УДК 159.923
Хазова Светлана Алексеевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ЛИДЕРСТВО КАК ФАКТОР СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
В статье предпринята попытка проанализировать совпадающее поведение лидеров. Показано, что совла-дание разных групп лидеров подчиняется общим тенденциям. Исследуется роль коммуникативных и организаторских склонностей в преодолении трудных ситуаций. Делается вывод о значительной роли социального ресурса в совладающем поведении лидеров.
Ключевые слова: лидерство, совладающее поведение, стратегии совладания.
Понятие лидерства, являясь по сути междисциплинарным, широко использует. ся в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Естественно, что в условиях мирового экономического кризиса интерес к данному феномену продолжает возрастать, поскольку именно лидеры являются тем «золотым запасом», который способен выстоять и вывести из кризисной ситуации не только группу подчиненных, но и все общество в целом. Поэтому изучение лидерства носит в значительной мере прагматический характер и ориентировано на отбор, воспитание лидеров, разработку методов эффективного руководства. В этом контексте вопрос о том, что позволяет лидерам справляться с высокими психоэмоциональными нагрузками и как они совладают с многочисленными стрессами, с которыми связано их лидирующее положение, является особо актуальным.
Цель данной статьи: описать особенности со-владающего поведения лидеров в трудных жизненных ситуациях.
При этом мы исходили из следующих ключевых для нашего исследования положений.
1. Психологическое совладание понимается как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией - изменение ситуации, поддающейся контролю, или приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю [8].
2. Лидерство понимается нами очень широко, что позволяет проанализировать совладающее поведение разных групп респондентов: руководителей, студентов-активистов, участников органов ученического самоуправления. Во всех слу-
чаях мы рассматриваем лидерство как групповое явление (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, Л.И. Уманский). Лидер в этом случае - член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников, заставлять людей делать то, что они не хотят, не вызывая при этом ненависти ни к себе, ни к выполняемой ими работе [6]. Несмотря на то, что в отечественной социальной психологии понятия лидерства и руководства были разведены практически с самого начала [12], тем не менее, в контексте нашего исследования важным является тот факт, что и руководство, и лидерство представляют собой групповые феномены, существующие для решения задачи управления групповой активностью.
3. Лидер должен обладать определенным «набором» личностных качеств, не только обеспечивающих эффективное управление или воздействие на группу, но и позволяющих ему справляться с высокими психоэмоциональными нагрузками в трудных (стрессовых) ситуациях. К ним можно отнести в первую очередь наличие четких реальных целей и умение оценивать степень продвижения к ним; способность управлять собой, в полной мере использовать свое время, энергию, заботиться о накоплении сил (в том числе и физических); умение вычленять в проблеме главное и второстепенное, оценивать варианты решения, прогнозировать последствия принятия решения, а также определять необходимые ресурсы для решения проблемы; творческий подход, умение генерировать идеи и стремление к нововведениям.
4. Сложность феномена лидерства и многообразие его проявлений в реальных социальных условиях порождают множество теорий лидерства, поэтому в силу специфики изучаемого феномена нами была реализована идея множественного дизайна исследования, что отразилось в проведении трех независимых исследований: а) в пер-
вом исследовании изучалось совладающее поведение формальных или официальных лидеров -заведующих отделениями одной из больниц г. Костромы (16 чел.) и студентов-активистов, выполняющих руководящие функции в различного рода студенческих объединениях (12 чел.); б) во втором исследовании изучалось совладающее поведение студентов в его связи с уровенем развития коммуникативных и организаторских способностей (32 чел.); г) изучалось совладающее поведение старшеклассников - участников органов ученического самоуправления (21 чел.) в сравнении с учащимися, не участвующими в органах самоуправления.
Использование понятия «лидер» в нашем исследовании несколько условно и объясняется тем фактом, что нами не изучалась специально лидерская позиция респондентов (студентов и школьников), а результаты исследования коммуникативных и организаторских способностей свидетельствуют только о более значительном развитии коммуникативных способностей этой группы (методика КОС-2). Однако само участие в органах ученического и студенческого самоуправления и необходимость выполнять функции организатора, принимать решения ставят личность в особое положение в группе сверстников.
Для изучения совладающего поведения использовались опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Coping Inventory for Stressful Situations) Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера, «Опросник Способов Совладания» С.И. Фолкман, Р Лазаруса, ЮКШ Э. Фрайденберг, Р. Льюиса (все опросники в адаптации Т. Л. Крюковой).
Результаты исследования и их обсуждение
1. Анализ результатов диагностики совладаю-щего поведения руководителей позволяет сделать вывод о том, что наиболее предпочитаемыми стратегиями являются Самоконтроль (когнитивные усилия по регуляции своего состояния и действий), Положительная переоценка (извлечение положительного опыта и оценка ситуации с точки зрения личностного роста), Планирование решения проблемы (осознанные действия по анализу и изменению ситуации) и Поиск социальной поддержки. В группе студентов, ведущих активную внеаудиторную деятельность, чаще всего используется стратегия Положительная переоценка, затем Самоконтроль и на третьем месте - Планирование решения проблемы. Значи-
мые отличия выявлены только по стратегии Поиск социальной поддержки, которая руководителями используется чаще (р=0,037). Одним из возможных объяснений может быть тот факт, что руководители для решения профессиональных задач вынуждены опираться на поддержку подчиненных или обращаться к администрации больницы, поскольку осуществлять лечебный процесс в условиях лечебного учреждения может только группа специалистов.
По методике КПСС (С^) в обеих группах значительно преобладает Проблемно-ориентированный копинг. Интересно, что и те, и другие практически не выбирают такие стратегии совладания с трудными ситуациями, как Бегство-избегание (мысленные усилия, направленные на уход от проблемы) и Принятие ответственности (осознание своей роли в возникновении и разрешении трудной ситуации). При этом студенты-активисты несколько чаще (на уровне тенденции, р=0,08) дистанцируются от проблемы, т.е. предпринимают когнитивные усилия по снижению ее значимости.
Выявленные результаты повторяют в целом общевозрастные тенденции [8]. Однако необходимо отметить два важных момента. Во-первых, средние значения по стратегии Бегство-избегание значительно ниже в обеих группах (руководители М=3,94, студенты М=4,00), чем возрастная норма (М=10,53, St.Dev.=3,31). Таким образом, мы можем говорить о том, что «лидеры» реже уклоняются от решения проблем, вынуждены по своему положению предпринимать шаги по разрешению трудных ситуаций. Особенно это важно в группе руководителей, поскольку позволяет выполнять профессиональные обязанности и быть не только успешным на рабочем месте, но и чувствовать себя самоэффективной личностью.
Во-вторых, и это особенно интересно, в обеих группах стратегия Принятие ответственности выбирается несколько реже, чем в соответствующих возрастных группах. Результаты попадают в область низких значений: руководители М=5,88, студенты М=6,08; норма М=7,41, St.Dev.=2,18. Вполне вероятно, что и в рамках студенческого актива, и в условиях лечебного учреждения решения принимаются коллегиально. Однако, на наш взгляд, отрицательным в такой поведенческой стратегии, проявляющейся в непризнании или минимизации своей роли в возникновении проблемы и ее разрешении, является стремление разделить ответственность с окру-
жающими или переложить ее на кого-либо другого. Это косвенно подтверждается результатами более частого выбора стратегии Поиск социальной поддержки в группе руководителей, о чем речь шла ранее, и отрицательной корреляцией коммуникативных склонностей со стратегией Принятие ответственности (Я= -0,583, р=0,046) в группе студентов-активистов. В конечном результате и те, и другие опираются на социальные связи и межличностные отношения при преодолении трудностей. Этот факт позволяет говорить о ресурсной роли социального окружения, поскольку, с одной стороны, именно оно помогает справляться с угрожающими обстоятельствами. С другой стороны, благодаря определенным личностным особенностям и положению в группе, у лидеров присутствует психологическая готовность к использованию данного ресурса.
2. Изучение совладающего поведения студентов позволяет констатировать те же самые закономерности, что и в предыдущих двух группах. Рейтинг (частота использования) стратегий следующая: Самоконтроль, Положительная переоценка, Планирование решения проблемы и Поиск социальной поддержки. По методике КПСС (CISS) значительно преобладает Проблемно-ориентированный копинг, в то время как Эмоционально-ориентированный копинг, и Копинг, ориентированный на избегание, выражены слабее.
Данное исследование предполагало изучение связей коммуникативных и организаторских способностей (по методике КОС-2) с выбором стратегий и стилей совладающего поведения. Мы предполагали, что такого рода способности будут связаны с выбором социально-ориентированного совладания. Однако оказалось, что организаторские способности не связаны с выбором моделей совладающего поведения не только в этой группе, но и в группе студентов-активис-тов. Коммуникативные склонности предполагают наличие таких когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей личности, которые необходимы для установления эффективных контактов с окружающими [7]. Коммуникативные склонности положительно связаны с субстилем Социальное отвлечение ^=0,348, р=0,05), стратегией Положительная переоценка ^=0,347, р=0,05) и на уровне тенденции с Эмоциональноориентированным копингом (Я= -0,319, р=0, 075). Интересно, что в группе студентов-активистов выявлены корреляционные связи коммуникатив-
ных склонностей с Проблемно-ориентированным копингом (Я=0,598, р=0,040) и Конфронтативным копингом (Я= -0,878, р=0,000).
Таким образом, связи уровня развития коммуникативных способностей и выбора стратегий и стилей совладающего поведения оказались различными в разных группах и малочисленными. Здесь уместно вспомнить результаты исследований роли социального интеллекта в совладающем поведении [9; 14], которые также свидетельствуют о незначительной детерминации отдельных стратегий совладания со стороны социального интеллекта. Вероятно, лишь логические компоненты (способность к логическому обобщению, предвидению), а не сама по себе способность или склонность вступать в контакт и поддерживать отношения (коммуникативные склонности) являются весомыми факторами совладающего поведения.
3. В нашем исследовании совладающего поведения участников органов ученического самоуправления приняли участие школьники, входящие в совет старшеклассников. Контрольная группа - учащиеся 9-11 классов, которые не входят в совет старшеклассников (39 чел.).
Сравнительный анализ стратегий совладающе-го поведения обеих групп старшеклассников показал наличие значимых различий по трем стратегиям: Работа, достижения, Несовладание, Отвлечение. Это позволяет говорить о том, что «лидеры» чаще в трудных ситуациях начинают более интенсивно работать и стремятся добиваться высоких результатов (и=165, р=0,000). Они могут уходить в какую-либо деятельность «с головой», что позволяет им лучше справляться и реже несовладать с проблемами (и=168, р=0,000). Кроме того, они чаще используют различные возможности для отвлечения, читая, занимаясь спортом или проводя время в компании друзей (и=219, р=0,003). Участники органов ученического самоуправления по сравнению со своими сверстниками реже прибегают к стратегии Разрядка (эмоциональное отреагирование за счет крика, плача, принятия алкоголя или агрессивных реакций). Они реже обращаются к религиозному опыту, молитве (стратегия Духовность; и= 1340, р=0,048). Все это роднит их с интеллектуально одаренными старшеклассниками [14], указывает на их большую независимость, устойчивость в ситуациях напряжения сил (Resilienz), способность противостоять вызовам и быстро восстанавливаться.
Однако «лидеры» также реже замыкаются в себе (стратегия Уход в себя), что отличает их от обычных и интеллектуально одаренных сверстников (и=1208, р=0,017). Это может быть объяснено более высоко развитыми коммуникативными способностями и уверенностью в социальных взаимодействиях, что дает возможность опираться на социальные сети как ресурсы при возникновении проблем и трудностей.
Выводы
Таким образом, наши исследования позволяют говорить о том, что совладающее поведение руководителей, студентов-активистов характеризуется общевозрастными тенденциями. Существенно преобладает Проблемно-ориентированный копинг. Наиболее «популярными» способами являются усилия по урегулированию своих действий и чувств (стратегия Самоконтроль), усилия по осознанию опыта и положительного смысла ситуации, ориентация на рост личности (стратегия Положительная переоценка), осознанные и осмысленные действия по изменению ситуации (стратегия Планирование решения проблемы). Не уходя от решения проблемы, и руководители, и студенты-активисты, тем не менее, не склонны принимать на себя дополнительную ответственность, опираясь на социальную поддержку.
Школьники - участники органов ученического самоуправления стремятся в трудных ситуациях более интенсивно работать, добиваться высоких результатов, реже, чем их сверстники не-совладают с проблемами, «выпускают пар» за счет крика, плача, агрессивного поведения, принятия алкоголя или обращаются к религиозному опыту. Это говорит об их большей независимости, устойчивости в трудных ситуациях, способности противостоять вызовам и быстро восстанавливать силы после стресса (Resilienz).
Определенную роль в совладающем поведении играют коммуникативные склонности. Способность устанавливать позитивные межличностные контакты дает возможность получать необходимую социальную поддержку, т.е. использовать социальные отношения как ресурсы при преодолении трудностей. Однако говорить о жесткой детерминации совладающего поведения со стороны коммуникативных и организаторских склонностей по результатам проведенного исследования нам представляется не совсем обосно-ваным.
Несмотря на отсутствие прямых данных о более частом использовании социально-ориентированного копинга данными группами респондентов, исследование позволяет сформулировать гипотезу о ресурсной роли социального фактора (позитивных межличностных отношений, социальных сетей) в эффективном совладающем поведении лидеров.
Библиографический список
1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Социальная психология: Хрестоматия. - М., 1999. - С. 257-268.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - .№1. -С. 3-19.
3. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб.: Издательство «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
4. Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Ин-т психологии РАН; СПб: Изд-во «Алетейя», 2003.
5. Волков И.П. Стиль руководства при решении задач социального развития коллектива предприятия // Социальная психология и социальное планирование. - Л., 1973.
6. ЗанковскийА.Н. Организационная психология. - М.: Флинта; МПСИ, 2000.
7. Кашницкий В.И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. - №4. - С. 131-137.
8. Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультур-ные различия в стратегиях совладающего поведения личности // Психологический журнал. -2005. - Т. 26. - №2. - С. 5-15.
9. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающе-го поведения: три копинг-шкалы. - Кострома, 2007.
10. Медников А.В. Лидерство как фактор со-владающего поведения: Квал. работа. - Кострома, 2009.
11. Минделл А. Лидер как мастер единоборства: (введение в психологию демократии): В 2-х ч. - Ч. 1. - М., 1993.
12. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. -СПб.: ИГУП, 1999.
13. Попова К.В. Особенности совладающего 14. Хазова С.А. Совладающее поведение ода-
поведения участников органов ученического са- ренных старшеклассников: Дис. ... канд. психол.
моуправления: Квал. работа. - Кострома, 2008. наук. - Кострома, 2002.
УДК 371.4
Тихомирова Евгения Ивановна
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА-ЛИДЕРА В ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
В статье представлено взаимодействие среды и личности школьника в процессе освоения роли лидера и постижения пространств воспитывающей среды школы.
Ключевые слова: субъектная позиция, лидер, воспитывающая среда, развитие школьников-лидеров.
Становление субъектной позиции школьника-лидера в воспитывающей среде школы основано на разрешении противоречий, которые в этой среде возникают. Среди существующих в воспитывающей среде школы противоречий можно выделить следующие: между требованием воспитывающей среды в самоорганизации групповой деятельности и умением школьников этому требованию соответствовать; между стремлением школьников к самореализации в удовлетворении своих социально ориентированных потребностей и условиями их удовлетворения, обеспеченными воспитывающей средой школы (Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, Н.М. Таланчук, Е.А. Ямбург); между провозглашаемым желанием педагогов предоставить школьникам максимальную свободу в организации своей деятельности и неумением это сделать на практике в процессе организации функционирования школьной воспитывающей среды (С.Г Вершловский, И.А. Колесникова, В.Г. Рыдак, П.И. Чернецов, и др.); между содержанием и соотношением потребностей в удовольствии, основанном на бездействии, и потребностей в удовольствии, основанном на достижениях результатов выполняемой деятельности, базирующихся на волевом напряжении школьников (И.С. Кон); потребности в активности и потребности в пассивности; потребности в новых впечатлениях и сохранении прежних стереотипов жизнедеятельности (М.Ю. Кондратьев, А.Н. Лу-тошкин).
Противоречия, как явление реальной жизни и человеческого сознания, имеют две важнейшие характеристики. С одной стороны, они представляют объективное столкновение возникающих
в жизни противоположных тенденций, борьбу между ними, победу нового над старым и поступательное развитие. С другой стороны, это противодействие противоположных начал отражается в представлениях людей. Осознавая или не осознавая суть и характер противоречия общественной жизни, люди участвуют в нём, либо поддерживая, либо противодействуя той или иной тенденции. В противоречиях общественной жизни сталкиваются между собой носители нового и старого, содержания форм её деятельности и отношений (Б.Т. Лихачев).
Воспитывающая среда как социально-педагогический феномен призвана создавать условия для решения возникающих противоречий, обеспечивая движение содержания, форм и методов преодоления, снятия воспитательных противоречий, формирования личности.
Процесс становления предполагает изменение и развитие. Одной из важных составляющих процесса и результата становления социально ориентированной лидерской позиции школьника является отношение к другому человеку как к ценности (А.А. Бодалев). Процесс становления лидера является результатом разрешения как внешних, так и внутренних противоречий. Становление включает в себя внешне регулируемый процесс и внутренние закономерности развития. Под закономерностями развития личности в процессе воспитания понимаются необходимые и существенные связи, зависимости, проявляющиеся при соответствующих условиях воспитания. Эти связи, поскольку они носят необходимый характер, выражают наиболее важные, устойчивые особенности процесса становления личности (Л.И. Божович).