Научная статья на тему 'ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИЯМ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА'

ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИЯМ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
266
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИЯМ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА»

Лидеры мнений как инструмент противодействия идеологиям терроризма и экстремизма

Глянцев Никита Сергеевич - студент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

В настоящее время угроза терроризма в России не только не снижается, но и не сходит с повестки дня. При всех существующих мерах противодействия, а это, к примеру, предотвращение терактов, задержание вербовщиков и распространителей экстремистской литературы или борьба с террористической пропагандой в сети, внешние и внутренние факторы не снижают сво-

ей деструктивной активности, что можно подтвердить словами зампредседателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведева. В ходе состоявшегося 1 февраля 2021 года интервью российским СМИ Д.А. Медведев подчеркнул, что террористическая угроза продолжает существовать по всей России, а не только на Северном Кавказе. Также он отметил, что такая активность часто связана и с внутренними

импульсами, и с иностранным вмешательством.

Согласно сообщению МВД, число преступлений террористического характера в 2020 году выросло на 33,9 %, а экс-тремисткой направленности -на 43,4 % по сравнению с 2019 годом [1]. Поэтому работа в направлении противодействия современным террористическим вызовам должна являться одной из главных как для сотрудников госбезопасности, так и для научного сообщества, которое, например, реализует свои возможности в разработке современных методов противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

Важной частью современной экстремисткой и террористической угрозы стал переход в информационную (сетевую) среду воздействия, вербовки и пропаганды. И ключевым аспектом, тяжело поддающимся противодействию, выступает пропаганда. Аргументом данному утверждению служит тот факт, что сетевая пропаганда в настоящее время осуществляется по большей части в сети Интернет, где своевременная блокировка такого рода контента не всегда возможна. Выдающийся пример сказанного, на наш взгляд, это попытка блокирования мес-сенджера Telegram. Данным мес-сенджером, согласно сообщению ФСБ России, активно пользовались террористы для связи между собой и со своими зарубежными кураторами. Они пользовались мессенджером, потому что он обладает высоким уровнем шифрования передаваемой

информации [2]. Эта попытка в конечном счёте оказалась безуспешной.

С помощью интернета террористическим организациям теперь не только легче распространять свои идеологические материалы, но и проще заниматься поиском и вербовкой новых сторонников. Ярким примером жертвы сетевой пропаганды служит школьник из Твери, который в 2014 году планировал совершить теракт. Как он сам заявлял оперативному сотрудников во время своего допроса, он слушал лекции известных террористов, участников террористической группировки «Имарат Кавказ» (запрещена на территории России). Их лекции были размещены в свободном доступе в Интернете. Кроме того, согласно журналистскому расследованию, которое провел корреспондент газеты «Комсомольская правда» в 2014 году, на внушаемость радикальных идей сильно повлияло психологическое состояние подростка. По словам опрошенных соседей, членов семьи, а также учителей мальчика, он практически ни с кем не общался, не ходил в школу и большую часть времени проводил в интернете, то есть находился в некой социальной изоляции [3]. В социальной психологии такое состояние называется «социальная депри-вация».

Проявления социальной де-привации изучаются сейчас достаточно широко. Так, например, было проведено исследование (сканирование мозга) в Университетском колледже Лондона, которое показало, что имен-

но социальная изоляция ведет к радикализации. Используя ней-ровизуализацию, учёные смогли отобразить то, как мозг ради-кализованных людей реагирует на социальную маргинализацию. Всплески агрессии зафиксировали во время виртуальной игры Cyberball, когда коренные испанцы внезапно перестали бросать мусульманам мяч, исключив их из своего общества. Последствием этого стало изменение отношения к вопросам, которые раньше не трогали молодых мусульман. Так, обучение исламу в школах или неограниченное строительство мечетей стали гораздо более важными и похожими на «священное право», которое заслуживает борьбы. Полученные исследователями результаты подтверждают, что именно изоляция от общества приводит к превращению верующих мусульман в джихадистов [4].

В итоге социальная изоляция и психологически грамотно выстроенная радикальная пропаганда оказали комплексное воздействие на школьника и привели его к поддержке идеологии терроризма. Как мы видим из вышеприведенного примера, современная сетевая пропаганда является очень эффективной, но в то же время и трудно устранимой ввиду распространения в интернете. Она становится настолько эффективной, что выступает одним из важнейших инструментов продвижения радикальных идей. Именно поэтому сетевая пропаганда — важнейший инструмент современных экстремистских и террористических организаций.

Из всех существующих методов пропаганды следует выделить один. Это метод «лидеры мнений». Теоретические подходы к определению этого понятия очень разнообразны. Отечественные и зарубежные авторы по-разному интерпретируют его, кто-то определяет «лидеров мнений» как субъектов информационного воздействия, кто-то как инструмент или метод для продвижения необходимой информации. Если говорить о противодействии идеологиям терроризма и экстремизма, то этот метод может активно применяться как инструмент контрпропаганды. Тогда под контрпропагандой здесь будем понимать совокупность мер по противодействию распространению враждебных взглядов и убеждений.

Метод «лидеры мнений» будет особо эффективен для важной части современного информационного общества — молодёжи, потому что они больше всех увлечены Интернетом и сетевыми трендами. Согласно результатам опроса, проведенного экспертной группой Финансового университета при правительстве РФ в 2018 году, абсолютное большинство молодежи (78 %) проводит в сети более четырех часов ежедневно, из них более трети (38 %) — до восьми часов в сутки [5]. Поэтому через интернет идёт активное продвижение в сознание молодёжи разнообразных идей, в том числе и идеологий экстремизма и терроризма. На этот факт указывают многие современные российские исследователи. Например, В. В. Стрю-коватый в своей работе под-

черкивает, что интернет играет важную роль в воздействии исламистских идей, в особенности, на молодежь [6].

Итак, вернёмся к методу, представляющему собой значимую часть в теории пропаганды, - так называемому методу лидеры мнения. Сначала необходимо рассмотреть теоретические подходы к сущности и определениям понятия «лидер мнений». Например, В. Г. Крысько в своем фундаментальном труде «Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт)» [7] выделяет авторитетность субъекта информационного воздействия как важный фактор успешности психологического воздействия на объект пропаганды. То есть, чем известнее и авторитетнее субъект (в данной работе это лидер мнений), тем проще через него транслировать нужную информацию. Кроме того, в своем сборнике материалов под названием «Информационно-психологическая война» А. Е. Тарас, ссылаясь на зарубежных авторов, указывает, что для пропаганды каких-то идей в обществе, для изменения общественных норм какой-либо группы используется метод «лидеры мнений».

Использование лидеров мнений для пропаганды, а в нашем случае для контрпропаганды, обусловлено следующими их характеристиками, выделяемыми западными исследователями: 1) лидеры мнений расположены по всей социальной структуре, а не только на вершине её иерархии; 2) лидеры мнений занимают активную политическую пози-

цию; 3) лидеры мнений сильнее подвержены информационному воздействию, чем те, кто ими не является; 4) лидеры мнений используют полученную информацию для дальнейшей передачи её в виде советов или информации [8]. А. В. Сороченков в своей работе «Энциклопедия методов пропаганды» [9] указывает, что лидеры мнений есть по всей социальной структуре общества, он называет их «лидеры микросоциальных групп». Исследователь ссылается на мнение американских специалистов, которые считают, что, для того, чтобы успешно заложить идеи, нормы или ценности в широких слоях населения, необязательно воздействовать на все слои населения, а эффективнее будет обработать только лидеров микросоциальных групп, или, как они их определяют, «медиаторов». Они-то и передадут нужную информацию подконтрольной группе людей в виде советов, рекомендаций и т. п.

А. В. Сороченков в качестве медиаторов выделяет следующие виды:

1) неформальные лидеры;

2) политические деятели;

3) религиозные представители;

4) деятели культуры, науки либо искусства;

5) спортсмены;

6) военные и т. д.

Автор подчеркивает, что в психологии влияния данный метод называется «фиксацией на авторитетах». М. В. Киселёв в работе «Психологические аспекты пропаганды» тоже поддерживает вышеуказанные тезисы. Он утверждает, что специалисты

воздействуют на дополнительную ступень — лидеров мнений. С ними массовые потребители обсуждают информацию, которая затем остается в их сознании и подсознании. М. В. Киселёв определяет лидеров мнений как политически активных граждан, использующих полученные данные для информирования и совета другим [10]. По подсчетам исследователя, лидеров мнений в обществе около 10-20 %. Таким образом, подведем промежуточный итог, который заключается в следующем: метод «лидеров мнений» хорошо разработан в теоретическом и практическом аспектах как метод пропаганды.

Рассмотрим примеры использования данного метода абсолютно в других сферах. Например, Е. М. Ильиных в своей статье «Лидеры мнений как инструмент формирования общественного мнения в период избирательных кампаний» [11] называет метод «лидеров мнений» одним из эффективных инструментов формирования общественного мнения в рамках избирательных кампаний. Если говорить про избирательный контекст, то здесь автор утверждает, что лидер мнений формирует общественное мнение в отношении агитации или политической программы. А, например, Е.В. Слепцова и Р.Н. Сандул в своей работе «Лидеры мнений как маркетинговый метод продвижения услуг» предлагают использовать лидера мнения в качестве маркетингового инструмента. Они предлагают ещё понятие «инфлюенсеры». Исследователи относят к ним известных и популярных пользо-

вателей социальных сетей, ме-диапространства, способных своими рекомендациями влиять на широкую аудиторию людей, благодаря своей личной странице или блогу [12]. Итак, метод «лидеры мнений» является широко используемым в рамках продвижения каких-то идей, ценностей или мнений. В связи с этим, на наш взгляд, данный метод будет обладать большой эффективностью и в контрпропаганде или в информационном противодействии идеологиям экстремизма и терроризма, потому что каждый лидер социальной группы сможет внушить своей аудитории необходимую контрэкстремистскую или профилактическую информацию.

Попытаемся подтвердить выдвинутую гипотезу конкретным примером. Если говорить о российских или русскоговорящих мусульманах, то наиболее известным лидером мнений сейчас является и может стать Сергей Романович — бывший достаточно популярный актер российского кино и сериалов, который принял ислам. Сергей имеет огромную аудиторию, большая часть которой — русскоговорящие мусульмане. В социальной сети Instagram у Сергея 1,2 миллиона подписчиков, на канале видеохостинга УоиТиЬе 593 тысячи подписчиков. В своих социальных сетях Сергей активно показывает жизнь мусульманина. Ещё одним примером является страница под названием «Блог русского мусульманина», где Кирилл Джабраил представляет короткие видеофрагменты, в которых рассказывает о различных

Профиль Сергея Романовича в социальной сети Instagram

аспектах ислама. На его блог подписано 78 тысяч человек. Если приводить примеры мусульман из других сфер деятельности, то это, бесспорно, российский боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов. За его страницей в Instagram следят 27,2 миллиона человек. Или, например, девушка из сферы модной индустрии Сауфия Гудсон, ведущая одну из самых популярных страниц в Instagram о мусульманской моде. На эту страницу подписано около 3 миллионов человек. Итак, все выше названные люди относятся к лидерам своих социальных групп, в особенности они являются образцом для мусульманской части своей молодежной аудитории. Если бы эти люди могли продвигать идеи традиционного ислама, распространять позитивный контент, то они бы стали эффективным средством разрушения террористической пропаганды в интернете.

Кстати, примеры деятельности, продвигающей позитивный контент, уже существуют в Сети. Это «БЛОГ МУСУЛЬМАНИНА и МУСУЛЬМАНКИ», сущест-

вующий на нескольких информационных площадках — УоиТиЬе, Instagram, «ВКонтакте», а также блог в Яндекс Дзен. На УоиТиЬе канале распространяется информация об исламе, полезные анимационные видео для мусульман. Количество подписчиков на канале около 300 тысяч человек.

Итак, используя лидеров социальных групп, можно распространять позитивный контент, формировать умеренную религиозную микрофлору среди молодежи, предотвращать экстремистскую пропаганду. В зависимости от того, какой контент производит лидер, через него можно распространять профилактические материалы, которые будут вписываться в тематику, привычную для его аудитории. Например, короткие ролики на социальные темы (вай-ны) либо видео-/аудиоматериалы. Такой позитивный контент не только отвлекает от негативных экстремистских материалов, но и оказывает профилактическое действие на подсознание аудитории, ведь, как упоминалось рань-

ше, через лидера мнений любая информация усваивается человеком лучше, потому что он ему доверяет. Сейчас важно использовать все доступные инструменты для противодействия пропаганде религиозного терроризма и любых других проявлений экстремизма. Необходимо усиливать воздействие именно через интернет, потому что большая часть молодёжи много времени проводит в сети.

Литература и ссылки:

1. В МВД рассказали о росте числа террористических преступлений в России / РИА Москва. 24.11.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20201124/ prestupleniya-1586012073.html (дата обращения: 12.02.2021).

2. В России террористы активно используют Telegram для связи, заявили в ФСБ / РИА Москва. 26.06.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://ria. ru/20170626/1497271423.html (дата обращения: 27.02.2021).

3. Террор не по-детски: мечтая стать шахидом, тверской школьник принял ислам и собрал бомбу для взрыва отдела полиции / Комсомольская правда. 10.01.2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tver.kp.ru/ daily/26179/3068966/ (дата обращения: 01.03.2021).

4. Townsend M. Brain scans show social exclusion creates jihadists, say researchers // The Guardian. 2019. Т. 6.

5. Эксперты: почти 80 % молодежи в РФ проводит в интернете более четырех часов в день /

ТАСС Москва. 15.11.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://tass. ru/obschestvo/5797509 (дата обращения: 13.02.2021).

6. Стрюковатый В. В. Особенности и причины возникновения и распространения идей радикального ислама в молодежной среде (по материалам уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, совершивших преступления террористической и экстремистской направленности на территории республики Кабардино-Балкария) // Отечественная юриспруденция. 2016. №4 (6). С. 3-4.

7. Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) // Минск: Харвест, 1999. С. 133.

8. Информационно-психологическая война / Сост.-ред. А. Е. Тарас - Минск: Харвест, 2016. С. 19-20.

9. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды // М.: Дрофа. 2002.

10. Киселёв М. В. Психологические аспекты пропаганды [Электронный ресурс] URL: https://psyfactor.org/propaganda7. htm#41 (дата обращения 03.02. 2021).

11. Ильиных Е. М. Лидеры мнений как инструмент формирования общественного мнения в период избирательных кампаний // Скиф. 2019. №9 (37). С. 115.

12. Слепцова Е. В., Сандул Р. Н. Лидеры мнений, как маркетинговый метод продвижения услуг // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №11-1. С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.