Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время: историко-
краеведческий словарь. Мурманск: Кн. изд-во, 2001. С. 320.
Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический проект, 2005. 304 с.
Элиаде М. Сакральное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
Сведения об авторе Давыдова Алена Сергеевна,
младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН Разумова Ирина Алексеевна,
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН
Davydova A.S.,
Junior Research Fellow of the Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre RAS Razumova Irina Alekseyevna,
Dr.Sc. (History), Chief Research Fellow of the Barents centre of the Humanities of the Kola Science Centre RAS
УДК 27-523(470.21):930.253 Я.В. Обухов
ЛИЧНЫЙ АРХИВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК
ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ. ИСТОРИЯ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ С. КОВДА ПО ДАННЫМ ЛИЧНОГО АРХИВА В.И. КОНЕВОЙ
Аннотация
В статье анализируются данные одного из фондов личного архива жительницы г. Кандалакша Валентины Ивановны Коневой. Архив содержит различные документы по истории с. Ковда и Никольской церкви, начиная с 1829 года и до нашего времени. Многие документы архива ранее не были рассмотрены исследователями и открывают новые перспективы изучения.
Ключевые слова:
культовая архитектура, деревянное зодчество, Кольский Север, личный архив. Y.V.Obuhow
THE PERSONAL ARCHIVE AS A MAIN SOURCE OF HISTORICAL DATA.
THE HISTORY OF THE ST. NICHOLAS CHURCH, TOWN KOVDA,
ACCORDING TO THE PERSONAL ARCHIVE OF V.I. KONEVA
Abstract
This article concerns the data analysis of a personal archive belonging Koneva Valentina, town Kandalaksha. The archive contains various data about the history of town Kovda and St. Nicholas Church which is one of the oldest wooden architectural ensembles of the Kola Peninsula. The archive includes some documents relating to the period from 1829 till our time. Many of these data have not been dealing with previously and offer a challenge for researching. Key words:
religious architecture, wooden architecture, the Kola North, personal archive.
183
Ковда - одно из старейших поселений на территории Мурманской области. Поморское селение Ковда известно ещё с 1542 г., но основано оно было не ранее 1526 г., когда была крещена «дикая лопь» [Ушаков, 1982: 59]. Согласно Соловецкой летописи в 1589 г. Ковда подверглась нападению шведского отряда в 700 человек. К этому же событию относится и первое упоминание о церкви в с. Ковда: «Церковь и дворы пожгли и людей побили» [Ушаков, 1995]. По утверждению И.Ф. Ушакова, до 1705 г. в Ковде располагалась «шатровая» церковь. Ссылаясь на опись 1611 г., он также приводит цитату о том, что в селе имелась «церковь теплая Николы чудотворца, деревянная, верх шатровый <...> строения волостных людей» [Там же: 124]. Однако нынешняя Никольская церковь в Ковде была построена позднее - в 1705 г. Новое строение принадлежит к так называемому «клетскому» типу - более древнему и простому, по сравнению с «шатровым, виду культовых сооружений [Орфинский, 1972: 54]. «Внешне новая церковь напоминает избу с двухъярусной крышей на два ската, с одной главой и крестом, высотою 14,3 м. С запада к ней примыкает теплая трапеза, паперть и крыльцо, а с востока - алтарная пристройка. Алтарь и трапеза ниже самой церкви на 3,2 м, под особыми крышами. Трапеза шире церкви и алтаря на 2 с лишком метра. Внутренние размеры церкви: 5,1 на 5,1 м, высота до потолка - 4,5 м» [Ушаков, 1995].
Несмотря на свою историческую значимость, история Никольской церкви в с. Ковде слабо освещена в исследованиях. По нашему мнению, не последнюю роль в этом сыграло географическое положение и связанные с ним административные изменения, которые последовали за образованием Мурманской области в 1938 г. Исключение Кандалакшского района из состава Карельской АССР привело к своеобразному научному «остракизму» данной территории как объекта исследования, в частности, со стороны ученых, занимающихся изучением истории религии Карелии. В то же время в поле зрения исследователей Мурманской области Ковда попадает сравнительно редко [Давыдова, 2010] В связи с этим архив материалов по истории села Ковда и Никольской церкви, собранный жительницей г. Кандалакша Валентиной Ивановной Коневой, представляется интереснейшим и ценным в научном отношении собранием разного вида источников, требующих всестороннего анализа. Хочется выразить глубокую благодарность В.И. Коневой за предоставленную возможность не только ознакомиться с материалами архива, но и использовать их значительный информационный потенциал для исследовательских целей. Особую ценность архива представляет то факт, что составитель - архивист по образованию, поэтому архив профессионально структурирован. В составе архива копии документов 1829-1992 гг. из Мурманского и Архангельского государственных архивов, материалы СМИ, содержащие упоминания о церкви в Ковде начиная с 1940 г., воспоминания жителей села, записанные самой В.И. Коневой, а также фотоматериалы, среди которых копии и оригиналы редких кадров, относящихся к середине и началу ХХ в. (рис.1, 2). Даже самый поверхностный обзор данного архива позволяет вскрыть некоторые ранее неосвещенные страницы истории Никольской церкви.
Проблема хронологии
В ходе изучения архива была выявлена первостепенная и важнейшая для историка проблема определения хронологии - противоречие в датах возведения
184
церкви. Например, архивная справка, полученная В.И. Коневой из Государственного архангельского областного архива, содержит следующее упоминание о ковдской церкви от 18 сентября 1833 г.:
«...в Ковдском селении Кольского уезда церковь во имя Святителя Николая существует с 7105 года <от сотворения мира - Я.О>» [ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Д. 1388. Л. 8].
По современному летоисчислению эта дата соответствует 1597 г. Можно предположить, что такая датировка возникла из-за ошибки при написании одного из документов (1705 / 7105) и была впоследствии повторно воспроизведена при переписывании. Однако трудно считать совпадением близость этой даты к основным историческим событиям, связанным с селом Ковда и описанным выше [Ушаков, 1995]. Эту же дату можно встретить в ведомостях Кандалакшского прихода:
«... построена в 7105 году тщанием кого или о том не известно» [МОКМ. Клировые ведомости Кандалакшского прихода за 1829 год].
Однако в прочих документах упоминается общепринятая дата -1705 г. Об этом пишет, к примеру, священник Евлогий Шангин в своем рапорте в Архангельскую духовную консисторию в 1904 г:
«Церковь в настоящее время очень ветха, начало построения её относится к 1705 году» [ГААО. Ф. 29. Оп. 413. Д. 1684. Л. 1].
В клировой ведомости о церкви Архангельской епархии Кольского уезда Ковдского прихода за 1896 г. мы также можем обнаружить эту дату:
«Начало построения церкви относится к 1705 году» [ГАМО. Ф. 19и. Оп. 1. Д. 130. Л. 1].
Позднее, в ведомости за 1904 г., вновь приводится дата 1705 г. [ГААО. Ф. 29. Оп. 37. Д. 392. Л. 131]. Нельзя не отметить, что дата 7105 не встречается в документах позднее 1833 г. Таким образом, несмотря на возможность банальной ошибки, допущенной в документах из-за сходства в написании дат, мы не можем игнорировать данные источники. Вместе с тем следует принять во внимание и тот факт, что Ю.С. Ушаков в своей монографии «Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера» указывал еще одну дату - 1613 г. [Ушаков, 1982: 60]. Однако иных упоминаний этой даты не было обнаружено, вследствие чего её можно считать наиболее спорной.
Церковь и приход в 1910-1920-х гг.
Личный архив содержит достаточное количество документов, позволяющих изучить историю не только самого строения Никольской церкви, но и особенности существования религиозной общины Ковдского прихода, в особенности в переломный для Русской православной церкви период, относящийся к 1920-м гг. По данным ведомости о прихожанах Никольской церкви за 1904 г. общее число прихожан составляло 434 человека (209 мужчин и 225 женщин) [ГААО. Ф. 29. Оп. 37. Д. 392. Л. 153]. В контексте начавшегося после революции 1917 г. процесса повсеместного закрытия церквей огромный интерес представляет фонд архива, содержащий документы периода создания религиозной общины в селе Ковда в 1920 г. Протоколы собраний Ковдской православной религиозной общины, а также сопутствующие им документы позволяют увидеть многогранность отношений между приходом и местными органами самоуправления. Влияние религиозной общины было достаточным настолько, чтобы добиваться многих уступок от власти. К примеру, был
185
освобожден от мобилизации священник Н. Прилежаев, а также был возращен во владение общины дом священника [ГАМО. Ф. 19-и. Оп. 1. Д. 198]. Нужно отметить и поддержку общины прочими нерелигиозными собраниями. Из протокола общего собрания граждан завода бывшего «Н. Русанов сынъ» от 17 апреля 1920 г.:
«Выслушав отношение от 9 апреля с.г. Ковдской религиозной общины, мы, нижеподписавшиеся граждане и гражданки завода Русанов за исключением немногих, постановили, что иметь для нас священника считаем нужным, как верующие во Христа и как поддерживающие религиозные обычаи наших предков в дальнейшем желаем исполнять таковые по уставу Православной Кафолической Церкви, а так же согласны вносить членские взносы на содержание причта» [ГАМО. Ф. 19-и. Оп. 1. Д. 204. Л. 18].
Весьма красноречивым можно назвать одно из постановлений Ковдской религиозной общины от 23 мая 1920 г.:
«Так как религиозная община состоит из всего населения Ковды, а так же из заводских рабочих за чуть малым исключением, то и постановили возбудить ходатайство пред высшей властью, чтобы все церковное имущество оставили в старом порядке, как и раньше было безо всякой описи» [ГАМО. Ф. 19-и. Оп. 1. Д. 198. Л. 7].
Средства массовой информации и Никольская церковь
Никольская церковь в селе Ковда была закрыта в 1960 г., однако, возможно, именно это помогло даже идеологически ангажированным советским СМИ взглянуть на неё как на объект исторического и культурного наследия. Уже с конца 1970-х гг. в СМИ набирает силу мотив сохранения и реставрации церкви:
«Отвлекитесь от мысли, что перед вами церковь, в которой верующие когда-то совершали богослужения. Вглядитесь в эти простые русские деревянные постройки, на каждую в отдельности и на весь комплекс в целом, и вы увидите, насколько интересны они, как лаконичны, пропорциональны и красивы линии, объемы этих миниатюрных сооружений» [Беломорская сказка, 1967].
Эту тенденцию можно подтвердить и на основании прочих документов рассматриваемого архива. Уже с конца 1980-х гг. обсуждения необходимости реставрации начали набирать обороты. Архив В.И. Коневой содержит около трех десятков газетных статей светских изданий за период 1989-1995 гг., темой которых является Никольская церковь. Лейтмотивом всех статей является озабоченность состоянием церкви и привлечение внимания к необходимости её скорейшей реставрации:
«Грустно от того, что видишь, как сиротливо стоит на сопке, обнесенный строительными лесами архитектурный памятник старины - Никольская церковь» [Ковда..., 1992].
Реставрация
Необходимо уточнить, что многочисленные попытки реставрации Никольской церкви в селе Ковда предпринимаются с начала 1990-х гг. И не все из них можно считать успешными. Так, о первой реставрации пишет реставратор Е.В. Вахрамеев: «Пренебрежение историческими слагаемыми облика памятника, выраженными в деталях звонницы и шатра, привело к его
186
искажению, созданию малозначительного, безликого образа» [Вахрамеев, 1998: 263]. Очень содержательными представляются публикации биолога Е.И. Кудрявцевой, посвященные ковдской церкви [Кудрявцева, 1995, 2007]. В частности, в статье «Как “реставрировали” ковдскую церковь» она подробно описывает последствия деятельности первых реставраторов. Печальные результаты работы реставраторов представлены в письме протоиерея Георгия Козака и верующих села Ковда к Патриарху Алексию II от 15 августа 1991 г., копия которого имеется в архиве В.И. Коневой:
«Планируется разобрать имеющееся строение до основания и восстановить его в облике XVIII века. Желанию отреставрировать храм можно было бы только радоваться, если бы мы не видели, что действия реставраторов приводят к его разрушению. Снята и уничтожена обшивка прошлого века, уничтожено крыльцо, пущен на строительство сарая и тем погублен прекрасно сохранившийся пол 1825 года, при строительстве лесов безжалостно разрублены доски пола колокольни. Привезенные для реставрации бревна поражены грибом и годятся только на дрова» [Архив Кандалакшского горисполкома. Ф. 24].
История села Ковда в воспоминаниях жителей
Помимо копий документов, архивных справок, выписок, газетных и журнальных публикаций архив В.И. Коневой содержит записанные ею самой интервью с нынешними или бывшими жителями Ковды. Из них мы можем почерпнуть новые, ранее никем не упомянутые сведения о Никольской церкви. К примеру, в публикациях не упоминалось, что до момента своего официального закрытия церковь не функционировала в течение определенного периода до 1960 г.:
«Церковь была закрыта в 1941 году и не работала до 1946 года» [Личный архив В.И. Коневой. Ф. 4. Д. 2. Воспоминания Е.Е. Раковой].
Воспоминания жителей освещают ряд прочих событий истории Никольской церкви, в том числе судьбу ее колоколов:
«По воспоминаниям стариков приезжала англичанка на пароходе... Хотела увезти самый большой колокол и знаменитый топор. Но Ковдяне не позволили увезти, сбросили топор и колокол в воду. Место это известно - колокольная корга называется. <...> Остальные колокола с церковной колокольни были сброшены в 1941 году, они использовались для литья пушек. Колокола увезли, а самый большой разбивали на куски языком колокола» [Личный архив В.И. Коневой. Ф. 2. Д. 3. Воспоминания Л.П. Деревнина].
Данный текст очень интересен тем, что основан на фольклорных мотивах исторических преданий Русского Севера о разорении монастырей внешними врагами и затонувших (затопленных) колоколах. Имея реальную историческую основу в событиях, связанных с нападениями англичан, сюжет, тем не менее, мог быть приурочен к разным местностям и сакральным объектам, в том числе Коккову монастырю в Кандалакше, Ильинскому монастырю в Олонецком районе Карелии. Варианты текстов приводятся, в частности, в сборнике Н.А. Криничной «Предания Русского Севера» (№№ 271-274 и комментарии [Криничная, 1991]). Новый вариант предания представляет своего
187
рода находку для исследователей фольклора. В нашем случае он обосновывает название одного из мест села. Это один из примеров того, что каждый документ рассматриваемого архива потенциально содержит информацию, ценную не только для историков.
Кроме того, в архиве содержатся данные о церковно- и священнослужителях Ковдского прихода в период с 1830 до 1930-х гг. Собиратель не обошла вниманием и прочие церкви Ковдского прихода: Березовско-Николаевскую и Чернорецкую. Таким образом, архив В.И. Коневой представляет собой чрезвычайно информативный комплекс всеохватывающих исторических и этнографических источников, дальнейшее углубленное изучение которых позволит закрыть белые пятна в истории одного из старейших памятников зодчества Русского Севера и духовной жизни Кольского Севера в целом.
*4
I
Рис.1. Никольская церковь, конец 1970-х гг. (из личного архива В.И. Коневой)
Рис.2. Никольская церковь, 2004 г. (из личного архива В.И. Коневой)
188
Личный архив В.И. Коневой
Архив Кандалакшского горисполкома. Ф. 24 (копии).
Беломорская сказка на реке Ковда // Комсомолец Заполярья. 1967. 17 июня (№ 7э) (копия).
Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. 19и (копии). Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 29 (копии). Ковда. Онемевший колокол села // Нива. 1992. 24 сентября (№ 110) (копия). Личный архив В.И. Коневой. Ф. 2, 4.
Мурманский областной краеведческий музей (МОКМ). Клировые ведомости Кандалакшского прихода за 1829 год (копии).
Список литературы
Вахрамеев Е.В. Концепция реставрации архитектурного комплекса в поморском селе Ковда. // Народное зодчество. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 1998. С. 263-264.
Давыдова А.С. Особенности северного храмостроения на примере Мурманской области // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2010. Вып. 2. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2010. С. 159-168.
Камкин А.В. Православная церковь на Севере России. Очерки истории до 1917 года. Вологда: Вологодский гос. пед. ин-т, 1992. 164 с.
Криничная Н.А. Предания Русского севера. СПб: Наука, 1991. 328 с. Кудрявцева Е.И. Как «реставрировали» ковдскую церковь // Культура и этика. 2007. URL: http://bioclass179.ru/book/kudryavceva3.pdf.
Кудрявцева Е.И. Плач по Ковде // Знание - сила. 1995. № 9. С. 124-134. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. Л.: Стройиздат, 1989. 368 с. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Л.: Стройиздат, 1972. 120 с. Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период // Региональные программы основных и дополнительных курсов по религиоведению. Мурманск: Мурм. кн. изд-во, 1995. С. 111-145.
Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л.: Стройиздат, 1982. 168 с.
Сведения об авторе
Обухов Яков Валерьевич,
аспирант Кольского научного центра РАН
Obuhow Yakov Valerievich,
post-graduate of the Kola Science Centre RAS
189