УДК 159.9.072
М.С. Мышкина*
ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ ИНТЕНЦИИ КОНСТИТУЦИИ В ОБЫДЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ**
Статья посвящена анализу личностных смыслов интенции Конституции в обыденном политическом сознании студентов в условиях вариативности современного российского высшего образования. Анализируются характер совпадений официального значения и личностных смыслов, их содержатель -ные особенности у студентов систем «бакалавриат» и «специ-алитет». Показано, что личностные смыслы интенции конституции студентов специалитета отличаются от аналогичных у студентов-бакалавров количественным преобладанием, семантической точностью и содержательным разнообразием. Это косвенно характеризует их как значительно более активных участников конкретных содержательных отношений с государственной властью, свидетельствует об их достаточно адекватных представлениях и оценках политических реалий, более широкой, чем у студентов системы «бакалавриат», гражданской позиции, о большем потенциале политического поведения, осознания возможностей и ответственности за их принятие или отвержение, за личностный выбор.
Ключевые слова: мотивационно-смысловая интенция личности, личностный смысл, значение, обыденное политическое сознание.
Современная ситуация развития системы российского высшего образования характеризуется процессами его модернизации и оптимизации. При этом система высшего образования была и остается важнейшим институтом социализации, процесс которой происходит на протяжении всего жизненного пути. Поэтому в настоящее время говорится о принципиальной непрерывности процесса социализации. В процессе обучения в вузе происходит усвоение студентами норм и ценностей, и это позволяет говорить о таком важнейшем аспекте социализации, как информационная социализация. Вместе с тем ее содержательное наполнение зависит от программы высшего образования. Это приобретает особую значимость в современных условиях перехода от системы «специалитет» к системе «бакалавриат/магистратура».
В условиях динамично развивающегося российского общества от высшего образования требуется подготовка профессионалов, способных не только к устойчивому личностному и профессиональному развитию, но и к гражданской активности. Современный, изменяющийся мир демонстрирует постоянные трансформации ценностей, норм, эталонов. При этом одним из важнейших вызовов современности является актуализация гражданской позиции личности как проявление ее политического со-
* © Мышкина М.С., 2014
Мышкина Марина Сергеевна ([email protected]), кафедра социальной психологии, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
** Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект 14-16-63003 а (р).
знания. Политическое сознание определяет политическое поведение, являясь рациональной основой его субъективных механизмов. Исследователи содержания политического сознания как многоуровневого феномена, обобщенно свидетельствующего о степени знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения, выявляют такие его признаки, как многомерность, неоднородность, внутреннюю противоречивость; при этом политическое сознание современной российской молодежи является предметом исследования в аспекте его формирования (Ю .А. Зубок, В.Е. Семенов, И.М. Ильинский), ценностных ориентаций молодежи и студентов (О. В. Сорокина, Т.В. Костяк, А.В. Капцов), факторов формирования политических образов (Н.В. Козловская), исследования образа современника в представлениях студентов (Н.С.Чернышева), образа современного общества у молодежи (Е.М. Дубовская, М.А. Красная) и др. При этом многие исследователи отмечают невысокий уровень доверия современных студентов к реальным институтам власти, политическим партиям, а также к большинству молодежных лидеров (М.В. Ильин, 1997). Между тем одним из важнейших вызовов современности является актуализация гражданской позиции личности как проявление ее политического сознания. Политическое сознание у большей части современной молодежи ограничивается его обыденным, эмпирическим уровнем, формирование которого происходит стихийно, что обусловливает легкость его изменения в связи с происходящими в мире, стране, регионе событиями (М.М. Мунтян, 2006). При этом содержание обыденного политического сознания современных студентов пока не изучено. Это затрудняет понимание специфики как индивидуальных возможностей личностного развития, так и социально-психологических особенностей группового сознания, ведет к недооценке прогноза влияния внешних социальных факторов как на механизм становления, так и на динамику развития политического сознания и гражданской активности. Исследование содержания обыденного сознания на материале анализа личностных смыслов интенции Конституции как современного базового политического конструкта позволяет выявить его субъективную значимость и в целом — особенности имплицитной картины мира современного студенчества в части содержания политического устройства, личной причастности к происходящему, степени готовности к проявлению гражданской активности.
Личностный смысл как компонент сознания в наибольшей степени связан с пристрастностью сознания, его субъективным характером, в нем максимально выражены реальные потребности человека. Личностный смысл может быть в разной степени близким общественному значению, но никогда не сливается с ним полностью [3]. «Индивид не имеет собственного языка, вырабатываемых им самим значений; осознание им явлений действительности может происходить только посредством усваиваемых им извне «готовых» значений — знаний, понятий, взглядов, которые он получает в общении, в тех или иных формах индивидуальной или массовой коммуникации» [2, с. 184]. А. Н. Леонтьев обращает внимание на возникающие противоречия между значением и личностным смыслом, которые создают внутриличностное напряжение: «Не исчезает, да и не может исчезнуть постоянно воспроизводящее себя несовпадение личностных смыслов, несущих в себе интенциональность, пристрастность сознания и «равнодушных» к нему значений, посредством которых они только и могут себя выразить» [2, с. 185]. При резком расхождении смыслов с общественными значениями возникает противоречие между реальным содержанием внутреннего мира и комплексом внешне осознаваемых знаний субъекта. Это отражается в структуре и содержательной характеристике мотивационно-смысловой интенции как базового личностного компонента, детерминирующего активность личности, регулирующего и контролирующего ее сознательные целенаправленные мотивы [1; 4—6]. Дефицит исследо-
ваний интенциональности приобретает особую значимость и актуальность в современном периоде реформирования и реорганизации системы образования. Это позволило сформулировать цель исследования: выявить содержательные особенности личностных смыслов интенции конституции в обыденном политическом сознании современных студентов. Гипотеза исследования: 1) у современных студентов личностные смыслы интенции конституции частично отражают ее общественное значение и характеризуются эклектичностью, противоречивостью, локальностью; 2) содержание личностных смыслов интенции конституции различно у студентов разных видов обучения (бакалавриат/специалитет).
Характеристики выборки. Исследование проводилось с сентября 2013 по апрель 2014 гг. в г. Самаре, в нем приняли участие 228 человек, студенты дневной и заочной форм обучения психологического и экономического факультетов СамГУ, разделенные на 2 группы: обучающиеся по системе «бакалавриат» (студенты 3—4 курсов обучения, всего 151 человек) и «специалитет» (студенты 5 курса, всего 77 человек).
Инструментарий и процедура исследования. Для проверки гипотез использовались проективный метод (метод незаконченных предложений), метод тематического кодирования текстов, контент-анализ, метод математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента для парного сравнения независимых выборок со стандартным нормальным распределением (Stat Soft STATISTICA v.6.0). Испытуемые в свободной форме продолжали высказывание «Конституция для меня — это...». Для анализа полученной информации были выделены тематические категории содержания общественного значения понятия конституция [ Словарь политической терминологии, 1990]: основной закон государства (1); совокупность правовых норм по отношению к высшим органам государства (2); совокупность правовых норм: правовой статус личности (3); права и свободы человека и гражданина (4); гражданские свободы (гражданские права и обязанности) (5); функции Конституции (6); фиксация реально существующих отношений. Свод норм (7); особый порядок принятия и изменения Конституции (8); неполитическая категория (9). Внутри каждой тематической категории были выделены семантические единицы, содержащие оригинальные смыслы исследуемых текстов и позволяющие найти личностные, имплицитные значения содержания текста. В основе выделения семантических единиц были взяты основные содержательные блоки общественного значения Конституции Российской Федерации. На основе кодификации осуществлялся подсчет общих, процентных и средних значений упоминаний по каждой семантической единице и тематической категории с последующим попарным сравнением этих показателей в каждой группе. Это позволило осуществить количественно-качественный анализ семантических совпадений личностных смыслов интенции конституции у респондентов с ее официальными общественными значениями.
Анализ и интерпретация результатов. В обеих группах выявлено заполнение всех тематических категорий, что представлено в табл. 1
Это в целом характеризует общую осведомленность и содержательную широту личностных смыслов интенции конституции у студентов систем «бакалавриат» и «специалитет». При этом выявлены статистически достоверные различия в сторону увеличения средних значений у студентов специалитета (таких тематических категорий, как «права и свободы человека и гражданина», «функции Конституции», «особый порядок принятия и изменения Конституции»).
Выявлены совпадения высказываний с официальным значением в шести из восьми тематических категориях (табл. 2).
Это свидетельствуют о большей общей осведомленности студентов специалитета в предлагаемой области и субъективной значимости ее конкретных аспектов.
Таблица 1
Заполненность тематических категорий (средние значения)
Категория Бак Спец ^критерий р-уровень (р<0?05) Знач.
1 1,17 1,45 6,389 0,871 0,810
2 0,24 0,47 2,867 0,465 0,131
3 0,36 0,71 5,232 0,329 0,287
4 0,59 1,79 5,958 0,178 0
5 0,016 0,07 5,432 0,575 0,112
6 0,20 0,61 2,190 0,871 0
7 0,013 0,24 2,857 0, 228 0
8 0,04 0,12 6,976 0,339 0
9 0,053 0,06 7,345 0,624 0,102
Таблица 2
Совпадения семантических единиц с официальным значением) (% от общего количества ответов).
Респонденты ^^^^^^^^ ^----Категории 1 2 3 4 5 6 7 8
Бакалавры 16 5,3 5,6 10,7 1,3 0,3 -
Специалитет 19,8 10,5 12,5 18,6 1,2 11,7 -
По каждой тематической категории выявлены значимые межгрупповые различия средних значений. В категории «основной закон государства» у студентов обеих групп выявлено редуцирование представления о Конституции как основном законе государства-места проживания. Выявлены средние значения в сторону их существенного увеличения у студентов специалитета таких смысловых единиц, как «основной закон государства» (б-8,5; с-22,1), «основной закон РФ» (2,8 и 18,9 соответственно), «свод законов и указов» (б-13,6; с-63,6), «свод законов РФ» (б-0,б7; с-7,8). У студентов-бакалавров сформировано представление о Конституции в аспекте достаточно большого объема абстрактного, формального содержания («основной документ РФ» (б-10,63; с-3,9). В обеих группах выявлены показатели утраченной субъективной значимости Конституции («давно утратила свое влияние» (б-5,0; с-1,3), «набор стереотипов, предрассудков» (с-2,6). При этом у студентов-специалистов сформировано представление о Конституции в аспекте положительно окрашенного эмоционально насыщенного образа («моя Родина» (1,3), «идеал, эталон РФ» (1,3), «святое, предмет гордости» (6,5), полностью отсутствующее в группе бакалавров.
В целом личностные смыслы интенции Конституции в контексте ее ключевой роли в системе государства у студентов-специалистов характеризуются качественным содержательным разнообразием.
Категория «Совокупность правовых норм по отношению к высшим органам государства». Выявлены значимые различия в сторону увеличения показателей средних значений у студентов специалитета таких смысловых единиц, как «совокупность правовых норм» (б-2,84; с-11,9), «костяк общественной и политической жизни» (б-1,42;
с-6,5), упоминание понятий «государство, страна» (б-5,б7; с-11,7) и «общество» (б-1,42; с-9,09). Данные высказывания в обеих группах включают смыслы представлений о Конституции как определяющей основы общественного и государственного строя и являющейся «средством и целью достижения благополучия в обществе» (б-1,4; с-2,2). При этом содержание представлений у студентов-специалистов отличается конкретностью и семантической точностью.
Категория «Совокупность правовых норм: правовой статус личности». Представления о социальной роли «гражданин» и «человек» выявлены у крайне незначительной части студентов обеих групп: подавляющее большинство опрошенных не наделяют себя ролью граждан с позиции правового статуса личности и дистанцируются от представления о себе как о человеке в макросистеме общества, участнике политической реальности, участнике конкретных содержательных отношений с государством и властью. Конституция рассматривается как атрибут власти («содержит санкции за несоблюдение» (б-0,71; с-1,3), которой респонденты себя противопоставляют. Об этом же говорят высказывания об осознании несуществования Конституции в личной картине мира («не является для меня чем-то значимым ибо я даже не имею представления, что это такое», «существует независимо от меня» (б-12,1; с-26,0). При этом представления о социальной роли «гражданин» (б-2,84; с-20,8) и «человек» (б-8,51; с-16,9) более присутствуют у студентов системы «специалитет», что косвенно свидетельствует о большем потенциале проявления гражданской позиции.
В обеих группах выявлены ответы, свидетельствующие о полном незнании предмета (б-5,0; с-7,8), а также высказывания с негативно эмоционально окрашенным отношением, личным неприятием («не верю в нее» (б-0,71; с-1,3), «не является опорой человека» (б-1,42; с-5,2), «ложь», «темный лес»). Вместе с тем, у студентов-специалистов выявлено положительно окрашенное эмоциональное отношение к Конституции («надежда» (1,3), «помощь людям» (1,3), «защищает от чрезмерной силы власти» (1,3), «опора человека» (2,6), «что-то светлое» (2,6), «ощущение хорошего» (2,6), полностью отсутствующее у студентов-бакалавров.
Категория «Права и свободы человека и гражданина». Выявлено, что в обеих группах смысловые единицы этой тематической категории в конкретном содержании прав и свобод представлены незначительно. Анализ совпадений высказываний с официальными понятиями выявил представления о Конституции как о своде прав (б-5,6; с-20,8), обязанностей (б-2,84; с-19,5), едином для всех (б-6,38; с-58,4). Сравнение неформализованных понятий показывает, что представление о правах и свободах связано с представлениями об их обязательном личном соблюдении (б-5,0; с-13,0), а также о своде неких правил (б-9,22; с-53,3). В обеих группах существуют представления о неэффективности Конституции в контексте прав личности («не всегда и не везде используется»), причем формулировка во всех случаях связана с пассивной личностной позицией, экстернальным локусом контроля, делегированием ответственности за реализацию прав личности внешнему объекту («ее нормы в России повсеместно не соблюдаются и нарушаются», «исполняется нестрого»). Количественный анализ формализованных и неформализованных понятий показывает, что у студентов специалитета они представлены в значительно большем объеме. Это свидетельствует о том, что у них сформировано представление о Конституции в контексте зафиксированных в ней правовых возможностей личности, как в целом, так и в пространстве РФ, соотнесение прав, которые рассматриваются также как свободы, что определенным образом меняет содержательное наполнение, и обязанностей как взаимообязыва-ющей системы, представление о равенстве каждого перед законом. Таким образом, личностные смыслы данных двух категорий у студентов специалитета отличаются количественным перевесом и качественным разнообразием.
Категория «Гражданские свободы (гражданские права и обязанности)». Данная категория минимально количественно представлена в обеих группах, что свидетельствует о ее выраженной субъективной незначимости как необходимой характеристики активной личности в системе отношений с государством для студентов обеих групп. У студентов-бакалавров выявлены только две смысловые единицы: «гражданские права» (б-0,71; с-1,3) и «право выбора» (0,71), отсутствующая у студентов-специалистов. При этом у последних выявлены права конкретного содержания, в большинстве субъективного: на работу, на выходные дни, на отпуск, на учебу, на нормированный рабочий день (все по 0,13).
Категория «Функции конституции». Анализ совпадений высказываний с официальными понятиями невозможно осуществить, т. к. сами функции в точной их формулировке не названы ни в одной группе. Характерно, что ни в одной группе не сделано ни одного высказывания в отношении идеологической функции Конституции, что может быть объяснено общественно-политическими реалиями последних десятилетий, зафиксированными таким образом в общественном сознании. У крайне незначительной части всех опрошенных выявлено представление о Конституции как «гаранте прав» (б-2,13; с-3,9), которая «помогает человеку реализоваться» (б-0,71; с-3,9). В обеих группах выявлено приписывание Конституции функций структурирования («структурирует жизнь людей», «регулирует взаимодействие между людьми», «правила и нормы поведения», «гарантия жизни и поведения») и контроля поведения человека («гарантирует, структурирует, контролирует поведение человека»). Это свидетельствует о приписывании Конституции роли Контролирующего Родителя («руководство к действию»), а себе — роли Ребенка по отношению к государству («есть плюсы и минусы»).
Категория «Фиксация реально существующих отношений. Свод норм» Анализ совпадений высказываний с официальными понятиями показал, что представлением о Конституции как о своде норм, фиксирующих реально существующие отношения, обладают только 0,3 % студентов-бакалавров и 11,7% студентов-специалистов. У первых зафиксированы только две смысловые единицы: «отражает жизнь в стране» (б-1,42; с-2,6) («сборник прав и свобод, которые характерны для страны, в которой я проживаю», «лицо страны») и «содержит нравственные нормы» (б-0,71; с-5,2), в то время как у студентов-специалистов к этому добавляются также единицы «свод норм» (13,0), «содержит моральные нормы» (5,2), «причина амнистии» (1,3), явно фиксирующие реально существующие отношения
Категория «Особый порядок принятия и изменения Конституции». Анализ совпадений высказываний с официальными понятиями невозможно осуществить, т.к. ни в одной группе не представлено ни одного высказывания, точно соответствующего официальному содержанию алгоритма принятия и изменения Конституции. Отнесенные к этой категории смысловые единицы в обеих группах представлены на уровне житейского понимания и характеризуются содержательной неоднозначностью и противоречивостью («неоспоримое» (б-0,71; с-6,5), «с многочисленными поправками» (б-2,13; с-3,9), «установлена правительством, властью» (с-1,3); при этом в группе бакалавров выявлена смысловая единица негативного эмоционального отношения — «создана политическими ворами» (0, 71).
Категория «Неполитическая». В данную категорию вошли все упоминания, относящиеся к материальным предметам, а также к конституции как представлению о форме тела. Соотношение всех полученных данных носит статистически незначимый характер. Содержание семантической единицы «книга» свидетельствует о том, что бакалавры представляют Конституцию как «небольшую книжечку», «небольшой сборник», «брошюру», в то время, как студенты-специалисты описывают ее как «книгу»
или « большую книгу». Это, безусловно, в силу незначительности данных, не может быть интерпретировано на уровне общих закономерностей, но представляет интерес с точки зрения качественного анализа оценочного отношения.
Таким образом, выявлено, что интенция конституции является составной частью жизненного опыта. Содержательная картина сходства и различий смысловых единиц тематических категорий конституции, выявленная у студентов двух групп, свидетельствует о ее эклектичности, противоречивости и мозаичности. Подавляющее большинство студентов не определяют на уровне обыденного политического сознания собственной позиции, минимизируя свое участие в политической жизни, или проявляют стратегию «ухода». При этом у студентов специалитета выявлено более богатое содержание представлений — благодаря как большему количеству семантических единиц по большинству выявленных категорий, так и их качественному содержательному разнообразию. Полученные данные характеризуют обыденное политическое сознание студентов системы «специалитет» как более широкое, с большей степенью осознанности политических реалий, более выраженной степенью интенции активности, большей представленностью личных мотивов в системе политической жизни. Это косвенно характеризует их как значительно более активных участников конкретных содержательных отношений с государственной властью, свидетельствует об их достаточно адекватных представлениях и оценках политических реалий, более широкой, чем у студентов системы «бакалавриат», гражданской позиции, о большем потенциале политического поведения, осознания возможностей и ответственности за их принятие или отвержение, за личностный выбор.
Библиографический список
1. Гудзовская А.А. Интеллектуальное развитие и мотивационно-смысловая интенция II Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества I отв. ред. М.В. Наянова. Самара: ООО «Офорт», 2014. С. 146-158.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.
3. Леонтьев Д. А. Проблемы смысла в психологии II Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции I под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 36-49.
4. Мышкина М.С. Мотивационно-смысловая интенция как индикатор развития личности в условиях современного образовательного пространства II Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества I отв. ред. М.В. Наянова. Самара: ООО « Офорт», 2014. С. 120-125.
5. Сураева Г.З. Психологическое исследование мотивационно-смысловой сферы младших школьников II Прикладная психология. 2001. № 6. С. 79-88.
6. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 20 с.
References
1. Gudzovskaya A.A. Intellectual development and motivational and semantic intention. Problems of talent in the context of stable development of nature and society. M.V. Nayanova (ed.). Samara, OOO «Ofort», 2014, pp. 146-158 [in Russian]
2. Leontiev A.N. Selected psychological works: in 2 vol. Vol.1. M., Pedagogika, 1983 [in Russian]
3. Leontiev D.A. The problems of sense in psychology. ProbIema smysIa v naukakh o cheIoveke (k 100-letiiu Viktora Frankla): materialy mezhdunarodnoi konferentsii [The problem of sense in sciences about the man (to the 100th anniversary of Victor Francle): materials of International conference]. D.A. Leontiev (ed.). M., Smysl, 2005, pp. 36-49 [in Russian]
4. Myshkina M.S. Motivational and semantic intention as an indicator of development of personality in conditions of modern educational space. Problems of talent in the context of stable development of nature and society. M.V. Nayanova (ed.). Samara, OOO «Ofort», 2014, pp. 120— 125 [in Russian].
5. Suraeva G.Z. Psychological research of motivational and semantic sphere of primary schoolchildren. Prikladnaiapsikhologiia [Appliedpsychology], 2001, no. 6, pp. 79—88. [in Russian].
6. Suraeva G.Z. Psikhologicheskie osobennosti motivatsionno-smyslovoi intentsii lichnosti (sotsiokul'turnyi aspekt). Avtoref. dis. ...kand. psikhol. nauk [Psychological peculiarities of motivational and semantic intention of personality (social and cultural aspect). Extended abstract of Candidate's of Psychological Sciences thesis]. M., 2002, 20 p. [in Russian]
M.S. Myshkina*
PERSONAL MEANINGS OF INTENTION OF CONSTITUTION IN AN ORDINARY POLITICAL CONSCIOUSNESS OF MODERN STUDENTS
The article is devoted to the analysis of personal meanings of intention of Constitution in an ordinary political consciousness of modern students in conditions of variation of modern Russian higher education. The character of coincidence of official meanings and personal senses, their content peculiarities at students studying as bachelors and specialists are analyzed. It is shown that personal meanings of intention of constitution of students studying as specialists differ from the same ones of the students studying as bachelors, and the differences are in content variety, semantic accuracy and quantitative predominance. This implicitly characterizes them as much more active participants of specific substantial relations with the state power, indicates their quite adequate representations and estimates of political realities, more broad than at students studying as bachelors of civic position, more potential of political behaviour, realization of possibilities and responsibility for their adoption or refusal, for personal choice.
Key words: motivational and semantic intention of personality, personal meaning, meaning, ordinary political consciousness.
* Myshkina Marina Sergeevna ([email protected]), Department of Social Psychology, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.