17]. При выборе жаропонижающего препарата для ребенка необходимо прежде всего учитывать не только эффективность и безопасность лекарственного средства, но также обращать вни-

6(41) • 2012

Клтт'чт лекцИ

мание на удобство его применения, наличие различных детских лекарственных форм для разных возрастных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ацетаминофен (парацетамол) является неизбирательным блокатором циклооксигеназы типов 1 и 2. Ацетаминофен показан при повышении температуры выше 39 °С или в случае, если при более низкой температуре состояние ребенка неудовлетворительное. Ацетаминофен можно давать каждые 4—6 часов, он понижает температуру на 1—2 °С на 2 часа. Самая частая побочная реакция — гепатоток-сичность, особенно при превышении дозы.

Ибупрофен рассматривается как препарат выбора при лечении лихорадки у детей. Он действует значительно дольше, чем ацетаминофен (6—8 часов против 4—5). По данным метаанализа непосредственный обезболивающий и жаропонижающий эффект приема ибупрофена (4—10 мг/кг) и ацета-минофена (7—15 мг/кг) оказывается практически одинаковым, но через 2, 4 и 6 часов после приема жаропонижающий эффект ибупрофена выражен больше. Эффективность ибупрофена по результатам многих исследований выше, чем парацетамола [12-14] (табл. 1).

Ибупрофен снижает температуру эффективнее, чем другие жаропонижающие, дольше поддерживает сниженную температуру и назначается реже, что немаловажно в детской практике. Ибу-профен, блокатор циклооксигеназы, назначается в дозе 6-10 мг/кг (20-40 мг/кг/сутки). Он особенно эффективен при инфекциях с выраженным воспалительным компонентом и в случаях с болевой реакцией. Препарат уменьшает проницаемость сосудов, улучшает микроциркуляцию, снижает выход из клеток медиаторов воспаления и подавляет его энергетическое обеспечение. Благодаря этому эффекту при лихорадке, вызванной кишечной инфекцией, прием ибупрофена не вызывает гипотензии.

Однако при монотерапии степень снижения лихорадки не всегда достаточно выражена, что объясняется сложным механизмом повышения температуры. М. №ЪиЫ й а1. [13] показали, что однократный альтернирующий прием ибупрофена

и ацетаминофена может оказаться более эффективным, чем прием только ибупрофена. Но сами же авторы оговариваются, что нельзя внедрять эту методику в клиническую практику до проведения больших клинических исследований по безопасности и эффективности указанного режима.

Имеются данные о стимулирующем влиянии ибупрофена на синтез эндогенного интерферона. Ибупрофен способен оказывать иммуномодулиру-ющее действие, улучшать показатели неспецифической резистентности организма. Ибупрофен не повышает частоту гастритов при остром применении в случаях лихорадочных заболеваний, хотя в отдельных случаях описаны и такие побочные действия, как и для всех нестероидных противовоспалительных средств. Ибупрофен не утяжеляет течение астмы. Безопасность и эффективность ибупрофена послужили основанием для его применения с целью профилактики побочных реакций на вакцинацию [14, 15].

Чаще всего в педиатрии используют антипиретики в виде сиропов и суспензий. Так, с жаропонижающей и болеутоляющей целью уже много лет используется ибупрофен в виде суспензии Нурофен для детей. В ряде случаев, например при тошноте, рвоте, отказе ребенка от пероральных лекарств, приходится прибегать к альтернативным путям введения лекарств — парентеральному, ректальному. В отличие от инъекционных средств ректальные суппозитории — удобный и достаточно комфортный для ребенка метод доставки лекарственного препарата. Очень часто суппозитории применяются в комбинированной терапии: в течение дня больной получает таблетки или суспензию, а на ночь — свечи, что создает более равномерную и длительную концентрацию препарата в крови. Учитывая это, появление новой безрецептурной формы ибупро-фена — Нурофен для детей суппозитории ректальные с 3-месячного возраста расширило возможность использования ибупрофена у детей.

Таким образом, ибупрофен (Нурофен для детей) является препаратом выбора в симптоматическом лечении лихорадочных состояний у детей. Этот пре-

Таблица 1. Эффективность основных жаропонижающих препаратов

Характеристики Ацетаминофен Ибупрофен

Снижение температуры на число градусов 1-2 2

Время до начала действия Менее 1 часа Менее 1 часа

Время до максимального эффекта 3-4 часа 3-4 часа

Длительность эффекта 4-5 6-8

Доза 10-15 мг/кг каждые 4 часа 10 мг/кг каждые 6 часов

Максимальная суточная доза 90 мг/кг* 40 мг/кг

Максимальная доза для пациента в возрасте старше 14 лет 4 г/сутки 2,4 г/сутки

Примечание: * — производитель рекомендует 75 мг/кг [14]. 90 мг/кг/сутки можно давать не более 3 суток подряд. В хирургии иногда используются высокие дозы (40 мг/кг на прием) ректально, но они неприменимы в рутинной практике.

парат достаточно эффективен, безопасен и удобен в применении.

Список литературы

1. Luszczak M. Evaluation and management of infants and young children with fever // Am. Fam. Physician. — 2001. — V. 64. — Р. 1219-1226.

2. Hay W., Hayward A., Lewin M. (eds.) Current pediatric diagnosis and treatment. — 16th edition. — New York: McGraw Hill, 2003. — Р. 237-239.

3. Temperature measurements in children. http://www.cps.ca/ english/statements/CP/cp00-01.htm

4. Feverish illnes in children. Assesment and initial management in children younger then 5 jears. NICE clinical guideline 47developed by the national collaborating centre for womens and children health, 2007. — 38р.

5. Мельникова М.А. Острые респираторные инфекции с синдромом бронхообструкции у детей первых 3 лет жизни и показатели его рецидивирования: Автореф. дис... канд. мед. наук. — Москва, 2010. — 24 с.

6. Siegenthaler W. (Hrsg.) Differential diagnose in nerer Krankheiten. — 17. neubear beitete Auflage. — Stuttgart: Georg ThiemeVerlag, 1993.

7. Beers M., Berkow R. (ed.) The Merck Manual of diagnosis and therapy. — 17h ed. — New York: Published by Merck Research Laboratories, 1999. — 2833 p.

8. Jaskiewicz J., McCarthy C, Richardson A. et al. Febrile infants at low risk for serious bacterial infection — an appraisal of the Rochester criteria and implications for management. Febrile Infant Collaborative Study Group // Pediatrics. — 1994. — V. 94. — P. 390-396.

9. Baskin M. The prevalence of serious bacterial infections by age in febrile infants during the first 3 months of life // Pediatr. Ann. —

1993. — V. 22. — Р. 462-466.

10. Chiu C., Lin T., Bullard M. Identification of febrile neonates unlikely to have bacterial infections // Pediatr. Infect. Diseases Journal. — 1997. — V. 16. — P. 59-63.

11. Walsh A., Edwards H, Fraser J. Over-the-counter medications use for childhood fever: a cross-sectional study of Australian parents// J. Pediatr. and Child health. — 2007. — V 43. — P. 601-606.

12. Vinh H., Parry C, Hangh V. et al. Double blend comparison of ibuprofen and paracetamol for adjunctive treatment of of uncomplicated typhoid fever//Pediatr. Infect. Dis. J. — 2004. — V. 23. — P. 226-230.

13. Nabulsi M, Tamimi H., Mahfound Z. et al. Alternating ibuprofen and acetaminophen in the treatment of fedrile children: a pilot study [JSRCTN30487061] BMC Medicine, 2006. — 4. http:// www.biomedcentral.com/1741-7015/4/4

14. Manley J., Taddio A. Acetaminophen and ibuprofen for prevention of adverse reaction associated with childhood immunization. //Ann. Pharmacother. — 2007. — V. 41. — P. 1227-1232.

15. Sulvivan J., Farrar H. Clinical report — fever and antipyretic use in children //Pediatrics. — 2011. — V. 127. — P. 581-587.

16. The management of fever in young children with acute respiratory infections in developing countries/WH0/ARI/93.90. — Geneva, 1993. — 17p.

17. Czaykowski D., Fratarcangelo P., Rosefsky J. Evaluation of the antipyretic efficacy of single dose ibuprofen suspension compared to acetaminophen elixir in febrile children // Pediatric Research. —

1994. — Vol. 35, № 4. — Part 2. Abstr. — 829.

Получено 18.09.12 □

Аеляпн В.М.

Федеральний науково-клн1чний центр дитячоI гематологи, онкологи й ¡мунологн М!нздравсоцрозвитку Кафедра полiклiнiчноí педiатрií РАМУ, м. Москва

ГАРЯЧКА. Р13НОМАЖТНЮТЬ ПРИЧИН \ СКЛАДНЮТЬ РШЕННЯ

Резюме. У цш лекци розглядаеться одна з найбшьш актуальных тем у педiатрii — гарячка. Докладно викладеш принципи термометри, бюлопчш мехашзмп гарячки, подано характеристику найбшьш частих гарячкових сташв, наведено класифжащю груп ризику розвитку життезагрожуючих сташв серед дней iз гарячкою. Окрему увагу придшено медикаментозним i немедикаментозним методам л^вання гарячки, подано докладну характеристику ефективносл iбупрофену як препарату вибору для лшування гарячки в педiатричнiй практищ.

Ключовi слова: гарячка, дни, л^вання, iбупрофен.

Delyagin V.M.

Federal Research and Clinical Centre of Pediatric Hematology, Oncology and Immunology of Ministry of Public Health and Social Development Department of Outpatient Pediatrics of Russian State Medical University, Moscow, Russia

FEVER. VARIETY OF CAUSES AND COMPLEXITY OF PROBLEM SOLUTION

Summary. This article deals with one of most topical issues in pediatrics — fever. Principles of thermometry, the biological mechanisms of fever, the characteristic of the most frequent fevers, a classification of risk of life-threatening conditions of febrile children are described in detail. Special attention is paid to the medication and non-medication treatments for fever, detailed description of the effectiveness of ibuprofen as the drug of choice for treating fever in children is given.

Key words: fever, children, treatment, ibuprofen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.