Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / УСПЕШНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шадрина Ксения Александровна

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с влиянием личностных особенностей старших подростков, занимающихся творчеством, на их успешность в творческом виде деятельности. Отдельно рассмотрены вопросы, связанные с такими личностными качествами, как самооценка и самооценочная тревожность. Было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого было выявлено, что существуют качественные различия в проявлении личностных особенностей при сравнении групп «успешных» и «неуспешных» представителей выборки, что подтвердило влияние особенностей личности на успешность. В результате исследования выявлены и наглядно продемонстрированы корреляционные связи между разными личностными особенностями внутри групп выборки, их различия и схожесть. Были даны описания полученных данных, а также обнаружен компенсаторный механизм, помогающий справиться с негативным эмоциональным состоянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шадрина Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF OLDER ADOLESCENTS AND THEIR INFLUENCE ON SUCCESS IN CREATIVE ACTIVITY

This article discusses issues related to the influence of the personal characteristics of older teenagers engaged in creativity on their success in creative activity. The issues related to such personal qualities as selfesteem and self-esteem anxiety are considered separately. An empirical study was conducted, during which it was revealed that there are qualitative differences in the manifestation of personality traits when comparing groups of “successful” and “unsuccessful” representatives of the sample, which confirmed the influence of personality traits on success. As a result of the study, correlations between different personality traits within the sample groups, their differences and similarities were identified and clearly demonstrated. Descriptions of the data obtained were given, and a compensatory mechanism was found to help cope with a negative emotional state.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Шаг в науку • № 2, 2022

УДК 159.9.072

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шадрина Ксения Александровна, студент, направление подготовки 37.03.01 Психология, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: keshadrina18@gmail.com

Научный руководитель: Логутова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: logutovae@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с влиянием личностных особенностей старших подростков, занимающихся творчеством, на их успешность в творческом виде деятельности. Отдельно рассмотрены вопросы, связанные с такими личностными качествами, как самооценка и самооценочная тревожность. Было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого было выявлено, что существуют качественные различия в проявлении личностных особенностей при сравнении групп «успешных» и «неуспешных» представителей выборки, что подтвердило влияние особенностей личности на успешность. В результате исследования выявлены и наглядно продемонстрированы корреляционные связи между разными личностными особенностями внутри групп выборки, их различия и схожесть. Были даны описания полученных данных, а также обнаружен компенсаторный механизм, помогающий справиться с негативным эмоциональным состоянием.

Ключевые слова: личностные особенности, успешность, творческая деятельность, самооценка, тревожность.

Для цитирования: Шадрина К. А. Личностные особенности старших подростков и их влияние на успешность в творческой деятельности // Шаг в науку. - 2022. - № 2. - С. 90-93.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF OLDER ADOLESCENTS AND THEIR INFLUENCE ON SUCCESS IN CREATIVE ACTIVITY

Shadrina Ksenia Alexandrovna, student, training program 37.03.01 Psychology, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: keshadrina18@gmail.com

Research advisor: Logutova Elena Vladimirovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Department of Social Psychology, Orenburg State University, Orenburg e-mail: logutovae@mail.ru

Abstract. This article discusses issues related to the influence of the personal characteristics of older teenagers engaged in creativity on their success in creative activity. The issues related to such personal qualities as self-esteem and self-esteem anxiety are considered separately. An empirical study was conducted, during which it was revealed that there are qualitative differences in the manifestation of personality traits when comparing groups of "successful" and "unsuccessful" representatives of the sample, which confirmed the influence ofpersonality traits on success. As a result of the study, correlations between different personality traits within the sample groups, their differences and similarities were identified and clearly demonstrated. Descriptions of the data obtained were given, and a compensatory mechanism was found to help cope with a negative emotional state. Key words: personality traits, success, creative activity, self-esteem, anxiety.

Cite as: Shadrina, K. A. (2022) [Personal characteristics of older adolescents and their influence on success in creative activity]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 2, pp. 90-93.

Творчество и творческая деятельность являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности, люди с такими способностями легче находят выход из сложных ситуаций, умеют решать нестан-

дартные задачи, генерируют новые идеи. Проведенное исследование посвящено изучению того, какие конкретные особенности личности влияют на успешность деятельности творческих людей.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. ^ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

© К. А. Шадрина, 2022

Основной акцент в исследовании сделан на изучение влияния такой особенности личности, как самооценка. Изучением самооценки занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, И. И. Чеснокова, А. В. Столыпина, Р. Бернс и другие деятели науки [2]. Множество исследований Томсона Д., Гилфорда Дж. П., Торренса Э. П., [3] Маслоу А., Пономарева Я. Л., Богоявленской Д. Б. [7] было посвящено творческой деятельности. Работы таких исследователей, как М. Селигмана, Ю. Э. Макаревской, Л. Е. Адамовой, А. А. Амбарцумян, С. И. Ефремовой, А. Г. Тульчинского посвящены успешности и неуспешности в деятельности [1].

Для сравнения личностных особенностей «успешных» и «неуспешных» представителей творческой деятельности было проведено исследование на базе МБУДО «Детская художественная школа» г. Оренбурга обучающихся старших классов в возрасте 15-18 лет (п = 23). Выборка была сформирована по объективному критерию наличия призовых мест в творческих конкурсах разного уровня: 1 группа «успешных» (51%) и 2 группа «неуспешных» (49%).

Для изучения личностных особенностей использовались следующие методики: методика диагностики самооценки Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна, направленная на изучение уровня самооценки, методика «Самооценка подростка» Г. Н. Казанце-

вой ориентирована на изучение уровня самооценки старшего подростка, методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша (в интерпретации А. М. Прихожан), изучала самооценочный уровень тревожности старших подростков, психодиагностический тест В. Мельникова, Л. Ямпольского, направленный на изучение личностных особенностей человека.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна по средним показателям для группы «успешных» равен 69 баллам, для группы «неуспешных» - 72 баллам. По методике Г. Н. Казанцевой результаты в средних значениях получились 2,25 баллов для группы «успешных» и 2,6 баллов для группы «неуспешных». Методика Р. Кондаша измеряет самооценочную тревожность, где у группы «успешных» в средних значениях она равна 14, а у группы «неуспешных» равна 11.

Таким образом, у группы «успешных» наблюдается самооценка в среднем ниже, а самооценочная тревожность выше в сравнении с группой «неуспешных». В дальнейшем исследовании упор сделан на группу «успешных», чтобы посмотреть, какие личностные особенности влияют на формирование более низкой самооценки и высокой тревожности [8].

Для определения внутригрупповых связей между личностными особенностями использовалась методика В. Мельникова, Л. Ямпольского.

Рисунок 1. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей у группы «успешных» по методике В. Мельникова, Л. Ямпольского.

(1 - невротизм, 2 - психотизм, 3 - депрессия, 6 - активность, 7 - робость, 8 - общительность, 9 - эстетическая впечатлительность, 10 - женственность, 11 - неуравновешенность, 12 - асоциальность, 13 - ин-троверсия, 14 - сензитивность)

Источник: разработано автором

Интерпретация полученных результатов по методике В. Мельникова, Л. Ямпольского:

- прямая корреляция, значимая на уровне 0,01 между невротизмом и неуравновешенностью, между ними высокая значимость и происходит взаимное увеличение или уменьшение обоих критериев. Невротизм - близость к понятиям нерешительность, неуверенность в себе, психическая невыно-

сливость. Термин «неуравновешенность» есть уровень тревожности, дезадаптации, потеря контроля над влечениями;

- прямая корреляция на уровне 0,01 прослеживается между невротизмом и депрессией, они имеют высокую значимость между собой и взаимное увеличение или уменьшение. Депрессия - измерение глубины субъективных переживаний, ко-

Шадрина К. А.

торые возникают на фоне сниженного настроения;

- прямая корреляция на уровне 0,01 есть между робостью и депрессией, они имеют высокую значимость между друг другом и взаимное увеличение или уменьшение. Где робость есть фиксация таких качеств личности, как пассивность-решительность, неуверенность-уверенность, боязливость-смелость;

- прямая корреляция на уровне 0,01 существует между неуравновешенностью и депрессией, что значит, что они имеют высокую значимость между собой и взаимное увеличение или уменьшение;

- прямая корреляция на уровне 0,01 есть между эстетической впечатлительностью и активностью, критерии имеют друг с другом высокую значимость и взаимное увеличение или уменьшение. Эстетическая впечатлительность - чувствительность к эстетическим и художественным ценностям. Активность - уровень энергичности личности;

- обратнопропорциональная корреляция на уровне 0,01 есть между женственностью и асоци-альностью, которые имеют высокую значимость между собой, где при возрастании одной происходит уменьшение другой. Женственность - степень идентификации личности с женской ролью. Асоциальность - оценка социальной приспособленности, содержащая склонность к трудностям в социальной адаптации, негативным отношениям к требованиям;

- прямая корреляция на уровне 0,01 имеет интроверсия - робость, представляющая высокую значимость между собой, где происходит взаимное возрастание и уменьшение. Интроверсия - степень социальной контактности личности, где она заметно снижена;

- обратнопропорциональная корреляция на уровне 0,01 есть между интроверсией и общительностью, которые имеют высокую значимость между собой, где при возрастании одной происходит уменьшение другой. Общительность - уровень широты и интенсивности общения;

- прямая корреляция на уровне 0,01 прослеживается между сензитивностью и активностью, которые имеют высокую значимость между собой, где происходит взаимное возрастание и уменьшение. Сензитивность - измерение тонкости эмоциональных переживаний, фиксирует чувствительность, ранимость, артистичность, учтивость, вежливость, деликатность;

- прямая корреляция на уровне 0,01 прослеживается между сензитивностью и эстетической впечатлительностью, которые имеют высокую значимость между собой, где происходит взаимное возрастание и уменьшение;

- прямая корреляция на уровне 0,05 есть

между психотизмом и робостью, которые имеют значимость друг с другом, происходит взаимное возрастание и уменьшение. Психотизм - степень психической адекватности личности, фиксируется отчужденность от среды, замкнутость, напряжение, недоступность для общения с окружающими [4];

- обратнопропорциональная корреляция на уровне 0,05 есть между психотизмом и общительностью, которые имеют значимость друг с другом, где при возрастании одного происходит уменьшение другого;

- прямая корреляция на уровне 0,05 есть между психотизмом и общительностью, которые имеют значимость друг с другом, происходит взаимное возрастание и уменьшение;

- обратнопропорциональная корреляция на уровне 0,05 есть между депрессией и общительностью, которые имеют значимость друг с другом, где при возрастании одной происходит уменьшение другой;

- прямая корреляция на уровне 0,05 есть между депрессией и интровертностью, которые имеют значимость друг с другом, происходит взаимное возрастание и уменьшение;

- обратнопропорциональная корреляция на уровне 0,05 есть между робостью и общительностью, которые имеют значимость друг с другом, где при возрастании одной происходит уменьшение другой;

- прямая корреляция на уровне 0,05 есть между неуравновешенностью и робостью, которые имеют значимость друг с другом, происходит взаимное возрастание и уменьшение [6].

Данные корреляционные связи могут свидетельствовать о том, что наиболее «успешная» группа людей, занимающихся творчеством, характеризуется неуравновешенностью, повышенным невротизмом, склонностью к депрессии. [5] Результаты показывают особенности сферы коммуникации группы «успешных» старших подростков, занимающихся художественной деятельностью. Для них характерна склонность к интроверсии, которая имеет прямую связь с такими характеристиками, как робость, застенчивость. Испытуемые характеризуются тонкостью эмоциональных переживаний, чувствительностью, ранимостью, поэтому мы можем предположить, что занятие творчеством и результативность в творческой деятельности являются своеобразным компенсаторным механизмом, обеспечивающим реализацию своих потенциальных способностей и возможностей в социуме. Косвенным подтверждением результатов исследования является консультация с «успешными» испытуемыми, которые подтверждают, что через творчество им легче выражать собственные чувства, избавляться от отрицательных эмоций и комплексов.

Литература

1. Абдуллаева И. Д. Подходы в зарубежной психологии к изучению успешности жизнедеятельности человека // Современное образование. - 2014. - № 10. - С. 46-49.

2. Алейникова А. А. Влияние самооценки на жизнедеятельность людей // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 4. (44). - С. 54-57.

3. Белов М. В., Новиков Д. А. Структура методологии комплексной деятельности // Онтология проектирования. - 2017. - Т. 7. - № 4(26). - С. 366-387.

4. Вишняков А. И. Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов общеобразовательной школы // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN519.pdf (дата обращения: 29.04.2022).

5. Дементий Л. И. Нечепоренко О. П. Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей // Вестник Омского университета. - 2011. - № 2(60). - С. 277-284.

6. Пакулина С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в ВУЗе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 88. -С. 23-32.

7. Ракович Н. К. Психодиагностический тест (ПДТ) В. Мельникова, Л. Ямпольского // Практикум по психодиагностике личности. - 2002. - С. 75-91.

8. Талеева А. С. Творческая деятельность в художественном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-3. - С. 186-189.

Статья поступила в редакцию: 01.05.2022; принята в печать: 01.06.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.