Научная статья на тему 'Лидерство как ценность образования'

Лидерство как ценность образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / лидерство / общество / личность / влияние / развитие / education / leadership / society / personality / influence / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Елена Владимировна, Горбачева Ирина Михайловна

Проанализированы основные измерения лидерства в контексте образования, среди которых педагогическое лидерство, лидерство обучающихся, лидерство образовательных организаций. Понятие лидерства в сфере образования определено как наличие системы качеств и свойств субъектов (лидеров), которые являются наиболее продвинутыми в профессиональном и личностном аспектах и способны не только быстро адаптироваться к меняющимся условиям образования, но и формировать тенденции этих изменений, что способствует совершенствованию образовательного процесса. Поставлен акцент на аксиологической интерпретации феномена лидерства. Сделан вывод о том, что лидерство в образовании выступает важнейшей социокультурной ценностью, поскольку без образования нельзя сформировать лидерскую личность как таковую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership as a value of education

In this work, the main dimensions of leadership in the context of education are analyzed including pedagogical leadership, student leadership, and leadership of educational organizations. The concept of leadership in the field of education was defined as the presence of a system of qualities and properties of subjects (leaders) who are the most advanced in professional and personal aspects, and are able not only to quickly adapt to changing conditions of education, but also to shape the trends of these changes, which contributes to the improvement of the educational process. Emphasis has been placed on the axiological interpretation of the phenomenon of leadership. It has been concluded that leadership in education is the most important sociocultural value, since without education it is impossible to form a leadership personality as such.

Текст научной работы на тему «Лидерство как ценность образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ: ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА PEDAGOGICAL COORDINATE SYSTEM: EDUCATION, UPBRINGING,

HUMAN DEVELOPMENT

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 157—162. Economic and Social Research. 2023. No. 2 (38). P. 157—162. Научная статья

УДК 37.01 + 101:316.3

doi: 10.24151/2409-1073-2023-2-157-162

https://elibrary.ru/bclhuh

Лидерство как ценность образования

Е. В. Андриенко1, И. М. Горбачева2

1 Донецкий государственный университет, г. Донецк, ДНР, Россия

2 Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Проанализированы основные измерения лидерства в контексте образования, среди которых педагогическое лидерство, лидерство обучающихся, лидерство образовательных организаций. Понятие лидерства в сфере образования определено как наличие системы качеств и свойств субъектов (лидеров), которые являются наиболее продвинутыми в профессиональном и личностном аспектах и способны не только быстро адаптироваться к меняющимся условиям образования, но и формировать тенденции этих изменений, что способствует совершенствованию образовательного процесса. Поставлен акцент на аксиологической интерпретации феномена лидерства. Сделан вывод о том, что лидерство в образовании выступает важнейшей социокультурной ценностью, поскольку без образования нельзя сформировать лидерскую личность как таковую.

Ключевые слова: образование, лидерство, общество, личность, влияние, развитие

Для цитирования: Андриенко Е. В., Горбачева И. М. Лидерство как ценность образования // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 157-162. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-2-157-162 EDN: BCLHUH.

Original article

Leadership as a value of education

E. V. Andriyenko1, I. M. Gorbacheva2

© Андриенко Е. В., Горбачева И. М.

1 Donetsk National University, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russia

2 National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. In this work, the main dimensions of leadership in the context of education are analyzed including pedagogical leadership, student leadership, and leadership of educational organizations. The concept of leadership in the field of education was defined as the presence of a system of qualities and properties of subjects (leaders) who are the most advanced in professional and personal aspects, and are able not only to quickly adapt to changing conditions of education, but also to shape the trends of these changes, which contributes to the improvement of the educational process. Emphasis has been placed on the axiological interpretation of the phenomenon of leadership. It has been concluded that leadership in education is the most important sociocultural value, since without education it is impossible to form a leadership personality as such.

Keywords: education, leadership, society, personality, influence, development

For citation: Andriyenko E. V., Gorbacheva I. M. "Leadership as a Value of Education". Economic and Social Research 2 (38) (2023): 157—162. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-2-157-162 EDN: BCLHUH.

Лидерство — это социокультурное явление, которое играло важнейшую роль в развитии социума и государства уже с архаического периода. Лидеры — это личности, которые способны оказывать влияние на окружающих и мобилизовать групповые силы для реализации общей цели. Без лидерства невозможно представить ни сферу политики, ни экономическое развитие страны или конкретного предприятия, ни культуру. Одним из наиболее ярких и социально значимых видов лидерства является лидерство в сфере образования. Образование — это сфера социального бытия, которая непосредственно связана с формированием личности, ее качеств и характеристик. Иными словами, образование выступает одним из основных факторов формирования лидеров, поскольку лидер — это всегда выдающаяся личность, обладающая знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно прогнозировать, ставить цели, мотивировать других людей на дости-

жение этих целей, а также находить пути и средства их достижения. В свою очередь, для того, чтобы система образования формировала всесторонне развитых личностей с лидерским потенциалом, необходимо, чтобы в этой сфере работали лидеры своей отрасли, что говорит о высокой актуальности вопроса о лидерстве в образовании.

Говоря о лидерстве, необходимо разграничить это понятие с понятием руководства. Феномены лидерства и руководства в обыденной речи нередко отождествляют. Но в строго научном понимании руководство предполагает наличие некого формального статуса и связанных с ним полномочий. Лидерство — это явление, возникающее подчас стихийно, в процессе групповой динамики. Лидер и руководитель нередко являются двумя разными людьми, один из которых обладает формальным статусом, а другой оказывает влияние на мышление, ценности и мотивацию членов группы. Оптимальной является ситуация, в которой лидерство и руководство

воплощено в одном и том же человеке, но так происходит не всегда.

Лидерство является двусторонним процессом, поскольку предполагает взаимодействие между лидером и последователями. Лидерство в образовании также представлено двояко — и как фактор, определяющий сам процесс образования (например, педагогическое лидерство, лидерство в сфере менеджмента образования и т. д.), и как образовательный результат (формирование лидерских качеств личности обучающихся). В данной работе мы сосредоточим свое внимание на лидерстве в образовании как факторе его развития. Лидерство в образовании — это наиболее проактивный вид лидерства, поскольку без него невозможно становление лидерства в других сферах общественной жизни.

Позиция, согласно которой лидерские качества личности можно и нужно формировать в процессе образования и воспитания, характерна для многих современных авторов, среди которых А. В. Авдеева [1], И. В. Дрыгина [2], Л. А. Калугина [3], Е. Н. Кучина [5], С. Кучмарски [7], К. Дэвис, Т. В. Сургутская [6] и др. Но следует отметить, что существует и альтернативный подход к этому вопросу, согласно которому лидерство основывается на природных данных, которые нельзя сформировать путем образования и воспитания (Э. Вигэм, В. Вудс, Дж. Доуд и др.). По нашему мнению, опирающемуся на отечественные наработки в области деятельностного подхода к развитию личности, ведущую роль в формировании лидерских качеств играет среда, и в первую очередь — образовательная среда. Е. Н. Кучина приводит следующие основные принципы формирования лидерских качеств личности:

1) принцип личностного самоопределения;

2) принцип саморазвития;

3) принцип самореализации;

4) принцип действия и сотрудничества;

5) принцип внутреннего лидерства [5, с. 143].

Принцип внутреннего лидерства следует проанализировать более детально, поскольку он отражает внутренний, ценностный и наиболее глубокий аспект данного феномена. Для того чтобы оказывать влияние на других, мотивировать их на поступки и действия, личность должна быть лидером для самой себя, быть уверенной в собственной правоте, верить в ту систему ценностей, которую она реализует вовне. Педагогическое лидерство требует от личности педагога постоянного саморазвития, ведь только личным примером личность лидера может инициировать саморазвитие обучающихся и их стремление к тому, чтобы быть лидерами.

Внутреннее лидерство — это осознание внутреннего лидерского потенциала. Внутреннее лидерство также может быть определено как состояние сознания, реализующееся в способности личности проявлять себя в последователях, тем самым раскрывая свой внутренний потенциал. В процессе образования и воспитания педагогическое лидерство выражается также в раскрытии лидерского потенциала личности обучающегося. Согласно определению, данному И. В. Дрыгиной, личностный потенциал личности обучающегося — это «качественная характеристика личности, отражающая совокупность внутренних потребностей, возможностей, ценностного отношения, средств, способствующих достижению такого уровня интеграции компетентности, ответственности, активности и коммуникативности, который обеспечивает ее ведущее влияние на членов группы при совместном решении задач в различных областях жизнедеятельности и задает позитивную направленность процессу ее профессионального становления» [2, с. 37].

В структуру лидерского потенциала личности самого педагога входят различные элементы. Одна из наиболее обоснованных, на наш взгляд, моделей лидерского потенциала педагога представлена О. Р. Кривошеевой и Н. И. Горшковой и включает следующие элементы:

• когнитивный (обучаемость, образованность, познавательные способности, рассудительность);

• коммуникативно-рефлексивный (планирование, организованность, ответственность, мобильность);

• организационно-деятельностный (коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия);

• личностно-творческий (инициативность, креативность, потребность в достижениях) [4, с. 129—131].

Формирование лидерства в среде обучающихся в контексте современных подходов в образовании тесно связано с формированием лидерских компетенций. В данном контексте часто употребляется термин «педагогическое моделирование лидерских качеств», под которым понимается построение моделей развития объекта педагогического воздействия (который одновременно является субъектом образовательного процесса) через раскрытие его лидерского потенциала. Метод педагогического моделирования позволяет выявить факторы и условия, способствующие развитию лидерских качеств обучающихся, а также проследить динамику структурирования внутренних связей, формирующих в итоге личность лидера. Педагогическое моделирование лидерства сопряжено с рядом трудностей, обусловленных спецификой самого процесса образования. Как пишет А. В. Авдеева, «построение педагогических моделей осложнено такими обстоятельствами, как многофакторность социальных явлений и наличие субъективного фактора. Факторы и условия, определяющие социальные явления, труднее поддаются количественному измерению, так как складываются обычно из качественных признаков» [1, с. 9].

В контексте системы высшего образования формирование личности лидера разделяется на два этапа: 1) выявление наиболее активных личностей среди обучающихся, которые проявляют высокие навыки коммуникации и мотивации во взаимодействии

с другими членами группы (факторы, играющие ведущую роль на этом этапе, — грамотная работа кураторов, создание благоприятной творческой и открытой образовательной среды, позволяющей обучающимся самим увидеть в себе лидерский потенциал и не бояться его проявлять); 2) целенаправленное развитие лидерских качеств, реализация лидерского потенциала (основными факторами этого этапа выступают: организация проектно-ориентированной деятельности, направленной на решение конкретных задач, привлечение обучающихся к частичному управлению образовательным процессом, поддержание стремления личности к самосовершенствованию и др.) [5, с. 144—145].

Лидеры в образовательном сообществе — это наиболее продвинутые в профессиональном и личностном аспектах специалисты, которые способны не только быстро адаптироваться к изменившимся условиям образования, но и формировать тенденции этих изменений, ведущие к совершенствованию образовательного процесса. Формирование лидерских качеств педагогов происходит в профессиональной среде под влиянием различных факторов — общения со сверстниками и более опытными педагогами, развития творческих и организаторских способностей. Педагогическое лидерство — это стратегическая задача государства, так же как и обеспечение условий для формирования лидеров среди обучающихся — задача педагога.

Еще одним измерением лидерства в образовании является трактовка лидерства как управления образовательным процессом и лидерства как высокого уровня профессионального развития специалиста-педагога. Дискуссия о сходстве и различии понятия «лидерство в образовании» и «менеджмент в образовании» отражает проблему лидерства как управления образовательным процессом. В данном контексте возникает вопрос о том, является ли менеджмент

(управление) образования синонимом понятия «лидерство». Чтобы ответить на данный вопрос, нужно учитывать разницу в специфике социокультурного контекста. В отечественных реалиях в силу различных предпосылок от руководителя образовательной организации чаще требуются качества хорошего исполнителя, через которого реализуется некая внешняя воля. Что касается стран Западной Европы и США, то там лидерскую позицию предполагают функции менеджера в образовании. И следует признать, что такой подход является более эффективным, поскольку только лидеры могут способствовать глубинным прогрессивным трансформациям системы образования, делая ее конкурентоспособной в международном масштабе.

Поскольку лидерство и руководство в контексте образовательной организации часто совпадают (иными словами, совпадают роли лидера и руководителя), то особое значение имеют исследования, направленные на совершенствование лидерских функций руководителя образовательной организации. Т. В. Сургутская указывает на следующие меры по совершенствованию деятельности лидера в сфере образования:

• укрепление авторитета как влияния лидера на коллектив;

• создание благоприятной атмосферы в коллективе, способствующей росту общественной поддержки лидера;

• поддержание высокой культуры общения с ориентацией на нормы профессиональной этики (демократизм лидера, его внимательность к последователям (сотрудникам), доверие, вежливость, ответственность);

• эффективное делегирование полномочий;

• создание обучающихся организаций;

• способность к системному анализу тенденций развития образования и прогнозированию перспектив образовательной организации в свете данных тенденций [6, с. 257—258].

Таким образом, лидерство в образовании является феноменом, обеспечивающим максимальную эффективность образовательного процесса, основанную на высокой личностной заинтересованности лидера в получении наиболее высоких образовательных результатов и способности всей группы к интеграции, высокому уровню мотивации и координации усилий по достижению этой цели. Лидерство в образовании выступает важнейшей социокультурной ценностью, поскольку без образования нельзя сформировать лидерскую личность как таковую. Именно сфера образования продуцирует лидеров для всех других сфер общественного бытия.

Список литературы и источников

1. Авдеева А. В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе: дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2010. 195 с.

2. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 198 с.

3. Калугина Л. А. Педагогическое лидерство и его роль в развитии системы образования: аксиологический аспект // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество — 2022: материалы Всерос. междунар. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием, 23 августа 2022 г. Чебоксары: ИД «Среда», 2022. С. 236—239. EDN: PCDQKS.

4. Кривошеева О. Р., Горшков Н. И. Профессионально значимые лидерские качества педагога по физической культуре в структуре лидерского потенциала и стратегия его активизации // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 2 (13). С. 125—134. EDN: SJVWFJ.

5. Кучина Е. Н. Педагогическое лидерство как ресурс развития системы образования // Международный журнал гуманитарных и естест-

венных наук. 2020. № 6-1 (45). С. 141-146. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10666

6. Сургутская Т. В., Полежаева Г. Т. Повышение роли лидера в управлении образовательной организацией (на примере МБОУ Туим-ской СШ № 3) // Евразийский научный журнал. 2016. № 7. С. 256-259. EDN: WHUEMT.

7. Kuczmarski S. S., Kuczmarski Th. D. Values-Based Leadership. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1995. 304 p.

References

1. Avdeyeva A. V. Formation of Leadership Skills Set during Professional Becoming of a Specialist in a Higher Educational Establishment, Diss. for the Cand. Sci. (Ped.). Tambov, 2010. 195 p. (In Russian).

2. Drygina I. V. Activation of Leadership Resource in Student's Personality in Teaching/Learning Process at a Higher Educational Establishment, Diss. for the Cand. Sci. (Ped.). Krasnoyarsk, 2003. 198 p. (In Russian).

3. Kalugina L. A. "Pedagogical Leadership and its Role in the Development of Educational System: Axiological Aspect". Tendentsii razvitiya obrazo-vaniya: pedagog, obrazovatel'naya organizatsiya, obshchestvo — 2022: materialy Vseros. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem, 23 avgusta 2022 g. Cheboksary: "Sreda" Publ. House, 2022. 236-239. (In Russian). EDN: PCDQKS.

4. Krivosheyeva O. R., Gorshkov N. I. "The Professionally Significant Leadership Skills of the PE Teacher in the Leader Potential Structure and a Strategy of its Activation". Professional'noye obrazovaniye v sovremennom mire = Professional Education in the Modern World 2 (13) (2014): 125-134. (In Russian). EDN: SJVWFJ.

5. Kuchina E. N. "Pedagogical Leadership as a Resource of the Education System Development". Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estest-vennykh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences 6-1 (45) (2020): 141—146. (In Russian). https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10666

6. Surgutskaya T. V., Polezhayeva G. T. "Enhancement of the Role of a Leader in Educational Organization Administration (Evidence from Municipal Budgetary General Education Institution Tuimskaya Secondary School No. 3)". Evraziyskiy nauchnyy zhurnal 7 (2016): 256—259. (In Russian). EDN: WHUEMT.

7. Kuczmarski Susan Smith, Kuczmarski Thomas D. Values-Based Leadership. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1995. 304 p.

Информация об авторах

Андриенко Елена Владимировна — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий государственный университет» (Россия, ДНР, 83000, г. Донецк, ул. Университетская, д. 24).

Горбачева Ирина Михайловна — кандидат исторических наук, доцент Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет МИЭТ (Россия, 124498, Москва, пл. Шокина, 1).

Information about the authors

Elena V. Andriyenko — PhD (Philos.), Assoc. Prof., Professor at the Chair of Philosophy, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Donetsk State University" (Russia, Donetsk People's Republic, 83000, Donetsk, Universitetskaya str., 24).

Irina M. Gorbacheva — Cand. Sci. (Hist ), Associate Professor at the Institute of High-Tech Law, Social Sciences and Humanities, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Статья поступила в редакцию: 13.04.2023. The article was submitted: 13.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.