лидерские качества
как важные составляющие
профессиональной
деятельности специалиста
в области библиотечно-
информационной
деятельности
Владимир Константинович КЛЮЕВ,
кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью [email protected]
Наталья Ювенальевна ДЕМЕНТьЕВА,
кандидат педагогических наук, доцент,
директор Института информационных коммуникаций и
библиотек
В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности специалиста в области библиотечно-информационной деятельности и роль лидерских качеств в становлении специалиста.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, библиотечно-информационная деятельность, лидерство.
The article discusses the features of professional expert in the field of library and information work and the role of leadership in the formation of a specialist.
Key words: professional standard, library and information work, leadership.
Значимость формирования лидерских качеств у разнофункциональных библиотечных специалистов на личностном и профессиональном уровнях обусловлена серьёзными социально-экономическими трансформациями, происходящими в современном российском обществе. Лидерские способности во многом обеспечивают успешную адаптацию и конкурентоспособность сотрудников в условиях крупномасштабных перемен в отечественных библиотеках. Возрастающая динамика общественных изменений диктует необходимость использования в библиотеках новых информационно-коммуникативных технологий, развития новых услуг и форм обслуживания пользователей, формулирует новые требования к профессиональным компетенциям библиотечного персонала, в частности лидерским.
Зарубежными исследователями еще в середине 2000-х годов выделялись в качестве особо значимых для дипломированных библиотекарей такие лидерские качественные характеристики, как видение (перспективный взгляд на направления развития деятельности библиотеки; дальновидность), гибкость (изменение планов, если от этого зависит успех), работа в команде (корпоративность мышления, групповое взаимодействие для решения поставленных задач и достижения профессиональных целей), межличностные коммуникации (эффективная работа с различными людьми, установление межличностных контактов и взаимопонимания), принятие риска (брать на себя ответственность за принятые решения при внештатной ситуации и их результаты), решение проблем (принятие ситуационных решений и осмотрительность), приверженность профессии (непрерывное образование, участие в конференциях, продвижение профессии), мотивация других (видение лучших рабочих качеств коллег; направление людей к целям даже при трудной и/или скучной работе), креативность (поиск неформальных путей для достижения целей; выдвижение новых идей), самоанализ (понимание собственных побуждений, знание своих сил и пределов), амбиции (желание быть успешным и достичь высот в библиотечной профессии), упорство (настойчивость; продолжение работы в направлении цели, несмотря на препятствия), уверенность в себе (осознание возможности справиться с возложенными служебными обязанностями), эмоциональный интеллект (понимание своих эмоций и способов справиться с ними), энтузиазм (оптимистичное видение окружающих реалий и возможности результативных трудовых достижений), тайм-менеджмент (многозадачность, пунктуальность, соблюдение намеченного расписания дел), авторитетность (надёжность; укрепление доверия к себе и своим действиям в других), порядочность (честность; соблюдение профессиональной этики) [3, 7, 8]. Очевидно, что сотрудник библиотеки с перечисленными лидерскими качествами независимо от занимаемой должности нацелен на позитивный результат и своей повседневной деятельностью вдохновляет, обучает и профессионально развивает других.
Лидерство в профессиональной библиотечной деятельности может объективироваться как:
- проявление личностных черт (позволяющих добиваться и удерживать лидерские позиции), системное мышление и видение перспективы, умение убеждать и осуществлять влияние на коллег (с применением разнообразия средств воздействия в зависимости от индивидуальных качеств и сложившейся ситуации);
- инструмент достижения заданной цели и профессионального результата;
- искусство ролевой дифференциации (способность понять и адекватно оценить коллег, увидеть профессиональные возможности и место каждого в общем трудовом процессе), следование особым ценностям (в частности, потребность брать на себя ответственность) и достижению согласия (способность организовать эффективное сотрудничество, корректное поведение, умение нивелировать конфликты).
Актуализация лидерства в профессиональной библиотечной деятельности подразумевает, что руководителям библиотек важно постоянно выявлять потенциальных лидеров из числа персонала, чтобы развивать их способности [4]. Это необходимо и для делегирования полномочий, планирования преемственности. Очевидно, что чем больше библиотечных сотрудников смогут реально быть ситуативными лидерами, чем больше лидерских полномочий делегируется в зависимости от обстоятельств отдельным работникам, тем желаннее станет даже рутинная работа, эф-
фективнее и результативнее вся деятельность библиотеки. Думающий, успешный, коммуникативно компетентный библиотечно-информационный специалист реализует в повседневной работе стратегию развития, обеспечивая своими лидерскими качествами эффективность конкретного участка профессиональной деятельности, востребованность библиотеки и конкурентоспособность её услуг, тем самым влияя и на своё адекватное карьерное продвижение [1]. Последнее важно для мотивации лидерства - самоутверждение в профессии, достижение служебного успеха.
Обозначим возможные (в зависимости от выполняемых задач / реализуемых должностных обязанностей) аспекты проявления (виды) профессионального лидерства: организационное, деловое, интеллектуальное, эмоциональное, волевое. Все они реально должны присутствовать в профессиональном стандарте специалиста библиотечно-информационной деятельности, прямо или косвенно отражаясь в характеристике трудовых функций персонала библиотеки и стимулируя работника на конкретной должности к творческому осмыслению и эффективному решению возникающих проблем, к саморазвитию. В повседневной библиотечной работе профессиональное лидерство может проявляться по-разному, поэтому логично ориентироваться на формирование некой так называемой мультиролевой модели лидера, трансформируемой в зависимости от реальной ситуации и базирующейся на развитии и практическом применении коммуникативных компетенций, дающих возможность создавать и поддерживать продуктивные рабочие взаимоотношения с другими сотрудниками.
В проектируемом профессиональном стандарте специалиста в области библи-отечно-информационной деятельности многие описываемые трудовые функции, выделенные для стандартизации главного библиотекаря, главного библиографа, библиотекаря, библиотекаря-каталогизатора, библиографа, эксперта по комплектованию библиотечного фонда, методиста централизованной библиотечной системы (библиотеки) предполагают в той или иной степени наличие соответствующих лидерских ценностей (успешного достижения заданных профессиональных целей, поддержания позитивных отношений между отдельными сотрудниками и конструктивных групповых отношений и др.), лидерских потребностей (в персонализации, самовыражении, признании, достижениях, уважении, общении и пр.), лидерских возможностей (анализировать, организовывать, влиять, управлять в рамках делегированных полномочий и т.п.).
Анализ текущей российской библиотечной практики позволяет констатировать, что «лидерский подход» при формировании кадрового потенциала в ряде успешных инновационных библиотеках (Российская государственная библиотека для молодёжи, Тюменская ОНБ им. Д.И. Менделеева, Новосибирская областная юношеская библиотека, московские Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева и ЦБС «Кунцево», Омские муниципальные библиотеки и др.) обеспечивает:
- формирование и поддержание внутрибиблиотечной организационной культуры, укрепление лояльности и доверия сотрудников к библиотеке и друг к другу, рост вовлечённости в повседневную библиотечно-информационную деятельность, повышение привлекательности библиотеки как места работы, снижение текучести кадров и приход новых креативных сотрудников, повышенную трудовую мотивацию библиотечного персонала;
- гибкое управление библиотекой как полифункциональной структурой, рост организационной способности библиотечных специалистов адаптироваться к дина-
мично меняющимся условиям и пользоваться возникающими возможностями, организационную ориентацию (сопричастие) персонала на достижение стратегических целей деятельности библиотеки и реализацию видения её перспектив вместо бессистемной работы, сосредоточенной на текущих тактических задачах;
- возможность опираться на организационные цели, «встраивая» при этом в них персональные цели сотрудников библиотеки (достижение общих целей профессиональной деятельности для каждого работающего является опосредованным достижением его личных целей);
- создание условий для появления и осуществления профессиональных инноваций, более успешное и конструктивное протекание организационных изменений, уменьшение сопротивления новому со стороны коллектива библиотеки;
- эффективность обмена профессиональными знаниями и лучшими практиками внутри библиотеки и их трансляцию во внешнюю среду.
Во многом определяющим для профессионального лидерства специалиста в области библиотечно-информационной деятельности является развитие у него эмоционального интеллекта, то есть так называемых навыков эмоциональной компетентности - способности управлять проявлением своих чувств и понимании психологического состояния других, влияние на них. Эмоциональный интеллект -тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей для того, чтобы использовать эту информацию при управлении собственным мышлением и действиями. Его ключевые составляющие - самосознание (знание своих сильных и слабых сторон, умение анализировать свои эмоции), самоконтроль, эмпатия (умение ставить себя на место другого, чувствовать то же, что и он, сопереживать), коммуникабельность (способность наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было полезно для обеих сторон), работа в команде (мастерство сотрудничества), принятие решений (умение обдумывать свои поступки и предвидеть их последствия), ответственность (способность признавать последствия своих решений и поступков, выполнять обещания и принятые на себя обязательства), ассертивность (умение выражать свои чувства без гнева и пассивности), открытость (способность строить доверительные отношения с окружающими). Сюда же относятся и такие качества, как умение слушать, понимать и принимать людей, предвидеть их поведение.
Сложность и неоднозначность задач, стоящих перед современной библиотекой, делают формирование эмоционального интеллекта у её сотрудников одним из принципиально важных профессиональных требований. Нестандартные ситуации становятся в библиотеках нормой профессиональной жизни, а работа сотрудника современной библиотеки проходит в социально-психологической системе «человек - человек». Библиотечный специалист, заботящийся о развитии своего эмоционального интеллекта, добивается высоких лидерских качеств.
В заключение подчеркнём, что в условиях глобализации профессиональной деятельности и образования меняются социально-трудовые и педагогические методики, осуществляется переход от массового обучения к персонифицированному, что даёт возможность развивать такие востребованные рынком труда компетенции, как работа в команде, системное, критическое и творческое мышление, позитивная предприимчивость, адаптивность, умение находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на развитие профессиональных ком-
петенций самостоятельно, реализуя стратегию «обучения в течение всей жизни». Здесь чётко просматривается концепция профессионального лидерства. В свою очередь, видимые приоритеты работодателей расставлены следующим образом: личностные качества - практические навыки - теоретические знания. Реально происходит объективный переход от получения образования в начале жизни и дальнейшей работы в соответствии с полученным образованием к образованию в течение всей жизни и мобильности как метода достижений определённого уровня компетенций. Всё это полномасштабно распространяется и на социально-культурную сферу [6], в том числе на библиотеки, активизируя их адаптационные возможности и повышая мобильность библиотечного персонала. На основе дифференциации функционала формируется и проектируется профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности, который окажет определяющее влияние на действующие профильные образовательные стандарты среднего и высшего образования. Отражение в системе взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга стандартов базовых лидерских качеств и необходимых лидерских компетенций разноуровневых функциональных библио-течно-информационных специалистов стимулирует их целенаправленное формирование и обеспечивает развитие способностей решать как типовые, так и творческие профессиональные задачи.
Литература
1. Ветчанова О.В. Планирование карьеры как элемент развития трудовых ресурсов организации / О.В. Ветчанова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 8. - С. 67-76.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе / Д. Гоулман. - М.: Манн, Иванов и фербер, 2013. - 512 с.
3. Джордан М.У. Развитие лидерских компетенций библиотекарей / М.У. Джордан // Новости Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений. - 2013. - № 2. - С. 39-46.
4. Захаренко М.П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход: науч.-практ. пособие / М.П. Захаренко. - СПб.: Профессия, 2013. - 240 с.
5. Кузьминов Я. Нужны «дорожные карты» / Я. Кузьминов // Стратегия России. -2007. - № 11. - С. 46-52.
6. Шевченко Т.Н. Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы / Т.Н. Шевченко // Известия РгПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №51. - С. 326-328.
7. Dole W.V. Assessment. A Core Competency for Library Leaders / W.V. Dole, J.M. Hurych, A. Liebst // Library Administration and Management. - 2005. - Vol. 19. - Nr. 3. -P. 125-132.
8. Helmick C. Core Competencies of Library Practitioners / C. Helmick, K. Swigger // Public Libraries. - 2006/ - Vol. 45. - Nr. 2. - P. 54-69.