• также подлежит рассмотрению и вертикальная система управления, в связи с необходимостью передачи некоторой компетенции местным органам;
• повысить эффективность общих хуралов граждан, обеспечить надлежащее условие работы и закрепить в законодательном порядке вакансию председателя общего хурала граждан.
Литература
1. Сунжид Д. Органы местного управления Баварии (ФРГ) и Монголии»: сборник научных трудов выпускников иностранных вузов. — Улан-Батор, 2003. — С. 166-167.
2. Конституция Монголии. — Улан-Батор, 2006.
3. Об административно-территориальной единице и ее управлении: закон (п. 1-14, ст. 23) // Вестник государства. — 2006. — № 12.
УДК 34.07
ЛИЧНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР КАК СРЕДСТВО ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
© Гатаулина Ольга Анатольевна, магистр, ассистент кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического факультета Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Е-mail: ог1Мк90@таЛ.ги
В статье рассматривается личный таможенный досмотр как средство ограничения прав и свобод человека и гражданина. Автор приходит к выводу, что права и свободы гражданина могут быть ограничены государством посредством личного таможенного досмотра.
Ключевые слова: ограничение прав и свобод человека и гражданина, личный таможенный досмотр, правовое средство.
PERSONAL CUSTOMS INSPECTION AS MEANS OF LIMITATION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF PERSON AND CITIZEN
Gataulina Olga A., LLM, assistant, department of constitutional, administrative and municipal law, law
faculty, Buryat State University
24а, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia
The article deals with a personal customs inspection as means of limiting rights and freedoms of a person and a citizen. The author concludes that the state may limit the rights and freedoms of citizens by means of personal customs inspection.
Keywords: limitation of rights and freedoms of a person and a citizen, personal customs inspection, legal means.
Таможенные органы обладают одной из действенных форм контроля, разрешенной в исключительных случаях, — проведением личного таможенного досмотра. Отсутствие полной и достоверной информации о данной процедуре вызывает негативную реакцию. Поэтому решение этой проблемы требует глубокой оценки и разработки действенных мероприятий.
Сложившаяся тенденция применения таможенными органами личного таможенного досмотра в целях соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства стран государств — членов Таможенного союза [5], неразрывно связана на практике с соблюдением прав человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации 1993 года (далее Конституция РФ) провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [3]. Однако на практике это положение не исключает возможности их ограничения.
В целях определения пределов прав и свобод Конституция РФ содержит термин «ограничение», однако ни в самой Конституции России, ни в каких-либо иных нормативно-правовых актах нет норм, конкретизирующих содержание данного термина.
С нашей точки зрения, ограничение должно устанавливаться федеральным законом, иметь как постоянный, так и временный характер, отвечать принципам справедливости, законности и сораз-
О. А. Гатаулина. Личный таможенный досмотр - средство ограничения прав и свобод человека и гражданина
мерности, быть обусловленным объективными причинами, целью его должно быть установление баланса интересов индивидуумов и общества в целом [2, с. 79].
С этой позиции осуществление личного таможенного досмотра является ограничением и отвечает всем его признакам. Так, определение личного таможенного досмотра, содержится в ст. 117 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) [5], данное ограничение направлено на защиту общественных отношений, при этом личный таможенный досмотр вводится не только для защиты общества и государства от возможных противоправных действий со стороны отдельных граждан, но и для защиты их прав и свобод, носит временный характер (период проведения личного таможенного досмотра должностным лицом таможенного органа ограничивается самой процедурой проведения).
Цели (задачи) правового ограничения достигаются благодаря применению определенных правовых средств, в нашем случае правовым средством является форма таможенного контроля — личный таможенный досмотр. Так как в теории права нет однозначного ответа, что понимать под правовым средством, то представляется, что под средством в нашем случае следует понимать совокупность действий субъекта управления, а под способами — совокупность последовательностей этих действий, объединенных в подвиды (при рассмотрении правового средства ограничения — личного таможенного досмотра — мы будем отождествлять понятие средство с понятием способ) [2, с. 80-81].
Итак, формальное состояние нормативной базы личного таможенного досмотра демонстрируется только одной статьей — 117 ТК ТС, не предполагающей других уровней правового регулирования процедуры проведения личного таможенного досмотра.
В ст. 2 Конституции РФ установлен принцип приоритета прав личности. И все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, в том числе право на личную неприкосновенность и охрану достоинства личности государством, содержит таможенное законодательство, признавая личный таможенный досмотр исключительной формой таможенного контроля, что, на наш взгляд, является обоснованным.
При этом личный таможенный досмотр согласно ст. 117 ТК ТС должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью досматриваемого лица в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров. Опять же, не предусмотрено проведение принудительного личного досмотра. Не указаны пределы досмотра для обнаружения скрытых в одежде, на теле человека товаров.
Проведение личного досмотра связано с определенными ограничениями прав и свобод человека, поэтому решение о его осуществлении может принять только начальник того таможенного органа, где проходит таможенное оформление, или лицо, которое его заменяет. Такое решение оформляется письменно путем наложения резолюции на таможенной декларации, поданной физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным актом.
Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства. При этом существует определенный перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты досмотру:
- президент РФ;
- члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы;
- судьи Конституционного суда РФ, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
- прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления;
- судьи Российской Федерации, за исключением случаев проведения личного досмотра в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи;
- сотрудники органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей без официального представителя органов Федеральной службы безопасности или решения суда;
- сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда;
- иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами [5].
Необходимо отметить, что таможенники имеют право только на досмотр одежды досматриваемого и того, что на нем надето в данный момент (например, украшения), а также на досмотр вещей,
имеющихся при нем (например, сумочка, зонт). А право обследовать тело имеется только у медицинского работника, причем предполагается только поверхностный осмотр тела. Никаких дополнительных требований или мероприятий по поводу проведения личного досмотра проводиться не может, следовательно, предложение пройти рентгенологическое обследование не имеет под собой основания.
Предполагается, что проведение необходимых медицинских мероприятий (в том числе и рентгеноскопическое исследование) не может признаваться нарушением правил проведения личного таможенного досмотра. Других способов выявить нарушителей, провозящих контрабандный товар внутри своего тела, законодательство не предусматривает, поэтому представляется возможным считать изъятые в ходе таких мероприятий запрещенные товары доказательствами при рассмотрении дел о нарушении таможенных правил [4].
Исходя из обязанности государства соблюдать права и свободы человека, таможенные органы обязаны проводить личный таможенный досмотр в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых товаров. Отметим также, что ограничения прав и свобод гражданина должны устанавливаться не произвольно, не интуитивно, а на основании строгих критериев, которые позволяли бы установить баланс прав и свобод как отдельных индивидов, так и социальных общностей. Данный вопрос затрагивался и председателем Конституционного суда В. Д. Зорькиным. В частности, он отметил, что «...во всем мире, во всех правовых государствах — и Россия тут не исключение — существуют критерии ограничения прав. Однако они должны быть соразмерны факторам опасности, грозящим гражданам и всему обществу. Когда ситуация складывается так, что обществу грозит серьезная опасность, государству приходится вносить изменения в эту почти неприкосновенную сферу» [1].
Таким образом, проведение личного досмотра граждан возможно, однако законодательно не раскрыто, как и пределы личного таможенного досмотра, исключающие унижение достоинства личности и неправомерное причинение вреда здоровью досматриваемого лица. Важно отметить, что, вторгаясь в «неприкосновенность» личности, таможенное законодательство на национальном уровне должно конкретизировать форму таможенного контроля — личный таможенный досмотр, не нарушая баланса интересов индивидуума и общества. При этом конкретизация не должна сводиться к инструкции, а должна иметь силу федерального закона, как того требует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Литература
1. Зорькин В. У закона нет выходных: председатель Конституционного суда дал интервью «Российской газете» // Российская газета. — 2005. — 12 дек.
2. Гатаулина О. А. Ограничения по российскому законодательству: понятие и средства // Вестник Конституционного суда Республики Бурятия. — 2012. — № 5. — С. 78-84.
3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Погодина Н. А. Гарантии соблюдения права на личную неприкосновенность при проведении личного таможенного досмотра [Электронный ресурс] // Гражданин и право. — 2012. — № 2 (февраль). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс] Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза принят решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. № 17, ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».