ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЛИДЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ Шевченко В.А. Email: Shevchenko637@scientifictext.ru
Шевченко Валентина Александровна - студент-магистр, направление: психологические науки, кафедра педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева,
г. Красноярск
Аннотация: в связи с условиями современного российского общества на рынке труда востребованы высокоэффективные специалиты, способные увлекать за собой и добиваться успеха в профессионнальной деятельности. В данной статье рассматриваются различные аспекты формирования лидерских качеств в становлении специалиста, как важных профессионально-личностных характеристик. Основное внимание уделяется изучению таких вопросов, как критерии профессиональной успешности и по каким показателям выбирают успешных будущих специалистов.
Ключевые слова: лидерство, качества, профессиональная успешность.
LEADERSHIP AS A CONDITION FOR SUCCESS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE INDIVIDUAL
Shevchenko V.A.
Shevchenko Valentina Alexandrovna - Student Master's, DEGREE OF PSYCHOLOGY, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF PRAFESSIONAL ACTIVITIES, SIBERIAL STATE UNIVERSITY OF SCIENCE AND TECHLOGIES BY ACADEMICIAN M.F. RESHETNEV, KRASNOYARSK
Abstract: in connection with the conditions of modern Russian s iety, highly effective specialists are in demand on the labor marmet, able to carry on and achieve success in professional activities. This article examines various aspects of the formation of leadership qualities in becoming specialist as important professional and personal characteristics. The main attention is paid to the study of such issues as the criteria ofprofessional success and on what indicators choose successful future specialists. Keywords: leadership, quality, professional success.
УДК 159.9
Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования. Е.И. Григорьева подчеркивает, «уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения и развития способностей оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба» [1].
Востребованность специалистов в условиях рыночной экономики обеспечивается конкурентоспособностью. Сегодня требуются специалисты, профессионально компетентные, мобильные в условиях социально-экономических перемен, быстро адаптирующиеся к новым условиям и обстоятельствам, умеющие ориентироваться в информационных потоках и способные оптимально разрешать возникающие
проблемы. В число наиболее востребованных и профессионально значимых характеристик личности выдвигается лидерство, которое рассматривается в настоящее время как совокупность качеств, отражающих степень целенаправленной активности субъекта, преобразующего действительность, в т.ч. и самого себя.
Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях. Одна из наиболее известных и простых теорий - это «теория великих людей». Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теория великих людей («great person theory») утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma - дар, благодать божья, милость богов). Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей, мы можем понять динамику лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп. Сколь разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение. Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе, и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей. Говоря о формировании лидерских качеств обучащейся молодежи необходимо сказать об их профессиональной успешности. Профессиональную успешность можно толковать как удачу в достижении чего-нибудь; общественное признание; хорошие результаты в работе или учебе. Рассматривая профессиональную успешность, нельзя не учитывать влияния внешних факторов, т. е. сложившегося в обществе отношения к конкретной профессии, социальному статусу профессии, актуальности специальности, ее востребованности обществом, стоимости профессиональных услуг для потребителя. Все вместе эти факторы можно обозначить как социально-экономическую востребованность профессии. Как отмечает Т.Н. Шевченко, «важнейшим условием, обеспечивающим педагогический процесс формирования успешно адаптирующихся, мобильных, уверенных в себе, профессионально компетентных специалистов становится субъектная позиция студента. Субъектность как системное качество студента отражает способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально-значимые и профессионально важные качества» [3]. На наш взгляд, критериями профессиональной успешности будущего специалиста являются:
1) конкурентноспособность;
2) субъективная удовлетворенность профессиональной деятельностью;
3) социально-экономическая востребованность профессии.
Качество профессиональной подготовки непосредственным образом влияет на конкурентноспособность, а значит и на успешность будущего специалиста. Оно оценивается по следующим показателям:
1) качество знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления педагогической и управленческой деятельности;
2) качество личности специалиста, обеспечивающее ему формирование профессиональной компетентности: характеристики сознания и мышления, профессионально значимые личностные качества, необходимые для реализации разнообразныхпрофессиональныхфункций;
3) качество знаний, умений и навыков социально-профессионального общения, наличие опыта профессиональной деятельности, поведения и общения.
Параметры, характеризующие конкурентноспособность специалиста, можно условно разделить на три группы:
1) параметры, характеризующие личность самого специалиста (эстетические, коммуникативные, конструктивные (профессионально необходимые качества), когнитивные (объем и качество общих и профессиональных знаний);
2)социально-экономические и организационные (внешние факторы формирования конкурентноспособности): социальная структура потребителей, затраты на подготовку специалиста, в т.ч. и его собственные затраты на обучение;
3) нормативные параметры (соответствие всех характеристик специалиста требованиям ГОСТа и общества как комплексного потребителя профессиональных услуг), позволяющие судить о качестве подготовки специалиста путем сопоставления характеристик конкретного специалиста с нормативно заданными требованиями; нормативные параметры можно считать моделью профессиональной компетентности специалиста.
Процесс формирования лидерских качеств личности основан на последовательном, качественно-преобразовательном переходе от теоретического освоения общеобразовательных, культурологических и педагогических знаний к формированию умений и навыков, профессионально -педагогических качеств, ценностных установок, к практической апробации социально-культурных и педагогических технологий, подготавливающих к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию в процессе самостоятельной профессиональной деятельности.
Список литературы /References
1. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности // Тамбов: ТГУ им. Державина, 2010. 284 с.
2. Ильин В.А. Психология лидерства: учебник для бакалавриата и магистратуры // Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс // М.: Изд. Юрайт, 2016. 311 с.
3. Шевченко Т.Н. Социокультурное лидерство в системе формирования педагогической культуры будущего специалиста сферы досуга// автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2008. Поступила в редакцию 14.09.2008 г.