Исторические науки / Historical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 94
DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-19-24
Лига Наций в борьбе с нацистским террором и агрессией: исторические и международно-правовые выводы и их учет при разрешении военно-политического кризиса
на Украине
© 2°i8 Серкеров С. Э.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - освещение вопросов, связанных с ролью Лиги Наций в деле обеспечения противодействия террору, широко практиковавшемуся правящей верхушкой нацистской Германии для реализации своих агрессивных планов. Предпринимается попытка провести параллели с современной ситуацией, сложившейся на юго-востоке Украины и наметить пути выхода из кризиса. Методы: сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, аналитический, описательный. Заключение. Миролюбивые государства должны предпринять максимальные усилия, в том числе в рамках универсальных и региональных международных организаций, с тем чтобы не допустить эскалации вооруженного конфликта в регионе, превращения Украины в оплот национализма и нацизма.
Ключевые слова: Лига наций, противодействие террору, эскалация, конфликт, Украина, конвенция.
Формат цитирования: Серкеров С. Э. Лига Наций в борьбе с нацистским террором и агрессией: исторические и международно-правовые выводы и их учет при разрешении военно-политического кризиса на Украине // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 19-24. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-19-24._
The League of Nations in the Fight Against Nazi Terror and Aggression: Historical and International Legal Conclusions and Their Account During Solving the Military and Political Crisis in Ukraine
© 2018 Samur E. Serkerov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim is to highlight the issues related to the role of the League of Nations in ensuring counteraction to the terror widely practiced by the ruling elite of Nazi Germany to implement its aggressive plans. The aithor attempts to draw parallels with the current situation in the South-East of Ukraine and to outline ways out of the crisis. Methods: comparative-historical, comparative-typological, analytical, descriptive. Conclusion. The world-loving states should make every effort, including within the framework of universal and regional international organizations, to prevent the escalation of armed conflict in the region and the transformation of Ukraine into a stronghold of nationalism and Nazism.
Keywords: League of Nations, counter-terrorism, escalation, conflict, Ukraine, Convention.
For citation: Serkerov S. E. The League of Nations in the Fight Against Nazi Terror and Aggression: Historical and International Legal Conclusions and Their Account During Solving the Military and Political Crisis in Ukraine. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 19-24. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-19-24. (In Russian)
Введение
Начало ХХ века ознаменовалось разрушительными военными конфликтами и глубокими социальными потрясениями. К этому времени относится и начало перестройки всей системы международных отношений, когда в 1919 г. возник новый, ранее неизвестный исторический феномен - первая универсальная международная организация по поддержанию мира - Лига Наций. Проект Устава Лиги Наций был утвержден на пленарном заседании Парижской мирной конференции 28 апреля 1919 г.
Хотя с момента ее возникновения прошло много десятков лет, научно-исторический и политический интерес к истории деятельности Лиги Наций не ослабевает и сегодня. Это связано, прежде всего, с тем, что многие ключевые вопросы международных отношений современности уходят своими корнями в тот период, когда действовала Лига Наций. Именно тогда развернулась борьба вокруг проблем войны и мира, безопасности и разоружения, а также роли международной организации в их решении.
Вместе с тем в 30-е годы ХХ столетия было привнесено много принципиально нового в теорию и практику международных отношений. Приход к власти в Германии фашизма с его агрессивной программой заставил руководителей многих государств по-иному взглянуть на проблемы безопасности и обеспечения защиты государств от потенциальной агрессии. В мире обозначился резкий контраст между агрессивными государствами, во главе с нацистской Германией, и государствами, не заинтересованными в развязывании новой мировой войны, усилия которых были направлены на создание системы коллективной безопасности для отпора агрессору. В этих условиях Лига Наций была вынуждена вплотную заняться проблемами обеспечения мира и безопасности, прилагая усилия в различных областях межгосударственного сотрудничества.
Результаты исследования
Террористические действия стали широко практиковаться правящей верхушкой нацистской Германии для продвижения своих агрессивных планов и достижения целей. При этом следует иметь в виду, что методы и практика террора рассматривались как орудия агрессивной политики Германии, а сам террор был направлен на обеспечение
прихода к власти в тех или иных государствах нацистского режима, разрушение начавшейся формироваться системы коллективной безопасности для отпора государствам-агрессорам, и, конечно же, провокацию международных конфликтов и напряженности.
В этой связи отечественный ученый Д. Б. Левин писал: «Убийства дипломатических представителей и вообще политических деятелей иностранных государств широко поощрялись правящими кругами агрессивных фашистских государств в целях усиления международной напряженности и раздувания политических и военных конфликтов. Они стали орудием их внешней политики. Эта политика вызвала к жизни международный терроризм, одно из тягчайших международных преступлений» [2, с. 430]. Другой авторитетный исследователь этого периода А. Н. Трай-нин отмечал, что действительные попытки бороться с подлинным терроризмом, который стал осуществляться в интернациональных масштабах, начинаются после совершения ряда террористических актов гитлеровской Германией против лидеров европейских государств в целях провокации войны и недопущения создания антигитлеровской коалиции [4, с. 42].
Отметим, что правовая основа коллективной безопасности в рамках Лиги Наций была заложена как в самом Статуте Лиги (преамбуле, ст. 12, 13, 15 и особенно в ст. 10, согласно которой члены Лиги обязывались «уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги»), так и в принятых до начала второй мировой войны документах: Женевском протоколе о мирном урегулировании международных конфликтов 1924 г. (в силу не вступил), Декларации об агрессивных войнах 1927 г., Парижском пакте об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., Лондонских конвенциях об определении агрессии 1933 г. и в ряде двусторонних договоров между государствами о нейтралитете и ненападении и др.
Во многом эта международно-правовая основа была создана благодаря миролюбивым усилиям государственных деятелей и дипломатов ряда государств, заинтересованных в создании надежной правовой базы для
пресечения агрессии, которая зачастую, не отвечала интересам агрессивной Германии. Руководство Германии не просто осуждало дипломатическую деятельность таких государственных деятелей, а пошло куда дальше.
В высших германских политических кругах прорабатывались планы по устранению шести видных европейских политических деятелей, мешавших Германии устанавливать свой порядок в Европе. Нацистские руководители всерьез считали, что устранение этих политиков поможет Германии решить все ее проблемы и достичь поставленных целей. К числу этих политиков относились: федеральный канцлер и министр иностранных дел Австрии Э. Дольфус, который противился аншлюсу Австрии (расстрелян 25 июля 1934 года во время фашистского путча); король Югославии Александр, выступавший за альянс с Францией (убит 9 октября 1934 г.); министр иностранных дел Румынии Н. Титу-леску, также выступавший за союз с Францией и Англией, министр иностранных дел Чехословакии Э. Бенеш, бельгийский король Альберт и государственный министр Франции Э. Эррио.
В 1934 г. в этот список был внесен и министр иностранных дел Франции Жан-Луи Барту. В 20-е годы непримиримый противник СССР и сторонник идей антисоветского «санитарного кордона», в 30-е годы он становится самым активным в европейской дипломатии противником компромиссов с гитлеровской Германией и сторонником альянса с Советским Союзом. Именно Барту был инициатором вступления СССР в Лигу Наций и активно способствовал установлению дипломатических отношений между государствами Малой Антанты и СССР. Окончательной целью Барту было заключение пакта о взаимной помощи с Москвой и создание единого оборонительного блока с участием Франции, СССР, государств Малой Антанты и Венгрии (проект «Восточное Локарно»). Столь активная антигитлеровская политика видного французского дипломата вызывала крайнюю неприязнь в Берлине. Дерзкое убийство в Марселе 9 октября 1934 г. членами хорватской террористической организации усташей югославского короля Александра и французского министра иностранных дел Фран-
ции Луи Барту вызвало протест всего мирового сообщества. Было очевидным, что нацизм вступил на путь неприкрытого террора и крайнего насилия. В этой связи В.Н. Дурденевский справедливо отмечал: «Вопросы борьбы с терроризмом приобрели в 30-х годах ХХ в. политическую остроту, поскольку в Европе началось исключительно широкое развитие международного терроризма как способа спровоцировать войну» [1, с. 181].
Изменения в характере межгосударственных отношений в Европе и других регионах мира накануне второй мировой войны, выразившиеся в участившихся покушениях на известных политических и государственных деятелей, усиление борьбы между демократическими силами, с одной стороны, и силами фашизма и милитаризма - с другой, привели к тому, что Лига Наций вынуждена была заняться вопросами международного терроризма. Непосредственным поводом к началу ее деятельности явилось убийство в Марселе в 1934 г., после чего Лига Наций направила усилия на разработку международно-правовой основы для борьбы с террором. В этих целях был образован комитет из представителей 11 государств, в том числе СССР, Великобритании, Франции, Италии и др.
Результатом этих усилий явилось принятие Лигой Наций 16 ноября 1937 г. в Женеве Конвенции о предупреждении и пресечении терроризма и Конвенции об учреждении международного уголовного суда [4, с. 179184].
Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма 1937 г. была первым широким международно-правовым документом, посвященным регулированию отношений государств по борьбе с акциями международного терроризма. Так, в п. 2 ст. 1 Конвенции отмечается: «...Выражение «террористические акты» распространяется на преступные действия, направленные против государства и имеющие целью или способные терроризировать определенных лиц, группу лиц или публику». Конвенция была подписана 24 государствами, но ратифицирована лишь одним государством - Индией - и не вступила в силу. Говоря о важнейших политических причинах того, почему Конвенция не всту-
пила в силу, В. Василиевич (Польша) говорит «о попустительстве Германии со стороны таких государств Европы, как Франция и Великобритания, считавших, что германский фашизм использует международный терроризм только против Советского государства» [3, с. 60].
Очевидно, что нежелание ряда западных государств бороться с тем преступным явлением, которое, по их замыслу, фашистская Германия должна была бы в первую очередь использовать против Советского Союза, во многом способствовало развязыванию мировой войны. Несмотря на активное участие Советского Союза в рамках Лиги Наций в решении вопросов мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим строем, многие государства даже перед лицом надвигавшейся катастрофы не смогли преодолеть недоверие и враждебность к Советскому Союзу. Эти государства тогда явно недооценили ни античеловеческой сущности нацизма, являвшегося угрозой для всех государств мира без различия политического строя, ни международного терроризма как опаснейшего и преступного орудия нацизма.
В тот период не удалось создать в рамках Лиги Наций эффективного правового механизма для предупреждения актов террора в мире и привлечения виновных к ответственности в рамках международного уголовного суда, что в дальнейшем имело самые пагубные последствия как для организации в целом, так и для обеспечения мировой безопасности.
Сегодня, к сожалению, практически аналогичная ситуация наблюдается и на территории европейского государства - Украины, когда насильственная смена государственной власти в стране привела к активизации националистических проявлений в самых жестких формах, героизации пособников нацистской Германии, массовым нарушениям прав человека. Руководство Украины взяло прямой курс на военное решение политических вопросов, на геноцид населения, проживающего на юго-востоке. В результате развязанных руководством страны военных действий и применения запрещенного международным правом оружия убиты сотни гражданских лиц - женщин, детей, стариков, бомбар-
дировкам и обстрелам подверглись населенные пункты и гражданские объекты, украинскими военнослужащими применены запрещенные средства и методы ведения военных действий, то есть совершены действия, которые международным гуманитарным правом рассматриваются как международные преступления. И это несмотря на то, что современное международное гуманитарное право (законы и обычаи ведения военных действий) в соответствии с Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительными протоколами к ней распространяется и на вооруженные конфликты немеждународного характера, каковым по-сути, и является конфликт на юго-востоке Украины.
Несмотря на достигнутые минские договоренности о прекращении огня, украинские вооруженные силы грубо их нарушают, продолжая обстрел населенных пунктов, занятых мирными жителями. В стране действуют также и отдельные вооруженные националистические формирования, боевики и наемники из разных государств, которые совершают такие тягчайшие преступления против населения, как убийства, захват заложников и другие, кроме того, получили размах убийства видных украинских политических и общественных деятелей, выступающих за прекращение военных действий.
Безусловно, усугублению политического кризиса и гуманитарной катастрофы на территории Украины во-многом способствовала и продолжает способствовать позиция некоторых ведущих западных государств, а также США, которые не только не осудили государственный переворот в Украине и приход к власти националистического режима, но и оказали этому преступному режиму мощную финансовую и военно-техническую помощь и поддержку, в том числе через различные международные организации и фонды. Такая помощь продолжается и сегодня. Здесь можно провести параллели с политической ситуацией в Европе в 30-е годы, когда воинствующий национал-фашизм в Германии набирал силу, а ведущие европейские государства проводили политику «умиротворения» будущего агрессора в надежде, что этот агрессор уничтожит в первую очередь Советскую Россию. Однако видимо, история мало чему научила сегодняшних политических лидеров европей-
ских государств, и они продолжают «наступать на те же грабли», что и десятки лет назад.
К сожалению, слабую активность, а в ряде случаев и непростительное бездействие проявляют и те международные организации (ООН, ОБСЕ, Совет Европы), которые по своим уставным целям должны были жестко реагировать на угрозы миру и массовые нарушения прав человека, обеспечивать реализацию выстраданного человечеством международного принципа «неделимости безопасности». Сегодня они играют преимущественно роль наблюдателей-статистов и лишь «выражают озабоченность» гуманитарной ситуацией на Украине. К чему привела подобная политика попустительства со стороны Лиги Наций в ХХ веке мы хорошо помним - к развязыванию в центре Европы одним из самых культурных европейских народов мировой братоубийственной бойни.
Сегодня рассчитывать на то, что украинское руководство будет добросовестно выполнять все пункты минских договоренностей о прекращении огня, не следует. Националистический режим, признающий на государственном уровне профашистские организации ОУН-УПА борцами за независимость Украины в ХХ веке, и к тому же подстрекаемый из вне, не нацелен на мирное урегулирование конфликта. Так уже в нарушение достигнутых договоренностей режим прекращения огня нарушался украинскими военными десятки раз, украинские войска не произвели полного отвода тяжелой военной техники, в зоне конфликта продолжают действовать диверсионные группы из числа украинских военных. Кроме того, продолжается оказание активной военной, в том числе консультативной, помощи Украине со стороны США и некоторых других государств. Так 17
1. Дурденевский В. Н. На пути к международному уголовному правосудию // Научные записки института внешней торговли. Вып. 1. М., 1945. С. 181-183.
2. Курс международного права. Т. V. М., 1969. 560 с.
апреля 2015 г. около 300 военнослужащих из 173 воздушно-десантной бригады США прибыли в Украину для обучения боевых подразделений Нацгвардии Украины.
Заключение
Очевидно, что общественно-политическая ситуация, сложившаяся на Украине, во многом схожа с той, которая имела место в Германии в период становления нацизма. Тогда мировое сообщество государств под эгидой Лиги Наций не смогло выработать эффективных мер борьбы с расползающимся по Европе нацизмом, что привело к тяжелым международным последствиям. Сегодня деструктивная политика отдельных государств, направленная на оправдание преступлений, совершаемых украинским режимом, размывает фундаментальные принципы обеспечения мировой безопасности, подрывает существующий международный правопорядок. Миролюбивые государства должны предпринять максимальные усилия, в том числе в рамках универсальных и региональных международных организаций, с тем чтобы не допустить эскалации вооруженного конфликта в регионе, превращения Украины в оплот национализма и нацизма.
Только жесткий международный контроль за соблюдением достигнутых договоренностей по прекращению военных действий на Украине позволит избежать повторения масштабных кровавых событий. Но для этого необходима «железная» политическая воля миролюбивых государств, свободная от «двойных стандартов» в оценке политических ситуаций, воля, основанная на понимании глубокой ответственности политических лидеров государств за судьбы народов и их мирное сосуществование.
3. Ляхов Е. Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.
4. Трайнин А. Н. Защита мира и уголовный закон // Избранные произведения. М., 1969.
Литература
References
1. Durdenevsky V. N. Na puti k mezhdunarod-nomu ugolovnomu pravosudiyu [On the way to international criminal justice]. Scientific papers of the Institute for Foreign Trade. Vol. 1. Moscow, 1945. Pp. 181-183. (In Russian)
2. Course of International Law. Vol. V. Moscow,
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Серкеров Самур Эльмирович, кандидат юридических наук, проректор-начальник административно-правового управления, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); заведующий научно-исследовательской лабораторией «Социально-правовые исследования и сравнительное правоведение», юридический факультет, Дагестанский государственный университет (Д1 У), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
1969. 560 p. (In Russian)
3. Lyakhov E. G. Terrorism and interstate relations. Moscow, 1991. (In Russian)
4. Traynin A. N. Zashchita mira i ugolovnyy za-kon [Peasekeeping and criminal law]. Selected works. Moscow, 1969. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation
Samur E. Serkerov, Ph. D. (Jurisprudence), vice-rector, the head of Administrative and Law Department, Dagestan State Pedagogical University (DSPU); the head of the research laboratory "Social and Legal Research and Comparative Law", faculty of Law, Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 22.01.2018 г.
Received 22.01.2018.