DOT: 10.24412/2071 -7830-2021 -243-41-16 ЧЕМРТДОВ M M
ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА КАЛМЫКИ И: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
БНУРК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста,
Россия, megae1ista(d,mai1. г и
Аннотация: Среди эколого-экономических проблем аграрного комплекса Калмыкии к числу наиболее актуальных относится определение допустимого поголовья скота на интенсивно используемых территориях. Эта проблема особенно характерна для припоселко-вых пастбищ, наиболее деградировавших в настоящее время в связи с резко возросшей ролью личных подсобных хозяйств в жизни сельского населения. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой развития личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые на сегодняшний день являются гарантией жизнеспособности сельских территорий.
Ключевые слова: Калмыкия, сельское хозяйство, пастбища, личные подсобные хозяйства, кормовые угодья.
Сельскохозяйственное производство исторически занимало ведущее место в экономике Калмыкии. Оно является главным поставщиком продовольственных ресурсов и сырья для ряда отраслей перерабатывающей промышленности. В сельском хозяйстве и отраслях перерабатывающей промышленности занято более трети трудовых ресурсов республики, на их развитие выделялась большая часть суммарных инвестиций. В сельском хозяйстве Республики Калмыкия доминирует животноводство, в основном овцеводство, являющееся отраслью производственной специализации хозяйственного комплекса республики.
Сельское хозяйство Калмыкии развивается на экстенсивной основе. Для него характерна многолетняя диспропорция между сырьевым потенциалом и перерабатывающей базой. Агропромышленный комплекс республики практически начал формироваться с 60-х годов. Недостаточные темпы развития агропромышленного комплекса порождают трудности в переработке сельскохозяйственной продукции, негативно сказываются на положении всего народного хозяйства республики. Так, на долю отраслей по переработке сельскохозяйственного сырья и доведения конечной продукции до потребителя в структуре валовой продукции АПК республики в 1990 г. приходилось лишь 19,5%. Поэтому был необходим поиск путей преодоления этого кризиса [ 1 ].
В сельскохозяйственном производстве Калмыкии внедряются новые организационные структуры, основанные на различных формах собственности и хозяйствования.
Если в 1996 году в республике наибольший удельный вес (61%) от общего количества сельскохозяйственных предприятий принадлежало такой организационной форме, как совхоз, товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) и комплексное сельскохозяйственное предприятие (КСП), то колхозы составляли 8%. В 1996 году функционировало всего 111 сельскохозяйственных предприятий.
По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года в сельском хозяйстве Калмыкии задействовано 82 предприятия, 3,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, свыше 22 тыс. личных подсобных хозяйств [3].
Термин «личное подсобное хозяйство» возник в 1935 году с принятием на втором Всероссийском съезде колхозников-ударников «Примерного устава сельскохозяйственной артели». Съезд признал необходимость ведения небольшого личного хозяйства для удовлетворения семейных нужд. Без хозяйства, расположенного при доме, деревенское население до сих пор жить не может из-за постоянной нехватки натуральных и денежных доходов от общественного производства.
Согласно Федеральному закону 114-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 11.05.2003 г., принятому Государственной Думой 21 июня 2003 г. (Статья 2), личное подсобное хозяйство - это «форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью» [4].
Личные подсобные хозяйства, наряду с другими формами хозяйствования, следует рассматривать как самостоятельное звено в системе многоукладной аграрной экономики, как составную часть АПК; каждый из хозяйствующих субъектов занял свою нишу, о чем свидетельствует наступившая в последние годы относительная стабилизация их удельного веса в производстве валовой продукции сельского хозяйства.
ЛПХ занимаются в России около 18 млн. семей, которым предоставлено 6,5 млн. га земель (в среднем по 0,42 га на семью) или 3,3% сельскохозяйственных угодий от их наличия в стране. На этой площади владельцы личных подсобных хозяйств производят 92% картофеля, 77% овощей, 59% мяса, 49% молока, 42% яиц от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции, производимой в России.
Современное состояние пастбищных экосистем изучается сотрудниками Института комплексных исследований аридных территорий на ключевых объектах в различных районах Республики Калмыкия. Основная методика исследований заключалась в проведении наблюдений и учетных геоботанических работ по календарному плану с начала активной вегетации растительности и до ее завершения. На каждом участке проводится комплекс исследований, включающий геоботанические описания участков, экологическое профилирование, фенологические наблюдения, взятие проб растительных образцов для определения урожайности вегетативной массы, определение запаса продуктивной влаги, описание почвенных разрезов и отбор проб почв для лабораторных исследований.
Исследования показали, что избыточные многолетние пастбищные нагрузки (важнейший из антропогенных факторов, влияющих на экологическое состояние пастбищных угодий) вызывают целый ряд последствий, ближайших и отдаленных.
Последствия перевыпаса скота условно делятся на физико-механические, химические и биологические. В частности, физико-механические последствия заключаются в уплотнении, иссушении и выбивании почв до минерального слоя, что в дальнейшем стимулирует активизацию водной и ветровой эрозии. К числу значимых последствий перевыпаса скота относятся потеря гумуса и вынос элементов питания растениями, появление космополитных видов, снижение продуктивности пастбищ и пр. Из основных видов домашних животных наименьшую деградацию пастбищ вызывают лошади, а наибольшую - мелкий рогатый скот.
Необходимо отметить, что интенсивность пастбищной дигрессии нарастает от наиболее удаленных от населенных пунктов пастбищ к более приближенным к селам и животноводческим стоянкам.
Сравнительный анализ количества ЛПХ за 2006, 2016 гг. по регионам ЮФО показал, что самые обеспеченные землей ЛПХ - на северо-востоке. В Калмыкии среднее подворье имеет 8 гектаров, тогда как в Ростовской области - 0,7 га, на Ставрополье - 0,3 га, а в Краснодарском крае - 0,2 га. По площади личных подворий Кубань стоит в одном ряду с густонаселённой Московской областью [2, 3].
По итогам Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006, 2016 годов личные подсобные хозяйства изменились в количестве за межпереписной период по Калмыкии и соседним регионам.
Таблица 1.
Число личных подсобных хозяйств и других индивидуальных хозяйств граждан
в 2006 и 2016 гг., тыс.
Регион 2006 2016 Увеличение / Сокращение
Республика Калмыкия 65,0 84,5 +19,5
Астраханская область 137,4 153,4 +16,0
Волгоградская область 443,8 416,0 -27,8
Ставропольский край 567,3 456,9 -110,4
Гсточник: ВСХП 2006, 201 6 гг. [2, 3].
Исходя из данных приведенных в Таблице 1, можно сделать вывод, что в регионах (Волгоградской области и Ставропольском крае) с благоприятными условиями для земледелия сокращается количество ЛПХ. Это связано с тем, что именно здесь развиваются крупные формы хозяйствования, которым легче освоить обширные территории для активного землепользования и сельскохозяйственного производства. В регионах с менее благоприятными условиями земледелия наоборот идет увеличение ЛПХ, где в этих хозяйствах в основном занимаются животноводством [5].
В России в 2021 году прошла первая сельскохозяйственная микроперепись. В «поля», для переписи личных подсобных хозяйств граждан вышли 273 переписчика Астраханской области, на территории Республики Калмыкия сбор сведений о хозяйствах граждан вели 109 переписчиков.
По итогам первой недели сельскохозяйственной микропереписи в Астраханской области переписчиками обследовано 43659 личных подсобных хозяйств населения (33,8 % от
общего числа хозяйств граждан, подлежащих наблюдению). В Республике Калмыкия получены сведения о 20383 личных подсобных хозяйствах населения (39,1% от общего числа хозяйств граждан). По предварительным итогам можно сделать вывод, что количество ЛПХ незначительно вырастет в Астраханской области и Республики Калмыкия. Но пока - низкие закупочные цены, тяжелый физический труд при низкой технической оснащенности, трудности с приобретением кормов и реализацией излишков продукции и многое другое, сдерживают дальнейший рост и развитие личных подсобных хозяйств населения.
В личных подсобных хозяйствах Калмыкии в период С 2001 по 2019 годы производство мяса крупного рогатого скота и птицы, молока и шерсти заметно сократилось, а овец осталось на прежнем уровне.
Снижение производства мяса, молока и шерсти связано с низкой продуктивностью животных, со слабой кормовой базой в личных подобных хозяйствах населения, что ведет к забою маловесного скота. На это влияет также отсутствие должной племенной работы в этих хозяйствах, и поэтому во многих из них снижаются породные качества скота.
Все более актуальной становится проблема трансформации ЛПХ в другие формы хозяйствования, в частности - в трудовые (производственные) формы или коммерческие. Более того, в ряде районов республики крестьянские (фермерские) хозяйства не оформляют свой статус, а некоторые, наоборот, перерегистрируются в ЛПХ, чтобы избежать налоговой нагрузки.
Особо остро стоит проблема припоселковой пастбищной дигрессии. В результате дисбаланса в использовании пастбищных угодий часть из них испытывает избыточные пастбищные нагрузки, а часть отдаленных пастбищ почти не используется.
Таким образом, на землях муниципальных образований зачастую отмечается активизация темпов ухудшения состояния пастбищ из-за высокой концентрации скота в личных подворьях.
На конец марта 2021 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах Калмыкии всех категорий по сравнению с аналогичной датой прошлого года уменьшилось на 18 процентов и составило 367,6 тысяч голов. В том числе коров - 261,2 тыс. голов (на 15,9 % меньше), овец и коз - 1889,3 тыс. голов (на 15,9 % меньше), свиней - 9,2 тыс. голов (на 6,0% меньше). Это было связано с неблагоприятными погодными условиями в 2019 - 2020 гг., засушливым летом и недостаточными запасами кормовой базы хозяйственников.
Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганиза-ции, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения) в январе-марте 2021 года в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 2757,9 млн рублей или 91,3 процента в сопоставимой оценке по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года [6].
Стратегической целью развития сельского хозяйства Республики Калмыкия является превращение Республики Калмыкии в высокотехнологичный экспортно-ориентированный сельскохозяйственный регион.
Организация сельскохозяйственного экспорта (исходя из перспектив развития проекта «Развитие мясного животноводства в Республике Калмыкия») потребует повышения конкурентоспособности продукции животноводства республики и проведения отлаженной торговой политики, а также создания соответствующих обеспечивающих инфраструктур.
Острой проблемой остается переход к международным стандартам качества на сельскохозяйственную продукцию, что приведёт к необходимости разработки соответствующих
нормативных документов и дополнительного лабораторного оснащения соответствующих учреждений. Для продукции переработки, прежде всего пищевой продукции, необходимо поэтапно установить новые стандарты качества, определяющие её экологическую безопасность.
В данном контексте важными направлениями являются повышение качества и снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции на основе модернизации оборудования и применения прогрессивных технологий, развития инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве. Вместе с тем реализация этих мероприятий требует значительных денежных средств, материально-технических ресурсов, укрупнения сельскохозяйственного производства в виде перехода от личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Практика показывает, что владельцам ЛПХ трудно пробиться на рынок со своей продукцией. Поэтому, чтобы уверенно выйти на рынок с качественной продукцией, необходима структура, которая может координировать работу личного подсобного хозяйства в условиях конкуренции. Таким органом могут быть муниципалитеты. Они могут объединить усилия ЛПХ и создать тем самым крепкую форму сотрудничества - кооперацию. Механизмы сотрудничества ЛПХ в системе кооперации должны строиться на взаимодействии владельцев ЛПХ с кооперативом, с одной стороны, и между администрацией муниципалитета с кооперативом - с другой. В сложившихся сегодня условиях мелкие сельскохозяйственные производители практически на всех стадиях ведения хозяйственной деятельности сталкиваются с монополистами (банки, лизинговые компании, поставщики электроэнергии и техники, перекупщики, торговые сети и др.). Работать рентабельно в такой ситуации возможно только при объединении усилий, расширении, укрупнении и др. Осуществить это позволяет кооперация: производственная и потребительская (снабженческая, сбытовая, кредитная, перерабатывающая и др.).
В то же время необходимо, чтобы аграрная политика Республики Калмыкия определялась высокой степенью ответственности общества по отношению к земле, а не только возможностью ее эксплуатации: следует в ближайшей перспективе обеспечить выполнение землевладельцами и землепользователями комплекса мер по экологизации землепользования, направленных на проведение фитомелиоративных работ на естественных кормовых угодьях Калмыкии.
1. Агропромышленный комплекс Республики Калмыкия: состояние и перспективы // Международный электронный научный журнал «Евразийский союз ученых». Экономические науки [электронный ресурс] // URL: https: // euroasia-science.ru / ekonomicheskie-nauki / (дата обращения 12.10.2021)
2. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года: в 2 т. / Федеральная служба гос. статистики. М: ИИЦ «Статистика России», 2006,
3. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года: в 2 т. / Федеральная служба гос. статистики. М: ИИЦ «Статистика России», 2017. 1110 с.
4. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] // URL: http://base.garant. ru/12131702/ (дата обращения: 22.09.2021)
5. Намруева JI. В. Занятость в личных подсобных хозяйствах южнороссийских регионов: итоги исследования // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 3. С. 77-97.
6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыки [Электронный ресурс] // URL: https://astrastat.gks.ru/folder/51087 (дата обращения 12.10.2021)