Научная статья на тему 'Личностные предпосылки социальной профилактики'

Личностные предпосылки социальной профилактики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТИПЫ РЕАКЦИЙ / НЕДОСТАТКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Войнов Павел Николаевич

В данной статье представлены результаты сравнительного анализа отношения учащейся молодежи к собственным недостаткам, что является одной из важных предпосылок социальной профилактики девиантного поведения. Во внимание приняты возрастные, образовательные, поведенческие, а также гендерные различия. Выделены и рассмотрены семь типов поведенческих реакций активный, компромиссный, трансформационный, рефлексивный, защитный, депрессивный, пассивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Войнов Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные предпосылки социальной профилактики»

6 См.: Ахиезер, А. С. Россия : критика исторического опыта / А. С. Ахиезер. - М., 1990. - С. 62.

7 Лугина, Т. А. Гражданственность как компонент процесса социализации / Т. А. Лугинина // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. - Екатеринбург, 2000. - С. 177.

8 Там же. - С. 258.

П. Н. Войнов ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

В данной статье представлены результаты сравнительного анализа отношения учащейся молодежи к собственным недостаткам, что является одной из важных предпосылок социальной профилактики девиантного поведения. Во внимание приняты возрастные, образовательные, поведенческие, а также гендерные различия. Выделены и рассмотрены семь типов поведенческих реакций - активный, компромиссный, трансформационный, рефлексивный, защитный, депрессивный, пассивный.

Ключевые слова: учащаяся молодежь, девиантное поведение, типы реакций, недостатки.

Одной из важных предпосылок социальной профилактики девиантного поведения молодых людей является критическое отношение к своим личностным качествам и поступкам.

В данной статье представлены результаты сравнительного анализа отношения учащейся молодежи к собственным недостаткам. Исследование проводилось среди учащихся старших классов общеобразовательных школ (опрошено 150 респондентов), учащихся профессионально-технических училищ (93 респондента), студентов техникумов (131 респондент), студентов вузов (174 респондента). В исследовании участвовали также несовершеннолетние правонарушители, стоящие на учете в органах милиции (опрошено 50 респондентов).

Таким образом, были приняты во внимание возрастные, образовательные, поведенческие, а также гендерные различия молодых людей.

Сразу же отметим достаточно высокий показатель самокритичности учащейся молодежи. Две трети опрошенных (64,9 %) считают, что у них есть отдельные недостатки, дурные привычки. Проявляется такая зависимость: чем старше учащиеся и чем выше их образовательный статус, тем чувствительнее они к наличию или отсутствию у себя недостатков, тем критичнее их самооценка.

Сопоставляя ответы респондентов из группы риска (несовершеннолетних правонарушителей) с ответами основной группы опрошенных, заметим следующее: во-первых, сравнительно более низкую чувствительность к наличию или отсутствию у себя недостатков; во-вторых, для респондентов из группы риска характерно менее критичное отношение к собственным качествам и поступкам, нежели для респондентов из основной группы.

Осознание молодыми людьми собственных недостатков вызывает различные эмоциональные реакции: неудовлетворенность собой (20,0); безразличие

(8,9); стыд (12,5); вина (7,3); психологическое неудобство (дискомфорт - 12,5); комплекс неполноценности (5,5); гнев (11,5). Довольно много опрошенных (16,1 %) указали на то, что осознание ими своих недостатков вызывает различные реакции, а 20,9 % ответили, что никаких реакций у них не возникает.

Проявляются две значимые тенденции. Во-первых, с возрастом начинают преобладать сравнительно более умеренные реакции на собственные недостатки и, соответственно, ослабевать такие эмоциональные реакции, как чувства гнева, стыда и вины. Во-вторых, с возрастом же и повышением образовательного статуса усиливается комплекс неполноценности как личностная реакция на собственные недостатки.

Обратим внимание также на гендерные различия в эмоциональных реакциях респондентов. Сравнительно более высок уровень эмоциональности у девушек. Среди них относительно больше тех, у кого возникают различные реакции на свои недостатки. У юношей чаще возникают чувства гнева, вины и безразличия, у девушек - чувства стыда, психологического дискомфорта и неудовлетворенности собой, а также комплекс неполноценности.

В ответах молодых людей из группы риска заметны такие особенности: более низкий показатель чувствительности к своим эмоциональным состояниям; относительно более умеренная интенсивность эмоциональных реакций.

Осознание молодыми людьми своих недостатков вызывает не только эмоциональные, но и поведенческие реакции. Судя по результатам проведенного исследования, имеется несколько типов таких реакций (типов поведения): активный, компромиссный, трансформационный, рефлексивный, защитный, депрессивный, пассивный.

Активный тип поведения характеризуется желанием человека избавиться от своих недостатков, причем избавиться «сейчас и навсегда». Это достаточно радикальная, бескомпромиссная позиция человека по отношению к самому себе.

Компромиссный тип поведения отличается желанием человека найти компромисс между своими недостатками и их самовосприятием, а также восприятием со стороны окружающих. Поиски внутреннего компромисса связаны при этом с самокоррекцией поведения, отношений.

Трансформационный тип поведения характеризуется желанием человека переключиться на что-то другое и таким образом избавиться от неприятных мыслей и ощущений, связанных с осознанием и оценкой собственных недостатков.

Рефлексивный тип поведения отличает следующее: если человеку не удается избавиться от неприятных ощущений и горестных мыслей, он занят их затянувшимся переживанием.

Защитный тип поведения проявляется в поиске виноватых. Человек видит причину собственных недостатков в других людях или - в лучшем случае - в неблагоприятном стечении обстоятельств.

Депрессивный тип поведения характеризуется тем, что человек впадает в депрессию от осознания собственных недостатков и невозможности избавиться от них.

Пассивный тип поведения отличается тем, что осознание человеком собственных недостатков ни к чему его не побуждает, его поведение не изменяется.

Судя по данным социологического опроса, у учащейся молодежи преобладает активный тип поведения (57,5 %). Далее идет компромиссный тип поведения (15,3 %). Сравнительно много респондентов (12,6 %) придерживаются пассивного типа поведения. Относительно меньше распространены другие типы поведения.

Обнаруживаются такие зависимости. Чем выше образовательный статус

респондентов, тем сильнее проявляются у них активный и компромиссный типы поведения и ослабевает рефлексивный тип поведения. С повышением образовательного статуса также возрастает чувствительность к собственным поведенческим реакциям. Принимая во внимание гендерный фактор поведенческих реакций, заметим следующее. У девушек выше показатель чувствительности к собственным поведенческим реакциям. У них преобладают компромиссный, рефлексивный, депрессивный типы поведения; у юношей заметно больше выражен пассивный тип поведения.

Поведение молодых людей из группы риска отличается, во-первых, сравнительно более низким уровнем чувствительности к собственным недостаткам; более широким распространением пассивного и трансформационного типов поведения. Среди них относительно меньше тех, кто желает избавиться от собственных недостатков, стремится к самокоррекции поведения и межличностных отношений, а также тех, кто рефлексирует по поводу своих недостатков.

Три четверти опрошенных полагают, что у них есть недостатки, от которых хотелось бы избавиться. При этом девушки более чувствительны и критичны в отношении подобных недостатков, нежели юноши. Принимая во внимание ответы респондентов из группы риска, отметим у них более низкую чувствительность к избавлению от недостатков по сравнению с аналогичным показателем в основной группе.

Две трети обучающихся предпринимают определенные действия по избавлению от собственных недостатков, треть не предпринимает таких действий. Показатель активного отношения к избавлению от собственных недостатков относительно выше у девушек (73,7 % против 64,5 % у юношей). Заметно ниже он у молодых людей из группы риска (42,0 %).

Почти две трети опрошенных настроены оптимистически в отношении избавления от собственных недостатков. При этом среди юношей относительно больше пессимистически настроенных, а среди девушек - нечувствительных к результатам предпринимаемых действий. Судя по ответам молодых людей из группы риска, среди них больше пессимистически настроенных, а также нечувствительных к результатам собственных действий по самоизменению, самокоррекции.

Правомерно возникает вопрос о том, что побуждает молодых людей избавляться от недостатков. Их ответы на этот вопрос распределились следующим образом (в % к числу опрошенных): внутренние побуждения - 60,0; требования и ожидания окружающих - 9,3; «положение обязывает» - 7,8; внешние обстоятельства - 6,5; другое - 3,2; ничего не побуждает - 13,2. При этом у девушек более интенсивно проявляются внутренние побуждения, требования и ожидания окружающих, а также мотив «положение обязывает». На юношей сравнительно больше влияют «внешние обстоятельства». Среди них также больше тех, кого «ничего не побуждает» к самоизменению. Молодежь из группы риска отличается более слабой мотивированностью действий по избавлению от собственных недостатков.

Анализ мотивации действий, направленных на избавление от собственных недостатков, был бы неполным без рассмотрения того, чего не хватает молодым людям для успешного выполнения этих действий. Ответы респондентов на соответствующий вопрос приведены ниже (в % и порядке убывания значимости): силы воли - 27,8; смелости - 4,7; сильного желания - 26,6; осознания возможных последствий - 6,1; времени - 12,4; всего не хватает - 3,0; помощи со стороны -7,0; затруднились ответить - 25,8.

Данные проведенного опроса свидетельствуют о том, что юношам сравни-

тельно больше не хватает сильного желания и в какой-то мере силы воли; девушкам - смелости и помощи со стороны. Далее, и юношам, и девушкам не хватает в равной мере времени и осознания возможных последствий. И еще, среди юношей сравнительно больше тех, кому «всего не хватает», а среди девушек - тех, кто затруднился с идентификацией того, чего не хватает для избавления от собственных недостатков. Ответы молодых людей из группы риска отличаются, во-первых, сравнительно меньшей чувствительностью к факторам, мешающим избавиться от недостатков; во-вторых, сравнительно большим числом тех, кому «всего не хватает».

Завершая анализ отношения учащейся молодежи к собственным недостаткам, выделим его основные результаты, значимые для профилактики социальных отклонений.

Две трети учащейся молодежи признают за собой недостатки, дурные привычки. Их осознание вызывает чаще всего чувства неудовлетворенности собой, стыда, психологического неудобства. Вместе с тем, у пятой части молодых людей никаких эмоциональных реакций они не вызывают. Многообразие поведенческих реакций молодых людей на собственные недостатки позволяет выделить семь типов поведения - активный, компромиссный, трансформационный, рефлекивный, защитный, депрессивный, пассивный. Преобладают активный и трансформационный типы поведения. Три четверти опрошенных молодых людей полагают, что у них есть недостатки, от которых хотелось бы избавиться. Две трети предпринимают соответствующие действия по избавлению от них. Примерно столько же с оптимизмом оценивают результаты предпринимаемых усилий. Ведущим фактором целенаправленных самоизменений выступают внутренние побуждения. Для избавления от собственных недостатков не хватает молодым людям, прежде всего, силы воли и сильного желания.

В. В. Яровенко Е. В. Яровенко ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье изложены результаты социологического исследования девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях: преступности, проституции, алкоголизма и суицида.

Каждая из этих форм имеет свою специфику. Анализ количественных и качественных характеристик девиантного поведения необходим для выработки мер борьбы с этим социальным явлением.

Ключевые слова: девиация, подростковая преступность, проституция, алкоголизм, наркомания, суицид.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.