Научная статья на тему 'Личные имена существительные в рассказах русских писателей XIX века: значение, употребление'

Личные имена существительные в рассказах русских писателей XIX века: значение, употребление Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
366
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ / ЗОНЫ НОМИНАЦИИ / ЗНАЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО / ОЦЕНОЧНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕРСОНАЖА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА / PERSONAL NOUNS / NOMINATION ZONES / THE MEANING OF THE NOUN / EVALUATIVE NOUNS / A SOCIAL PORTRAIT OF THE CHARACTER / LANGUAGE PICTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Заиченкова М. С.

Предметом рассмотрения в статье являются лексические средства объективации категории лица в русском языке XIX века, выявленные в рассказах Одоевского, Станюковича, Мамина-Сибиряка, Чехова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL NOUNS IN THE STORIES OF RUSSIAN WRITERS OF THE XIX CENTURY: MEANING, USE

The subject of the article are lexical means of objectification of the category ofperson in the Russian language of the XIX century revealed in stories by Odoyevskii, Stanyukovich, Mamin-Sibiryak, Chekhov.

Текст научной работы на тему «Личные имена существительные в рассказах русских писателей XIX века: значение, употребление»

УДК 811.161.1*373 ЗАЙЧЕНКОВА М.С.

доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка как иностранного и межкулыпурной коммуникации, Орловский государственный университет имени И, С. Тургенева

UDC 811.161.1'373

ZA YCHENKO VA M.S.

Doctor of Philology, Professor, Department of Russian as a foreign language and intercultural communication, Orel State University named after I,S, Turgenev

ЛИЧНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В РАССКАЗАХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА:

ЗНАЧЕНИЕ, УПОТРЕБЛЕНИЕ

PERSONAL NOUNS IN THE STORIES OF RUSSIAN WRITERS OF THE XIX CENTURY: MEANING, USE

Предметом рассмотрения в статье являются лексические средства объективации категории лица в русском языке XIX века, выявленные в рассказах Одоевского, Станюковича, Мамина-Сибиряка, Чехова.

Ключевые слова: личные имена существительные, зоны номинации, значение существительного, оценочные существительные, социальный портрет персонажа, языковая картина.

The subject of the article are lexical means of objectification of the category ofperson in the Russian language of the XIX century revealed in stories by Odoyevskii, Stanyukovich, Mamin-Sibiryak, Chekhov.

Keywords: personal nouns, nomination zones, the meaning of the noun, evaluative nouns, a social portrait of the character, language picture.

Личные имена привлекали и привлекают внимание исследователей по ряд}' причин:

- как словесное обозначение категории лица, которая является общеязыковой категорией, тесно связанной с категориями одушевленности и рода;

- как представительная часть конкретных имен существительных, которые составляют ядерную часть лексики русского языка

- как субъектно-ролевое обозначение, обозначение-название, человека, наделенного социально значимыми, этнокультурными, межличностными и индивидуальными характеристиками, определяющими место индивида в социуме конкретного хронологического периода и территориального обитания.

Человек как действующий, мыслящий и чувствующий субъект является главной составляющей реальной картины мира, получающего отражение в языковых картинах, уникальных для каждого народа. В силу этого обстоятельства личные имена существительные, являющиеся номинантами человека как субъекта Мироздания, позволяют понять особенности мировосприятия носителей конкретного языка. Этих носителей презентируют писатели как мастера слова, владеющие алхимией слова и способностью постигать мир во всех его проявлениях.

В данной статье ставится цель: проанализировать личные имена существительные в рассказах русских писателей XIX века и на основе их социолингвистической интерпретации выявить ведущие тенденции объективации категории лица в русском языке XIX века.

Личные имена существительные были извлечены методом сплошной выборки из рассказов «Живописец»

В.Ф. Одоевского, «Два моряка» K.M. Станюковича, «Клевета» А.П. Чехова, «Кормилец» Д.Н. Мамина-Сибиряка - всего 168 личных имен существительных, более 200 употреблений преимущественно в форме ед.ч. им. падежа.

При тематическом разнообразии и специфике развития сюжета выбранные из рассказов личные имена существительные позволили выявить наиболее активные зоны номинации лица, общие для всех четырех рассказов. Это, прежде всего, семейное положение персонажа как одного из супругов или родителей: он - муж, отец (батюшка, папа), она - жена, адмиральша, вдова (матушка, мамка, мамынька) ли представителя линии детей: он - сын (сынок), брат (братишка), она - дочь, сестра. Она может быть также бабушкой или прабабушкой. Он и она не взрослые - дети (ребята, ребятишки), все родственники - родные, оставшиеся без родителей - сироты.

Писатели XIX века обращают внимание читателей на возраст персонажа, который может быть:

- стариком, молодым человеком, молодым вестовым, молодым матросом, мальчиком, юнцом (взрослый сын в восприятии отца) [4]

- молодым супругом - молодые [5]

- старухой, мальчиком, мальчонкой, ребенком (дети, ребятишки, ребята), девочкой [2]

Обозначение лица по полу четко прослеживается в антонимических парах .мужик-баба,[2] парень-девка [3].

Некоторые личные существительные характеризуют персонажа с разных сторон: тетеньки в рассказе «Два моряка» - это не просто родственницы, а богатые

© Зайченкова М.С. © Zaychenkova M.S.

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES

родственницы, с положением, у которых молодые люди толкутся в надежде получить протекцию для успешного продвижения по карьерной лестнице. В условиях контекста словоформа тетеньки обретает многозначность, совмещая два значения - родственницы и покровительницы, при этом второе, переносное значение выступает на первый план, а первое, прямое мыслится, но не актуализируется при восприятии контекста: «Прежде мы были хоть и замухрышками, но зато, знаешь ли, на сделки разные с совестью не пускались, по передним у начальства не топтались и к тетенькам за протекцией не ездили, а тянули себе лямку по совести... А теперь... ну, да что говорить...»[4]

Социальная дифференциация русского общества XIX века в проанализированных рассказах обозначается личными именами существительными, которые свидетельствуют о принадлежности персонажа к определенному имущественному и правовому слою:

- мастеровой, работник, хозяин, мещанка [3]

- сановник, князь, дамы, барыня [4]

- хозяин, лакеи [5]

- рабочие [2]

Чаще всего писатели XIX века используют личные имена существительные, которыми обозначаются трудовая деятельность, занятость на военной или статской службе, занимаемая должность или род занятий:

- живописец, художник, сиделец, купец, актерка, хлебник, мясник, лекарь, маляр [3]

- моряк, начальник эскадры, яличник, мичман, капитан, ревизор, вестовой, командир броненосца, штурманские офицеры [4]

- учитель чистописания, учитель истории и географии, учитель математики, младший ревизор контрольной палаты, учитель словесности, помощник классных наставников, отец-законоучитель, директор, кухарка [5]

- поденщицы, дровосушки, сторож, подетцицы-дровосушки, дозорный, рудобойцы, доменный мастер, плотинный, машинист, фельдшер[2]

Любопытно значение существительного живописец в одноименном рассказе Одоевского. Оно шире и многограннее словарного толкования «художник, занимающийся живописью» [1], т.к. этим существительным автор называет не просто художника, а талантливого художника, тонко чувствующего натуру и умеющего увидеть, открыть в натуре то, что не видят другие, и запечатлеть это на полотне.

Личные существительные, обозначающие различные виды деятельности и рода занятий, составляют наиболее представительную часть обследованной лексики. Они рисуют ужасающую картину труда рабочих, включай детей, в том числе девушек и девочек, на металлургическом производстве, непосильного, многочасового, изнурительного труда, позволяющего заработать только на хлеб и волл и сокращающего человеческую жизнь. [2]

В рассказе «Живописец» многократное употребление существительных живописец (оно же и название

рассказа) и художник, фоном для которых являются Существительные из области искусства и мифологии (фавн, Мадонна, русалка, проводник к бессмертию) позволяют нарисовать картину гибели таланта, обладателю которого не на что было купить холст, кисти и краски, и потому он замазывал нарисованное на холсте, чтобы воплотить вновь увиденное, открытое, вошедшее в его сознание и чувства.

В рассказе Станюковича «Два моряка» есть личные Существительные, называющие воинские звания: адмирал, вице-адмирал, офицеры, лейтенант, капитан, старшие офицеры.

В проанализированных рассказах фигурируют также оценочные существительные, выражающие одобрение, похвалу, восхищение одними поступками и осуждение, негодование по поводу действий, высказываний тех, кто заслуживает критического отношения. Это номинации:

- сиделец-выскочка, смазливая девочка, бесстыдник, бедная баба, красавица (Одоевский),

- молодчага, голубчик, тетеньки, князек, славный, честный мальчик (Станюкович),

- дурак, баба, чудак, махамет, подлец, разбойник (Чехов),

- мамътъка, мальчонке, счастливцы, подлецы, голубчик (Мамин-Сибиряк).

При этом оценка женского персонажа содержит сочувствие или позитивное отношение, а в оценке персонажей-мужчин фиксируются отнюдь не положительные качества личности: бесстыдник, выскочка, дурак, подлец, разбойник.

Позитивная оценка лица мужского пола содержится только в семантика существительных голубчик, молодчага и в словосочетании славный, честный мальчик - все три номинации использованы в рассказе «Два моряка». Голубчик и славный, честный мальчик - сын адмирала, а молодчага - автор корреспонденции, которая понравилась адмиралу.

Существительное голубчик использовал также Мамин-Сибиряк в рассказе «Кормилец» как обращение матери к умирающему сыну, кормильцу Прошке.

Ласково-снисходительное отношение просматривается в номинациях малъчонко, парнишка, ребятишки, которыми называются персонажи-дети.

Личные имена существительные называют-определяют характер взаимоотношений, которые возникают в различных сферах быта или служебной деятельности: собеседница, товарищ, знакомые, соседи (Одоевский), родные, знакомые (Станюкович), гости, знакомые (Чехов), подружки, соседи, родные (Мамин-Сибиряк).

Некоторые личные имена существительные называют физическое состояние лица: больной (Мамин-Сибиряк), покойник (Одоевский).

Итак, проанализированные личные имена существительные выявляют следующие активные зоны номинации русского человека как лица, как действующего субъекта XIX века. Таких зон выявлено пять:

- различные виды деятельности и род занятий или сфера профессиональных интересов.

- родственные отношения,

- взаимоотношения за рамками семьи,

- социальный статус,

- возраст.

Таким образом, личные имена существительные, извлеченные из рассказов ведущих писателей XIX века, позволяют составить социальные портреты русского мужчины и русской женщины как типичных представителей российского общества описываемого периода.

Языковая картина, представленная в личных именах существительных из рассказов русских писателей XIX века, позволяет понять, что было важно для русского человека этой поры в восприятии и оценке мужчины и женщины как членов российского социума.

Мужчина, он, предстает как субъект, принадлежащий к определенном социальному слою, как муж и отец, обеспечивающий свой социальный статус и благосостояние семьи различными способами: честной и неподкупной службой на благо отечества, протекцией у богатых родственников, использованием казенных денег в личных целях, что вызывает одобрение сослуживцев и осуждение только старого отца и сестры; непосильным физическим трудом, который рано сводит

человека в могилу и оставляет семью без кормильца.

Он является носителем индивидуально-личностных качеств и критериев поведения, которые по-разному оцениваются окружающими по шкале молодец, прекрасный молодой человек, выскочка, бесстыдник, дурак, разбойник, Подлец, мерзавец.

Женщина, она, обязательно описывается как жена, мать детей, обеспеченная мужем, или вдова, оставшаяся без кормильца и потому бьющаяся как рыб об лед, чтобы сохранить семью. Она описывается также как девочка-подросток, вынужденная стать поденщицей, чтобы как-то прокормиться и помочь семье, которая после смерти отца осталась без кормильца. Социальный статус женщины определяется положением мужа: между адмиральшей, женой отставного вице-адмирала, и Макаровной, матерью Федорки и 12-детного Прошки -дистанция огромного размера.

Она, как женский персонаж, также обладает индивидуальными качествами, которые воплощены в номинациях красавица, смазливая девочка, девки, замухрышки, бедная баба.

Таким образом, в личных именах существительных четко проступает главенствующая роль социально-семейного фактора в восприятии мужчины и женщины как субъектов российского общества XIX века.

Библиографический список

1. Большой толковый словарь русского языка. Спб.: «Норинт», 2000, 1536 с.

2. Мамин-Сибиряк Д.Н. Кормилец//Золото Повести и рассказы. М.: «Художественная литература», 1985. С.192-507

3. Одоевский В.Ф. Живописец//Повести и рассказы. М»:: «Художественная литература», 1988. С.354-363.

4. СтанюковичК.М. Два моряка//Собрание сочинений в 10 томах, т.7 М.: изд. Правда, 1977. С. 137-157.

5. ЧеховА.П. Клевета//Собрание сочиненийв 12 томах, т.1 М.: изд. Правда, 1985. С.106-110.

References

1. Big explanatory dictionary of the Russian language. SPb.: "Norint", 2000, 1536p.

2. Mamin-Siberian D.N. Supporter//Gold stories. M.: "Kliudozhestvennaya literature", 1985. Pp. 192-507.

3. Odoevsldy V.F. Painter ofNovels and short stories. M.: "Kliudozhestvennaya literature", 1988. Pp. 354-363.

4. Stanyukovich KM. Two sailors//collected works in 10 volumes, vol. 7, Moscow: Pravda, 1977. Pp. 137-157.

5. Chekhov A.P. Slander// Collected works in 12 volumes, vol. 1, Moscow: Pravda, 1985. Pp. 106-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.