Научная статья на тему '«LIFE-AS-JOURNEY»: ИРЛАНДСКИЕ МОРСКИЕ НАРРАТИВЫ В ДОСТИЖЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ IRISH STUDIES'

«LIFE-AS-JOURNEY»: ИРЛАНДСКИЕ МОРСКИЕ НАРРАТИВЫ В ДОСТИЖЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ IRISH STUDIES Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кельтология / раннесредневековые ирландские морские нарративы / плавание Святого Брендана / Иной мир / Celtic studies / early medieval Irish maritime narratives / the voyage of St Brendan / The Other World

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богданова Анастасия Алексеевна

В центре внимания находится обзор последних результатов в изучении раннесредневековых ирландских Navigatio («Плаваний», др.-ирл. ‒ Immrama) и морских нарративов в целом. Наиболее оригинальны исследования Дж. Смита и Э. Муллиган, а также ряда ученых, продолжающих разработку темы так называемого Иного мира и его атрибутов: мотивы волшебных птиц и позиции женских образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Life-as-journey»: Irish maritime narratives in the light of the recent contributions to the Irish Studies

The review is dedicated to the newest contributions in the field of Irish Maritime Narratives’ Studies and specifically of the Old Irish Immrama. In the light of the recent Celtic Studies’ paradigms the most original research is provided by J.L. Smith and A. Mulligan; moreover, a research experience of ‘the Otherworld theme’ is still in ‘the work in progress’ related to some details as the motif of miracle birds or Otherworld women figures.

Текст научной работы на тему ««LIFE-AS-JOURNEY»: ИРЛАНДСКИЕ МОРСКИЕ НАРРАТИВЫ В ДОСТИЖЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ IRISH STUDIES»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

УДК 94(415)"1086/1399" DOI: 10.31249/hist/2024.04.04

БОГДАНОВА А.А.* «LIFE-AS-JOURNEY»: ИРЛАНДСКИЕ МОРСКИЕ НАРРАТИВЫ В ДОСТИЖЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ IRISH STUDIES1

Аннотация. В центре внимания находится обзор последних результатов в изучении раннесредневековых ирландских Navigatio («Плаваний», др.-ирл. - Immrama) и морских нарративов в целом. Наиболее оригинальны исследования Дж. Смита и Э. Муллиган, а также ряда ученых, продолжающих разработку темы так называемого Иного мира и его атрибутов: мотивы волшебных птиц и позиции женских образов.

Ключевые слова: кельтология; раннесредневековые ирландские морские нарративы; плавание Святого Брендана; Иной мир.

BOGDANOVA A.A. «Life-as-journey»: Irish maritime narratives in the light of the recent contributions to the Irish Studies

Annotation: The review is dedicated to the newest contributions in the field of Irish Maritime Narratives' Studies and specifically of the Old Irish Immrama. In the light of the recent Celtic Studies' paradigms the most original research is provided by J.L. Smith and A. Mulligan; moreover, a research experience of 'the Otherworld theme' is still in

*

© Богданова Анастасия Алексеевна - кандидат исторических наук, преподаватель Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, младший научный сотрудник лаборатории урбанистики, Тюменский государственный университет; [email protected]

1 Работа осуществляется при поддержке гранта РНФ № 23-28-01592 «Феномен морских плаваний в культурах премодерна: контракт с морем, модели и практики».

'the work in progress' related to some details as the motif of miracle birds or Otherworld women figures.

Keywords: Celtic studies; early medieval Irish maritime narratives; the voyage of St Brendan; The Other World.

Для цитирования: Богданова А.А. «Life-as-journey»: ирландские морские нарративы в достижениях современных irish studies (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: ИАЖ. Сер. 5: История. - Москва: ИНИОН РАН, 2024. - № 4. -С. 63-73. - DOI: 10.31249/hist/2024.04.04

Дискуссии относительно правильного истолкования морских ирландских нарративов не утихают. В кельтологической мысли последних 30-ти лет, как нам представляется, были разработаны два подхода (с принятием комплексной природы данных текстов). Первый оперирует трактовками Navigatio как своеобразных journey-of-life, где морское путешествие - способ трансформации и личного роста героя, и за физическими лишениями неотвратимо следует духовно-моральное совершенствование. Классической работой здесь мы считаем статью М. Агирре [5]. Современные авторы, вспоминая достижения У. Тралла и Дж. Вудинга, трактуют Immrama как «путь верующего по жизни», self-posed exile1. Неслучайны и метафоры жизни человека как полета птицы у Беды2, в

1 Ср.: Э. Гросу: «Море (помимо того факта, что вода - символ очищения) может быть рассмотрено в качестве символа земной жизни, дороги, которую мы должны преодолеть на пути к небесному Дому» [10, р. 18]; А. Варандас: «Определенный опыт, который святые путешественники подобным образом обретают на морских просторах, опасный и желанный одновременно, символизирует результат пройденных испытаний человеческой души в течение жизненного пути и заслуженную награду райского блаженства» [20, р. 425]. Там же указан и тезис Дж. Вудинга об 1шшгаша как светского восприятия метафоры Ы/е-аз-оитеу, корни которой лежат в монастырском концепте морского паломничества и в ирландском пенитенциальном праксисе - понимании моря как средства наказания и искупления. Источником его называют либо августинскую традицию (А. Варандас, Э. Гросу), либо Св. Колумбана (Ф.С. Корандей, Дж. ДиАнжело).

2 «Вот как сравню я, о король, земную жизнь человека с тем временем, что неведомо нам. Представь, что в зимнюю пору ты сидишь и пируешь со своими приближенными и советниками... И вот через зал пролетает воробей, влетая в одну дверь и вылетая в другую. В тот краткий миг, что он внутри, зимняя стужа не властна над ним; но тут же он исчезает с наших глаз, уносясь из стужи в стужу. Такова и жизнь людская, и неведомо нам, что будет и что было прежде» [1, с. 141].

которых С. Дисалво видит «переходы между человеческим миром и запредельным; необузданное, дикое и вместе с тем сакральное или, по крайне мере, сверхъестественное» [8, с. 141].

В той же парадигме рассуждает и Дж. ДиАнжело, сторонник комплексного изучения данного феномена, когда находит в «Плавании Майль-Дуйна» модель становления образцового христианина [7, р. 92].

Второй подход исходит из разработок исследователей, видящих в 1ттгата отражение различного рода практик раннеир-ландского социума, в последнее время - именно христианских: паломничества и литургики. Как сказал Ф. Ианелло, плавание -аллегорический путь и одного монаха, и церкви (ирландской?), и всего христианского мира: «Хотя №у. основано на идее монашеской общины и сожития, но и недостатка в упоминании анахоретов и отшельников нет... Впрочем, нет и достаточно исчерпывающих доказательств в пользу того, что Кау. существенно смоделировано на основе монашеских архетипов... скорее, оно являет собой литературную репрезентацию постепенного перехода через аллегорические и символические этапы единого христианского мира к святости» [11, р. 18].

Тему паломничества развивает А. Варандас и Дж. ДиАнжело, подтверждая полисемантичность древнеирландского тШНге в зависимости от его целей и функций1. Последний видит в «Плавании Уа Корра» именно пенитенциальное тШНге, несмотря на

имеющееся противоречие в начале истории, где есть намек на па-

2 "

ломничество в созерцательных целях , с поправкой на допущение, что автор повести вряд ли вообще различал мотивацию «поиска неизвестного и поиска спасения». Последующий тезис ДиАнжело о том, что христианско-этический посыл «Плавания Майль-Дуйна» необязательно связан с пенитенциальным паломничеством (и, в целом, коннотации 1ттгата с феноменом аИИкге иногда могут быть поверхностными и обманчиво очевидными), не менее за-

1 Это давно доказано рядом специалистов, из последних см.: Ф.С. Коран-дея [2], Ф.Д. Прокофьева [4, с. 14]; плодотворно работает Дж. Вудинг.

2 «Однажды пришли они к самой гавани и наблюдали за солнцем, клонящимся к западу, и дивились его ходу. 'В какую сторону идет солнце, когда оно под водой? - спросили они себя. - И что может быть удивительней, чем море безо льда, когда любая другая вода покрывается льдом? '» [3, с. 137].

нимателен в свете вышеупомянутой активизации темы и, казалось бы, прочной аргументации обратного у ряда кельтологов ранее [7, p. 87, 90].

Часть исследователей продолжает изучать liturgical timing (С. Дисальво) путешествия Святого - Immrama также все больше вовлекаются в поиски литургической семантики. Интересно взглянуть, как данный процесс влияет на интерпретации отдельных мотивов, например с птицами. С. Дисалво видит в них типичные общехристианские символы и аллегории, в то время как Э. Эхнер в своей магистерской диссертации старается нарочно абстрагироваться от них в пользу фольклорной и мифологической состав -ляющей, в частности на универсальном функционализме образов птиц в качестве медиаторов Иного мира [9, р. 50].

Впрочем, важно подчеркнуть, что, какую бы позицию не занимали специалисты, они делают это с полным пониманием и принятием комплексной природы Navigatio, Immrama и прочих ирландских seafaring discourses - главным достижением, как нам представляется, споров второй половины прошлого века. Острова в равной степени заключают в себе и землю обетованную, «землю святых», и место наказания грешников, и цель миссионера, и последние архаические осколки «кельтского» Иного мира [7, с. 90].

Встреча св. Брендана и Колумба в культурно-ментальном пространстве инсулярности

Взгляд Дж. Смита оригинален - он не уходит ни в источниковедческий, ни в литературно-текстологический, ни в исторический анализ, но применяет к Navigatio сугубо теоретико-абстрактное, можно даже сказать философское, рассмотрение его как составляющей literaly islescape. Согласно данной концепции, океан, море - некое общее пространство, по которому циркулируют идеи и образы, превращающее острова в активных носителей и трансляторов свойственных им культурных кодов, способных преодолевать всевозможные географические и временные ограничения и, в определенном смысле, существовать вне их [18, p. 60, 63]1.

1 «В этой статье я нацелен дать обобщенное понятие литературного islescape... «Море островов» зачастую выступает против типичных средневековых и нововременных представлений о ландшафте, посредством культуры оно

66

Этот феномен острова как культурного хранилища, самоидентификации его обитателей и «медиатора» входит в современный научный дискурс под обозначением «инсулярности» (insularity); а морское (океаническое) пространство, разделяющее и коннекти-рующее одновременно, - islescape; успешное функционирование внутри него интеллектуальных потоков Дж. Смит остроумно называет «интеллектуальным колониализмом» (intellectual colonialism). Таким образом, формируются краеугольные понятия новой терминологии в схемах и штудиях об «инсулярности» Э. Хау'офа, Ж. Абу-Луход, Я. Собески, П. Хордена и Н. Парцелла, Дж. Смита, с недавних пор - и Ш. Мак Махуны1.

Как история Navigatio приняла вневременной характер, или обрела способность передавать свои смыслы сквозь время (temporal connection)? Дж. Смит предлагает несколько положений. Во-первых, часть локусов и мест назначения недоступно априори для читателя, иногда - даже для самих героев. Здесь Смит интересно привлекает достижения христианского направления, в рамках которого библейские паттерны Navigatio, в том числе ветхозаветные топографические маркеры, достаточно подробно изучены.

Во-вторых, огромное количество редакций и переводов Navigatio, подобных немецкому Reise-fassung, самим фактом своего существования служат доказательством поразительной способности традиции о Брендане к ретеллингу, рецепции и постоянной генерации новых интерпретаций [18, p. 66].

Подобное становилось причиной сильного ментального воздействия средневековых географических концептов на общества

повсеместно генерирует ощущение домашнего уюта, создает объединяющую гостеприимную среду, которая все еще пребывает с нами и продолжает связывать нас сквозь огромные пространства, как в физическо-материальном, так и в интеллектуальном смысле. Лучше сказать об этом, скорее, как об умозрительном море островов, нежели как о картине изолированных, одиночных идей, затерянных в глубинах времени и пространства. Труд Э. Хау'офа заставляет нас отойти от концепции островов в море, как их воспринимала средневековая культура, и посмотреть на море островов, где истории сближают. Конечно, это далеко не тот мир, в котором все связи налажены без помех и преград, но это определенно то место, где чувство общности и гостеприимства торжествует над отчужденностью» [18, р. 60].

1 Все указанные авторы процитированы в статье Дж. Смита [18]. О Ш. Мак Махуне см. его последние работы [15].

эпохи премодерна - и «Остров Св. Брендана» продолжал фиксироваться на картах XIV в. Восприятие современниками Navigatio «скорее как основанного на фактах прото-маршрута, а не мифа» конструировало схемы фронтира (термин, на наш взгляд, уместный, но Дж. Смитом не используемый), который постепенно продвигался на запад Атлантики. Пространство за пределами фронтира всегда позиционировалась как неизведанное и отчасти недостижимое - именно в тех образах и смыслах, что видел и св. Брендан.

Immrama и социально-гендерное измерение

Еще в 2003 г. Элма Джонстон предложила интерпретацию «Плавания Майль-Дуйна» как некой «социальной лаборатории» (social laboratory). Несмотря на то, что социальный контекст, который, безусловно, глубоко сокрыт в данных текстах, не был в полной мере конкретизирован ею1, подобный вектор не лишен перспектив.

Совершенно иначе построен труд Эми Муллиган, которая не только ставит во главу угла социально-гендерные вопросы, но и ставит для их решения реальный педагогический эксперимент2. В ходе его проведения разным группам студентов было предложено чтение скандинавских или ирландских морских нарративов с

1 Главная мысль автора была, скорее, в интерпретации «Плавания» как отклика автора-монаха на упадок и моральное разложение ирландской церкви IX в.

2 Что не отменяет того обстоятельства, что некоторые попытки задействовать информацию из раннесредневековых текстов для понимания и решения ген-дерных проблем современного общества кажутся нам несколько прямолинейными [16, p. 148]. Конечно, привлечение актуальной повестки благоприятно для поддержания интереса к тематике «Плаваний»; однако не стоит забывать об их сложном историко-культурном наполнении, сформированном и востребованном во многом только в рамках раннесредневековой ирландской монастырской среды. Аналогичных замечаний не лишено и утверждение Э. Себо о том, что вызовы ковидной ситуации могут заставить профессионалов и широкую аудиторию обратиться к Immrama в качестве опыта преодоления длительной изоляции [17]. Подчеркнем также, что разнообразие женских и маскулинных репрезентаций не должно быть ограничено сугубо материалом морских нарративов, их изучение требует широкого источниковедческого кругозора; определенных успехов в этом плане добилась Лиза Битель (Lisa Bitel). См. также недавнюю статью Э. Беккуса, известную Э. Муллиган [6].

задачей оценки линий поведения и возможностей женских и мужских персонажей.

Следуя за оценками своих учеников о женских репрезентациях в «Плаваниях» как более закрытых и второстепенных по сравнению с исландскими, в происхождении Майль-Дуйна Э. Мул-лиган, как и некоторые ученые до нее [14], видит метафорическую суть насильственного союза монахини и войны. Ее толкование схоже с тезисами М. Агирре и Э. Джонстон [5; 13] о заложенном таким образом конфликте духовного и низменно-первобытного, а в сакральном измерении - христианского и светского, внутри самого героя. Автор анализирует в повествовании женское и мужское строго обособленно, подчеркивая, например, что акт насилия над аббатисой не влечет никакой юридической или общественной санкции, кроме сюжетного намека, что Айлиля, ее насильника, вскоре настигает страшная смерть в церковном пожаре. В то же время именно эта смерть, смерть отца, служит поводом для кровной мести и двигает повествование дальше [16, p. 140].

Гендерные нарративные роли женских персонажей ограничены, закрыты, в том числе в лиминальной зоне, какой и предстает Остров женщин; их положение статично, они «заперты» в своем Ином мире: «Реакция королевы <с Острова женщин> на происходящее много говорит нам о женской жажде роста, перемен, деятельности и активности, неудовлетворение которой ведет к фрустрации... С. Кляйн: "Весь окружающий мир, не поощряющий у женщин-изгнанников склонность к движению, как будто сговорился, чтобы поймать их в ловушку, заточить ее в месте, где каждая деталь создана для ограничения и пресечения любых перемещений". Королева и ее дочери. не пытаются задействовать искусство кораблестроения и навигации, которые помогли бы им покинуть остров и устремиться в погоню за желаемым, таким образом, состояние загнанности и стазиса, топографически подчеркнутое, усиливается» [16, p. 141, 143]. Это созвучно выводам М. Агирре об «импотентном Ином мире» (sterile Otherworld), хотя роль женских фигур в сюжете ученый анализирует в несколько другом ракурсе [5]. Согласно его теории, в «Плавании» картины Иного мира разворачиваются постепенно, остров за островом, и позиции героинь тоже подчинены данному генеральному авторскому замыслу: сначала путники встречают одну девушку, и тут

же их отбрасывает в море (эп. XVII); затем следует более проработанный эпизод со стеклянным мостом и его хозяйкой (структура его идентична первому), наконец, Остров женщин - центр сил Иного мира на пути Майль-Дуйна, после которого влияние мифических локусов идет на спад и уступает место христианской тематике. Подобные обнаруженные нами различия лишний раз показывают, насколько семантически и семиотически «Плавания» многослойны, и что общий методологический подход вовсе не сужает диапазон возможных интерпретаций.

***

В заключение отметим, что состав группы 1шшгаша в исследовательском дискурсе продолжает быть нестабильным. В то время как у ученых сформировалось некое понимание «ядра» из четырех текстов, многогранная общая проблематика, тем не менее, крепко связывает их с Navigatio 8апсй ВгеМаш и еще одной группой - БасЫха1. Ряд работ, рассматриваемых здесь, посвящен именно Navigatio, которое все еще иногда позиционируется как «латинское тгаш» [20, р. 425; 7, р. 85; 12; 19]. Однако опыт споров вокруг дефиниции дает о себе знать, и кельтологи неизменно подчеркивают ряд особенностей Brendanian'ы и ее совершенно иной уровень изучения и масштабной историографии; равно как и БасЫха неизменно обособляются по двум критериям - их принадлежности к «мифологическому и псевдоисторическому контексту» и полной концентрации на цели - таинственном Otherworld.

Помимо продолжения «традиционных» направлений отрадно видеть попытки применения нестандартных подходов, поиск соприкосновения методологических и терминологических новшеств с материалом древних морских нарративов - и в итоге благодаря этому выйти далеко за пределы кельтологии, темы и проблемы которой все еще остаются довольно специфическими и доступными узкому профсообществу. Работы Дж. Смита и Э. Мул-лиган достаточно наглядно показывают возможные перспективы выхода на широкие компаративные исследования «инсулярности»

1 Дж. ДиАнжело объединяет в одну группу четыре 1шшгаша, Navigatio, эпизод с Патриком и Мак Куйлом и «Житием Св. Колумбы» в изложении Адам-нана [7, р. 86].

и семантики океанического пространства, или раскрытия дополнительных смыслов текста посредством проведения реальных педагогических и социальных экспериментов.

Список литературы

1. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / пер. с лат., ст., примеч., библиогр. и указ. В.В. Эрлихмана; отв. ред. С.Е. Федоров. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. - 361 с. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dos topochtennyj/tserkovnaja-istorija-naroda-anglov/#source (дата обращения: 30.03.2024).

2. Корандей Ф. С. Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.03. - Тюмень, 2005. - 192 с.

3. Плаванье Уа Корра / пер. Т.А. Михайлова, А.М. Рудычева // Атлантика: Записки по исторической поэтике. О чудесных островах в средневековой ирландской традиции. - Москва: Макс Пресс, 2016. - Вып. 13. - С. 129-148. -URL: https://istina.msu.rU/download/31003938/1fELgr:WUZB0Xmelkn261DMCj ELql8Cn-w/?ysclid=luuhhwc8wq603591521 (Дата обращения: 30.03.2024).

4. Прокофьев Ф.Д. Феномен peregrinatio и его преломление в раннеирландской литературной традиции: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.03. - Москва, 2012. -522 c.

5. Aguirre M. The hero's voyage in Immram Curaig Mailduin // Etudes Celtiques. -1990. - Vol. 27. - P. 203-220. - URL: https://www.persee.fr/doc/ecelt_0373-1928_1990_num_27_1_1930 (дата обращения: 30.03.2024).

6. Bekkhus E. Men on Pilgrimage - Women Adrift: Thoughts on Gender in Sea Narratives from Early Medieval Ireland // Gender in Medieval Places, Spaces and Thresholds. - London: University of London Press, 2019. - P. 93-106. - URL: https://doi.org/10.2307/jxtv9b2tw8.13 (дата обращения: 30.03.2024).

7. DeAngelo J. Imitating Exile in Early Medieval Ireland // Outlawry, Liminality, and Sanctity in the Literature of the Early Medieval North Atlantic. - Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018. - P. 69-104. - URL: https://doi.org/10.1515/ 9789048534593-004 (дата обращения: 30.03.2024).

8. Disalvo S. Unde sunt aues istae?: Notes on Bird-Shapeshifting, Bird Messengers, and Early Medieval Hagiography // Shapeshifters in Medieval North Atlantic Literature. - Amsterdam: Amsterdam univ. press, 2018. - P. 127-154. -URL: https://doi.org/10.1515/9789048535132-008 (дата обращения: 30.03.2024).

9. Eichner E.S. Magical birds as a link between the Mabinogion and other Celtic Literature: facts and fancies. Thesis submitted for the degree of Master of Arts // Academia. - The University of Wales Trinity St. David, 2018. - P. 46-55. - URL: https://www.academia.edu/109879209/Magical_birds_as_a_link_between_the_Ma binogion_and_other_Celtic_literature_facts_and_fancies?uc-sb-sw=37924017 (дата обращения: 30.03.2024).

10. Grosu E. Navigatio Sancti Brendani Abbatis: Allegory of the Characters // Transylvanian Journal of Multidisciplinary Research in Humanities. - 2017. -

Vol. 22 (1). - P. 7-18. - URL: https://www.academia.edu/33837497/NAVIGA TIO_SANCTI_BRENDANI_ABBATIS_ALLEGORY_OF_THE_CHARACTERS (дата обращения: 30.03.2024).

11. Iannello F. Brendano di Clonfert homo religiosus e homo viator // Fortunatae: Revista canaria de Filología, Cultura y Humanidades Clásicas. - 2010. - N 21. -P. 9-25. - URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=4276660 (дата обращения: 27.03.2024).

12. Ireland D. 'Without blinding darkness': The imagery of divine light in 'Nauigatio Sancti Brendani' // 37 th Annual University of California Celtic Conference. -2015. - URL: https://digitalcommons.providence.edu/cgi/viewcontent.cgi?article= 1001&context=theology_students (дата обращения: 30.03.2024).

13. Johnston E. A sailor on the seas of faith: the individual and the church in The voyage of Máel Dúin // European encounters: essays in memory of Albert Lovett. -Dublin: Univ. College Dublin, 2003. - P. 239-252.

14. Key H.C. Otherworld Women in Early Irish Literature. - Amsterdam University Press, 2023. - URL: https://www.jstor.org/stable/jj.2354059 (дата обращения: 30.03.2024).

15. Mac Mathúna S. Ireland and the Immrama: An Enquiry into Irish Influence on Old Norse-Icelandic Voyage Literature. - München: Münchner Nordistische Studien, 2021. - 190 p.

16. Mulligan A.C. Seaworthy: Irish Immrama, Old Norse Voyage Tales, and the Women of the North Atlantic // The Medieval North and Its Afterlife: Essays in Honor of Heather O'Donoghue. - Berlin; Boston: Medieval Institute Publications, 2024. - P. 135-150. - URL: https://doi.org/10.1515/9781501516597-013 (дата обращения: 30.03.2024).

17. Sebo E. Exiles: Medieval Experiences of Isolation // Neophilologus. - 2023. -Vol. 107. - P. 83-84. - URL: https://www.researchgate.net/publication/364337 999_Exiles_Medieval_Experiences_of_Isolation (дата обращения: 30.03.2024).

18. Smith J.L. Brendan meets Columbus: A more commodious islescape // Our Sea of Islands. New Approaches to British Insularity in the Late Middle Ages / Ed.: M.B. Goldie, S. Sobecki. - Palgrave Macmillan, 2023. - P. 59-71. - URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-031-46405-8 (дата обращения: 30.03.2024).

19. Thrall W.F. Clerical Sea Pilgrimages and the Imrama // The Manly anniversary studies in language and literature. - Chicago: Univ. of Chicago press, 1923. -P. 276-283.

20. Varandas A. The sacred space of gods and saints: Some considerations about the sea and exile in Irish mythology and tradition // Creating Through Mind and Emotions. - 2022. - P. 423-428. - URL: https://www.researchgate.net/publication/ 363024880_The_sacred_space_of_gods_and_saints_Some_considerations_about_t he_sea_and_exile_in_Irish_mythology_and_tradition (дата обращения: 30.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.