Научная статья на тему 'Лидерские качества как важнейшие составляющие профессиональной деятельности специалиста в области библиотечно-информационной деятельности'

Лидерские качества как важнейшие составляющие профессиональной деятельности специалиста в области библиотечно-информационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / PROFESSIONAL STANDARD / LIBRARY AND INFORMATION WORK / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюев Владимир Константинович, Дементьева Наталья Ювенальевна

В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности специалиста в области библиотечно-информационной деятельности и роль лидерских качеств в становлении специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of professional expert in the field of library and information work and the role of leadership in the formation of a specialist.

Текст научной работы на тему «Лидерские качества как важнейшие составляющие профессиональной деятельности специалиста в области библиотечно-информационной деятельности»

лидерские качества

как важные составляющие

профессиональной

деятельности специалиста

в области библиотечно-

информационной

деятельности

Владимир Константинович КЛЮЕВ,

кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью [email protected]

Наталья Ювенальевна ДЕМЕНТьЕВА,

кандидат педагогических наук, доцент,

директор Института информационных коммуникаций и

библиотек

[email protected]

В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности специалиста в области библиотечно-информационной деятельности и роль лидерских качеств в становлении специалиста.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, библиотечно-информационная деятельность, лидерство.

The article discusses the features of professional expert in the field of library and information work and the role of leadership in the formation of a specialist.

Key words: professional standard, library and information work, leadership.

Значимость формирования лидерских качеств у разнофункциональных библиотечных специалистов на личностном и профессиональном уровнях обусловлена серьёзными социально-экономическими трансформациями, происходящими в современном российском обществе. Лидерские способности во многом обеспечивают успешную адаптацию и конкурентоспособность сотрудников в условиях крупномасштабных перемен в отечественных библиотеках. Возрастающая динамика общественных изменений диктует необходимость использования в библиотеках новых информационно-коммуникативных технологий, развития новых услуг и форм обслуживания пользователей, формулирует новые требования к профессиональным компетенциям библиотечного персонала, в частности лидерским.

Зарубежными исследователями еще в середине 2000-х годов выделялись в качестве особо значимых для дипломированных библиотекарей такие лидерские качественные характеристики, как видение (перспективный взгляд на направления развития деятельности библиотеки; дальновидность), гибкость (изменение планов, если от этого зависит успех), работа в команде (корпоративность мышления, групповое взаимодействие для решения поставленных задач и достижения профессиональных целей), межличностные коммуникации (эффективная работа с различными людьми, установление межличностных контактов и взаимопонимания), принятие риска (брать на себя ответственность за принятые решения при внештатной ситуации и их результаты), решение проблем (принятие ситуационных решений и осмотрительность), приверженность профессии (непрерывное образование, участие в конференциях, продвижение профессии), мотивация других (видение лучших рабочих качеств коллег; направление людей к целям даже при трудной и/или скучной работе), креативность (поиск неформальных путей для достижения целей; выдвижение новых идей), самоанализ (понимание собственных побуждений, знание своих сил и пределов), амбиции (желание быть успешным и достичь высот в библиотечной профессии), упорство (настойчивость; продолжение работы в направлении цели, несмотря на препятствия), уверенность в себе (осознание возможности справиться с возложенными служебными обязанностями), эмоциональный интеллект (понимание своих эмоций и способов справиться с ними), энтузиазм (оптимистичное видение окружающих реалий и возможности результативных трудовых достижений), тайм-менеджмент (многозадачность, пунктуальность, соблюдение намеченного расписания дел), авторитетность (надёжность; укрепление доверия к себе и своим действиям в других), порядочность (честность; соблюдение профессиональной этики) [3, 7, 8]. Очевидно, что сотрудник библиотеки с перечисленными лидерскими качествами независимо от занимаемой должности нацелен на позитивный результат и своей повседневной деятельностью вдохновляет, обучает и профессионально развивает других.

Лидерство в профессиональной библиотечной деятельности может объективироваться как:

- проявление личностных черт (позволяющих добиваться и удерживать лидерские позиции), системное мышление и видение перспективы, умение убеждать и осуществлять влияние на коллег (с применением разнообразия средств воздействия в зависимости от индивидуальных качеств и сложившейся ситуации);

- инструмент достижения заданной цели и профессионального результата;

- искусство ролевой дифференциации (способность понять и адекватно оценить коллег, увидеть профессиональные возможности и место каждого в общем трудовом процессе), следование особым ценностям (в частности, потребность брать на себя ответственность) и достижению согласия (способность организовать эффективное сотрудничество, корректное поведение, умение нивелировать конфликты).

Актуализация лидерства в профессиональной библиотечной деятельности подразумевает, что руководителям библиотек важно постоянно выявлять потенциальных лидеров из числа персонала, чтобы развивать их способности [4]. Это необходимо и для делегирования полномочий, планирования преемственности. Очевидно, что чем больше библиотечных сотрудников смогут реально быть ситуативными лидерами, чем больше лидерских полномочий делегируется в зависимости от обстоятельств отдельным работникам, тем желаннее станет даже рутинная работа, эф-

фективнее и результативнее вся деятельность библиотеки. Думающий, успешный, коммуникативно компетентный библиотечно-информационный специалист реализует в повседневной работе стратегию развития, обеспечивая своими лидерскими качествами эффективность конкретного участка профессиональной деятельности, востребованность библиотеки и конкурентоспособность её услуг, тем самым влияя и на своё адекватное карьерное продвижение [1]. Последнее важно для мотивации лидерства - самоутверждение в профессии, достижение служебного успеха.

Обозначим возможные (в зависимости от выполняемых задач / реализуемых должностных обязанностей) аспекты проявления (виды) профессионального лидерства: организационное, деловое, интеллектуальное, эмоциональное, волевое. Все они реально должны присутствовать в профессиональном стандарте специалиста библиотечно-информационной деятельности, прямо или косвенно отражаясь в характеристике трудовых функций персонала библиотеки и стимулируя работника на конкретной должности к творческому осмыслению и эффективному решению возникающих проблем, к саморазвитию. В повседневной библиотечной работе профессиональное лидерство может проявляться по-разному, поэтому логично ориентироваться на формирование некой так называемой мультиролевой модели лидера, трансформируемой в зависимости от реальной ситуации и базирующейся на развитии и практическом применении коммуникативных компетенций, дающих возможность создавать и поддерживать продуктивные рабочие взаимоотношения с другими сотрудниками.

В проектируемом профессиональном стандарте специалиста в области библи-отечно-информационной деятельности многие описываемые трудовые функции, выделенные для стандартизации главного библиотекаря, главного библиографа, библиотекаря, библиотекаря-каталогизатора, библиографа, эксперта по комплектованию библиотечного фонда, методиста централизованной библиотечной системы (библиотеки) предполагают в той или иной степени наличие соответствующих лидерских ценностей (успешного достижения заданных профессиональных целей, поддержания позитивных отношений между отдельными сотрудниками и конструктивных групповых отношений и др.), лидерских потребностей (в персонализации, самовыражении, признании, достижениях, уважении, общении и пр.), лидерских возможностей (анализировать, организовывать, влиять, управлять в рамках делегированных полномочий и т.п.).

Анализ текущей российской библиотечной практики позволяет констатировать, что «лидерский подход» при формировании кадрового потенциала в ряде успешных инновационных библиотеках (Российская государственная библиотека для молодёжи, Тюменская ОНБ им. Д.И. Менделеева, Новосибирская областная юношеская библиотека, московские Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева и ЦБС «Кунцево», Омские муниципальные библиотеки и др.) обеспечивает:

- формирование и поддержание внутрибиблиотечной организационной культуры, укрепление лояльности и доверия сотрудников к библиотеке и друг к другу, рост вовлечённости в повседневную библиотечно-информационную деятельность, повышение привлекательности библиотеки как места работы, снижение текучести кадров и приход новых креативных сотрудников, повышенную трудовую мотивацию библиотечного персонала;

- гибкое управление библиотекой как полифункциональной структурой, рост организационной способности библиотечных специалистов адаптироваться к дина-

мично меняющимся условиям и пользоваться возникающими возможностями, организационную ориентацию (сопричастие) персонала на достижение стратегических целей деятельности библиотеки и реализацию видения её перспектив вместо бессистемной работы, сосредоточенной на текущих тактических задачах;

- возможность опираться на организационные цели, «встраивая» при этом в них персональные цели сотрудников библиотеки (достижение общих целей профессиональной деятельности для каждого работающего является опосредованным достижением его личных целей);

- создание условий для появления и осуществления профессиональных инноваций, более успешное и конструктивное протекание организационных изменений, уменьшение сопротивления новому со стороны коллектива библиотеки;

- эффективность обмена профессиональными знаниями и лучшими практиками внутри библиотеки и их трансляцию во внешнюю среду.

Во многом определяющим для профессионального лидерства специалиста в области библиотечно-информационной деятельности является развитие у него эмоционального интеллекта, то есть так называемых навыков эмоциональной компетентности - способности управлять проявлением своих чувств и понимании психологического состояния других, влияние на них. Эмоциональный интеллект -тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей для того, чтобы использовать эту информацию при управлении собственным мышлением и действиями. Его ключевые составляющие - самосознание (знание своих сильных и слабых сторон, умение анализировать свои эмоции), самоконтроль, эмпатия (умение ставить себя на место другого, чувствовать то же, что и он, сопереживать), коммуникабельность (способность наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было полезно для обеих сторон), работа в команде (мастерство сотрудничества), принятие решений (умение обдумывать свои поступки и предвидеть их последствия), ответственность (способность признавать последствия своих решений и поступков, выполнять обещания и принятые на себя обязательства), ассертивность (умение выражать свои чувства без гнева и пассивности), открытость (способность строить доверительные отношения с окружающими). Сюда же относятся и такие качества, как умение слушать, понимать и принимать людей, предвидеть их поведение.

Сложность и неоднозначность задач, стоящих перед современной библиотекой, делают формирование эмоционального интеллекта у её сотрудников одним из принципиально важных профессиональных требований. Нестандартные ситуации становятся в библиотеках нормой профессиональной жизни, а работа сотрудника современной библиотеки проходит в социально-психологической системе «человек - человек». Библиотечный специалист, заботящийся о развитии своего эмоционального интеллекта, добивается высоких лидерских качеств.

В заключение подчеркнём, что в условиях глобализации профессиональной деятельности и образования меняются социально-трудовые и педагогические методики, осуществляется переход от массового обучения к персонифицированному, что даёт возможность развивать такие востребованные рынком труда компетенции, как работа в команде, системное, критическое и творческое мышление, позитивная предприимчивость, адаптивность, умение находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на развитие профессиональных ком-

петенций самостоятельно, реализуя стратегию «обучения в течение всей жизни». Здесь чётко просматривается концепция профессионального лидерства. В свою очередь, видимые приоритеты работодателей расставлены следующим образом: личностные качества - практические навыки - теоретические знания. Реально происходит объективный переход от получения образования в начале жизни и дальнейшей работы в соответствии с полученным образованием к образованию в течение всей жизни и мобильности как метода достижений определённого уровня компетенций. Всё это полномасштабно распространяется и на социально-культурную сферу [6], в том числе на библиотеки, активизируя их адаптационные возможности и повышая мобильность библиотечного персонала. На основе дифференциации функционала формируется и проектируется профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности, который окажет определяющее влияние на действующие профильные образовательные стандарты среднего и высшего образования. Отражение в системе взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга стандартов базовых лидерских качеств и необходимых лидерских компетенций разноуровневых функциональных библио-течно-информационных специалистов стимулирует их целенаправленное формирование и обеспечивает развитие способностей решать как типовые, так и творческие профессиональные задачи.

Литература

1. Ветчанова О.В. Планирование карьеры как элемент развития трудовых ресурсов организации / О.В. Ветчанова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 8. - С. 67-76.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе / Д. Гоулман. - М.: Манн, Иванов и фербер, 2013. - 512 с.

3. Джордан М.У. Развитие лидерских компетенций библиотекарей / М.У. Джордан // Новости Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений. - 2013. - № 2. - С. 39-46.

4. Захаренко М.П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход: науч.-практ. пособие / М.П. Захаренко. - СПб.: Профессия, 2013. - 240 с.

5. Кузьминов Я. Нужны «дорожные карты» / Я. Кузьминов // Стратегия России. -2007. - № 11. - С. 46-52.

6. Шевченко Т.Н. Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы / Т.Н. Шевченко // Известия РгПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №51. - С. 326-328.

7. Dole W.V. Assessment. A Core Competency for Library Leaders / W.V. Dole, J.M. Hurych, A. Liebst // Library Administration and Management. - 2005. - Vol. 19. - Nr. 3. -P. 125-132.

8. Helmick C. Core Competencies of Library Practitioners / C. Helmick, K. Swigger // Public Libraries. - 2006/ - Vol. 45. - Nr. 2. - P. 54-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.